Страхование, 02.11.2012

Блок 1. Спрос на страхование
Поделиться
VK


Вернуться к резюме

1.1. Спрос на страхование со стороны компаний нефинансового сектора

Крупные компании нефинансового сектора активно используют услуги страховых компаний, в том числе и такие сложные страховые продукты, как страхование от перерывов в производстве и D&O. При этом при покупке страхового полиса для них важны качество урегулирования убытков и надежность страховых компаний, что говорит о высокой страховой культуре среди компаний нефинансового сектора. Таким образом, от стратегии страхового рынка они жду повышения уровня надежности и качества услуг страховых компаний.

Вопрос 1 (компании нефинансового сектора). Какие из следующих видов страхования вы хотели бы приобрести для вашей компании (за исключением обязательных видов страхования)?

Три четверти опрошенных представителей компаний нефинансового сектора активно пользуются страхованием имущества (зданий, оборудования), 70% – страхованием автокаско, 45% – страхованием товаров на складе/в обороте, страхованием грузов.

Менее популярные виды страхования: D&O, страхование обязательств по инвестиционным контрактам и страхование экологических рисков. Иные виды страхования: страхование средств воздушного и водного транспорта, страхование космических рисков.

График 1. Какие из следующих видов страхования вы хотели бы приобрести для вашей компании?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет компаний нефинансового сектора

Вопрос 4 (компании нефинансового сектора). Как, на ваш взгляд, сотрудники вашей компании оценивают следующие страховые продукты (если они являются частью социального пакета)? Ценность необходимо оценить по шкале от 1 до 5, где 1 – наименьшая ценность.

Уровень проникновения на рынке ДМС сотрудников компаний нефинансового сектора оценивается как высокий (почти 80% участников опроса приобретает полисы ДМС для своих сотрудников). 60% опрошенных страхует сотрудников от несчастных случаев и болезней. Треть компаний нефинансового сектора, заполнивших анкету, включает в свой соцпакет накопительное страхование жизни. В качестве иных видов страхования называлось страхование выезжающих за рубеж.

График 2. Использование различных видов страхования сотрудников

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет компаний нефинансового сектора

При этом сотрудники компаний нефинансового сектора наиболее позитивно оценивают страхование выезжающих за рубеж (хотя выборка была невелика) и ДМС. Наименее популярный вид страхования среди сотрудников нефинансовых компаний – накопительное страхование жизни.

График 3. Как, на ваш взгляд, сотрудники вашей компании оценивают следующие страховые продукты?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет компаний нефинансового сектора

Вопрос 5 (компании нефинансового сектора). Какие страховые продукты для своих сотрудников вы планируете приобретать в дальнейшем?

Более 70% опрошенных представителей компаний нефинансового сектора готовы и в дальнейшем приобретать для своих сотрудников полисы ДМС. Более 60% опрошенных планирует страховать сотрудников от несчастных случаев и болезней. По 20% опрошенных задумывается о покупке полиса страхования автокаско и ОСАГО для своих сотрудников. Наименее популярные виды: страхование имущества и накопительное страхование жизни.

График 4. Какие страховые продукты для своих сотрудников вы планируете приобретать в дальнейшем?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет компаний нефинансового сектора

Вопрос 2 (компании нефинансового сектора). Что является, на ваш взгляд, наиболее важным при покупке страхового продукта (значимость необходимо оценить по шкале от 1 до 5, где 1 – наименее важно)?

По мнению представителей компаний нефинансового сектора, наиболее значимыми факторами при покупке страхового продукта являются надежность страховых компаний, а также скорость и качество урегулирования убытков. Величина страхового тарифа хотя и занимает третье место, но ненамного отстает по значимости (4,4) от первых двух параметров (4,8 и 4,7, соответственно).

Достаточно значимыми являются факторы получения рекомендаций в части снижения рисков (3,5) и бренд страховой компании (3,4).

В качестве прочих факторов назывались партнерские отношения, клиентоориентированность и порядок урегулирования убытков.

График 5. Что является, на ваш взгляд, наиболее важным при покупке страхового продукта?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет компаний нефинансового сектора

 

Вернуться к оглавлению

 

1.2. Спрос на страхование со стороны банков

Уровень проникновения страхования рисков банков и их сотрудников несколько ниже, чем у крупных компаний нефинансового сектора. В то же время для кредитных организаций также важно качество урегулирования убытков. Именно поэтому некоторые банки считают, что услуги страховых компаний не вполне соответствуют их ожиданиям. Таким образом, от стратегии развития страхового рынка они ждут повышения качества услуг страховых компаний.

