Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Обзор подготовили:
Директор департамента рейтингов финансовых институтов (ДРФИ)
Павел Самиев

Руководитель направления рейтингов страховых компаний ДРФИ
Алексей Янин

Рост объемов: по оценкам «Эксперта РА», реальный рынок страхования (без учета схемных операций) по итогам 2007 года вырос не менее чем на 35% (в 2006 году рост составлял 40%). Реальный рынок страхования рос быстрее, чем объем совокупной премии, учитываемой официальной статистикой (по предварительной оценке «Эксперта РА», прирост по официальным данным за 2007 год составит 25%).

Ужесточение борьбы со схемами: уже в первые месяцы нового года следует ожидать отзыва лицензий у ряда страховых и перестраховочных компаний, злоупотребляющих «неправильным» перестрахованием. По оценке «Эксперта РА», в группе риска не менее 30 компаний.

Сейчас страховщики, у которых еще остались в структуре перестрахования сомнительные операции, отказываются от них, чтобы в 2008 году их отчетность была чистой. Мы как рейтинговое агентство уделяем повышенное внимание данному процессу и готовы резко снижать рейтинги компаниям, которые не минимизируют подобную деятельность.

Структура рынка: как и следовало ожидать, обязательные виды растут быстрее добровольных, но этот рост происходит в основном за счет увеличения финансирования государством медицины через систему ОМС, являющуюся фактически не страхованием, а механизмом распределения бюджетных средств.

В структуре рынка, очищенной от налоговой оптимизации, преобладали ранее обязательные виды. По нашему мнению, такая модель принесла значительную пользу и рынку, и экономике, и населению. Развитие страховой культуры и обеспечение защиты от рисков во многих странах сначала базировались именно на вмененном или обязательном страховании.

Тем не менее 2007 год показал, что российский рынок уже достаточно развит, для того чтобы именно добровольные виды страхования вышли на первое место в его развитии.

Резкий рост премий по ОМС: по итогам 2007 года прирост прогнозируется на уровне 40%, но иллюзий относительно будущего этого сегмента испытывать не стоит. Очевидно, что развитие системы ОМС зашло в тупик, и требуется ее кардинальное реформирование, и чем скорее, тем лучше.

Активизация иностранцев на рынке: в 2007 году на рынке произошли заметные сделки с участием иностранцев. Наиболее крупные из них – покупка «Альянсом» РОСНО вместе с «Прогресс-Гарантом» и приобретение «Цюрихом» компании «НАСТА». Обе сделки должны оказаться достаточно удачными, обе компании претендуют в будущем на лидерские позиции. Однако если в случае с РОСНО «Альянсу» не придется существенно трансформировать бизнес-процессы и организацию (они уже выстраивались изначально с учетом опыта «Альянса»), то с компанией «НАСТА» интеграция будет более болезненной. Это, конечно, не показатель каких-либо проблем – и «Цюрих», и НАСТА по отдельности обладали на момент слияния отличными показателями, финансовыми, качественными, но разными по формату бизнес-процессами, инфраструктурой. Насколько интеграция новых принципов будет успешной, настолько оправдаются амбициозные планы акционеров и менеджмента. Мы склонны оценивать перспективы оптимистично, несмотря на временные трудности (в том числе уход некоторых менеджеров).

Объявление о продаже компании «РЕСО-Гарантия». Под самый конец 2007 года было объявлено о рекордной (с точки зрения как абсолютной суммы, так и мультипликаторов) сделки по приобретению пакета 36,7% акций РЕСО-Гарантии за 810 млн евро французской компанией AXA. Причем через 4 года возможен выкуп оставшейся части – тогда AXA получит полный контроль над компанией. Пока по этой сделке много неясностей – будет ли кредит от AXA (о котором также договорились стороны) направлен на рефинансирование кредита от Dresdner Bank или на иные цели (скорее всего, первый вариант), будет ли репозиционирование и смена бренда (опять-таки до 2011 года это маловероятно), каковы условия опциона (рыночная доля, место на рынке, рентабельность, комбинированный коэффициент убыточности и иные соотношения определенных уровней – это возможные варианты). Очевидны лишь две вещи. Во-первых, AXA получила отличный шанс стать в России одним из лидирующих страховщиков (с претензией даже на первое место) на базе достаточно известного бренда и мощной агентской сети (осталось внедрить наиболее современные технологии и поработать над минимизацией издержек, а также дать ресурсы для дальнейшей экспансии). Во-вторых, акционеры РЕСО получили очень неплохую сумму за проданный пакет – актив оказался крайне привлекательным именно для стратегического инвестора, поэтому и цена входа оказалась выше ожиданий. Но это оправдано: довольными остались и продавцы, и покупатели.

