Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Будущее страхового рынка России

 


Интервью
КАРТА ПРОЕКТА
Будущее страхового рынка России

  Перейти к итогам проекта

Скачать полный текст исследования

Резюме

На фоне двойственной ситуации со стратегией страховщики ждут от государства не столько прямого стимулирования спроса, сколько создания условий для нормальной работы. До 40% опрошенных руководителей страховых компаний считают важнейшим разделом стратегии отрасли повышение эффективности бизнеса и увеличение национальной емкости. Особое вмешательство государства требуется для развития страхования жизни, регулирования страховых агентов и увеличения емкости рынка. От ФСФР в первую очередь ожидают повышения прозрачности и предсказуемости (этот вариант ответа выбрали 45% участников голосования), от ФАС – борьбы с демпингом (46%). При этом страховщики надеются на самостоятельное решение некоторых проблем рынка (за счет стандартизации и формирования баз страховой статистики).

Семь бед – один ответ: 38% участников опроса считают ключевой мерой стимулирования спроса на страхование повышение надежности и эффективности страхового рынка. Этот ответ обогнал по популярности даже введение новых обязательных видов страхования (29%). Повышение качества надзора за страховыми компаниями может стать ключевой мерой борьбы с завышением комиссионного вознаграждения (так считают 45% участников опроса) и способствовать росту доверия к страховщикам (21%). При этом для улучшения надзора не нужно никаких специфических мер, а лишь повышение прозрачности и предсказуемости действий регулятора («за» высказалось 45% опрошенных), введение актуарного аудита и МСФО (33%).

Точка приложения: вмешательство государства требуется в первую очередь для развития страхования жизни, регулирования страховых агентов и повышения емкости рынка. Более половины участников опроса выступают за введение налоговых льгот в страховании жизни, еще 20% - за подключение страховщиков к пенсионной системе. Страховщики ожидают решительных действий государства также в сфере регулирования страховых посредников. При этом почти треть опрошенных выбрала такой радикальный вариант как «закрепление» всех агентов – физических лиц за их страховыми компаниями. Столько же проголосовали за лицензирование агентов, чуть меньше – за ведение реестра агентов. Не обойтись без государства и в вопросе повышения страховой емкости. 43% опрошенных выступают за введение налоговых льгот при реинвестировании прибыли, 17% - поддерживают использование субординированных кредитов. Лишь 14% участников опроса считают, что никаких мер предпринимать не надо.

Сами с усами: в борьбе за эффективность и доверие страхователей страховщики надеются больше на себя, чем на государство. Более половины опрошенных уверены, что существенное повышение эффективности работы страховых компаний возможно за счет формирования баз данных страховой статистики. Остальные варианты ответов, предполагающие изменения в законодательстве (разрешение использования ЭЦП и электронных продаж, закрепление в УК понятия «страховое мошенничество» и законодательное ограничение комиссионного вознаграждения), получили по 14-16% голосов. Половина опрошенных представителей страхового сообщества уверена, что повысить доверие к страховой отрасли можно за счет стандартизация правил страхования и/или порядка урегулирования убытков. Лишь каждый пятый участник опроса считает наиболее действенной мерой создание института страхового омбудсмена.

Не навреди: две трети опрошенных представителей страховых компаний считают крайне опасным создание агентства по страхованию госимущества. В этом случае исчезнет целый сегмент страхового рынка, снизятся объемы и инвестиционная привлекательность рынка. Кроме того, такая мера может быть сигналом о недоверии государства к страховому рынку. Еще одна спорная мера, против которой выступило 16% участников опроса, - это создание гарантийного фонда в страховании автокаско.

Методика исследования

Опрос был проведен на VI ежегодном форуме «Будущее страхового рынка», состоявшемся в Москве 21 ноября 2012 года. Выборка составила 49 человек, в основном первые и вторые лица страховщиков – лидеров российского страхового рынка, совокупная рыночная доля которых за I полугодие 2012 года превысила 50% (с учетом входящего перестрахования).