Вопрос 9 (банки). Как сотрудники вашего банка, по вашему мнению, оценивают следующие страховые продукты (если они являются частью социального пакета)? Ценность необходимо оценить по шкале от 1 до 5, где 1 – наименьшая ценность.

Уровень проникновения на рынке ДМС сотрудников банков оценивается как средний (60% опрошенных кредитных организаций приобретают полисы ДМС для своих сотрудников). Менее трети опрошенных страхует сотрудников от несчастных случаев и болезней. Лишь 15% банков включают в свой соцпакет накопительное страхование жизни. В качестве иных видов страхования называлось страхование выезжающих за рубеж.

График 6. Использование различных видов страхования сотрудников

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет кредитных организаций

При этом сотрудники баков наиболее позитивно оценивают ДМС и страхование от несчастных случаев и болезней (3,1). Наименее популярные продукты: накопительное страхование жизни (2,6) и страхование выезжающих за рубеж (2,0) (хотя выборка была невелика). Таким образом, компании нефинансового сектора и банки по-разному оценивают популярность различных страховых продуктов среди своих сотрудников.

График 7. Как сотрудники вашего банка, по вашему мнению, оценивают следующие страховые продукты?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет кредитных организаций

Вопрос 10 (банки). Соответствует ли перечень предлагаемых рынком продуктов в области страхования банка, его сотрудников и клиентов спросу?

Более половины опрошенных банков считают, что предлагаемые страховщиками продукты в целом соответствуют их потребностям и потребностям их клиентов, 40% опрошенных, что частично соответствуют.

Лишь 6% опрошенных кредитных организаций полностью не довольны имеющимися на рынке страховыми продуктами. Основные аргументы банков, проголосовавших за частичное или полное несоответствие: сложная процедура урегулирования убытков, неполное покрытие и широкие возможности у страховых компаний по отказу от страховой выплаты. Кроме того некоторые банки отмечают отсутствие продуктов финансового страхования: страхования денежных средств на картах клиентов, страхования риска неплатежа, коллективного страхования от потери работы.

График 8. Соответствует ли перечень предлагаемых рынком продуктов в области страхования банка, его сотрудников и клиентов спросу?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет кредитных организаций

Вернуться к оглавлению

 

1.3. Стимулирование спроса

Страховое сообщество разошлось во мнениях относительно наиболее эффективных способов стимулирования спроса на российском страховом рынке. Назывались следующие меры: налоговые льготы и софинансирование страховых взносов, введение вмененных видов страхования и введение новых обязательных видов страхования.

При этом основными сдерживающими факторами развития рынка non-life, по мнению страховщиков, являются внутренние факторы (разрушительная конкуренция), а для рынка страхования жизни – внешние факторы (отсутствие налоговых льгот).

Вопрос 1 (страховые компании). Каковы, на ваш взгляд, основные сложности, препятствующие развитию российского рынка страхования, иного чем страхование жизни?

Единое мнение: основное ограничение – демпинг. Большинство представителей страхового сообщества согласны во мнении, что основным ограничением развития российского страхового рынка является разрушительная конкуренция.

Половина опрошенных называют отсутствие у населения веры в ценность страховых продуктов, то есть низакая страховая культура. При этом наиболее значимая проблема не низкая страховая грамотность, а желание «отбить страховку».

Различные позиции: значим ли фактор страхового мошенничества?

Анкеты vs интервью: участники детальных интервью высоко оценили такие факторы, как страховое мошенничество и неэффективный надзор (более трети опрошенных). При этом компании, заполнившие анкеты, относятся к этим факторам как к малозначимым.

График 9. Каковы, на ваш взгляд, основные сложности, препятствующие развитию российского рынка страхования, иного чем страхование жизни?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет страховых компаний

Цитата:

«У «физиков» исторически отсутствует страховая культура. Когда реализуются риски, которые не застрахованы, люди ожидают, что государство им поможет. И государство этому продолжает способствовать, яркий пример – наводнение в Краснодаре. Такой подход уничтожает понимание о том, зачем нужно страховаться самим людям. Также присутствует страховое мошенничество, нечестная конкуренция, низкая страховая надежность компаний, отсутствие доверия у населения».