Бум сотрудничества с банками: банки превратились в один из самых эффективных каналов продаж. Через банки продаются практически все розничные виды и ряд корпоративных: автокаско, ОСАГО, страхование от НС, страхование жизни заемщиков, титульное страхование, страхование банковских рисков – эти направления растут значительными темпами. Если в 2006 году объем премий, собранных по банковским программам или по страхованию непосредственно банковских рисков, достиг 1 млрд долл., по оценкам «Эксперта РА», то по итогам 2007 года он может достигнуть 3 млрд долл., что превысит самые оптимистичные прогнозы прошлого года.

Необходимость аккредитации страховых компаний: входной билет на рынок банковского страхования – аккредитация при крупных и средних банках. В течение 2007 года против аккредитации активно выступала ФАС, особенно после протестов ряда оставшихся за бортом мелких страховщиков, не удовлетворивших требованиям банков. Вопрос до сих пор окончательно не решен, но ФАС поменяла свое мнение на менее радикальное, рассматривая возможность официально разрешить отбор надежных контрагентов, формализовав правила и сделав их более прозрачными и рыночными. Это позволит страховым компаниям и банкам эффективно организовать бизнес, не нарушив при этом права ни банков, ни заемщиков, ни страховых компаний.

Важнейшее значение приобрела и аккредитация при АИЖК, основным требованием для которой становится наличие рейтинга надежности международных агентств или «Эксперта РА».

Региональная экспансия превратилась одновременно в источник роста и проблем. Объемы сборов в регионах растут высокими темпами, отдача от филиальных сетей, сформированных несколько лет назад, наконец-то проявилась в реальном росте бизнеса. Однако многие филиалы еще не вышли на точку окупаемости, маржа остается невысокой, в деятельности филиальных сетей преобладает убыточное автострахование, страдает контроль за деятельностью филиалов, а их руководители периодически переходят из компании в компанию, точно также как и страховые агенты. Существенные ограничители роста филиальных сетей: демпинг, высокие комиссии агентам, резкий рост убыточности, рост РВД и зарплат, неурегулированность бизнес-процессов, общая неэффективность.

Резкий рост убыточности превратился в реальную угрозу. У многих компаний розничный бизнес генерирует убытки. Специалисты «Эксперта РА» отмечают нарастание проблем, связанных с ростом убыточности, у многих страховых компаний. Недавний отзыв рейтинга надежности «Эксперта РА» у компании «Рекон» связан в том числе и с этим.

Обязательное лицензирование брокеров. Сенсаций не произошло: все основные перестраховочные брокеры благополучно получили лицензии, хотя некоторые и с небольшим опозданием. Ряд небольших розничных брокеров, особенно специализирующихся на автосалонах, предпочли переквалифицироваться в агентов, чтобы избежать необходимости сдавать отчетность.

Приняты поправки в закон об ОСАГО – рынок в ожидании кризиса. Наиболее значимыми для рынка новшествами стали упрощение процедуры оформления ДТП («европейский протокол») и введение системы прямого урегулирования убытков. Данные поправки активно лоббировались страховым сообществом и станут значительным шагом навстречу страхователям. Надо отметить следующее: предлагая эти новации, страховые компании и РСА предполагали, что повышение качества услуг и расширение ответственности будут соответствующим образом компенсироваться повышением тарифов. Однако законодатель решил по-другому: удобство и ответственность увеличиваются без изменения тарифов. В результате страховщики оказались в патовой ситуации. Уже очевидно, что обратного хода нет, и законодательные новации приведут к резкому росту убыточности. По мнению аналитиков «Эксперта РА», к 2009 году убыточность в ОСАГО (с учетом РВД) в целом по рынку превысит 120%, т. к. после принятия данных поправок однозначно можно ожидать увеличения числа заявленных мелких убытков и всплеска страхового мошенничества. Введение системы прямого урегулирования убытков будет также стимулировать страховщиков увеличивать выплаты «своим» клиентам. Участники рынка ОСАГО разделятся на три группы. Первая группа – 5-6 страховщиков федерального уровня – будет работать на рынке ОСАГО еще несколько лет, компенсируя убытки в данном виде страхования прибылью по иным видам, используя кросс-продажи. Страховщики первой группы будут отдавать себе отчет в том, что ОСАГО – неприбыльный бизнес сам по себе, неизбежное зло. Вторая группа – наиболее многочисленная, включающая в основном компании среднего уровня, – сразу или спустя 1-1,5 года откажется от лицензий на ОСАГО. Об этом уже заявили некоторые страховщики. И третья группа – в основном небольшие региональные компании – будет генерировать убытки по ОСАГО, причем в прогрессии. Это в конечном счете закончится их разорением либо (что в масштабах государства не менее плохо) задерживанием выплат, ухудшением качества обслуживания и, как следствие, недовольством страхователей и дискредитацией страхового рынка. Кризис данного сегмента может сильно затруднить дальнейшее развитие розницы, неосвоенных сегментов, таких как страхование имущества физлиц и личное страхование. По прогнозам «Эксперта РА», в течение года как минимум 10-15 компаний могут сдать лицензии на ОСАГО и выйти из РСА.

Чего еще можно ожидать в 2008? Осенью законодатели вернутся к рассмотрению законопроекта о страховании ответственности владельцев предприятий-источников повышенной опасности. Возможно, будут объявлены несколько крупных сделок: с участием Росгосстраха, Согаза, Столичной страховой группы, ЖАСО, «Спасских ворот» и нескольких других средних и крупных компаний.

Продолжит свой бурный рост страхование при кредитных программах (залоги, жизнь и здоровье заемщика, ипотечные риски), но вектор развития сильно зависит от действий ФАС и других регуляторов. Мы ожидаем официального установления рекомендуемой процедуры аккредитации страховых компаний банками.

Прирост реального рынка по итогам следующего года может составить порядка 35% – в основном за счет розницы и среднего бизнеса, как это было в 2007 году.

Обсудить на форуме



Исследования по теме
Будущее страхового рынка: использовать возможности
17.11.2015
В 2014–2015 годах российский страховой рынок вместе с национальной экономикой испытывает серьезные трудности: темпы прироста взносов сократились (на 6,1 п. п., до 2,1% в 1 полугодии 2015 года) и стали ниже инфляции, убыточность выросла (101,1% по итогам 2014 года, 99,9% в 2013 году), усилилось давление со стороны других финансовых рынков (в том числе фондового, валютного и банковского). При этом ужесточают внешние условия работы страховщиков сложная макроэкономическая ситуация, зарубежные санкции против России и усиление контроля со стороны регулятора.
Обзор «Результаты опроса страховых компаний на форуме «Будущее страхового рынка»: борьба с убыточностью»
11.12.2014
Большинство участников опроса прогнозирует стагнацию страхового рынка: 53% респондентов считают, что темпы прироста взносов в 2015 году сократятся и не превысят 5%. При этом около трети опрошенных в качестве основной угрозы для развития страховой отрасли выделяют деятельность «автоюристов», а более половины (52%) респондентов считают, что реальный комбинированный коэффициент убыточности с учетом судебных расходов превышает 103%. Наибольшее позитивное влияние на рынок автострахования может оказать продвижение продуктов с франшизой (38% опрошенных) и снижение комиссии посредникам (32%).
Итоги 1 полугодия 2014 года на страховом рынке: стагнация вместо падения
19.09.2014
Негативные тенденции на рынке страхования замедлились - квартальные темпы прироста страховых взносов стабилизировались на уровне инфляции (8-9% начиная с 4 квартала 2014 года). Замедление роста рынка усилило конкуренцию – во всех крупнейших сегментах произошли заметные изменения в списке топ-5 лидеров. При этом страховщики начали активнее использовать банковский канал продаж для продвижения некредитного страхования. Однако в 2014 году заметного ускорения роста страхового рынка не произойдет - по базовому прогнозу «Эксперт РА» (в случае повышения с 1 октября 2014 года тарифов по ОСАГО на 25%), темпы прироста взносов составят 10-10,5%, по пессимистичному прогнозу – не превысят 7%.
Статьи экспертов по теме
Проверка на прочность
09.09.2013 / Наталья Комлева
В 1-ом полугодии 2013 года многие страховщики вновь встали перед выбором между демпингом и сжатием страхового портфеля. Не допустить кризиса поможет усиление надзора и развитие новых каналов продаж
Довериться рынку
09.09.2013 / Наталья Комлева
Альтернативой государственным компенсациям является сильный страховой рынок. Для того, чтобы его построить, нужны политическая воля и доверие к отрасли. Первый шаг к этому – создание мегарегулятора.
Рост во время чумы
20.05.2013 / Наталья Комлева
В 2012 году на фоне рекордных темпов прироста взносов и роста рентабельности страхового бизнеса накопленное недовольство против страховых компаний вылилось в реальные денежные потери и стратегические проблемы
Рэнкинги по теме
Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!