Товары и услуги
в Москве:
Деловая информация

Основные игроки на рынке ДМС

Добровольным медицинским страхованием в той или иной степени занимается большинство страховщиков: по данным страхового надзора, около 75% зарегистрированных страховых компаний имеют лицензию на оказание услуг по добровольному медицинскому страхованию. Однако большинство из них страхуют лишь персонал связанных с ними компаний, доля ДМС в их страховых портфелях незначительна, а конкуренция между такими компаниями сведена к минимуму.

Подобные страховщики, как правило, работают в узкой нише, обслуживая страховые интересы лишь одного или нескольких аффилированных предприятий. В сущности, в подобных случаях речь идет о налогосберегающих схемах, имеющих мало общего с реальным страхованием. При схемных операциях соблюдаются все формальности, требуемые для ухода от налогов: в полис включается некая якобы рисковая часть, в реальности невыполнимая. На деле же происходит простая оплата медицинской услуги.

Реальное страхование - рисковое, при котором страхователь вносит статистически рассчитанную плату за лечение, необходимое "среднему" человеку его возраста за год, а получает те услуги, которые потребуются ему по медицинским показаниям. Именно реальное ДМС наиболее активно развивается в последние три-четыре года, в то время как объем псевдостраховых схемных операций неуклонно сокращается. Ориентированные на долгосрочное развитие страховщики зарабатывают за счет своей основной деятельности - защиты рисков, а не от комиссионных за сомнительные операции.

Реальным медицинским страхованием занимаются преимущественно лидеры рынка ДМС - ведущие универсальные страховщики федерального уровня, на которых приходится более половины всех взносов в этом сегменте. Так, всего лишь около десятка компаний обеспечивают медицинской защитой персонал большинства крупных производственных комплексов России, заодно предоставляя услуги среднему и малому бизнесу, а также частным клиентам.

В таблице 1 приведен список компаний-лидеров по взносам по ДМС, собранным в 2005 году.

Таблица 1. Компании - лидеры в добровольном медицинском страховании, 2005 г.

Место Компания Взносы, тыс. руб. Выплаты, тыс. руб. Рейтинг надежности "Эксперт РА"
1 Группа СОГАЗ 6229329 6850173 А++
2 ЖАСО 4463046 3363686 А
3 РОСНО 3411379 1796066 А++
4 МАКС 2092398 2007524 А++
5 "Ингосстрах" 1882150 1552953 А++
6 "РЕСО-Гарантия" 1487436 994391 -
7 Группа компаний "Росгосстрах" 1356723 968809 А++
8 Группа "УралСиб" 995609 597972 А+
9 Группа "КапиталЪ" 816808 648895 А++
10 "Ренессанс Страхование" 807670 526864 А+
11 "Энергогарант" 737326 433737 А+
12 "Шексна" 680103 616532 А+
13 "АльфаСтрахование" 544877 393799 А++
14 Страховой дом ВСК 487023 358563 А++
15 "Россия" 472929 372931 А+
16 "Медэкспресс" 438328 253482 -
17 "AIG Россия" 357358 351299 -
18 "Согласие" 305065 254546 А+
19 СК "Сургутнефтегаз" 295172 935167 А+
20 "Спасские ворота" 237933 160117 А+
Источник: "Эксперт РА"

Среди компаний, активно работающих на рынке реального ДМС, можно условно выделить несколько групп, различающихся по стратегии привлечения клиентов.

Первая группа - страховые компании, являющиеся "дочками" финансово-промышленных холдингов. Основная задача этих страховщиков - организация медицинского обслуживания материнской структуры и аффилированных с ней компаний. Как правило, эти компании работают в регионах в соответствии с географией бизнеса учредителей. Накопив опыт работы с "родственными" клиентами, они начинают активно предлагать свои услуги их партнерам и иным предприятиям, работающим в соответствующих регионах. Зачастую в подобных случаях страхование осуществляется с полным или частичным учетом принципов возвратности. К числу таких компаний можно отнести большинство лидеров: Группа "СОГАЗ", включающая компании "СОГАЗ" и "Газпроммедстрах", ЖАСО, входящие в страховую группу "КапиталЪ" компании "КапиталЪ Страхование" и "КапиталЪ Медицинское страхование", "Шексна", СК "Сургутнефтегаз", СКМ, "Согласие". Кроме того, свои сегменты рынка имеет "Энергогарант", традиционно страхующий региональные АО-энерго и близкие к электроэнергетике компании.

Вторая группа - компании, работающие в программе обязательного медицинского страхования (через специально созданных "дочек") и во многом на этом строящие свою маркетинговую политику. Известность людям, возможность координировать финансовые потоки, идущие по каналам обязательного и добровольного страхования, а также налаженные отношения со всеми московскими поликлиниками и больницами позволяют этим страховщикам занимать лидирующие позиции в ДМС. В первую очередь к числу этих компаний можно отнести МАКС, РОСНО и "Спасские ворота". Эти три компании являются лидерами московского рынка классического медицинского страхования. Однако совмещают деятельность ДМС и ОМС не только они. На таких принципах работают многие как московские, так и региональные страховщики.

Третья группа страховщиков - компании, ориентированные исключительно на рыночную клиентуру. Они работают только с теми клиентами, которых удалось привлечь различными маркетинговыми программами. В любой из компаний этой группы можно купить весь набор существующих на рынке страховых программ: амбулаторное лечение с прикреплением к любому из ведущих медицинских учреждений, стационарное лечение, "Скорая помощь", "Личный врач" и т.п. К числу таких страховщиков можно отнести ведущие российские универсальные страховые компании "Ингосстрах", "РЕСО-Гарантия", компании системы "Росгосстрах", "УралСиб", "Ренессанс Страхование", "AIG Россия", "Россия". Активно работают на рынке массового ДМС Страховой дом ВСК и "АльфаСтрахование". Первое и второе место в списке крупнейших игроков на рынке ДМС заняли компании, отнесенные к первой группы, т.е. кэптивы. Однако основная конкуренция развивается в рамках второй и третьей групп между такими компаниями, как РОСНО, "Ингосстрах", МАКС и т.д. Анализ взносов по добровольному медицинскому страхованию по итогам первого полугодия 2006 года отражает временное усиление роли компаний, входящих в первую группу и получающих значительную часть страховых премий в начале года, тогда как компании, собирающие страховые взносы равномерно в течение года теряют свои позиции.

Несмотря на то, что внутригодовая статистика рынка ДМС в значительной степени искажена фактором сезонности, можно сделать вывод о динамичном развитии рынка добровольного медицинского страхования: за первое полугодие 2006 года три крупнейших игрока собрали больше страховых взносов, чем за весь предыдущий 2005 год. Так компании, входящие в Группу "СОГАЗ", собрали премий по ДМС за 2005 год на сумму 6,2 млрд рублей, а за шесть месяцев 2006 года - на сумму 6,5 млрд рублей.

Таблица 2. Компании-лидеры в добровольном медицинском страховании, 1 полугодие 2006 г.

Место Компания Взносы, тыс. руб. Выплаты, тыс. руб.
1 Группа "СОГАЗ" 6532071 3189994
2 ЖАСО 4486340 1719340
3 РОСНО 3510307 1086686
4 Группа "Ингосстрах" 1637166 908209
5 Группа "РЕСО-Гарантия" 997451 572125
6 Группа "Росгосстрах" 918935 518435
7 СК "Сургутнефтегаз" 839404 367910
8 Группа "Шексна" 790550 327383
9 Группа МАКС 787854 388403
10 Группа "КапиталЪ" 688119 322103
11 "Ренессанс Страхование" (включая "Прогресс-Нева") 645600 338666
12 Группа "УралСиб" 620144 356657
13 Группа "АльфаСтрахование" 503273 225464
14 Страховой дом ВСК 430899 180122
15 "Медэкспресс" 374190 134935
16 СКМ 337507 186367
17 "Согласие" 328169 127180
18 "Энергогарант" 323736 241681
19 Группа "Русский мир" 252260 98637
20 "Россия" 247468 158275
Источник: "Эксперт РА"

Обсудить на форуме

  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru © 1997-2014 Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА»
телефон: +7 (495) 617-07-77
факс: +7 (495) 617-07-77 (доб. 1669)
e-mail: