В условиях падения спроса на добровольные виды страхования конкуренция за клиента на страховом рынке обостряется. Учитывая усиленный надзор за финансовой устойчивостью игроков, сегодня страховщики не могут себе позволить демпинг как способ борьбы или удержания клиента, что приводит их к поискам новых возможностей для увеличения продаж и повышения лояльности действующих страхователей. Еще одна причина роста интереса к новым решениям и технологиям – сокращение издержек и повышение рентабельности страхового бизнеса.
По оценкам «Эксперт РА», 76% страховых компаний в процессе продаж страховых продуктов применяют ИТ-решения, связанные с использованием Интернета. Эти решения позволяют компаниям как ускорить процессы заключения договоров страхования напрямую с клиентами – физическими и юридическими лицами, – так и упростить коммуникации с агентами и продающими подразделениями.
В то же время только 43% страховых компаний предоставляют возможность на своем сайте в режиме онлайн произвести расчет и покупку страхового полиса. В основном это продукты по страхованию от несчастных случаев и болезней, страхованию выезжающих за рубеж, ДМС, страхованию автокаско, страхованию имущества физических лиц и некоторые другие розничные, «коробочные» по своей сути, продукты.
Мобильные технологии в страховании только развиваются и в настоящее время не очень распространены – только 16% страховщиков используют мобильное программное обеспечение при продажах страховых услуг, и лишь 7% компаний предлагают своим клиентам возможности использования мобильных приложений при покупке страхового полиса.
По оценкам «Эксперт РА», объем сегмента директ-страхования в 2015 году по сравнению с 2014 годом в абсолютном выражении прибавил 1,2 млрд рублей и достиг 8,2 млрд рублей. Под директ-страхованием «Эксперт РА» понимает дистанционную продажу полисов страхования (оформление полиса и расчет его конечной стоимости) через Интернет или колл-центр без участия посредников – страховых агентов. Темпы прироста взносов сегмента (17%) существенно опережают темпы прироста рынка страхования в целом (3,6% за 2015 год). Доля директ-страхования в общем объеме страхового рынка (1 024 млрд рублей) растет (+0,1 п. п. за 2015 год) и составила 0,8%.
Основной вклад в прирост взносов сегмента в 2015 году обеспечили страхование выезжающих за рубеж (+310 млн рублей) в основном за счет падения курса национальной валюты и удорожания стоимости полисов в рублевом эквиваленте, и ОСАГО1 (+480 млн рублей) за счет запуска продаж электронных полисов.
Крупнейшими видами страхования по доле взносов в сегменте директ на протяжении двух последних лет являются страхование автокаско (31% за 2015 год), ДМС (19% за 2015 год) и страхование от несчастных случаев и болезней (16% за 2015 год).
Концентрация в сегменте директ-страхования в 2015 году выросла, прервав понижательную тенденцию последних трех лет. Доля топ-5 лидеров сегмента по итогам 2015 года составила 71% от общего объема директ-страхования. Концентрация сегмента снижалась три года подряд (в 2014 году на премии топ-5 страховщиков приходилось 68% от взносов, в 2013 году – 73%, в 2012 году – 76%).
По результатам анкетирования, проведенного «Эксперт РА», лидерами по взносам по итогам 2015 года в сегменте директ-страхования стали АО «Страховая Компания Метлайф», АО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ» и АО «Тинькофф Страхование».
Таблица. Директ-страхование, итого, 2015 год
Источник: «Эксперт РА»
1 Объемы взносов по ОСАГО в сегменте директ-страхования «Эксперт РА» оценивает исключительно на основе анкет, предоставленных компаниями, и не учитывает взносы по компаниям, не принявшим участие в анкетировании. Взносы включают в себя продажи как обычных, так и электронных полисов, в связи с чем могут не совпадать с данными РСА и ЦБ РФ.