Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

 Скачать полный текст исследования

Розничный рост: кризисный год показал заинтересованность в ДМС частных лиц, привыкших к качественным медицинским услугам. Розничный спрос на ДМС, в противовес корпоративному, во время кризиса увеличился. Многие сотрудники компаний, лишившиеся соцпакетов, самостоятельно стали приобретать полисы ДМС. Однако объем розничного ДМС по-прежнему остается на низком уровне. По данным исследования «Эксперт РА», объем розничного ДМС составил всего 4,8 млрд. рублей (6,5% от всего рынка ДМС) за 2009 год.  К концу 2010 года, по мнению агентства, эта доля существенно не изменится и составит 6,8%.

Закрытый клуб: рост рынка ДМС не связан с ростом спроса на добровольное медицинское страхование со стороны новых клиентов. По данным «Эксперт РА», за 1-ое полугодие 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост взносов по ДМС составил 10,7%. Это произошло за счет роста урезанных во время кризиса бюджетов компаний на соцпакеты, а также возвращению старых клиентов, отказавшихся от ДМС в финансово нестабильное время. Кроме этого, росту премий способствовало повышение тарифов страховщиками в связи с ростом цен на услуги ЛПУ. О притоке новых корпоративных клиентов говорить не приходится.

Убыточность по всем направлениям: убыточность ДМС растет в результате демпинга страховщиков и повышения цен ЛПУ. По данным «Эксперт РА», усредненная убыточность (без РВД) за 2009 год составляла 83%. Даже страховщики, придерживающиеся консервативной тарифной политики, имеют дело с высокой убыточностью из-за резкого роста цен ЛПУ на медицинские услуги, «гиперлечения» и «приписок» неоказанной медицинской помощи. Несмотря на это, многие страховые компании прибегают к демпингу, в результате у значительного числа компаний убыточность по ДМС (даже без учета расходов на ведение дела) превысила 100%.

Оздоровление ДМС: развитие добровольного медицинского страхования невозможно без достаточного количества клиник, предоставляющих качественные услуги. Непрозрачность и недобросовестность многих медицинских учреждений связаны с низкой конкуренцией на рынке ЛПУ. Налицо нехватка современных технически оснащенных клиник. Их дефицит препятствует развитию добровольного медицинского страхования в России. Без формирования масштабного цивилизованного рынка услуг лечебных учреждений, полноценное развитие ДМС невозможно.

По данным «Эксперт РА» за 1-ое полугодие 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост взносов по добровольному медицинскому страхованию составил 10,7%. Рост рынка ДМС не связан с ростом спроса на добровольное медицинское страхование со стороны новых клиентов. Это оживление произошло за счет роста урезанных во время кризиса бюджетов компаний на социальное обеспечение своих сотрудников, а также возвращения старых клиентов, временно отказавшихся от ДМС в финансово нестабильный период. Кроме этого, росту премий способствовало повышение тарифов страховщиками в связи с ростом цен на услуги ЛПУ.

Спрос со стороны частных лиц остается по-прежнему на низком уровне. По данным исследования «Эксперт РА» доля розничного ДМС составляет всего 4,8 млрд. рублей или 6,5% (за 2009 год), и по прогнозу Агентства, эта доля по итогам 2010 года существенно не изменится и составит 6,8%. Однако, стоит отметить, что розничный спрос на ДМС по сравнению с корпоративным во время кризиса увеличился. Сотрудники компаний, лишившиеся соцпакетов, сами стали приобретать полисы ДМС. Желание сотрудников иметь полис ДМС даже за собственные средства показывает, что добровольное медицинское страхование необходимо обществу.

Невысокая доля розничного ДМС в России связана с двумя причинами: невысокими доходами населения и дефиците высококлассных клиник, что приводит к незаинтересованности страховщиков к этому виду бизнеса.  Полисы ДМС для частных лиц стоят достаточно дорого, поэтому большая часть населения не может позволить себе воспользоваться такими услугами. Кроме этого, доверие обычных граждан к частным клиникам ниже, чем к муниципальным поликлиникам. Это связано с нехваткой качественных ЛПУ в целом по стране и желанием недобросовестных врачей «накрутить» стоимость лечения, проводя ненужные процедуры. Страховщикам же, исходя из сложившейся ситуации, невыгодно развивать розничный бизнес ДМС из-за его высокой убыточности.  Обычно, розничные полисы ДМС покупаются людьми, имеющими проблемы со здоровьем. Такие клиенты стремятся получить максимальное количество процедур и услуг в клинике. В результате страховая компания получает низкую «маржу» либо совсем ее не получает.  Убыточность розничного ДМС выше корпоративного.

Убыточным в 2009 году оказалось не только розничное ДМС, но и корпоративное. Страховщики, во время кризиса прибегавшие к демпингу в добровольном медицинском страховании, столкнулись с ростом убыточности, у некоторых коэффициент убыточности-нетто по ДМС превысил 100%. По данным «Эксперт РА» усредненное значение коэффициента убыточност-нетто (без учета расходов на ведение дела) в ДМС за 2009 год составило 83%. Ежегодно цены ЛПУ на услуги существенно увеличиваются, что должно приводить и к росту страховых тарифов. Опыт высокой убыточности не учит страховщиков, они по-прежнему демпингуют, пытаясь привлечь как можно больше клиентов, чтобы покрыть имеющиеся убытки.

Страховщики, придерживающиеся оптимальной тарифной политики, тоже имеют дело с высокой убыточностью, но она у них, конечно же, ниже, чем у первой категории страховых компаний. Их убыточность связана с резким ростом цен ЛПУ на медицинские услуги. Клиники ежегодно повышают цены на свои услуги, причем этот рост даже выше экономической инфляции. Кроме этого, существуют проблемы «гиперлечения», когда ЛПУ назначают большое количество ненужных медицинских процедур застрахованным, и «приписок» неоказанной медицинской помощи в счета, отправляемые страховщикам.

Убыточность в ДМС связана с отсутствием единых стандартов оказания медицинской помощи, распространяющихся на все частные клиники России. Названия и цены одних и тех же услуг могут в разных клиниках различаться, что дает широкое поле для недобросовестных действий клиник. Бороться со злоупотреблениями ЛПУ можно путем обязательной координации услуг, предоставляемых клиниками, со страховщиком, разработки и подписания стандартов оказания медицинской помощи, введения нозологических прейскурантов и жесткой медико-экономической  экспертизы счетов ЛПУ. Кроме  этого, для «оздоровления» рынка необходимо введение отчетности по МСФО.

Непрозрачность и недобросовестность частных медицинских клиник связана с низкой конкуренцией на рынке ЛПУ. Налицо нехватка современных технически оснащенных многопрофильных клиник и обладающих высококвалифицированным персоналом. Дефицит таких клиник не способствует развитию добровольного медицинского страхования в России. Страховщики пытаются внести свой собственный вклад в развитее рынка ДМС путем создания собственных клиник, отвечающих всем их требованиям. 

График 1. Рынок ДМС восстанавливается после кризиса.

Динамика взносов по ДМС

Динамика взносов по ДМС

Источник: «Эксперт РА»

Добровольное медицинское страхование, 1-е полугодие 2010 г.

Открыть таблицу в новом окне
Место Компания Взносы, тыс. руб. Выплаты, тыс. руб. Рейтинг "Эксперт РА"
1Группа "СОГАЗ"13 565 6336 282 297А++
2Группа РОСНО4 801 5612 161 280А++
3РЕСО-Гарантия3 046 3581 568 799А++
4Группа "АльфаСтрахование"3 042 2711 256 353А++
5Группа "Ингосстрах"2 957 7372 525 981А++
6Система Росгосстраха1 779 6051 127 511А++
7Группа "Капитал"1 540 826777 928А++
8Сургутнефтегаз1 304 723444 695А+
9Военно-страховая компания1 252 583761 964А++
10Группа компаний МАКС1 192 280610 235А++
11Группа "Ренессанс Страхование"1 088 759753 178А++
12Группа "УралСиб"943 921588 730А++
13Согласие916 178236 255А+
14Энергогарант663 036286 911А++
15Страховая группа МСК611 236338 130А+
16Группа "Чулпан"541 527246 931А+
17Группа Югория515 119323 206А+
18Россия417 771320 094  
19Ростра368 652108 990 
20ОРАНТА Страхование320 039202 097А
21ВТБ Страхование282 533291 957А+
22НСГ260 85477 896 
23ГУТА-Страхование214 626117 441А
24Капитал-Полис185 637138 453 
25Якорь184 95389 334 
26ВИТАЛ-Полис182 29250 878 
27Регион Союз167 34075 659 
28АСКО142 436103 190В+
29ЭРГО Русь118 287240 538 
30Межрегионгарант105 12276 576А
31Русский Страховой Центр104 51758 475А+
32Группа БАСК104 47460 503 
33Гелиос Резерв82 70822 573В++
34ДальЖАСО73 96735 480А
35Группа Цюрих68 92645 586А+
36Гайде61 84629 716А
37АВЕСТА61 04034 649В+
38Группа компаний "Астра-Металл"55 35528 906 
39Страховая группа Росэнерго42 92024 990В++
40ОСНОВА42 54320 271 
41Надежда41 92617 789 
42КИТ Финанс Страхование41 13322 773 
43Д2 Страхование37 18215 182В++
44ГЕФЕСТ36 61626 745 
45Полис-Гарант36 60618 320 
46НАСКО33 5148 693А
47Русская страховая транспортная компания31 93414 357В+
48ЮЖУРАЛЖАСО27 75013 136А
49Тит26 21510 066А+
50ПАРИ23 44719 146А
51Межотраслевой страховой центр23 41824 574 
52Экспресс Гарант22 9869 596В+
53Регионгарант16 03912 703 
54Стерх14 4314 725А
55Московия11 9826 906В++
56Группа "Адмирал"9 9515 675А
57Cтраховая бизнес группа6 30424 094 
58Адвант-Страхование4 4393 882 
59Евро-Полис4 3132 524 
60Поддержка4 2742 391 
61Жележнодорожный страховой фонд3 575347В++
62Строительная страховая группа1 925508 
63Северная Казна1 434561 
64Проминстрах1 1931 005В+
65Ангара581172А
66Объединенная страховая компания2011 272А
67Группа компаний Помощь1162 

