Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Резюме

Для того чтобы модернизация страховой отрасли была успешной, существенные изменения должны претерпеть модели бизнеса страховщиков. Вместо безудержного наращивания взносов компаниям предстоит сконцентрироваться на вопросах прибыльности и лояльности клиентской базы. Такая стратегия, в конечном счете, приведет к более устойчивому и долгосрочному росту.

Нереализованный потенциал: наибольшие перспективы роста в долгосрочной перспективе имеют добровольные виды страхования (до 500 млрд. рублей) и продажи в рамках финансового супермаркета (до 200 млрд. рублей). В обоих случаях конкурентные преимущества получат компании, имеющие репутацию надежного партнера, высокий уровень сервиса и гибкую продуктовую линейку. Значительным потенциалом роста спроса на страхование обладают сегменты с высоким уровнем недострахования - рынок страхования жизни, страхования имущества физических лиц (немоторные виды), страхования малого и среднего бизнеса и региональные страховые рынки. Спрос на услуги страховщика как части финансового супермаркета компании могут создать для себя сами через продуктовые инновации – совместные продукты с другими финансовыми институтами.

Новая модель: модернизация бизнеса страховой компании предполагает смещение фокуса от посредников к страхователям, контроль убыточности и поддержание высокой репутации, рост портфеля за счет новых продуктов, пролонгаций и кросс-продаж. Важнейшей задачей, стоящей перед страховщиками на ближайший год, является модернизация бизнес-процессов (переход от модели среднего бизнеса к модели крупного бизнеса). Об этом говорит тот факт, что в числе основных направлений инвестиций в развитие бизнеса страховщики называют вложения в технологии и персонал, а не в маркетинговую политику.

Капитальная проблема: значительные ограничения по росту взносов в результате недостатка капитала имеют более половины крупнейших российских страховщиков. При этом из 17 опрошенных «Эксперт РА» компаний-лидеров рынка о своих планах по поиску стратегического инвестора рассказали 3 компании (МАКС, Группа «Ренессанс Страхование», «Энергогарант), планы по выходу на IPO есть у 2 страховщиков (Росгосстрах и АльфаСтрахование). На фоне роста инвестиционной привлекательности крупных страховщиков и при условии повышения уровня транспарентности, надежности и рентабельности бизнеса у них есть все шансы найти подходящего инвестора. Выход на IPO пока затруднителен из-за нестабильности на фондовом рынке. Кроме того, использование такого сложно инструмента как IPO представляется неэффективным, пока не исчерпаны возможности для M&A.

Кризис 2009 года скорректировал целевые ориентиры страховых компаний, вынудив их, помимо наращивания сборов, ориентироваться еще и на показатели убыточности страхового бизнеса и рентабельности собственных средств. В текущих условиях возрастает значимость еще одного целевого ориентира – репутации компании как надежного партнера. Хорошая репутация в ближайшие годы станет важнейшим нематериальным активом страховой компании, ее конкурентным преимуществом, как в глазах потенциальных страхователей, так и в глазах потенциальных инвесторов и кредиторов.

Целевые ориентиры

  • Положение на рынке / объем собранной страховой премии.
  • Рентабельность / убыточность.
  • Репутация (надежность и клиентоориентированность).

Российские страховщики имеют значительные перспективы роста страховых премий – следствия их сильных сторон и открывшихся перед ними возможностей.

«Эксперт РА» выделяет следующие возможные точки роста страховых взносов:

  1. Обязательные и вмененные виды страхования (в краткосрочном периоде) - обязательное страхование ОПО, сельскохозяйственное страхование, обязательное страхование ответственности перевозчиков (если будет принят соответствующий закон), ОСАГО (если будут повышены страховые суммы и тарифы). Так как список лидеров в новых видах страхования еще не определился, то практически у любой компании есть шанс побороться за ведущие позиции на этих рынках. В рамках принятой нормативной базы потенциал прироста взносов в обязательных и вмененных видах страхования ограничивается 50 млрд. рублей
  2. Кросс-продажи (в среднесрочной перспективе). Существенные резервы для роста взносов содержит в себе работа с уже существующей клиентской базой, в том числе развитие кросс-продаж. В частности для корпоративных клиентов страховщики могут продвигать риск-менеджмент как услугу, предполагающую комплексное страхование.
  3. Продажи в рамках финансового супермаркета (в долгосрочном периоде). В этом сегменте страховщики сами будут создавать для себя спрос через продуктовые инновации – совместные продукты с другими финансовыми институтами. Основы для будущего финансового супермаркета создаются уже сейчас (некоторые примеры):
    1. Банк + страховщик. В 2011 году свои страховые компании приобрели Сбербанк и Россельхозбанк, в последние годы активно развивалась дочерняя компания банка ВТБ, поднявшаяся в рэнкинге «Эксперт РА» с 38-го места за 1-е полугодие 2008 года до 17-го места за 1-е полугодие 2011 года. В 2011 году крупнейшая страховая компания Росгосстрах дала свое имя банку (Русь-Банк был переименован в Росгосстрах-банк).
    2. НПФ + страховщик. Многие страховщики жизни работают в паре с НПФами («Ренессанс Жизнь» и НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии», «Дженерали ППФ Страхование жизни» и НПФ «Дженерали ППФ»), сокращая тем самым операционные расходы.
    3. УК + страховщик. Собственная управляющая компания есть у компании «Ингосстрах» (УК «Ингосстрах-Инвестиции»).
  4. Добровольное страхование – сегменты с низким уровнем проникновения страхования (в долгосрочном периоде). Потенциал рынка добровольного страхования не имеет жесткого ограничения и зависит от развития экономики и активности самих страховых компаний. Высокий уровень недострахования на рынках страхования жизни, страхования имущества физических лиц (не-мотор), страхования малого и среднего бизнеса и на региональных страховых рынках открывает большие возможности для роста страховых взносов. Для крупных компаний, имеющих значительную емкость и высокие рейтинги надежности, перспективным является также рынок входящего перестрахования, в том числе рисков, принимаемых из-за рубежа. Потенциальный объем прироста взносов за счет добровольного страхования может достигнуть 300-500 млрд. рублей.

График 1. Потенциал роста взносов в отдельных сегентах рынка

Источник: «Эксперт РА»

  1. M&A позволяют в сжатые сроки существенно нарастить объем бизнеса отдельной страховой компании. По мнению «Эксперт РА», наиболее популярными компаниями-целями могут стать корпоративные страховщики с опытом работы на рынке ОПО, имеющие хорошие финансовые показатели, но испытывающие трудности с достаточностью капитала, и региональные компании, обладающие хорошим брендом в рамках своего региона. Помимо M&A, требующих значительные инвестиции и таящих в себе существенные риски, более легкий способ наращивания рыночной доли - привлечение команд продавцов, имеющих свою клиентскую базу.

Чтобы реализовать открывшийся потенциал рынка, российские страховщики должны изменить модель бизнеса, нейтрализовав свои слабые стороны.

Таблица 1. Сравнение старой и новой моделей ведения бизнеса страховых компаний

  Старая модель Новая модель
Маркетинг Экстенсивное развитие. Ставка на вмененные и обязательные виды страхования, важны продажи, а не пролонгации Интенсивное развитие. Ставка на кросс-продажи, высокий уровень пролонгаций, формирование спроса через инновации
Целевой «потребитель» В центре внимания – страховой посредник (банк, дилер, сетевой агент). Отсюда крайне высокие комиссии страховым посредникам, низкое внимание к качеству сервиса и выплатной политики В центре внимания – страхователь. Отсюда ставка на развитие прямых продаж, гибкая и удобная для страхователя линейка страховых продуктов, организация единого федерального колл-центра и поддержка удобного сайта в Интернете, прозрачная и честная выплатная политика
Конкурентные преимущества Низкие тарифы и высокая комиссия. Отсюда высокие убыточность и расходы на ведение дела Надежность и стабильность. Отсюда широкое использование рейтингов, развитие риск-менеджмента, повышение надежности и транспарентности.

 

Уровень сервиса. Отсюда предложение дополнительных услуг, создание службы качества

Факторы, определяющие стоимость компании Мультипликатор ко взносам. Отсюда демпинг как по тарифам, так и по комиссиям NPV (net present value), то есть учет потенциальной рентабельности бизнеса
Тип бизнеса Средний бизнес. Отсюда нерегламентированные бизнес-процессы, фрагментированная IT-система Крупный бизнес. Отсюда – потребность в регламентации и централизации бизнес-процессов, развитии IT-технологий, введении электронного документооборота, тиражировании бизнес-процессов

Источник: «Эксперт РА»

Схема. Компании, сделавшие ставку на рост взносов любой ценой, уже в среднесрочном периоде столкнутся с существенным ограничением роста страховых премий

(+) обозначает положительную связь между элементами

(-) обозначает отрицательную связь между элементами

Источник: «Эксперт РА»

Схема. Компания, выбравшая в качестве целевых ориентиров не только рост взносов, но и высокую рентабельность и хорошую репутацию, в конечном счете будет наращивать взносы более высокими темпами

Источник: «Эксперт РА»

Важнейшей задачей, стоящей перед страховщиками на ближайший год, является модернизация бизнес-процессов (переход от модели среднего бизнеса к модели крупного бизнеса). Об этом говорит тот факт, что в числе основных направлений инвестиций в развитие бизнеса называются вложения в технологии и персонал, а не в маркетинговую политику.

График 2. Основные направления инвестиций в развитие бизнеса

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет 17 страховщиков – лидеров рынка

О смещении фокуса страховщиков в сторону страхователей говорит тот факт, что во многих компаниях за последние несколько лет открылись службы контроля качества. Тем не менее, такие службы есть еще не во всех компаниях-лидерах рынка.

График 3. Наличие службы контроля качества в страховых компаниях - лидерых рынка.

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет 17 страховщиков – лидеров рынка

Смена модели бизнеса и быстрое наращивание страховых взносов возможны при решении проблемы с нехваткой капитала.

Из 17 опрошенных «Эксперт РА» компаний-лидеров рынка о своих планах по поиску стратегического инвестора рассказали 3 компании, планы по выходу на IPO есть у 2 страховщиков. На фоне роста инвестиционной привлекательности крупных страховщиков и при условии повышения уровня транспарентности, надежности и рентабельности бизнеса у них есть все шансы найти подходящего инвестора. Выход на IPO пока затруднителен из-за нестабильности на фондовом рынке. Кроме того, использование такого сложно инструмента как IPO представляется неэффективным, пока не исчерпаны возможности для M&A.

Таблица 2. Планы российских страховщиков по привлечению капитала

  Коэффициент достаточности собственных средств, 2010 год Источник капитала (планы на ближайшие 3 года)
АльфаСтрахование 40,2% Публичное размещение акций
Группа «МАКС» 27,5% Поиск стратегического инвестора
Группа Ренессанс Страхование 35,1% Поиск стратегического инвестора
Группа «Росгосстрах» 26,0% Публичное размещение акций
Энергогарант 51,4% Поиск стратегического инвестора

Источник: «Эксперт РА» по данным опрошенных страховщиков – лидеров рынка

Государство также должно содействовать повышению уровня капитализации российского страхового рынка. Иначе российские страховщики превратятся в брокеров, передающих значительный объем премий в перестрахование на запад.

Государство может использовать следующие инструменты для повышения уровня капитализации страхового рынка:

  • Разрешение использования субординированных кредитов (формирование капитала второго уровня).
  • Налоговые льготы при реинвестировании прибыли.
  • Стимулирование развития сострахования.
  • Создание крупного игрока на перестраховочном рынке.

Помимо определения направлений развития, стратегии российских страховщиков должны содержать механизмы снижения влияния внешних угроз, стоящих перед рынком. На нейтрализацию этих угроз должна быть также направлена политика государства в сфере страхования.

Таблица 3. Пути снижения влияния угроз, стоящих перед страховым рынком

Угроза Действия страховой компании Действия государства
Нестабильность на мировых финансовых рынках Минимизация инвестиций в фондовый рынок и объекты инвестиций с высокими кредитными рисками, управление валютными рисками и рисками ликвидности Усиление надзора за финансовой устойчивостью страховых компаний, в том числе использование стресс-тестирования (проверка качества активов, уровня ликвидности). Ограничение роста компаний, испытывающих финансовые затруднения
Недостаточно высокое качество надзора за страховыми компаниями Развитие системы управления рисками, повышение уровня финансовой устойчивости, формирование имиджа надежного партнера Повышение прозрачности надзора и качества используемой информации: введение МСФО, актуарного аудита, проверка качества активов на неотчетные даты, повышение оперативности предоставления информации. Обновление системы нормативов для страховых компаний (расчет показателей ликвидности, ограничение по собственному удержанию, вложениям в связанные стороны, внебалансовым обязательствам, валютным рискам). Акцент на раннее предупреждение банкротства и минимизацию негативных последствий ухода страховщика с рынка
Отсутствие надзора за страховыми посредниками Усиление контроля за деятельностью страховых посредников – партнеров (создание секьюрити-листов, использование гарантийных депозитов), развитие прямых продаж с целью снижения зависимости бизнеса от страховых посредников Создание реестра и системы аттестации страховых агентов, введение квалификационных и финансовых требований к страховым брокерам, определение и четкое разграничение зоны ответственности страховых посредников и страховщиков
Демпинг Использование адекватных страховых тарифов, разумное ограничение комиссий страховым посредникам Введение актуарного аудита, контроль показателей убыточности (ограничения на развитие бизнеса при высоких показателях убыточности)
Мошенничество Создание служб по борьбе со страховым мошенничеством, использование IT-технологий для выявления признаков страхового мошенничества Создание условий невыгодности недобросовестного поведения для участников страхового рынка, ужесточение ограничений на профессию, изменение уголовного кодекса (введение понятия «страховое мошенничество») и судебной практики

Источник «Эксперт РА»

 

Коэффициент рассчитывается как отношение собственных средств на конец года к взносам-нетто за год.



Исследования по теме
Итоги 2016 года на страховом рынке: удержались от падения
16.03.2017
После трехлетнего замедления страховой рынок показал максимальный прирост за последние четыре года (15,3% за 2016 год). В то же время без учета сегмента страхования жизни темпы прироста взносов составили всего 7,9%. В результате двухгодичного падения взносов страхование автокаско за 2015–2016 годы недосчиталось в совокупности 50 млрд рублей премии, опустившись в топ-3 сегмента страхового рынка со второй на третью позицию. Опережающие темпы роста страхования жизни и увеличение веса страховщиков жизни в общем объеме премий повлияли на концентрацию страхового рынка. По базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2017 году темпы прироста взносов составят 13–14%, объем рынка – 1,33–1,35 трлн рублей. Без учета страхования жизни рынок вырастет на 7–8% до уровня 1,03–1,045 трлн рублей.
Прогноз развития страхового рынка в 2017 году: сдержанный оптимизм
27.12.2016
Динамика страхового рынка в 2017 году будет находиться под влиянием умеренно-позитивных тенденций: без учета рынка страхования жизни российский страховой рынок в 2017 году вырастет на 8-9%. Благоприятное влияние на темпы прироста взносов будут оказывать восстановление темпов роста ВВП, снижение банковских ставок и продвижение коробочных продуктов.
Электронные технологии в страховании: диджитал-трансформация
13.12.2016
В 2017 году не менее 73% страховщиков планируют внедрить новые высокотехнологичные решения, не менее четверти – разработать или усовершенствовать клиентские дистанционные сервисы продажного и постпродажного обслуживания. По оценкам RAEX (Эксперт РА), на сегодняшний день только 5% страховщиков предоставляют своим клиентам возможность запустить процесс урегулирования при помощи мобильных приложений. Доля компаний, предлагающих продукты с использованием телематических устройств, на российском страховом рынке составляет всего 13%. Мы ожидаем, что начало обязательных продаж электронных полисов ОСАГО при отсутствии потрясений на страховом рынке может многократно увеличить объемы директ-страхования в 2017 году.
Статьи экспертов по теме
Полис сбросил скорость
17.11.2015 / Наталья Данзурун
Наибольшее сокращение взносов произошло в автокаско
Стагнация продолжается
25.08.2015 / Наталья Данзурун
В 2014 году параметры российского страхового рынка определяла сложная макроэкономическая ситуация. Волатильность курса рубля, расширение санкций против России и нестабильность на банковском рынке ужесточили внешние условия работы страховщиков. В результате после бурного роста страхового рынка в 2011-2012 годах (темпы прироста составляли 19,2 и 21,7%), в 2013-2014 годах рынок резко замедлился - темпы прироста страховых взносов составили 11,8 и 9,2% соответственно.
В ожидании пруденциального надзора
17.03.2014 / Александр Гущин
Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
11
октября
2017
Цель проекта- способствовать поступательному развитию страхования жизни в России
14
декабря
2016
Цель проекта: Выявить эффективность внедрения электронных технологий для повышения рентабельности и конкурентных преимуществ на российском страховом рынке
5
октября
2016
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.