На смену стандартным страховым продуктам приходят индивидуальные и более гибкие решения, одним из которых является страхование на основе данных об использовании автомобиля, получаемых при помощи телематических устройств. Телематика собирает данные о стиле управления автомобилем и частоте его использования, что позволяет разработать личный для каждого клиента тарифный план и снизить конечную стоимость услуги для аккуратных водителей. В то же время применение телематических устройств снижает риски угона и мошенничества. Кроме того, в некоторых странах «черные ящики» являются одним из пунктов правительственных программ по снижению числа ДТП и пострадавших в них. Например, в США телематические устройства используются уже более 15 лет и сегодня они рекомендованы для установки на все новые автомобили; в Бразилии «черные ящики» устанавливаются на все новые автомобили с 1 января 2016 года; в Италии наличие «коробок» на новых авто обязательно и закреплено законом с 2012 года.
По оценкам «Эксперт РА», доля компаний, предлагающих продукты с использованием телематических устройств, на российском страховом рынке составляет всего 13%.
Некоторые страховщики в прошлом запускали пилотные проекты по внедрению «черных ящиков», однако не получили желаемых результатов и свернули развитие этого направления. Дело в том, что телематическое устройство приобреталось за счет средств клиента и скидка на страхование в лучшем случае компенсировала расходы на оборудование. Сегодня компании предлагают телематическое оборудование в аренду на определенный срок (например, три – шесть месяцев), что делает его более доступным для клиентов, а в некоторых случаях и вовсе бесплатным. По истечении «испытательного» срока страхователь может претендовать на получение скидки на страхование, что, впрочем, совсем не исключает получения скидок в том же размере постоянными, но не использующими телематику клиентами, поэтому в некоторых случаях использование телематики может быть экономически нецелесообразным.