Товары и услуги
в Москве:

Кредитование малого и среднего бизнеса в России, 2008

Резюме

Самый быстрый рынок: в 2007 г. темпы роста портфеля кредитов малому бизнесу обогнали и корпоративное, и розничное кредитование.

Если портфель корпоративных кредитов вырос за 2007 г. на 49%, а портфель кредитов физических лиц – на 57%, то кредиты малому и среднему бизнесу в активах банков увеличились, по нашим оценкам, на 62%, достигнув 54,1 млрд долл. При этом кредиты непосредственно малому бизнесу (к нему мы относим предприятия с объемом выручки до 5 млн долл. в год) выросли почти вдвое – до 21 млрд долл.

Региональная сеть и интересные продуктовые предложения – вот ключ к тому, чтобы стать лидером рынка кредитования МСБ сегодня. Первый, экстенсивный, этап развития сегодня закончен – федеральные банки нарастили филиальные сети и столкнулись с системным ограничением, требующим дальнейшего расширения географического покрытия. Пик процессов широкого географического распространения программ кредитования малого и среднего бизнеса среди федеральных банков пришелся на 2006 г., когда десятка лидеров увеличила количество филиалов, где доступны кредиты малому бизнесу, на 551 шт. В 2007 г. было открыто еще 252 филиала, однако в целом по рынку прирост филиальной сети снизился незначительно – новые участники быстро наверстывают упущенное. Шаговая доступность кредитов малому и среднему бизнесу стала новой парадигмой рынка.

С другой стороны, важным фактором конкуренции становятся и интересные для самого малого бизнеса кредитные продукты. Параметры кредитования (требования к залогам, сроки, график платежей), которые могут предложить банки, пока остаются не слишком привлекательными, да и транзакционные издержки, связанные с получением кредита, достаточно высоки. Внимательное отношение к потребностям клиента и инновационный подход позволяют новым игрокам, входящим в сегмент, быстро захватывать лидерские позиции.

110 млрд долл. на карте – при условии активной стратегии государства, к 2010 г. портфель кредитов малому и среднему бизнесу может составить порядка 80 млрд долл., в противном случае – лишь 68 млрд долл. При кредитовании малого бизнеса банки сегодня сталкиваются с проблемами, характерными для любого сегмента кредитования на начальном этапе развития. Частично эти проблемы будут смягчаться по мере естественного созревания рынка. С другой стороны, активная государственная стратегия в области развития МСБ может дать импульс для нового прорыва.

Хороший пример комплексной стратегии – меры, которые в недавнем прошлом государство принимало для стимулирования ипотеки. Развитие малого предпринимательства также требует от банков, регуляторов и государственных администраций командной игры. Единичных усилий здесь недостаточно. Тем более что созданная лишь в прошлом году государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», в чьи приоритеты входит в том числе и поддержка малого и среднего предпринимательства, пока занимается более крупными проектами.

При выборе государством активной стратегии большинство существующих в настоящее время ограничений будет снято, и сегмент сможет демонстрировать достаточно высокие темпы роста еще в течение последующих трех лет, а сам портфель к 2010 г. достигнет, по нашим оценкам, 280 млрд долл. В противном случае к 2010 г. размер портфеля кредитов МСБ составит около 168 млрд долл. Есть из чего выбирать.

Методика исследования

Наше исследование основано на анализе данных, полученных «Экспертом РА» в ходе анкетирования банков, лизинговых и факторинговых компаний, а также на основе серии углубленных интервью с представителями наиболее активных участников рынка кредитования малого и среднего бизнеса.

Следует сделать особую оговорку, связанную с критериями отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу. Сегодня по-прежнему не существует формализованных критериев, которые позволяли бы однозначно классифицировать предприятие как субъект малого предпринимательства. Даже вступивший в силу 1 января 2008 г. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» не дает четких параметров классификации. Согласно закону к малому бизнесу относятся предприятия с численностью сотрудников до 100 человек (также выделяются микропредприятия до 15 человек), к среднему – с численностью от 100 до 250 человек. Впоследствии планируется также ввести показатели выручки, которые будут определяться правительством Российской Федерации на основе статистических наблюдений.

В нашем исследовании к кредитам малому и среднему бизнесу мы относим все кредиты, выданные банками в рамках специализированных программ кредитования МСБ (small and medium enterprises). Мы понимаем, что программы разных банков в рамках данного подхода могут попасть в одну категорию, несмотря на то что могут быть нацелены на нужды различных по размеру предприятий. Тем не менее мы считаем этот подход наиболее целесообразным с точки зрения определения границ рынка. Ведь существование специализированной программы означает специализированную технологию, особый подход к оценке рисков и развитию бизнеса, что является основными параметрами при определении проблем и перспектив развития рынка.

В анкетировании мы просили банки указывать все показатели по объему финансирования, предоставленного в рамках специализированных программ, либо (при отсутствии таковых) по объемам финансирования предприятий с годовой выручкой до 5 млн долл. Также в случае наличия специализированной программы мы просили указать параметры предприятий, которые могут получить кредит в рамках этой программы. Усредненные условия по рынку в их сопоставлении с действующем законодательством РФ и Европейского Союза выглядят следующим образом:

  Банки РФ ЕС
Максимальная годовая выручка, млн долл. 12 - 25
Максимальная численность персонала, чел. 150 250 250
Максимальная доля собственников, не относящихся к МСБ, % 25 25 25

В анкетировании приняли участие 43 российских банка:
АКБ «Абсолют-банк», ОАО «Акибанк», КБ «Альта-Банк», Альфа-банк, ОАО «БАЛТИНВЕСТБАНК», ОАО «Банк Санкт-Петербург», ОАО «БТА-Казань», банк «Возрождение», ВТБ 24, ООО ВСБ, ОАО «Запсибкомбанк», КМБ-Банк, ОАО «КУБ», КБ «ЛОКО-Банк», ОАО «МДМ-Банк», ОАО «Меткомбанк», ОАО ГБ «Нижний Новгород», НОМОС-БАНК, ОАО АКБ «Пробизнесбанк», ОАО «Региональный банк развития», ОАО АКБ «Росбанк», КБ РБР, ОАО «Русь-Банк», СБ-Банк, ОАО «Сбербанк РФ», СДМ-Банк, банк «Северная Казна», ОАО «СКБ-Банк», ООО «СЛАВИНВЕСТБАНК», АКБ «СОЮЗ», ОАО КБ «Стройкредит», ОАО «Промсвязьбанк», Татфондбанк, НБ «ТРАСТ», ОАО «УРАЛСИБ», ОАО «УРСА Банк», ОАО КБ «Хлынов», Центр-Инвест, ОАО «ЧЕЛИНДБАНК», ЭКСПОБАНК, АКБ «Энергобанк», Юниаструм, ЗАО «ЮниКредит Банк».

