24.04.2009

Страховые услуги малому бизнесу
Поделиться
VK


3.4.Страховые услуги малому бизнесу

Рынок страхования малого бизнеса начал формироваться всего несколько лет назад и пока не достиг сколько-нибудь значительных размеров. Так, по результатам 2005 года 7 крупнейших игроков в этом сегменте собрали взносов на сумму немногим более 1 млрд. рублей (см. табл. 6 и 7). Однако перспективы этого сегмента достаточно велики. Потенциально страхование малого бизнеса в ближайшие несколько лет может вырасти в несколько раз как за счет факторов спроса, так и за счет факторов, действующих со стороны предложения.

Таблица 6. Рэнкинг крупнейших страховых компаний России за 2005 г., работающих с малым бизнесом, по объему страховых взносов, млн. руб.

Место Название компании Объем страховых взносов, полученных от предприятий малого бизнеса за 2005 г., млн. руб.
1 Страховой дом ВСК 244.00
2 Русский мир 163.60
3 Адмирал 67.12
4 Московская Страховая компания 62.20
5 АльфаСтрахование 58.19
6 Оранта 44.76

Источник: "Эксперт РА"

Таблица 7. Рэнкинг крупнейших страховых компаний России за 2005 г., работающих с ПБОЮЛ, по объему страховых взносов, млн. руб.

Место Название компании Объем страховых взносов, полученных от ПБОЮЛ за 2005 г., млн. руб.
1 Страховой дом ВСК 85.24
2 Московская Страховая компания 21.84
3 Адмирал 5.13
4 Стандарт Резерв 0.92
5 Оранта 0.56
6 Группа РАСО 0.47

Источник: "Эксперт РА"

Доля взносов по различным видам страхования, собранных с ПБОЮЛов и малого бизнеса в целом в 2005 г. Точных данных об объемах страхования малого бизнеса не существует. По оценке экспертов компании "Росгосстрах", около 80% предприятий малого и среднего бизнеса пользуются услугами страховых компаний. По оценкам других страховых компаний, доля только малого бизнеса, охваченного страхованием, находится в пределах 7-10%, 30-40% (см. интервью с представителями страховых компаний в Приложении).

Тем не менее, все страховщики единодушно сходятся во мнении, что рынок страхования малого бизнеса растет. При этом одним из основных факторов, обусловивших рост интереса предпринимателей к страхованию, стало введение ОСАГО и связанное с ним развитие автострахования. На сегодняшний день к нему прибегают более половины малых предприятий, обращающихся к страховщикам. В 2005 году автострахование принесло половину взносов, полученных от предприятий малого бизнеса, и более 90% от объема взносов, полученных от ПБОЮЛов (см. график 13).

Помимо автострахования интерес малого бизнеса в первую очередь привлекает страхование имущества - зданий и сооружений и производственного оборудования. В первую очередь страхуются офисы и складские помещения. Несколько менее активно страхуются грузы. Основная причина недостаточной развитости сегмента страхования грузоперевозок заключается в нежелании самих страховщиков работать с данным видом рисков - слишком непредсказуемым он им представляется. Среди иных видов страхования наиболее популярным является ДМС.

Перспективными в некотором отдалении представляются программы по страхованию перерывов в производстве. На западе, где страхование уже стало нормой для малого бизнеса, с учетом экономических колебаний это направление является одним из наиболее востребованных. Существенный потенциал роста имеет также страхование ответственности за качество продукции и услуг, и в первую очередь для малых предприятий пищевой промышленности и торговли, на которые уже сейчас суммарно приходится порядка трети от общего объема взносов (см. табл. 8). Особенно актуальным это направление станет в том случае, если государство сделает его в том или ином виде обязательным.

Таблица 8. Доля малых предприятий различных секторов в общем объеме собранных за 2005 год взносов

Малый бизнес, в % от общего объема Место по доле в общих взносах, полученных от малого бизнеса ПБОЮЛы, в % от общего объема Место по доле в общих взносах, полученных от ПБОЮЛов
Подраздел DN. Прочие производства* 37,71 1 75,39 1
Раздел G. Оптовая и розничная торговля 17,84 2 9.74 2
Подраздел DA. Производство пищевых продуктов 10,91 3 4.27 3
Подраздел DD. Обработка древесины и изделий из дерева 8,51 4 - -
Подраздел DE. Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 6,61 5 - -
Раздел F. Строительство 4,74 6 3.99 4
Раздел I. Транспорт и связь 3,84 7 3.16 6
Подраздел DB. Текстильное и швейное производство 3,50 8 - -
Подраздел DJ. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 1,85 9 - -
Раздел А. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 1,81 10 3.25 5
Раздел N. Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,98 11 - -
Раздел J. Финансовая деятельность 0,63 12 0,21 7
Подраздел DH. Производство резиновых и пластмассовых изделий 0,50 13 - -
Раздел O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,39 14 - -
Раздел K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 0,19 15 - -

*Производство мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров, игрушек, аттракционов, пишущих принадлежностей, переработка отходов, швейная фурнитура оптом и др.