«Эксперт РА» выражает признательность всем участникам опроса:

ФИО Компания Должность
АКУЛОВ Василий Викторович ООО "СК "Метротон" председатель совета директоров, заместитель генерального директора
АМЕЛЬКИН Дмитрий Николаевич ОАО «СОГАЗ» директор по стратегическому развитию
АНДРЕЕВ Сергей Михайлович ОАО Страховое Общество «ЯКОРЬ» генеральный директор
АРТАМОНОВ Александр Петрович ОАО «Москва Ре» генеральный директор
АРТЕМЬЕВ Сергей Александрович Группа Ренессанс страхование вице-президент
БАЛАКИН Дмитрий Олегович ООО Страховая Компания «Сив Лайф» президент
БИРЮКОВ Дмитрий Андреевич ООО СК «ЭКИП» генеральный директор
БОБЫЛЕВ Алексей Владимирович ООО СК «Московия» генеральный директор
БРЕЧАЛОВ Александр Владимирович Некоммерческое Партнерство "ОПОРА России" президент
БРОВКОВИЧ Кирилл Константинович ЗАО "СК "ТРАНСНЕФТЬ" генеральный директор
БУГАЕВ Юрий Степанович ООО Страховая Компания «Сив Лайф» генеральный директор
БУТКОВСКАЯ Ольга Викторовна ООО "Страховая компания "Сибирский Дом Страхования" генеральный директор
ВАСЬКОВ Владимир Олегович ЗАО «Кофас Рус Страховая Компания» коммерческий директор
ВИЛЬШАНСКИЙ Владимир Михайлович ООО «Страховая компания «Бирюза» генеральный директор
ВОДНИЦКИ Ярослав ООО «СК «ОРАНТА» финансовый директор, Член Правления Компании
ГАЛЬПЕРИН Геннадий Аронович ВТБ Страхование генеральный директор
ГАРАЕВ Рустем Энгелевич ОАО «Профиль Ре» генеральный директор
Гётц КУРАС (Goetz Kuras) Oliver Wyman руководитель практики страхования компании в России и странах ЦВЕ
ГЛАДКИН Сергей Сергеевич ООО "ПРОМИНСТРАХ" генеральный директор
ГЛУХОВ Андрей Сергеевич ООО Страховая Компания «Гелиос» генеральный директор
ГОТОВАЦ Сирма ЗАО "Страховая группа "УРАЛСИБ" генеральный директор и председатель правления
ГРИГОРЬЕВ Александр Валерьевич ОСАО "Ингосстрах" генеральный директор
ДАНИЛЕНКО Алексей Викторович ЗАО «СК «Подмосковье» генеральный директор
ДУДАЕВ Хамзат Рамзанович ЗАО Страховая Компания «Инвестиции и Финансы» генеральный директор
ЕФРЕМОВ Сергей Иванович ОАО "СГ МСК" руководитель блока розничных продаж и маркетинга, Исполнительный вице-президент
ЖУК Игорь Николаевич Федеральная служба по финансовым рынкам заместитель руководителя
ЗАРИПОВ Игорь Игоревич ООО "ПО "КАМА РЕ" генеральный директор
ЗВЯГИН Владимир Евгеньевич ООО «СО «Регион Союз» генеральный директор
ИВАНОВ Сергей Сергеевич ОАО "СОГАЗ" председатель правления
ИОНОВА Галина Валентиновна ООО «БИН Страхование» генеральный директор
КАБАКОВ Эдуард Феликсович ОАО «НАСКО» генеральный директор
КИГИМ Андрей Степанович Всероссийский союз страховщиков президент
КОСОГОВА Ирина Яковлевна ЗСАО «ЛЕКСГАРАНТ» заместитель генерального директора
КУДРЯКОВ Александр Михайлович ОАО «СК «ПАРИ» генеральный директор
КУЗНЕЦОВ Алексей Николаевич ЗАО «Страховая компания «Капитал-полис» генеральный директор
ЛАВРОВА Татьяна Аркадьевна ОАО «АльфаСтрахование» заместитель директора по корпоративному страхованию по имущественному андеррайтингу
МАРГУЛЯН Алексей Рувимович ОАО "СГ МСК" исполнительный вице-президент , руководитель блока корпоративных продаж
МАРТЬЯНОВА Надежда Васильевна СК "МАКС" генеральный директор
ПЕРЕЛЫГИН Сергей ООО "Дженерали ППФ Страхование жизни" генеральный директор
ПЧЕЛКИН Сергей Владимирович ООО «Страховая компания «Инвест-Гарант» председатель правления
РАКОВЩИК Дмитрий Григорьевич ОСАО "РЕСО-Гарантия" генеральный директор
РОДИОНОВ Александр Валентинович ЗАО «Страховая компания НИК» генеральный директор
РЯБЦОВ Сергей Львович Группа Ренессанс Страхование член совета директоров
САВОСИН Сергей Владимирович ОАО "СГ МСК" генеральный директор, председатель правления
ТИШКИН Олег Владимирович ООО «ИСК Евро-Полис» генеральный директор
ФРОЛОВ Роман Николаевич СОАО "ВСК" заместитель генерального директора
ХАДЕЕВ Наиль Рашитович ОАО «НАСКО» президент
ШЕХОВЦОВА Светлана Юрьевна ООО СПК "Юнити Ре" генеральный директор
ЯНОВА Светлана Юрьевна ОАО «СК «Регионгарант» генеральный директор