По нашим оценкам, на долю банков, принявших участие в исследовании, приходится около 50% всех кредитов, выданных юридическим лицам, и около 70% кредитов, выданных предприятиям малого и среднего бизнеса.

Углубленные интервью были проведены со следующими спикерами:
Беляева Лариса заместитель директора по бизнесу, директор департамента развития малого и среднего бизнеса КМБ-Банка

Гончарова Людмила заместитель председателя правления банка «Возрождение»

Киселев Александр заместитель директора по работе с корпоративными клиентами малого и среднего бизнеса, начальник управления кредитования МСБ Альфа-банка

Кондратенко Максим исполнительный директор департамента розничных продаж и частного банковского обслуживания «ЮниКредит Банка»

Кузнецов Андрей начальник департамента развития малого бизнеса МДМ-Банка

Мамута Михаил директор Российского микрофинансового центра

Роженцов Олег исполнительный директор, руководитель департамента продуктового менеджмента ОАО «УРАЛСИБ»

Черкасова Надия управляющий директор по развитию малого и среднего бизнеса НБ «ТРАСТ» Полную версию всех интервью читайте на сайте www.raexpert.ru с 01.06.2008. Выражаем признательность всем банкам и спикерам за интерес, проявленный к нашему исследованию.

Банковское кредитование малого и среднего бизнеса: кризис роста

Динамика кредитования малого и среднего бизнеса

В 2007 г. общий объем кредитов, выданных малому и среднему бизнесу (МСБ), составил порядка 80 млрд долл., увеличившись примерно на 28,07% по сравнению с 2006 г.

Рисунок 1. Кредитование малого и среднего бизнеса остается лидером с точки зрения темпов прироста кредитных портфелей

По темпам роста портфеля кредитов этот сегмент по-прежнему находится среди лидеров (рисунок 1). Если портфель корпоративных кредитов вырос за 2007 г. на 49%, а портфель кредитов физических лиц – на 57%, то кредиты малому и среднему бизнесу в активах банков увеличились, по нашим оценкам, на 62% и составили порядка 54,1 млрд долл. При этом кредиты непосредственно малому бизнесу (к нему мы относим предприятия с объемом выручки до 5 млн долл. в год) выросли почти вдвое, достигнув 21 млрд долл.

Несмотря на то что по темпам роста этот сегмент по-прежнему находится среди лидеров, темпы роста могли бы быть гораздо выше. Ведь с точки зрения уровня маржи сегмент остается для банков достаточно привлекательным, да и эффект «низкой базы» продолжает сохраняться. В чем же причина того, что рынок топчется на месте?

С одной стороны, картина роста резко меняется при переходе к анализу по отдельным банкам. Подобно другим сегментам банковского рынка, находящимся на начальной стадии развития, кредитование малого и среднего бизнеса сегодня отличается заметным доминированием Сбербанка РФ. Он, безусловно, является крупнейшим участником этого рынка. Его кредитный портфель на 01.01.08 составляет 436 млрд руб., а за 2007 г. он выдал кредитов малому бизнесу на сумму более чем 1022 млрд руб. По нашим оценкам, его доля составляет около 50%, однако по мере выхода на рынок других игроков постепенно снижается.

Остальные банки занимают, соответственно, оставшиеся 50% рынка. Они являются основным локомотивом роста рынка и показывают стремительное наращивание объемов кредитования (таблица 1). Объем выданных ими кредитов за 2007 г. составил около 1 трлн руб., показав темп прироста по сравнению с 2006 годом около 41%.

Таблица 1. Сбербанк растет заметно медленнее рынка, но сохраняет бесспорное лидерство

Группа банков Объем кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, млрд руб.
2005 2006 2007
Сбербанк РФ 702,9 871 1022,98
темп прироста, %   23,92 17,45
Прочие банки 485,74 699,18 987,98
темп прироста, %   43,94 41,31
Всего по рынку 1188,64 1570,18 2010,95
темп прироста, %   32,1 28,07

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным банков-участников исследования

Таблица
Рэнкинг банков по объему кредитов, выданных малому и среднему бизнесу в 2008 г.

С другой стороны, даже анализ по сегментам показывает, что банки могли бы активнее наращивать объемы кредитования малых и средних предприятий. Рынок кредитования МСБ существует всего несколько лет – в таком «возрасте» и розничное кредитование, и ипотека ежегодно демонстрировали кратный рост. Ухудшение ситуации с ликвидностью в банковской системе также не подходит в качестве объяснения, ведь как показали итоги года, общего замедления темпов роста банковских активов не произошло.

Проанализировав параметры рынка и опыт развития других сегментов банковского кредитования в России, а также мнения самих банков, мы пришли к выводу, что основной причиной замедленного роста продолжает оставаться недостаток активной государственной политики. Далее мы опишем основные характеристики рынка и объясним, почему именно от инициативы государства в ближайшем будущем зависит и динамика, и структура рынка.

Конкуренция

Пятерку лидеров по объемам кредитования МСБ в 2008 г. формируют Сбербанк, банк «Возрождение», ВТБ 24, КМБ-Банк и Акибанк (таблица 2). Отметим, что «Возрождение» и Акибанк специализируются на коротких кредитах (до 12 месяцев), в то время как остальные в среднем имеют более низкую оборачиваемость портфеля. По накопленному портфелю кредитов МСБ (см. табл. No1 в приложении) лидируют Сбербанк, ВТБ 24, «Возрождение», КМБ-Банк и банк «УРАЛСИБ».