Региональная структура страховых взносов малого бизнеса На сегодняшний день страхование наиболее популярно у предприятий, занимающихся производством мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров, игрушек, пишущих принадлежностей (на них суммарно приходится более трети взносов), а также предприятий оптовой и розничной торговли и пищевой промышленности. Определенный интерес к страхованию проявляют компании, специализирующиеся на обработке древесины, работающие в области целлюлозно-бумажной промышленности, занимающиеся издательской и полиграфической деятельностью, а также компании, занимающиеся строительством, производством текстильной и швейной продукции.

Что касается ПБОЮЛов, то помимо трех основных направлений для них еще характерно сравнительно более активное сотрудничество со страховщиками представителей сельскохозяйственной отрасли.

В целом же распределение взносов достаточно неравномерное, что дополнительно указывает на то, что страхование пока что не является услугой, широко используемой предприятиями малого бизнеса.

Сохраняется региональная диспропорция в охвате страховыми услугами предприятий малого бизнеса (см. график 14).

Наиболее охвачены страховыми услугами предприятия Центрального региона (включая Москву) - на них приходится около 40% от объема всех собранных взносов. Сравнительно охваченными страхованием малого бизнеса областями можно считать Юг, Поволжье и Северо-Запад страны, в то время как Урал и Дальний Восток пока практически выпадают из сферы работы страховщиков с малыми предприятиями. Сегодняшняя региональная политика страховых компаний в сегменте малого бизнеса пока оставляет им достаточно много простора для развития и совершенствования. Тем более что предпосылок для развития страхования малого бизнеса более чем достаточно.

Бизнес, который ведут малые предприятия, становится все более цивилизованным, руководство предприятий - более экономически грамотным и все больше осознает преимущества страхования. Кроме того, малые предприятия все активнее сотрудничают с банками и лизинговыми компаниями, которые в большинстве случаев требуют от них соответственного страхования залога и передаваемого в лизинг имущества. Значительный стимул развитию малого бизнеса и активизации его сотрудничества со страховщиками придает улучшение общеэкономической ситуации в стране и совершенствование налогового законодательства, позволяющее малым предприятиям понемногу начинать выходить из "тени". Тем более что согласно ст. 255 гл. 25 НК страховые взносы предприятий по определенным договорам добровольного страхования относятся к расходам на оплату труда и уменьшают налогооблагаемую базу налога на прибыль.

При всем при этом существует несколько факторов, тормозящих развитие страхования малого бизнеса. Со стороны спроса - неготовность предпринимателей платить за эту услугу. Хотя именно она могла бы продлить срок их жизни. А большинство из тех, кто все-таки прибегает к страхованию, пока что предпочитают заключать договора на небольшие суммы - ко всему новому у нас привыкают не сразу. Так, 45% договоров заключается на сумму до 1 млн. рублей, более 60% - до 5 млн. рублей (см. график 15).

С другой стороны - изначальное нежелание многих страховщиков работать на этом сегменте из-за непрозрачности предприятий малого бизнеса и серьезных трудностей, связанных с оценкой потенциального и реального убытка по предприятиям, ведущим отчетность по упрощенной системе налогообложения.

Тем не менее малый бизнес и страховщики чем дальше, тем больше поворачиваются лицом друг к другу. Малые предприятия уже начинают заключать договора на существенные для них суммы - доля страховых взносов по договорам на суммы свыше 5 млн. рублей составляет порядка 2/3 (см. график 16).

Страховые компании, в свою очередь, также начинают активно развивать данное направление: предлагают специальные типовые комплексные услуги и сразу же выходят с ними в регионы. Для завоевания этого сегмента и получения с него существенных доходов страховым компаниям потребуется широкая региональная сеть, большой штат агентов, организация оперативной работы по заключению договоров и возмещению убытков.

Доля договоров на различную сумму от общего числа договоров

Доля страховых взносов по сделкам различного объема в общей сумме взносов, полученных от малого и среднего бизнеса

Условия использования и ограничение ответственности