Какой из блоков стратегии Вы считаете наиболее важным?

Мнения страхового сообщества разделились. Треть опрошенных топ-менеджеров российских страховщиков считают приоритетным направлением стратегии стимулирование спроса на страхование, четверть – развитие рынка страхования жизни, еще четверть – повышение эффективности бизнеса страховых компаний. 

12% участников опроса обеспокоены в первую очередь задачей повышения национальной страховой емкости. При этом ни в стратегии Oliver Wyman, ни в стратегии Минфина об таких задач не ставится. Вместе с 28% страховщиков, выбравших вариант «повышение эффективности бизнеса страховых компаний» получается, что до 40%  опрошенных считают наиболее важным развитие страховых компаний, то есть предложения страховых услуг. 60% опрошенных выступают за первоочередное развитие спроса на страхование.

 

На фоне двойственной ситуации со стратегией развития отрасли страховщики ждут от государства не столько прямого, сколько косвенного стимулирования и создания условий для нормальной работы. При этом еще два года назад более половины страховщиков считали наиболее позитивным итогом кризиса для страхового рынка тот факт, что государство пересмотрело свое отношение к страхованию.

 

Какую меру, направленную на повышение спроса на страхование, Вы считаете наиболее эффективной?

Лишь 29% участников опроса выступают за введение новых обязательных видов страхования. После введения ОС ОПО многие страховщики убедились, что по крайней мере в среднесрочной перспективе обязательный вид страхования воспринимается как налог, что не способствует росту добровольного спроса на страхование. Треть опрошенных топ-менеджеров выступают за косвенное стимулирование спроса на страхование (введение налоговых льгот, развитие вмененных видов страхования, софинансирование и субсидирование страховых взносов).

По мнению «Эксперт РА», приоритет необходимо отдавать косвенному стимулированию спроса на страхование по сравнению с введением новых обязательных видов страхования.

В то же время наиболее популярный ответ сводится к созданию условий для эффективной работы страхового рынка. 38% опрошенных уверены, что лучшим способом стимулирования спроса являются меры по повышению надежности российских страховщиков. Демпинг на рынке ОС ОПО, «схемы» по распределению бюджетных средств на рынке сельскохозяйственного страхования и «схемы» налоговой оптимизации начала 2000-х годов в страховании жизни показывают, что стимулирование спроса может обернуться против рынка.

 

Какая мера в первую очередь будет способствовать развитию рынка страхования жизни?

Для развития рынка страхования жизни в первую очередь требуется государственное стимулирование спроса. Более половины участников опроса выступает за введение налоговых льгот в страховании жизни, еще 20%  - за подключение страховщиков жизни к пенсионной системе. Лишь 13% участников опроса выбрали вариант «создание гарантийного фонда». Наименее популярные варианты – расширение линейки страховых продуктов (то есть событие, зависящее во многом от страховых компаний) и снижение уровня инфляции (внешнее событие).

По мнению «Эксперт РА», стимулирование спроса на страхование жизни должно идти по двум направлениям – в сторону повышения рентабельности (за счет налоговых льгот) и надежности (за счет обязательного размещения технических резервов в депозитарии, контроля валютных рисков, требования к управлению активами и риск-менеджменту) продуктов по накопительному страхованию жизни.

 

Какая мера в первую очередь будет способствовать повышению емкости российского страхового рынка?

43% опрошенных руководителей российских страховщиков выступают за введение налоговых льгот при реинвестировании прибыли. 17% опрошенных поддерживают использование субординированных кредитов. Наименее популярная мера – создание государственного перестраховщика. То есть страховщики в основной массе выбрали косвенные меры, способствующие повышению емкости российского страхового рынка.

Лишь 14% участников опроса считают, что никаких мер предпринимать не нужно.

По мнению «Эксперт РА», стимулирование спроса должно сопровождаться соответствующим увеличением емкости, иначе вся премия будет уходить в перестрахование за рубеж.

 

Какой подход к регулированию страховых агентов Вы считаете наиболее адекватным?

По вопросу регулирования страховых агентов мнения страховщиков разделились, при этом почти треть опрошенных выбрала такой радикальный вариант как «закрепление» всех агентов – физических лиц за их страховыми компаниями. Столько же проголосовали за лицензирование страховых агентов, чуть меньше – за ведение реестра страховых агентов. Лишь 7% опрошенных выступают за такой технически сложный вариант как  разделение агентов на две группы – мульти-агентов и моно-агентов. Необходимым условием реализации последнего варианта является создание реестра страховых агентов. При этом, по мнению «Эксперт РА», система регулирования страховых агентов должна включать четкое определение их ответственности. Так, за действия моно-агента должна отвечать страховая компания, за действия независимого мульти-агента – сам страховой агент.

 

Каких действий в первую очередь Вы ожидаете от страхового регулятора?

Почти половина опрошенных в первую очередь ожидают от страхового регулятора не каких-то нововведений, а повышения прозрачности и предсказуемости надзора. Второй по популярности ответ – введение МСФО и актуарного аудита – включает меры, о которых говорилось уже на протяжении многих лет.

Лишь небольшое число участников опроса высказались за скорейшую модернизацию системы нормативов и требований к страховым компаниям (12%) и создание системы стресс-тестирования и раннего предупреждения банкротства страховых компаний (10%). То есть за то, чем сейчас активно занимается ФСФР при участии иностранных консультантов.

 

При этом в прошлом году руководители страховых компаний меньше были обеспокоены прозрачностью действий страхового регулятора, больше – работой надзора в сфере раннего предупреждения банкротства. При этом как в 2011 году, так и в 2012 году ни один участник опроса не проголосовал за сохранение прежнего курса работы страхового регулятора.

 

Каких действий в первую очередь Вы ожидаете от ФАС?

Почти половина опрошенных представителей страховых компаний-лидеров рынка ждут от ФАС активных действий в сфере борьбы с демпингом по тарифам и комиссиям, четверть – обеспечения конкуренции при проведении тендеров на страхование.

Почти каждый пятый участник опроса выступает за противодействие монополизации рынка банкострахования. Эта угроза появилась на страховом рынке лишь в 2011-2012 годах. По данным «Эксперт РА», доля кэптивных страховщиков во взносах по банкострахованию стремительно увеличивается – с 15% в 2010 году, до 28% в 2011 году, в 2012 году она может достигнуть 50%.

 

Какую меру по борьбе с завышением комиссионного вознаграждения Вы считаете наиболее эффективной?

45% участников опроса считают, что наиболее эффективной мерой по борьбе с завышенным комиссионным вознаграждением является введение актуарного аудита, то есть поддерживают рыночное решение этой проблемы. Лишь 14% опрошенных страховщиков выступают за законодательное ограничение комиссионного вознаграждения, 29% опрошенных – за обязательное раскрытие информации по комиссионному вознаграждению. Руководители страховых компаний не верят, что контроль за комиссией возможен в рамках СРО, то есть, что страховое сообщество решит эту проблему самостоятельно.

 

Какая мера в большей степени будет способствовать повышению эффективности работы страховых компаний?

Более половины опрошенных представителей страховых компаний уверены, что существенное повышение эффективности работы страховых компаний возможно за счет формирования без данных страховой статистики. Эта мера не требует вмешательства государства и по силам самому страховому сообществу.

Остальные варианты ответов предполагали изменения в законодательстве – разрешение использования ЭЦП и электронных продаж, закрепление в УК понятия «страховое мошенничество» и законодательное ограничение комиссионного вознаграждения.

 

Какую меру, направленную на повышение доверия к страховым компаниям, Вы считаете наиболее эффективной?

Половина опрошенных представителей страхового сообщества уверена, что повысить доверие к страховой отрасли можно за счет стандартизации правил страхования и/или порядка урегулирования убытков. 21% руководителей страховых компаний полагают, что рост доверия к страховым компаниям произойдет с повышением качества страхового надзора. Каждый пятый участник опроса считает наиболее действенной мерой создание института страхового омбудсмена.

 

Какую из обсуждаемых мер Вы считаете наиболее спорной и опасной для страхового рынка?

Две трети опрошенных представителей страховых компаний считает опасным создание агентства по страхованию госимущества. В этом случае исчезнет целый сегмент страхового рынка, снизятся объемы и инвестиционная привлекательность рынка. Кроме того, такая мера может быть сигналом о недоверии государства к страховому рынку.

Еще одна спорная мера, против которой выступило 16% участников опроса, - это создание гарантийного фонда в страховании автокаско. Из-за различий в правилах страхования эту меру очень сложно осуществить технически. Кроме того, она может привести к снижению рентабельности страхования автокаско, росту тарифов и потере конкурентных преимуществ у надежных страховых компаний.

 


 



Исследования по теме
Итоги 2016 года на страховом рынке: удержались от падения
16.03.2017
После трехлетнего замедления страховой рынок показал максимальный прирост за последние четыре года (15,3% за 2016 год). В то же время без учета сегмента страхования жизни темпы прироста взносов составили всего 7,9%. В результате двухгодичного падения взносов страхование автокаско за 2015–2016 годы недосчиталось в совокупности 50 млрд рублей премии, опустившись в топ-3 сегмента страхового рынка со второй на третью позицию. Опережающие темпы роста страхования жизни и увеличение веса страховщиков жизни в общем объеме премий повлияли на концентрацию страхового рынка. По базовому прогнозу RAEX (Эксперт РА), в 2017 году темпы прироста взносов составят 13–14%, объем рынка – 1,33–1,35 трлн рублей. Без учета страхования жизни рынок вырастет на 7–8% до уровня 1,03–1,045 трлн рублей.
Прогноз развития страхового рынка в 2017 году: сдержанный оптимизм
27.12.2016
Динамика страхового рынка в 2017 году будет находиться под влиянием умеренно-позитивных тенденций: без учета рынка страхования жизни российский страховой рынок в 2017 году вырастет на 8-9%. Благоприятное влияние на темпы прироста взносов будут оказывать восстановление темпов роста ВВП, снижение банковских ставок и продвижение коробочных продуктов.
Электронные технологии в страховании: диджитал-трансформация
13.12.2016
В 2017 году не менее 73% страховщиков планируют внедрить новые высокотехнологичные решения, не менее четверти – разработать или усовершенствовать клиентские дистанционные сервисы продажного и постпродажного обслуживания. По оценкам RAEX (Эксперт РА), на сегодняшний день только 5% страховщиков предоставляют своим клиентам возможность запустить процесс урегулирования при помощи мобильных приложений. Доля компаний, предлагающих продукты с использованием телематических устройств, на российском страховом рынке составляет всего 13%. Мы ожидаем, что начало обязательных продаж электронных полисов ОСАГО при отсутствии потрясений на страховом рынке может многократно увеличить объемы директ-страхования в 2017 году.
Статьи экспертов по теме
Полис сбросил скорость
17.11.2015 / Наталья Данзурун
Наибольшее сокращение взносов произошло в автокаско
Стагнация продолжается
25.08.2015 / Наталья Данзурун
В 2014 году параметры российского страхового рынка определяла сложная макроэкономическая ситуация. Волатильность курса рубля, расширение санкций против России и нестабильность на банковском рынке ужесточили внешние условия работы страховщиков. В результате после бурного роста страхового рынка в 2011-2012 годах (темпы прироста составляли 19,2 и 21,7%), в 2013-2014 годах рынок резко замедлился - темпы прироста страховых взносов составили 11,8 и 9,2% соответственно.
В ожидании пруденциального надзора
17.03.2014 / Александр Гущин
Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
14
декабря
2016
Цель проекта: Выявить эффективность внедрения электронных технологий для повышения рентабельности и конкурентных преимуществ на российском страховом рынке
5
октября
2016
Цель проекта: определить эффективные меры развития рынка страхования жизни в России и компании – лидеров в сегменте страхования жизни в целом и отдельных его направлениях.
18
ноября
2015
Цель проекта: Способствовать эффективной реализации стратегии развития российского страхового рынка

 

Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!