Как уже отмечалось, большинству банков в 2007 г. удалось по темпам роста обогнать Сбербанк. В первой десятке банков мы можем отметить ВТБ 24, ЛОКО-банк и Акибанк, растущие очень высокими темпами. Среди банков, формирующих вторую десятку рэнкинга, впечатляющую скорость в освоении нового сегмента показали «Абсолют Банк», Русь-Банк и НБ «ТРАСТ», в разы увеличив объемы кредитования МСБ.

Первая десятка банков отличается высокой стабильностью, однако в текущем году вполне возможны рокировки, связанные с ростом интереса банков к кредитованию малого бизнеса. В силу самой специфики быстрорастущего сегмента рынка мы, возможно, увидим еще немало резких взлетов.

Наши ожидания подкрепляются и статисткой: если отдельно рассматривать банки группы топ-10 и прочих участников, то можно отметить, что темпы роста «ударной группы» замедляются, а темпы роста прочих банков – растут (таблица 3). Лидеры снижают темпы роста, в то время как более мелкие банки наращивают обороты, что является естественным следствием постепенного созревания рынка, с одной стороны, и пробуждения интереса к нему новых участников – с другой.

Таблица 3. Темпы прироста «ударной группы» падают, темпы роста прочих банков – растут

Объем выданных кредитов, млрд руб. 2005 2006 2007
Банки топ-10 97 781 778 177 137 424 284 747 588
темпы прироста, %   81,16 60,75
Прочие банки 11 499 926 22 193 618 63 070 426
темпы прироста, %   92,99 184,18

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным банков-участников исследования

Региональные сети как фактор лидерства

Для того чтобы кредитовать крупный бизнес, не обязательно иметь широкую региональную сеть – достаточно быть в центре финансовых потоков этого бизнеса. Для того чтобы развивать розничное кредитование, напротив, необходимо иметь широкое филиальное покрытие и быть ближе к клиенту. Кредитование МСБ в этом плане ближе к рознице – с малым бизнесом нужно работать «на местах».

Анализ динамики развития в разрезе географии позволяет понять, что одной из основных причин замедления группы лидеров является постепенное исчерпание потенциала развития региональных сетей. Если обратиться к данным о точках продаж, где доступны кредиты малому и среднему бизнесу, то видно, что основной скачок объемов кредитования МСБ по банкам первой десятки пришелся на 2006 г. и совпал с более чем трехкратным расширением филиальной сети (таблица 4).

Таблица 4. Базовые основы филиальных сетей крупнейших банков созданы

Количество дополнительных офисов, где возможна выдача кредитов малому и среднему бизнесу 2005 2006 2007
Банки топ-10 277 828 1080
прирост, шт.   +551 +252
Прочие банки 53 330 815
прирост, шт.   +277 +485

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным банков-участников исследования

Именно на этот период времени приходится начало интенсивного внедрения специализированных программ кредитования малого и среднего бизнеса в регионах. После охвата практически всех уже существующих офисов дальнейшее внедрение программ становится возможно лишь по мере открытия новых, что, очевидно, занимает существенно больше времени, чем просто проработка бизнес-процессов в уже построенных сегментах региональных сетей.

О постепенном переходе банков топ-10 к моделям интенсивного роста также свидетельствует существенный рост объемов выданных кредитов на одного сотрудника, в то время как по остальным банкам этот показатель стабилен (таблица 5).

Таблица 5. Выдача кредитов на одного сотрудника, занятого кредитованием МБ, тыс. руб./чел.

Количество дополнительных офисов, где возможна выдача кредитов малому и среднему бизнесу 2006 2007
Банки топ-10 22 383,24 29 924,77
прирост, шт.   33,69
Прочие банки 37 475,72 36 459,01
прирост, шт.   -2,71

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным банков-участников исследования

В целом география расположения малого бизнеса соответствует географическому распределению самих малых предприятий (рисунок 2). По объемам кредитования лидирует Центральный ФО (38%, из которых на Москву приходится около 15%), затем идут Приволжский ФО (19%) и Сибирский ФО (12%).

Рисунок 2. Географическое распределение кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, соответствует географическому распределению малых предприятий

Географическое распределение объемов выданных кредитов также интересно сопоставить по двум группам участников – банкам первой десятки и прочим банкам (см. рис. 3). Основной бизнес десятки лидеров по выдаче кредитов малому и среднему бизнесу сосредоточен в Центральном федеральном округе, на который приходится (вместе с Москвой) почти 40% всех выдаваемых кредитов. На втором месте стоит Приволжский федеральный округ с 21%, замыкают тройку лидеров Сибирский и Южный федеральные округа с 11%.

В то же время у прочих банков на Центральный федеральный округ приходится менее 30%, и существенная часть операций (порядка 24%) ведется в Приволжском федеральном округе.

Типичный заемщик: куда направлен вектор финансирования?

Портрет заемщика

В начале июня 2007 г. теперь уже бывший глава Минэкономразвития Герман Греф на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ озвучил приоритеты правительства в области поддержки малого предпринимательства до 2020 г. Согласно его докладу основными целями в этой сфере должны были стать:

  • Сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли, до 25% от общего числа малых предприятий.
  • Рост числа предприятий, занятых в сфере услуг, до 30%.
  • Увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 г. до 10% к 2020 г.).
  • Увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1% в 2006 г. до 5% к 2020 г).

 

Для достижения сформулированных целей нужно соответственным образом «настраивать» и финансовые потоки, идущие на поддержку малого и среднего бизнеса со стороны банков и других финансирующих организаций.

Тем не менее пока портрет типичного заемщика, получающего банковский кредит в рамках специализированных программ кредитования МСБ, можно охарактеризовать следующим образом. Это предприятие, занимающееся розничной или оптовой торговлей, берущее кредит на пополнение оборотных средств сроком до 12 месяцев на сумму от 3 до 10 млн руб. При этом по кредиту, как правило, предоставляется полное обеспечение.

Банкам выгодно кредитовать понятных для них заемщиков, способных предоставить хорошее обеспечение. Поэтому наибольшая часть кредитов (около 50%) направляются в сферу оптовой и розничной торговли. На обрабатывающие производства приходится около 19%, на третьем месте – строительство с показателем 9,33% (таблица 5). С одной стороны, указанная структура достаточно тесно коррелирует с отраслевой структурой малых предприятий, где на долю торговли приходится, по данным Росстата, порядка 50%. С другой стороны, при необходимости опережающего роста доли сферы услуг, инновационных предприятий и предприятий, занятых в сфере здравоохранения, эти отрасли должны получать и относительный приоритет в финансировании.