Вопрос 2 (страховые компании). Каковы, на ваш взгляд, основные сложности, препятствующие развитию российского рынка страхования жизни?

Единое мнение: необходимы налоговые льготы. Большинство опрошенных специалистов страховых компаний называют в качестве ключевого ограничения развития рынка страхования жизни отсутствие налоговых льгот. О необходимости налоговых льгот говорили более 80% анкетируемых и порядка 70% участников детальных интервью.

Высокую инфляцию в качестве основного сдерживающего фактора назвали порядка половины участников опроса.

Многие участники интервью согласны, что банки могут положительно повлиять на имидж страховых компаний в глазах населения. При этом синергия страховых компаний с банками возможна в случае создания общих счетов.

Различные позиции: нужен ли гарантийный фонд в страховании жизни?

Страховое сообщество разошлось во мнении относительно необходимости создания гарантийного фонда («за» проголосовало лишь чуть более 20% анкетируемых и 45% участников детальных интервью). При этом две трети опрошенных сетуют на отсутствие у населения доверия к страховым компаниям.

Основной аргумент в пользу создания гарантийного фонда – рост доверия к страхованию (по аналогии с ростом доверия к банковской системе после создания АСВ). Наиболее популярные аргументы «против»: дополнительные издержки для страховщиков жизни и нежелание создавать систему, в которой надежные платят за ненадежных.

Некоторые участники рынка считают, что гарантийный фонд должен создаваться по аналогии с АСВ, либо даже на базе АСВ. При этом фонд должен принимать активное участие в санации страховщиков жизни, испытывающих финансовые затруднения. Несколько представителей страхового сообщества настаивали на том, что гарантийным фондом по страхованию жизни должно управлять государство, а не страховщики.

Анкеты vs интервью: популярным ответом среди участников анкетирования является также необходимость участия страховщиков жизни в пенсионной реформе. При этом ни один из участников детальных интервью не назвал этот фактор. Некоторые отмечали, что подключение страховщиков жизни к пенсионной системе может привести к коллизии в регулировании. Ведь НПФы имеют специальный статус некоммерческой организации. Аналогом собственных средств для них является ИОУД (имущество для обеспечения уставной деятельности).

Лишь единицы называли недостаточную операционную эффективность и отсутствие квалифицированных специалистов.

График 10. Каковы, на ваш взгляд, основные сложности, препятствующие развитию российского рынка страхования жизни?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет страховых компаний

Цитаты:

«У надежных компаний проблем с доверием нет. Накопительное страхование жизни в настоящее время даже в надежных компаниях развивается не так быстро, как нам бы хотелось. Это говорит о том, что наличие гарантий (гарантийного фонда) не является ключевым стимулом в оценке наших потенциальных клиентов. Есть еще один аспект. При росте рынка под воздействием других стимулов гарантийный фонд может помочь небольшим или средним, не самым надежным, российским компаниям выйти на рынок и развиваться. В то же время создается опасность, что эти компании могут злоупотребить данной возможностью и дискредитировать рынок».

«Гарантийный фонд как инструмент в этой системе должен быть и играть свою роль. По моему мнению, он должен находиться в руках государства. Не может быть третьего элемента контроля и управления. При этом важен подход. Если фонд выступает инстанцией стабильности на рынке, он нужен. Если же фонду планируется передать надзорные функции, в нем нет необходимости. Создавая надзор в каждом сегменте бизнеса, мы будем жить только фондами».

Вопрос 8 (страховые компании). Какие меры со стороны государства, по вашему мнению, будут в наибольшей степени способствовать развитию спроса на страхование?

Единое мнение: не нужно создавать гарантийные фонды в добровольных видах страхования, кроме страхования жизни (например, в страховании автокаско). Во-первых, это очень сложно сделать технически из-за разных правил страхования и существенных различий в тарифах. Во-вторых, создание гарантийного фонда отрицательно скажется на рентабельности бизнеса страховщиков. Кроме того, появится проблема, когда надежные страховые компании будут вынуждены платить по обязательствам покинувших рынок страховых пирамид.

Различные позиции: нужно ли вводить новые обязательные виды страхования?

Мнения страхового сообщества разделились в трех направлениях.

Часть опрошенных считают, что развитие страхового рынка должно строиться на основе добровольных видов страхования, при этом возможны налоговые льготы, софинансирование либо участие в выплатах государства.

Вторая часть опрошенных уверена, что страховой рынок должен развиваться за счет вмененных и обязательных видов.

В числе наиболее необходимых новых обязательных видов страхования называют следующие виды: страхование ответственности владельцев недвижимости, страхование ответственности владельцев/управляющих местами массового скопления людей, страхование ответственности медицинских работников и страхование ответственности изготовителя (исполнителя, продавца) товаров (работ, услуг).

Третья часть опрошенных считают, что необходимо развивать вмененные виды страхования. В числе наиболее значимых вмененных видов страхования называют страхование переданного государственного имущества и страхование строений (например, предлагается установить требование наличия страхового полиса при подключении к коммуникациям). Еще одно направление – вмененное страхование ответственности в качестве альтернативы обязательному лицензированию.

Анкеты vs интервью: спектр мнений страховщиков, заполнявших анкеты, и участников детальных интервью по этому вопросу не различался.

График 11. Какие меры со стороны государства, по вашему мнению, будут в наибольшей степени способствовать развитию спроса на страхование?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет страховых компаний

Цитаты:

«Обязательные виды страхования традиционно, и не только в России, но и во всем мире, выступают драйверами для развития и повышения уровня проникновения добровольного страхования. А это положительно сказывается не только на страховой отрасли, но на экономической ситуации в стране в целом, на ее инвестиционной привлекательности, стабильности и предсказуемости бизнеса».

«Я против развития страхования за счет обязательных видов. Как правило, тарифы завышены, правила страхования прописаны таким образом, что клиенту это невыгодно. Когда это утверждается на законодательном уровне, как это получилось с опасными производствами, то это вызывает раздражение и отторжение вообще от страхования как такового. Отрасль, к сожалению, до сих пор не понимает, что чем больше она давит, тем больше она получает противодействия».

Вопрос 9 (компании нефинансового сектора). Считаете ли вы ОС ОПО полезным для вашей компании (вопрос для компаний – владельцев объектов повышенной опасности)?

Несмотря на бурную негативную реакцию промышленных компаний против введения обязательного страхования ответственности владельцев ОПО (225-ФЗ), через полгода после его введения лишь 15% опрошенных промышленников высказалось однозначно против этого вида страхования. Половина опрошенных считают, что пока нет достаточной информации, чтобы ответить на этот вопрос, треть считают ОС ОПО полезным.

График 12. Считаете ли вы ОС ОПО полезным для вашей компании?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет компаний нефинансового сектора

Вопрос 8 (компании нефинансового сектора). Будете ли вы страховать ответственность/расширять покрытие в страховании ответственности компании, если взносы по страхованию ответственности будут относиться на себестоимость?

Четыре пятых опрошенных компаний нефинансового сектора готовы страховать ответственность либо расширять страхование ответственности при условии введения налоговых льгот (отнесении взносов на себестоимость).

График 13. Будете ли вы страховать ответственность/расширять покрытие в страховании ответственности компании, если взносы по страхованию ответственности будут относиться на себестоимость?

 

Источник: «Эксперт РА» по данным анкет компаний нефинансового сектора

Вернуться к оглавлению

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Прогноз развития страхового рынка на 2024 год: период охлаждения

По прогнозу «Эксперт РА», страховой рынок в 2024 году ожидает охлаждение, темпы его прироста снизятс... 16.01.2024
Прогноз развития страхового рынка на 2024 год: период охлаждения

Рынок банкострахования по итогам 1 полугодия 2023 года и прогноз на 2023 год: «жизнь» продолжается

Рынок банкострахования увеличился на 40% и составил 355,4 млрд рублей за 1 полугодие 2023 года. 12.10.2023
Рынок банкострахования по итогам 1 полугодия 2023 года и прогноз на 2023 год:  «жизнь» продолжается

Итоги 1-го полугодия 2023 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й: высокие темпы, сдержанный прогноз

Страховой рынок вырос на 24% за 1-е полугодие 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. 03.10.2023
Итоги 1-го полугодия 2023 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й:  высокие темпы, сдержанный прогноз

Страховой рынок после шоков: адаптация и позитивный настрой

Большинство страховщиков оценивают состояние страхового рынка достаточно позитивно. Рынок смог адапт... 06.09.2023
Страховой рынок после шоков: адаптация и позитивный настрой

Итоги 2022 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й: возвращение к росту

Несмотря на волатильный год, российский страховой рынок выстоял и удержался на отметке 1,8 млрд рубл... 20.04.2023
Итоги 2022 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й: возвращение к росту
Вся аналитика