Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело опрос участников страхового рынка по использованию ИТ-решений в страховой деятельности в рамках масштабного анкетирования по итогам 1 полугодия 2016 года. В анкетировании приняли участие 68 компаний / групп компаний, чья суммарная рыночная доля на страховом рынке превышает 80%.
Объемы сегмента директ-страхования оценивались агентством на основе данных, полученных в ходе анкетирования по итогам 2015 года. Среди 94 компаний, приславших анкеты для участия в рэнкингах за 2015 год, 35 предоставили данные по директ-страхованию. По оценкам «Эксперт РА», в настоящее время количество компаний, занимающихся директ-страхованием, на рынке не превышает 40. Не все компании смогли принять участие в анкетировании, так как еще не ввели отдельный учет этого сегмента. Мы ожидаем, что уже в ближайшие два-три года с увеличением веса сегмента в портфеле большинство страховщиков придут к необходимости его обособленного учета в управленческой отчетности.
Под директ-страхованием «Эксперт РА» понимает дистанционную продажу полисов страхования (оформление полиса и расчет его конечной стоимости) через Интернет или колл-центр без участия посредников – страховых агентов. Оценка объемов директ-страхования производилась на основании суммы взносов по данным анкет компаний, принявших участие в анкетировании, а также экстраполяции результатов с учетом объемов взносов, предположительно не отраженных компаниями в анкете в этом году в связи с невозможностью предоставления таких данных. В процессе оценки не производилась корректировка на объем взносов компаний, не принимавших участие в анкетировании. Таким образом, оценка «Эксперт РА» объемов сегмента директ-страхования является консервативной и реальный объем сегмента может превышать приведенные агентством цифры.
Объемы взносов по ОСАГО в сегменте директ-страхования «Эксперт РА» оценивает исключительно на основе анкет, предоставленных компаниями, и не учитывает взносы по компаниям, не принявшим участие в анкетировании. Взносы включают в себя продажи как обычных, так и электронных полисов, в связи с чем могут не совпадать с данными РСА и ЦБ РФ.
Компаниям, предоставившим данные для исследований, также были заданы дополнительные вопросы с целью проверки и уточнения величин страховых премий, получаемых через колл-центр и Интернет.
Чтобы добиться максимальной достоверности, каждая анкета проверялась по следующим трем пунктам:
- соответствие единиц измерения;
- суммы строк в разбивке должны быть меньше или равны итоговым значениям;
- значение взносов сегмента директ-страхования по видам и итого не должны превышать значения премий, полученные суммарно с помощью всех каналов продаж, по этим видам и итого.
Для сравнения полученных данных также были использованы исследования «Эксперт РА» по директ-страхованию за 2008, 2010, 2013 и 2014 годы.