Таблица 5. Разнообразия залогового обеспечения все еще недостаточно

Тип залогового обеспечения % опрошенных банков, использующих данный вид в качестве обеспечения
Розничная торговля 27,82
Оптовая торговля 20,62
Обрабатывающие производства 19,05
Строительство 9,33
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 8,77
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 5,53
Транспорт и связь 4,74
Прочее 4,15

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным банков-участников исследования

Чем больше внимания банк уделяет кредитованию малого и среднего бизнеса, тем, как правило, более диверсифицирован его портфель с отраслевой точки зрения. Это обусловлено тем, что опытные банки имеют, как правило, более эффективные системы оценки рисков, и могут позволить себе работать с заемщиками из разных отраслей, не опасаясь столкнуться с высоким уровнем просроченной задолженности.

Рисунок 3. Лидеры сосредоточены в Центральном ФО, в то время как прочие банки концентрируются в Приволжском ФО

Отраслевая ориентация лидеров рынка и остальных банков в отраслевом аспекте существенно различается при рассмотрении банков из топ-10 и других банков (рисунок 4). Лидеры вполне могут себе позволить заниматься анализом более сложных бизнесов, ориентированных на переработку, тогда как прочие работают с достаточно простой с точки зрения просчета рисков оптовой торговлей.

Топ-10 банков интенсивно занимаются в том числе кредитованием перерабатывающих производств (21% выданных кредитов) и розничной торговлей (30%). Интересы же остальных банков в отличие от лидеров лежат в несколько иной плоскости: основу их портфелей составляет розничная торговля, на которую приходится 39%. Доля обрабатывающих производств незначительна.

Параметры продуктов

Залоги и обеспечение

Низкая залоговая база – один из основных факторов, препятствующих развитию кредитования малого и среднего бизнеса. Значительное число отказов в кредитовании происходит из-за невозможности бизнесмена предоставить залог в требуемой банками форме. Тем не менее пока большинство кредитов выдаются банками при наличии полного или частичного обеспечения.

Среди наиболее распространенных видов, принимаемых банками в качестве залогов (таблица 6), можно выделить нежилую недвижимость, товар в обороте, автотранспорт и спецтехнику, оборудование, имущество третьих лиц и поручительство собственников бизнеса. Мало развито использование жилой недвижимости, приобретаемого оборудования и приобретаемой недвижимости (здесь, пожалуй, достойную конкуренцию банкам составляют лизинговые компании). Использование последних двух типов залога представляется наиболее значимым в плане кредитования, так как их применение в банковской практике позволит существенно упростить в той или иной форме кредитование старт-апов.

Таблица 6. Среди заемщиков по-прежнему доминируют торговые предприятия

Отрасль экономики Доля в объеме выданных в 2007 г. кредитов, %
Нежилая недвижимость 100
Автотранспорт, спецтехника 97
Оборудование 97
Имущество третьих лиц 97
Поручительство собственников бизнеса 97
Товар в обороте 95
Поручительство третьих лиц 92
Личное имущество 85
Жилая недвижимость 82
Приобретаемое оборудование 79
Приобретаемый автотранспорт 79
Приобретаемая недвижимость 67
Ценные бумаги 64
Гарантии третьих лиц 41
Другое 21

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным банков-участников исследования

Размеры кредитов

Таблица
Размерная кредитная дифференциация выражена достаточно ярко

На рынке кредитования МСБ достаточно четко прослеживается тенденция дифференциации кредитных продуктов банков по объему выданных кредитов. Ориентируясь на разные объемы, банки искусственно создают себе ниши на рынке, и в дальнейшем эта тенденция, на наш взгляд, только усилится.

Сегодня четко можно выделить по крайней мере 3 сегмента банков (без учета Сбербанка) по среднему объему выданных кредитов:

  • Кредиты до 1 млн руб. – здесь выделяются 3 банка со значительными по размеру кредитными портфелями – УРАЛСИБ, Урса-банк и КМБ-Банк, а также банк «Траст», стремительно догоняющий лидеров.
  • От 1 до 10 млн руб. – наиболее заполненный сегмент, в нем оперирует большинство банков.
  • От 10 до 30 млн руб. – здесь набирает обороты Альфа-банк и Региональный банк развития.

 

Особняком стоит «Возрождение», ориентирующееся на большие по объему кредиты (на объем более 30 млн руб. приходится свыше 80% кредитного портфеля).

Как видно из таблицы 7, дифференциация по среднему размеру кредита весьма значительна. Мы считаем опыт КБ «Возрождение» несколько нетипичным (средний размер кредита – 70 млн руб.) и не учитываем его при определении средних размеров кредита в целом по рынку для того, чтобы избежать резкой смещенности оценки.

Наибольшая доля кредитов – 28% – приходится на интервал от 3 до 10 млн руб. Далее идут кредиты от 1 до 3 млн руб. с долей 19% и, наконец, от 10 до 30 млн руб. – 21% (рисунок 5).

Сроки кредитов

В срочном разрезе мы можем также увидеть достаточно любопытную картину: в портфелях банков первой десятки преобладают краткосрочные (до 12 месяцев) кредиты, в то время как остальные уже интенсивно работают в сегменте кредитов сроком от 1 до 3 лет (рисунок 6). По всей видимости, именно здесь лидеры смогут найти часть необходимого им ресурса роста, хотя удлинение кредитов и будет неотъемлемо связано для них с увеличением кредитных рисков.

Рисунок 4. Банки-лидеры больше работают с предприятиями из обрабатывающих производств, прочие предпочитают иметь дело с торговлей

Цели кредитования и процентные ставки

Основная часть (54%) выданных малому бизнесу кредитов идет на пополнение оборотных средств, что полностью соответствует отраслевой структуре кредитования малого и среднего бизнеса, где доминирует торговля (рисунок 7). Следующие по распространенности целевые кредиты – приобретение и модернизация оборудования (порядка 13%). Замыкают тройку лидеров овердрафтные кредиты, на которые приходится около 11% объема выданных кредитов МСБ.

Ставки кредитования зависят от целой совокупности факторов, в том числе и от целей кредитов. Какую-либо общую тенденцию здесь выявить сложно: сами банки отмечают, что сегодня конкуренция в сегменте МСБ идет прежде всего не за счет ставок, а за счет качества сервиса.

В среднем стоимость кредитов для малых предприятий на 2-3% выше стоимости кредитов для крупных корпоративных клиентов. Среди факторов, определяющих эти различия, можно выделить и низкий уровень конкуренции между банками, и относительно высокие операционные издержки на выдачу кредитов малому бизнесу.

Дороже всего малому и среднему бизнесу обходятся кредиты на пополнение оборотных средств, дешевле всего – на приобретение и модернизацию оборудования (сказывается конкуренция банков и лизинговых компаний). В течение нескольких ближайших лет мы ожидаем общего снижения стоимости привлечения малым и средним бизнесом кредитных ресурсов.

Способы погашения кредита

Банки начинают проявлять все большую гибкость в подходе к графику платежей. Более 90% принявших участие в анкетировании заявили о возможности предоставления заемщикам индивидуального графика выплат. Тем не менее основным графиком выплат остается ежемесячное погашение как наиболее простое в рамках управления кредитным портфелем (он позволяет оперативно отслеживать негативные тенденции в финансовом состоянии заемщика).

Кредитование МСБ: драйверы роста

Что мешает работе с малым бизнесом: мнение банков

В рамках нашего исследования банки-респонденты, по нашей просьбе, самостоятельно выделили факторы, препятствующие развитию кредитования малого и среднего бизнеса. Разбив полученные результаты по двум группам (банки топ-10 и прочие банки), мы получили два альтернативных взгляда на развитие сегмента – взгляд лидеров и взгляд тех, кто их догоняет.

Банки-лидеры в первую очередь среди своих помех видят факторы, препятствующие интенсивному росту (таблица 8).

Недостаточность развития филиальных сетей вынесена ими лишь на 6-е место. Банки считают, что острой необходимости в филиальных сетях нет. Это, как отмечалось выше, связано с тем, что многие банки уже успешно строят или построили основную инфраструктурную часть.

В то же время такие препятствия, как непрозрачность заемщика, отсутствие залогового обеспечения, неразвитость законодательства и программ господдержки, мешающие органическому росту, вынесены в первые строчки списка.

Таблица 8. Разнообразия залогового обеспечения все еще недостаточно

Место Фактор
1 Непрозрачность заемщиков
2 Отсутствие залогового обеспечения
3 Плохое качество залогового обеспечения
4 Неразвитость субсидирования кредитов в рамках госпрограмм
5 Неразвитость законодательства
6 Недостаточность развития филиальных сетей банков
7 Отсутствие у малого бизнеса понимания сути банковских продуктов
8 Недостаточность наработанного банками опыта
9 Нехватка квалифицированных кадров
10 Высокие процентные ставки по кредитам

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным банков-участников исследования

Мнение остальных банков по первым двум позициям совпадает с мнением лидеров (таблица 9). Однако дальше мы видим существенное различие – неразвитость филиальных сетей выносится ими на 3-е место.

Таблица 9. Небольшие банки нуждаются в филиальных сетях

Место Фактор
1 Непрозрачность заемщиков
2 Отсутствие залогового обеспечения
3 Недостаточность развития филиальных сетей банков
4 Плохое качество залогового обеспечения
5 Неразвитость субсидирования кредитов в рамках госпрограмм
6 Отсутствие у малого бизнеса понимания сути банковских продуктов
7 Неразвитость законодательства
8 Высокие процентные ставки по кредитам
9 Недостаточность наработанного банками опыта
10 Нехватка квалифицированных кадров

Источник: оценка «Эксперта РА» по данным банков-участников исследования

Примечательно, что практически никто из опрошенных не ощущает нехватку финансовых ресурсов, направляемых банками на развитие данного направления бизнеса.

Малый бизнес и опыт других сегментов банковского кредитования

Рисунок 5. Большинство кредитов малому бизнесу приходятся на объемы от 3 до 10 млн руб.

Если интегрировать причины, которые опрошенные банки в целом выделяют в качестве препятствий развития сегмента, то первую пятерку будут составлять: непрозрачность заемщика, отсутствие либо плохое качество залогового обеспечения, неразвитость субсидирования в рамках государственных программ, отсутствие у банков опыта работы с малым бизнесом, а также отсутствие у малых предпринимателей понимания сути предлагаемых банками услуг.

Все эти факторы, с одной стороны, характерны для любого рынка кредитования, находящегося на начальном этапе развития. С другой стороны, их можно беспрепятственно смягчить, позволив рынку расти быстрее, и улучшить условия функционирования как для банков, так и для малых предпринимателей. Для того чтобы понять, где лежит ключ к разгадке этой проблемы, обратимся к причинам, сдерживающим развитие кредитования МСБ, и рассмотрим их более подробно.

Непрозрачность заемщиков

Проблема непрозрачности предприятий малого и среднего бизнеса для банков имеет два измерения. С одной стороны, непрозрачность заемщиков выражается в том, что отчетность (как бухгалтерская, так и управленческая) не отражает реального содержания экономической деятельности малого предприятия. Это связано не только с качеством составления отчетности (на которое жалуются многие банки), но и с тем, что предприятия зачастую функционируют в рамках упрощенной системы налогообложения, предполагающей ведение отчетности в редуцированной форме. Понимание бизнеса, способность со слов клиента составить баланс и рассчитать финансовые потоки – важное технологическое и конкурентное преимущество для всех банков, работающих в сегменте МСБ.

С другой стороны, проблема непрозрачности связана и с высокой долей «серого» бизнеса малых предприятий. В совокупности два этих фактора приводят к тому, что произвести оценку рисков, связанных с кредитованием МСБ, для банков очень затруднительно. Чем менее точной является оценка рисков, тем выше неопределенность, которая закладывается и в уровень процентной ставки, под которую малые предприятия получают кредиты. Что, естественно, снижает привлекательность банковского финансирования для самих предпринимателей.

Отсутствие или плохое качество залогового обеспечения

Выше мы уже касались проблемы низкой залоговой базы, которой обладают предприятия малого и среднего бизнеса. При этом, по нашей оценке, более 75% всех кредитов, выдаваемых в рамках специализированных программ, – это кредиты с полным обеспечением, в качестве которого принимается недвижимость и оборудование.

Рисунок 6. Топ-10 работают до года, остальные – от 1 до 3 лет

Банкам неминуемо придется решать проблему недостатка залогов, ведь она является серьезным препятствием для роста объемов кредитования МСБ. С одной стороны, консервативные требования по предоставлению обеспечения «отрезают» от банков достаточно широкий круг клиентов, в том числе и старт-апы, традиционно предъявляющие высокий спрос на кредитное финансирование. С другой стороны, полное залоговое обеспечение – это лишь дополнительная страховка. В любом случае несовершенство залогового законодательства и недостаточный опыт работы с залогами делают процедуру истребования и реализации заложенного имущества достаточно трудоемкой для самих банков.

Альтернативой залоговому обеспечению могло бы стать и предоставление государственных гарантий по кредитам малому и среднему бизнесу.

Неразвитость субсидирования в рамках государственных программ

Фактор недостаточной поддержки с помощью субсидий, выделенных банками, на самом деле можно трактовать гораздо шире – как фактор недостаточной государственной поддержки малого бизнеса в целом.

В основном проблемы государственной поддержки в том виде, в каком они фигурировали в течение последних лет, остались на прежнем уровне. Субсидированием кредитных ставок и поручительством через специальные государственные фонды по-прежнему могут воспользоваться далеко не все банки. Программы развития кредитования малого бизнеса, озвученные крупными госбанками, имеют достаточно туманную перспективу. Проблема с взаимодействием с государственными органами по поводу залогового обеспечения, в частности при залоге недвижимости, также сохраняется.

Рисунок 7. Пополнение оборотных средств по-прежнему наиболее востребовано рынком

В международной практике существует две основных модели выстраивания господдержки малого бизнеса – американская (прямая поддержка малых предприятий и предоставление субсидий) и германская (создание двухуровневой системы рефинансирования).

Элементы первой модели присутствуют в России как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, однако пока они развиты в недостаточной степени. Вместе с тем даже недостаток средств в федеральном и региональном бюджете не может препятствовать оказанию помощи малому бизнесу, ведь можно снизить административные издержки и коррупционное давление, которому подвергаются малые предприятия. По данным исследования «ОПОРЫ России», сегодня предприниматели в среднем тратят около 9,6% среднемесячной выручки на разного рода незаконные выплаты чиновникам. Первоочередная задача властей, прежде всего региональных, – остановить эти процессы.

Некоторые черты двухуровневой системы рефинансирования кредитов, выдаваемых малому бизнесу, также присутствуют, однако само рефинансирование развивается медленнее, чем ожидалось. Государственная корпорация «Банк Развития и Внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», согласно принятому Меморандуму о финансовой политике, в качестве одного из главных направлений своей деятельности выделяет «участие в реализации проектов, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, посредством кредитования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства».

Однако пока механизм только создается, ВЭБ занимается и другими проектами, а в качестве рефинансирующих организаций при необходимости выступают банки-лидеры, обладающие большим опытом и осуществляющие зачастую даже не рефинансирование, а покупку портфелей у более мелких банков.

Отсутствие у банков опыта работы с малым бизнесом

Многие банки только начали работать в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса. Соответственно, они компенсируют недостаток опыта и технологий более консервативным подходом к оценке рисков и более высокими процентными ставками.

Скоринговые модели при выдаче кредитов в большинстве банков пока не используются. Решения о выдаче кредитов принимаются, как правило, на кредитных комитетах, что, опять же, означает и более высокие операционные издержки. В том числе и по этой причине, несмотря на то что уровень просроченной задолженности в сегменте крайне низок (в целом по рынку он не превышает 2%), ставки по кредитам, как правило, достаточно высоки.

Отсутствие понимания сути услуг у малых предпринимателей

С развитием банковского рынка уровень финансовой грамотности растет. Тем не менее многие банки по-прежнему утверждают, что сегодня они вынуждены конкурировать не друг с другом, а со стереотипами малых предпринимателей.

Рисунок 8. Банки демонстрируют достаточно гибкий подход к заемщикам

По данным «ОПОРЫ России», большинство предпринимателей сегодня обладают достаточными финансовыми возможностями, для того чтобы поддерживать объемы бизнеса на текущем уровне, но испытывают недостаток средств для расширения производства. При этом при поиске источников финансирования привлечение кредита даже не рассматривается – предприятия малого и среднего бизнеса либо не ощущают надобности в кредите, либо считают, что это слишком дорого и неэффективно.

Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, на развитие бизнеса нужны средства, с другой – вариант привлечения кредита видится малым предпринимателям сомнительной альтернативой самостоятельному развитию бизнеса. Таким образом, в настоящий момент существует эффект «неосознанного спроса» на банковское кредитование. Даже если предприниматель в конечном итоге решает воспользоваться кредитом, он вынужден сталкиваться с уже перечисленными выше барьерами, которые в итоге превращаются в высокие ставки, сильную долговую нагрузку на бизнес и высокие затраты времени на привлечение кредита.

Перечисленные причины, как мы уже отметили, характерны для многих рынков, находящихся на стадии формирования. Но, что более интересно, существует и успешный российский опыт решения этих проблем. Если задуматься, еще 5 лет назад все вышеперечисленные препятствия (непрозрачность заемщиков, проблемы с залогами, отсутствие государственной поддержки, недостаток опыта банков и непонимание сути предлагаемых продуктов со стороны потребителей) были характерны для другого кредитного сегмента – ипотечного кредитования.

На первый взгляд, примеры довольно далеки друг от друга, однако ипотеку и кредитование МСБ многое объединяет – сложность самого продукта как для банков, так и для потребителей, длинные сроки, преимущественно залоговый характер. В ипотечном сегменте также достаточно долго существовал и эффект «неосознанного спроса»: граждане стремились улучшить жилищные условия, но вариант ипотеки даже не рассматривался, поскольку считался дорогим, сложным и слишком затратным. Были и опасения со стороны банков, связанные с высокими рисками работы в сегменте («серые» доходы заемщиков, длинные сроки).

