Страхование, 02.11.2012

Блок 2. Страховое законодательство и регулирование страховых компаний
Поделиться
VK


Вернуться к резюме

2.1. Регулирование

Страховое сообщество осознает необходимость повышения финансовой устойчивости страхового рынка. При этом модернизация надзора должна происходить по всем направлениям: за счет роста качества предоставляемой информации, расширения и совершенствования инструментов контроля, а также повышения профессионализма регулятора.

Вопрос 5 (страховые компании). Как вы оцениваете последствия принятия административных регламентов, расширяющих полномочия ФСФР? (Вопрос был включен в анкету после ее рассылки).

Большинство опрошенных участников детальных интервью в целом положительно относятся к принятию административных регламентов, расширяющих полномочия ФСФР. Тем не менее у некоторых представителей страхового сообщества есть вопросы к форме реализации этой идеи.

Цитата:

«Идея хорошая, но любое решение нужно предварительно обдумать. За одно и то же нарушение предусмотрено два наказания. Кроме того, не все меры адекватны тяжести нарушения. По моему мнению, регламенты нужно доработать. Компания получает предписания, причем как за тяжелые, так и за легкие нарушения. Я считаю, что это неправильно. С другой стороны, необходим перечень мер, которые ФСФР должна регулировать. Иначе со страховыми компаниями не справиться, каждая найдет какую-то лазейку».

Вопрос 7 (страховые компании). Какие меры, по вашему мнению, в наибольшей степени будут способствовать повышению надежности страховых компаний (открытый вопрос)?

Единое мнение: необходим контроль активов, введение актуарного аудита и повышение прозрачности и предсказуемости страхового надзора. При этом ни одна компания не предложила такую меру, как введение в России адаптированной системы Solvency II.

Различные позиции: крайне диверсифицированный спектр мнений относительно мер, способствующих повышению надежности страховых компаний.

Анкеты vs интервью: практически все участники детальных интервью в качестве важнейшей меры повышения надежности страховых компаний называли введение МСФО, тогда как участники анкетирования вспоминали про МСФО в 20% случаях.

Меры, способствующие повышению качества надзора:

  • Четкая регламентация деятельности регулятора. В частности, необходима стандартизация запросов и предписаний, однозначное определение условий ограничения, приостановки и отзыва лицензии.
  • Повышение профессионального уровня работников надзора.
  • Переход на ежемесячный принцип сдачи отчетности страховых компаний.
  • Контроль со стороны органа страхового надзора соблюдения нормативов финансовой устойчивости в режиме онлайн.
  • Применение диверсифицированного надзора к различным группам страховых компаний: крупным федеральным страховщикам и небольшим региональным компаниям.
  • Более жесткий надзор за надежностью страховых компаний, занимающихся страхованием жизни.
  • Организация перекрестных проверок достоверности информации, представленной страховой организацией о структуре активов (регистрационная палата – недвижимость; депозитарии и регистраторы – ценные бумаги; ЦБ РФ – денежные средства на расчетных счетах и депозиты).

Дополнительные меры, способствующие повышению надежности страховых компаний (прочие мнения, ранжированные по частоте упоминаний):

  • Развитие правового регулирования и государственного надзора в области перестрахования, ограничение размера собственного удержания страховых компаний.
  • Организация риск-менеджмента в страховых компаниях.
  • Введение дополнительной ответственности руководителей и собственников страховых компаний – банкротов. Введение квалификационных требований к топ-менеджменту страховых компаний.
  • Для страховщиков жизни – контроль за структурой инвестиций с помощью специализированного депозитария.
  • Законодательное расширение списка публикуемой отчетности страховщиков, публичное раскрытие конечных бенефициаров.
  • Единые минимальные тарифы для всех компаний, ниже которых работать нельзя.

По поводу публикации рэнкингов по числу жалоб участники интервью предлагали учитывать специализацию компании и рассчитывать отношение числа жалоб к числу заявленных страховых случаев.

Цитаты:

«Повышение эффективности надзора за страховыми компаниями – это мера, которая способна дать результат уже в ближайшее время. Если компании не будут воровать, они не будут разоряться. Существующая тарифная политика, даже демпинговая, которая в настоящее время имеет место на страховом рынке, не приведет к разорению компаний. Тарифы более или менее обоснованы. Если не воровать, не выводить деньги через перестрахование, все будет в порядке».

«Нами предлагается простое системное решение – актуарный аудит. Два аудитора требуются на крупную компанию для топ-10, один аудитор – для средней компании, один – на 10 мелких компаний. Всего 200 человек. Это системное решение закроет проблему. В Германии на три года вперед известно, что компания обанкротится».

«Для регулирования важно повышение качества аналитики, а также уровень прозрачности отчетности. Без прозрачности и адекватности отражения деятельности и резервов в отчетности и актуарного аудита нельзя».

Вопрос 3 (страховые компании). Считаете ли вы правильным включение субординированных кредитов в расчет фактической маржи платежеспособности страховых компаний?

Единое мнение: нельзя разрешать страховщикам жизни использовать субординированные кредиты.

Различные позиции: нужно ли включать субординированные кредиты в расчет фактической маржи платежеспособности?

Мнения страховщиков разделились почти поровну (55% за и 45% против).

Анкеты vs интервью: структура мнений по итогам анкетирования и детальных интервью полностью совпала.

Основной аргумент за использование субординированных кредитов – возможность быстро повысить нетто-емкость страхового рынка.

Основной контраргумент – долгосрочность обязательств страховых компаний, которые могут длиться 5-10 лет. Субординированные кредиты позволят компании набрать значительный страховой портфель, а после их погашения у нее может не хватить собственных средств на покрытие принятых на себя обязательств.

График 14. Считаете ли вы правильным включение субординированных кредитов в расчет фактической маржи платежеспособности страховых компаний?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет страховых компаний

График 15. Считаете ди вы правильным включение субординированных кредитов в расчет фактической маржи платежеспособности страховых компаний?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным интервью с представителями страховых компний

Вернуться к оглавлению

 

2.2. Защита прав страхователей

Невысокое качество урегулирования убытков отмечают как компании нефинансового сектора, так и банки. В то же время так и не было найдено удовлетворяющего всех инструмента защиты прав страхователей.

Вопрос 3 (компании нефинансового сектора). Как часто вы сталкиваетесь со сложностями/затягиванием процесса выплат по страховым случаям страховыми компаниями (сложности необходимо оценить по шкале от 1 до 5, где 1 – практически не сталкиваюсь/сталкиваюсь очень редко)?

Порядка 30% опрошенных компаний нефинансового сектора довольно часто сталкиваются со сложностями в получении страховых выплат. Наиболее популярная оценка составила 3 балла.

График 16. Как часто вы сталкиваетесь со сложностями/затягиванием процесса выплат по страховым случаям страховыми компаниями?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет компаний нефинансового сектора

Вопрос 6 (страховые компании). Как вы оцениваете последствия применения к страховым организациям закона «О защите прав потребителей»? (Вопрос был включен в анкету после ее рассылки)

Большинство опрошенных участников детальных интервью негативно относятся к распространению на страхование закона «О защите прав потребителей», так как это станет стимулом к резкому росту страхового мошенничества.

Цитата:

«Мне кажется, что эта мера не будет способствовать повышению платежной дисциплины страховых компаний. Возникнет потребительский экстремизм, и мошенничества расцветут. Государство стоит на страже потребителей независимо от того, обоснованы ли их требования. Я думаю, что это неразумно. Если мы на 100% будем уверены, что пойдем в суд и проиграем, тогда мы просто начнем принимать более высокие тарифы и более четко все прописывать. Но в результате все будет еще хуже».

Вопрос 18 (страховые компании). Поддерживаете ли вы введение должности страховых уполномоченных, чья деятельность будет направлена на досудебное разрешение споров между страховщиками и страхователями?

Мнения разделились, но большинство представителей страхового сообщества выступают за введение должности страховых уполномоченных.

Анкеты vs интервью: среди участников экспертных интервью больше противников этой меры (33 против 23% в группе участников анкетирования).

Большинство опрошенных считает, что появление страхового омбудсмена окажет значительное положительное влияние на рынок. Основной аргумент против этой меры: эффекта не будет, а работу омбудсмена нужно будет оплачивать.

При этом некоторые участники интервью отмечали, что для того чтобы институт омбудсмена заработал, необходима более прозрачная судебная система.

График 17. Поддерживаете ли вы введение должности страховых уполномоченных, чья деятельность будет направлена на досудебное разрешение споров между страховщиками и страхователями?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет страховых компаний

Цитаты:

«Есть две реалии: та, которая есть сейчас, и некая гипотетическая. Представим себе правильную судебную систему, достаточно независимую. Если мы считаем, что омбудсмен будет являться частью или вписываться в парадигму более или менее правильной судебной системы, то наличие омбудсмена – это полезная вещь, потому что это позволяет разгрузить решение проблемы по этажам. А если омбудсмен будет дергать всех, чтобы они Краснодарскому краю что-нибудь скомпенсировали, то это будет просто очередной канал рэкета».

«Наша компания против введения института страхового омбудсмена. Я считаю, что эта мера неэффективна. Но уже появился закон о финансовом управлении и управляющем, что практически полностью повторяет схему омбудсмена. При этом никто их не рассматривал и не обсуждал. Получается полностью подмена. В документах написано в одном месте, что это является бесспорным для исполнения, в случае неисполнения требования управляющего, нарушители подвергаются штрафам и административным взысканиям. В другом месте написано, что это рекомендательно и необязательно. Подготовка таких документов вызывает беспокойство, потому что это означает, что нет координации, нет органа, который бы контролировал это».

Вопрос 7 (компании нефинансового сектора). Поддерживаете ли вы введение должности страховых уполномоченных, чья деятельность будет направлена на досудебное разрешение споров между страховщиками и страхователями?

Три четверти опрошенных представителей нефинансового сектора поддерживают введение должности страховых уполномоченных.

График 18. Поддерживаете ли вы введение должности страховых уполномоченных, чья деятельность будет направлена на досудебное разрешение споров между страховщиками и страхователями?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет компаний нефинансового сектора

Вернуться к оглавлению

 

2.3. Страховое законодательство

Все опрошенные представители страхового сообщества говорили о необходимости комплексного развития страхового законодательства. Конкретных страховых законов, требующих срочных изменений, названо не было.

В то же время, обсуждая законодательные инициативы, страховщики чаще называли законопроекты, направленные на развитие инфраструктуры, чем на стимулирование спроса.

Вопрос 4 (страховые компании). Какие изменения в законодательстве, на ваш взгляд, должны быть сделаны государством в первую очередь? (Вопрос был включен в анкету после ее рассылки)

Различные позиции: нужно ли ограничивать комиссию страховым посредникам?

Значительная часть участников детальных интервью считают целесообразным законодательное ограничение комиссионного вознаграждения (в разрезе видов страхования), другие – полагают эту меру бесполезной. Аргумент: законодательное ограничение комиссии есть в ОСАГО, но реально оно не работает. Более половины опрошенных положительно относятся к идее раскрытия информации о величине комиссии.

Топ-3 неотложных изменений в законодательстве:

  1. Введение ограничений на размеры агентских вознаграждений.
  2. Введение налоговых льгот при страховании жизни.
  3. Лицензирование деятельности страховых агентов.

Иные меры: утверждение процедур противодействия страховому мошенничеству, закрепление понятия «электронный страховой полис» и механизмов реализации электронных продаж, введение новых обязательных видов страхования и реформа системы медицинского страхования.

Цитаты:

«В первую очередь необходим электронный документооборот и электронный полис. Мы уже удаленно покупаем железнодорожные и авиационные билеты. Банки предоставляют услуги при помощи электронных ключей. Мы же пишем на бумаге, у нас, к сожалению, нет электронного документооборота. Должно быть, мы живем не в XXI веке. При помощи предварительного изучения обстоятельств можно сократить количество бумаг и сэкономить время».

«Важнейшее направление стратегии – медицинское страхование. Переход на рисковую модель в ОМС и слияние ДМС и ОМС существует в большинстве стран мира. Эти меры могут быть хорошим драйвером для рынка с точки зрения сборов и сильным толчком для развития страховой индустрии».

Вопрос 16 (страховые компании). Каковы, на ваш взгляд, ключевые законодательные инициативами, направленные на повышение эффективности и надежности страховых компаний (влияние необходимо оценить по шкале от 1 до 5, где 1 – наименьшая степень положительного влияния)?

Единое мнение: необходимо создание единой базы данных.

Создание единых баз транспортных средств, объектов страхования, убытков, развитие бюро страховых историй позволят повысить адекватность и прозрачность расчета страховых тарифов и применения поправочных коэффициентов. Эта мера способствовала бы снижению числа случаев страхового мошенничества. Кроме того, наличие адекватной статистики является обязательным условием качественного актуарного аудита.

Тем не менее участники рынка называли две существенные причины, препятствующие созданию таких баз данных. Во-первых, сложности с применением закона о защите информации. Во-вторых, проблема недобросовестной конкуренции и использования чужих баз данных для переманивания клиентов.

Различные позиции: нужно ли закреплять агентов за одной страховой компанией? Половина  опрошенных считает, что нужно привязывать агентов к одной страховой компании. Особенно это оправданно в страховании жизни, так как основа страхования жизни – агентские продажи, и страховщики жизни тратят значительные средства на обучение страховых агентов. Именно с агентов по страхованию жизни нужно начать сертификацию страховых агентов.

Вторая половина опрошенных выступает резко против идеи закрепления страховых агентов за одной страховой компанией. Но при этом они настаивают на всеобщем лицензировании агентов и требовании предоставлять в ФСФР сведения о компаниях-партнерах.

Нейтральные оценки получила идея стандартизации страховых продуктов. При этом практически все участники детальных интервью высказывались против унификации правил страхования. Приемлемый вариант – определение стандартных формулировок, типовых условий, типового покрытия (обязательное условие – участие в этом процессе страховых специалистов). При этом страховые компании должны иметь возможность предлагать свои правила страхования, указывая их отличия от стандарта. Стандартные же правила должны быть акцептованы регулятором.

Анкеты vs интервью: в отличие от участников анкетирования, представители страховых компаний, с которыми было проведено детальное интервью, выше оценивают значимость такого фактора, как меры по предотвращению страхового мошенничества.

График 19. Каковы, на ваш взгляд, ключевые законодательные инициативы, направленные на повышение эффективности и надежности страховых компаний?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет страховых компаний

Цитата:

«Нужно создать единую базу страхователей, чтобы не было мошенничества. Как обойти закон о защите персональных данных? Большой вопрос. Сейчас все пытаются максимально защитить свои базы данных. Мы хотим построить честную систему бонус-малус, выявляя, изобличая плохо ездящих водителей, которые нарушают ПДД. Мы абсолютно не организованы в этом отношении».

«У компании нет возможности расторгнуть договор, в случае если было установлено, что клиент – мошенник. Даже при наличии убедительных доказательств компания не имеет возможности расторгнуть договор до истечения срока его действия. Согласно логике нормативной базы, к совершению мошеннических действий в отношении страховщика склонны физические лица. При этом довольно часто мошенниками являются юридические лица, которые через корпоративный договор предъявляют для получения страховки другие транспортные средства. В борьбе с мошенничеством помогает единая информационная база. Работа над ее созданием идет довольно давно. На Западе есть необходимые разработки, которые хорошо зарекомендовали себя в борьбе с мошенничеством. В нашей стране на сегодняшний день нет обмена информацией о мошенниках».

Вопрос 8 (банки). Какие из настоящих законодательных инициатив вы считаете опасными для банкострахования?

Три четверти опрошенных представителей кредитных организаций считают опасным ужесточение регулирования банков как страховых посредников. Такое мнение может быть связано с недавней инициативой запретить работу страховых агентов – юридических лиц. Против этой инициативы высказалось все банковское сообщество.

Чуть менее половины опасаются ужесточения регулирования со стороны ФАС. Пятая часть опрошенных негативно относится к введению требования раскрытия/ограничения размера агентской комиссии. В качестве иных опасностей развития банкострахования называют требование разделения услуг банков и страховых компаний.

График 20. Какие из настоящих законодательных инициатив вы считаете опасными для банкострахования?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет кредитных организаций

Вернуться к оглавлению

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Прогноз развития страхового рынка на 2024 год: период охлаждения

По прогнозу «Эксперт РА», страховой рынок в 2024 году ожидает охлаждение, темпы его прироста снизятс... 16.01.2024
Прогноз развития страхового рынка на 2024 год: период охлаждения

Рынок банкострахования по итогам 1 полугодия 2023 года и прогноз на 2023 год: «жизнь» продолжается

Рынок банкострахования увеличился на 40% и составил 355,4 млрд рублей за 1 полугодие 2023 года. 12.10.2023
Рынок банкострахования по итогам 1 полугодия 2023 года и прогноз на 2023 год:  «жизнь» продолжается

Итоги 1-го полугодия 2023 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й: высокие темпы, сдержанный прогноз

Страховой рынок вырос на 24% за 1-е полугодие 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. 03.10.2023
Итоги 1-го полугодия 2023 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й:  высокие темпы, сдержанный прогноз

Страховой рынок после шоков: адаптация и позитивный настрой

Большинство страховщиков оценивают состояние страхового рынка достаточно позитивно. Рынок смог адапт... 06.09.2023
Страховой рынок после шоков: адаптация и позитивный настрой

Итоги 2022 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й: возвращение к росту

Несмотря на волатильный год, российский страховой рынок выстоял и удержался на отметке 1,8 млрд рубл... 20.04.2023
Итоги 2022 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й: возвращение к росту
Вся аналитика