Источник: «Эксперт РА»



Исследования по теме
Итоги 2016 года на страховом рынке: удержались от падения
16.03.2017
После трехлетнего замедления страховой рынок показал максимальный прирост за последние четыре года (15,3% за 2016 год). В то же время без учета сегмента страхования жизни темпы прироста взносов составили всего 7,9%. В результате двухгодичного падения взносов страхование автокаско за 2015–2016 годы недосчиталось в совокупности 50 млрд рублей премии, опустившись в топ-3 сегмента страхового рынка со второй на третью позицию. Опережающие темпы роста страхования жизни и увеличение веса страховщиков жизни в общем объеме премий повлияли на концентрацию страхового рынка. По базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2017 году темпы прироста взносов составят 13–14%, объем рынка – 1,33–1,35 трлн рублей. Без учета страхования жизни рынок вырастет на 7–8% до уровня 1,03–1,045 трлн рублей.
Прогноз развития страхового рынка в 2017 году: сдержанный оптимизм
27.12.2016
Динамика страхового рынка в 2017 году будет находиться под влиянием умеренно-позитивных тенденций: без учета рынка страхования жизни российский страховой рынок в 2017 году вырастет на 8-9%. Благоприятное влияние на темпы прироста взносов будут оказывать восстановление темпов роста ВВП, снижение банковских ставок и продвижение коробочных продуктов.
Электронные технологии в страховании: диджитал-трансформация
13.12.2016
В 2017 году не менее 73% страховщиков планируют внедрить новые высокотехнологичные решения, не менее четверти – разработать или усовершенствовать клиентские дистанционные сервисы продажного и постпродажного обслуживания. По оценкам RAEX (Эксперт РА), на сегодняшний день только 5% страховщиков предоставляют своим клиентам возможность запустить процесс урегулирования при помощи мобильных приложений. Доля компаний, предлагающих продукты с использованием телематических устройств, на российском страховом рынке составляет всего 13%. Мы ожидаем, что начало обязательных продаж электронных полисов ОСАГО при отсутствии потрясений на страховом рынке может многократно увеличить объемы директ-страхования в 2017 году.
Статьи экспертов по теме
Полис сбросил скорость
17.11.2015 / Наталья Данзурун
Наибольшее сокращение взносов произошло в автокаско
Стагнация продолжается
25.08.2015 / Наталья Данзурун
В 2014 году параметры российского страхового рынка определяла сложная макроэкономическая ситуация. Волатильность курса рубля, расширение санкций против России и нестабильность на банковском рынке ужесточили внешние условия работы страховщиков. В результате после бурного роста страхового рынка в 2011-2012 годах (темпы прироста составляли 19,2 и 21,7%), в 2013-2014 годах рынок резко замедлился - темпы прироста страховых взносов составили 11,8 и 9,2% соответственно.
В ожидании пруденциального надзора
17.03.2014 / Александр Гущин
Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
11
октября
2017
Цель проекта- способствовать поступательному развитию страхования жизни в России
14
декабря
2016
Цель проекта: Выявить эффективность внедрения электронных технологий для повышения рентабельности и конкурентных преимуществ на российском страховом рынке
5
октября
2016
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.