Многие проблемы удалось смягчить с помощью сильной государственной инициативы, включив формирование рынка доступного жилья в ряд национальных приоритетов и найдя комплексный, системный подход к этой задаче в рамках национального проекта «Доступное жилье». Примечательно, что проектный принцип работы помог консолидировать усилия различных участников и направить их к единой цели, тем самым существенно повысив эффективность разрозненных мер. Мы считаем, что именно такой подход к решению проблем малого и среднего бизнеса в целом (и его кредитования в частности) является самым разумным и взвешенным.

Прогноз развития банковского кредитования малого и среднего бизнеса: государство выбирает

Таблица
Топ-50 лизинговых компаний по объему новых сделок, заключенных с малым бизнесом в 2007 г.

Дальнейшие сценарии развития кредитования МСБ в значительной степени будут определяться государственной стратегией в этой сфере. В начале 2008 г. активные дискуссии по проблемам малого и среднего предпринимательства возобновились на уровне правительства и МЭРТа. В них уделяется значительное внимание вопросам предоставления залогов и кредитования старт-апов. Cегодня у малого бизнеса практически нет возможностей по привлечению средств в период создания предприятия, эту проблему предполагается решить за счет создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства – гарантийных и специализированных фондов.

Рисунок 9. Темпы роста портфеля кредитов МСБ могут постепенно замедляться, а могут сохраняться на высоком уровне

Если заявления по поддержке сегмента не будут носить декларативный характер, то банковское кредитование МСБ может демонстрировать достаточно высокие темпы роста на протяжении ближайших 3-5 лет. Мы выделяем три возможных варианта развития рынка, напрямую связанных с активностью государства в развитии малого и среднего бизнеса (рисунок 9).

Пессимистичный вариант предполагает, что государство примет пассивную стратегию поддержки сегмента, фактически сохранив status quo в области стимулирования малых предприятий. В этом случае ограничения, связанные с развитием рынка, будут сниматься по мере его естественного «созревания». Банки найдут способ решить проблему с залогами, наработают опыт, конкуренция будет стимулировать снижение процентных ставок, а сами малые предприятия перестанут относиться к кредитованию как к финансовой экзотике. Согласно этому сценарию темпы роста портфелей будут постепенно замедляться. В этом случае к 2010 г. накопленный объем кредитов МСБ составит, по нашим прогнозам, порядка 168 млрд долл.

Реалистичный вариант связан с некоторым расширением государственной поддержки сектора, постепенным развитием механизмов субсидирования и рефинансирования кредитов, а также решением наиболее острых законодательных проблем (в первую очередь в области залогового законодательства и коррупционного давления на малый бизнес). В этом случае мы предполагаем более плавное замедление темпов роста сегмента с достижением величины совокупного портфеля в 205 млрд долл. к 2010 г.

Оптимистичный вариант предполагает, что усилия государственных органов будут системными, а поддержка – эффективной. Развитие кредитования малого и среднего бизнеса будет поддерживаться не только постепенным переходом сегмента в стадию зрелости, но и активной государственной политикой. Тогда, по нашим прогнозам, темпы роста совокупного портфеля в течение ближайших лет могут даже увеличиться, а к 2010 г. в активах банков порядка 280 млрд долл. будут приходиться на кредиты МСБ. Определяющий выбор между этими сценариями предстоит сделать государству.

Лизинговые услуги малому бизнесу

Рисунок 10. Доля сделок, заключенных на определенный срок, в общем объеме сделок в 2007 г., %

Конкуренция на рынке лизинга усиливается. В то же время в зависимости от размеров бизнеса характер конкуренции отличается диаметрально. За крупного клиента с хорошей кредитной историей и финансовыми показателями идет борьба между лизинговыми компаниями. С другой стороны, в сегменте малых компаний, а также компаний среднего размера со скромным финансовым положением наблюдается превышение спроса на лизинговое финансирование над его предложением в несколько раз. То есть лизинг для малого бизнеса все еще остается наиболее приемлемым из немногих возможных вариантов обновления и расширения основных средств.

В 2007 г. объем нового бизнеса лизинговых компаний, приходящийся на предприятия малого бизнеса (объем рынка), по нашим оценкам, составил около 8,5 млрд долл. По сравнению с предыдущим годом данный показатель вырос на 90%. Из 160 компаний, принявших участие в исследовании рынка по итогам 2007 г., более 120 компаний работали в том числе с предприятиями малого бизнеса.

Значительное повышение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса отмечают и сами участники рынка. По словам Альфии Гарифуллиной, генерального директора ОАО «Лизинговая компания «КамАЗ», «заинтересованность в лизинге у малого бизнеса заметно растет, это мы особенно ощутили в первом полугодии 2007 года. Это явное свидетельство усилий лизинговых компаний в привлечении внимания этой целевой аудитории, очень хороший пример взаимной заинтересованности в движении навстречу друг другу финансовых структур и бизнеса. Мы с удовольствием отмечаем и говорим обратившимся малым предприятиям, что более 95% компаний, подавших заявки на лизинг из этого сегмента, получают наше положительное решение о финансировании».

Договора лизинга с малым бизнесом составляют 43,5% в общем количестве сделок, однако по сумме оформленных сделок доля лизинга для малого бизнеса в два раза меньше – 23% .Основная масса сделок на рынке заключается на срок от одного года до трех лет (см. рис. 10). По сравнению с 2006 г. доля таких сделок увеличилась на 3% (рисунок 10).

Удлинение сроков сделок обусловлено тем, что в существующей ситуации быстрого роста рынка постепенно снижается наблюдавшееся ранее нежелание лизинговых компаний и малого бизнеса заключать сделки на длительные сроки. Кроме того, сроки договоров обусловлены и спецификой оборудования, которое берет в лизинг малый бизнес. В основном это легковой и грузовой автотранспорт, а также складское оборудование и погрузчики, оборудование для пищевой промышленности, торговое и полиграфическое оборудования, а также машиностроительная и дорожно-строительная техника.

Факторинговые услуги малому бизнесу

Таблица
Рэнкинг российских Факторов по объему денежных требований,уступленных компаниями малого и среднего бизнеса в 2007 г

Факторинг наиболее востребован в тех сегментах рынка, где присутствует заметная конкуренция между продавцами, и где возможно предоставление поставщиками товаров и услуг на условиях отсрочки платежа. Это целевой инструмент, направленный на финансирование оборотных средств, что при определенных усилиях со стороны поставщика способствует росту его продаж. Но, помимо этого, факторинг предусматривает предоставление услуг по управлению дебиторской задолженностью, ее страхованию и сбору. У многих небольших компаний, не обладающих собственной инфраструктурой и навыками торгового кредитования, предоставление отсрочки может вызвать возникновение существенных кассовых разрывов, сложностей при сборе дебиторской задолженности.

В этой связи факторинг в большей степени актуален именно для небольших предприятий, не претендующих на монопольное положение на рынке, но желающих развиваться быстрее конкурентов за счет предоставления своим клиентам более гибких условий оплаты, при этом не увеличивая собственные риски и не создавая у себя дефицита оборотных средств, что особенно важно в условиях недостатка ликвидности у многих компаний.

Тем не менее на сегодня основной объем оборота российских Факторов делают крупные компании: в 2007 г. крупные предприятия составили 10% от общего числа обслуженных компаний и передали Факторам почти 50% от общего объема уступленных в 2007 г. денежных требований. При этом по сравнению с результатами 2006 г. доля клиентов крупного бизнеса как по числу компаний, так и по обороту в 2007 г. увеличилась. Однако сегмент крупного бизнеса в скором времени достигнет некоторого насыщения, после чего Факторы вынуждены будут определиться – либо конкурировать в сегменте премиум-клиентов, либо уходить в сегмент менее крупных компаний, где конкуренция ни по качеству обслуживания, ни по цене пока практически не ощущается, но там требуются гораздо более серьезные усилия для продвижения факторинга как малоизвестной пока среднестатистическому менеджеру небольшой российской компании услуги.

Доля малых предприятий в обороте Факторов пока стабильно составляет 14,4%, при этом доля малого бизнеса по числу клиентов в общем количестве обслуженных компаний в 2007 г. снизилась, составив 43,2% (в 2006 г. – 52%). Таким образом, даже более медленное по сравнению с другими сегментами освоение малыми компаниями услуги факторинга компенсируется быстрым ростом подпитываемого факторинговым финансированием оборота таких компаний. Это наглядно демонстрирует восприимчивость малого бизнеса к такому инструменту, как факторинг.

Несмотря на то что доля средних компаний по количеству обслуженных клиентов в 2007 г. возросла до 46,7% (в 2006 г. – 41,4%), объем задолженности, уступаемой Факторам данной категорией клиентов, составил всего 36,4% (в 2006 г. – 41,5%). Такая ситуация, вероятно, объясняется тем, что многие компании-клиенты, которые в 2006 г. были отнесены Факторами к малым предприятиям, в 2007 г. согласно принятым у Фактора критериям уже перешли в среднюю размерную категорию.

Рисунок 11. Доля предприятий малого и среднего бизнеса в объеме факторинговых сделок и в количестве клиентов пока стабильна

Но поскольку разброс по критериям включения компаний в средний размерный класс довольно существенный (по стандартной классификации сюда попадают все компании с годовой выручкой от 150 млн до 1 млрд руб.), то эти выросшие из малых компании оказались у нижней границы отсечения и давали оборот, заметно меньший, чем те компании, которые формировали средний размерный класс клиентов Факторов в 2006 г. (рисунок 11).

Сегодня основная часть сделок заключается российскими Факторами на условиях регресса, то есть если дебитор клиента не заплатит по истечении срока отсрочки платежа и предоставленного Фактором льготного периода, то Фактор имеет право предъявить регрессное требование об оплате профинансированных средств и положенного вознаграждения поставщику. Сделки с регрессом преобладают именно из-за того, что основной объем дебиторской задолженности уступают Факторам крупные клиенты, для которых нет резона страховать свою задолженность, потому что их дебиторы – это в основном такие же крупные и надежные компании, которые, возможно, и с запозданием, но непременно заплатят по обязательствам. Для небольших компаний с менее крупными и менее надежными дебиторами, которых вдобавок сложно оценивать и контролировать без соответствующего опыта и инфраструктуры, безрегрессный факторинг может быть очень полезен.

Вот почему с увеличением доли малых и средних клиентов в обороте Факторов структура факторинговых сделок также будет меняться в сторону более комплексных с точки зрения включаемых в них опций. Отработав свои процедуры и механизмы на менее рискованном сегменте крупных клиентов, Факторы постепенно переходят к освоению своего основного целевого сегмента – малых и средних предприятий.

Приложение

Таблица 1. Рэнкинг банков по объемам портфелей кредитов малому бизнесу
Таблица 2. Рэнкинг банков по степени развитости филиальных сетей
Таблица 3. Рэнкинг банков по объему выданных в г. Москве кредитов
Таблица 4. Рэнкинг основных банков по объему выданных в ЦФО (за исключением г. Москвы) кредитов
Таблица 5. Рэнкинг банков по объему выданных в ПФО кредитов
Таблица 6. Рэнкинг банков по объему выданных в СФО кредитов
Таблица 7. Рэнкинг банков по объему выданных в ЮФО кредитов
Таблица 8. Рэнкинг банков по объему выданных в г. Санкт-Петербурге кредитов
Таблица 9. Рэнкинг банков по объему выданных в СЗФО (без учета г. Санкт-Петербурга) кредитов
Таблица 10. Рэнкинг банков по объему выданных в УФО кредитов
Таблица 11. Рэнкинг банков по объему выданных в ДФО кредитов

Обзор подготовили:
Ирина Велиева,
руководитель направления рейтингов банков
и лизинговых компаний департамента рейтингов финансовых институтов
velieva@raexpert.ru

Марина Чернышева,
ведущий эксперт департамента рейтингов финансовых институтов
marina@raexpert.ru

Антон Картуесов,
эксперт департамента рейтингов финансовых институтов
kartuesov@raexpert.ru

Роман Романовский,
эксперт департамента рейтингов финансовых институтов
roman_r@raexpert.ru

Павел Самиев,
директор департамента рейтингов финансовых институтов
psamiev@raexpert.ru

  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru © 1997-2014 Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА»
телефон: +7 (495) 617-07-77
факс: +7 (495) 617-07-77 (доб. 1669)
e-mail: