24.04.2009

Лизинговые услуги для малого бизнеса
Поделиться
VK


3.3. Лизинговые услуги для малого бизнеса

Доля лизинговых сделок с крупным, средним и малым бизнесом Малому бизнесу лизинг позволяет не только приобрести в рассрочку основные средства, но и сэкономить за счет применения ускоренной амортизации.

Российские лизинговые компании с каждым годом все активнее работают с малым бизнесом. Работа с "малышами" дает им не только огромное и перспективное поле для деятельности, но и возможность лучше отслеживать рыночную конъюнктуру. Кроме того, по признанию самих представителей лизинговых компаний, малый бизнес является самым дисциплинированным их клиентом. Но для того чтобы эффективно работать на этом рынке, крупным лизинговым компаниям необходимо разработать и внедрить адекватную скоринговую модель оценки лизингополучателей, иметь достаточно разветвленную филиальную сеть и быть готовыми к сокращению средней суммы сделки при увеличении числа лизингополучателей- компаний малого бизнеса.

За 2005 год доля сделок лизинговых компаний с малым бизнесом удвоилась - если в портфеле старых сделок она составляла лишь порядка 19% от общего числа сделок, то в портфеле новых сделок, заключенных в 2005 году, - уже 38% (см. график 9).

К концу 2005 года с малым бизнесом работало более 60% лизинговых компаний. У 47,1% компаний объем сделок с малым бизнесом по сравнению с прошлым годом вырос более чем в 1,5 раза. При этом интенсификация работы с малым бизнесом в 2005 году привела к сокращению средней суммы сделки у более чем половины компаний. Средняя сумма сделки с малым бизнесом за год сократилась на 25% и составила порядка 1 млн. рублей. Обратная тенденция наблюдалась у трети компаний. Никакой зависимости динамики средней суммы сделки от размера компании, степени ее специализированности и опыта работы в данном сегменте не прослеживалось. По-видимому, одной из основных причин неоднородности тенденций является то, что лизинговые компании работают с малым бизнесом из различных секторов, что, несомненно, влияет на условия сделок. В целом же доля сделок на сумму от 300 тыс. до 3 млн рублей составила больше половины от общего числа сделок (см. график 10).

Основная масса сделок заключается на срок от 1 года до 3 лет (см. график 11). Это несколько меньше, чем в среднем по рынку. При этом сделки на срок более 5 лет пока что вообще единичны.

Доля сделок различного объема в общем числе сделок Доля сделок, заключенных на определенный срок, в общем объеме сделок

Причин тому несколько. Это и обоюдное нежелание лизинговых компаний и малого бизнеса пока что заключать сделки на более длительные сроки в условиях отсутствия четкой политики в отношении малого бизнеса, и специфика оборудования, которое берет в лизинг малый бизнес. В основном это легковой и грузовой автотранспорт. Менее популярен, но сравнительно распространен также лизинг оборудования для пищевой промышленности, лизинг полиграфического и торгового оборудования, а также лизинг дорожно-строительной техники, деревообрабатывающего оборудования, складского оборудования и погрузчиков (см. табл. 3).

Таблица 3. Основные виды оборудования, являющегося предметом лизинга для малого бизнеса в целом и ПБОЮЛов

Доля в общем объеме сделок с малым бизнесом, % Место по доле в общем объеме сделок с малым бизнесом Доля в общем объеме сделок с ПБОЮЛами, % Место по доле в общем объеме сделок с ПБОЮЛами
Автотранспортные средства 60,45 1 57,99 1
Пищевое и холодильное оборудование 5,79 2 8,15 2
Дорожно-строительная техника 4,13 3 2,93 5
Торговое оборудование 3,14 4 6,30 3
Полиграфическое оборудование 3,00 5 5,59 4
Прочая строительная техника 2,56 6 0,78 11
Оборудование для производства тары 1,65 7 0,81 10
Деревообрабатывающее оборудование 1,42 8 2,80 6
Погрузчики и складское оборудование 1,26 9 2,75 7
Здания и сооружения 1,21 10 0,88 9
Оборудование для металлургии 1,17 11 - -
Сельскохозяйственная техника и продукция 1,16 12 0,03 13
Телекоммуникационное оборудование 0,74 13 - -
Машиностроительная техника 0,65 14 0,08 12
Компьютеры и офисное оборудование 0,65 15 1,02 8

Источник: "Эксперт РА"

Акцент на указанных видах оборудования соответствует специализации предприятий малого бизнеса, использующих лизинговые механизмы для расширения основного фонда. В первую очередь это предприятия торговли, транспортные, строительные и пищевые компании, предприятия, предоставляющие бытовые услуги населению (см. табл. 4).

Таблица 4. Распределение лизингополучателей-предприятий малого бизнеса по секторам экономики

Доля предприятий малого бизнеса из данного сектора в общем объеме сделок с малым бизнесом, % Место по доле предприятий малого бизнеса Доля ПБОЮЛов из данного сектора в общем объеме сделок с ПБОЮЛами, % Место по доле ПБОЮЛов
Раздел G. Торговля 24,33 1 24,23 2
Раздел I. Транспорт и связь 19,55 2 28,61 1
Подраздел DN. Прочие производства 12,07 3 7,62 5
Раздел O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 11,65 4 5,56 7
Раздел F. Строительство 10,35 5 10,20 3
Подраздел DA. Производство пищевых продуктов 5,39 6 9,57 4
Подраздел DE. Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 3,72 7 6,28 6
Раздел K. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2,06 8 1,24 10
Раздел А. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 1,99 9 1,45 9
Раздел J. Финансовая деятельность 1,87 10 0,11 11
Подраздел DD. Обработка древесины и изделий из дерева 1,58 11 3,18 8

Распределение лизинговых сделок по регионам РоссииОднако говорить о том, что такая структура сделок сохранится надолго, сейчас вряд ли возможно. Спрос малого бизнеса станет более диверсифицированным, по мере того как он освоит лизинговый механизм, а также по мере продвижения лизинговых компаний в пока еще малоосвоенные ими области.

Лизинговые компании уже сейчас достаточно активно работают с малым бизнесом не только в центре, но и в регионах (см. график 12). Наибольший объем лизинговых сделок с малым бизнесом приходится на Центр и Поволжье - их доля (без учета Москвы) составляет более 3/4 от общего объема сделок. Сравнительно слабо лизинг для малого бизнеса представлен пока в Сибири, на Урале и Юге России. Однако именно эти регионы являются потенциально наиболее активными областями развития лизинга для малого бизнеса в ближайшие несколько лет. Причем, по всей видимости, движение лизинговых компаний будет идти в первую очередь на Юг и Урал, а затем уже и в Сибирь и именно за счет открытия филиалов, которые позволят увеличить охват территории, а значит, и потенциальных лизингополучателей.

Развитие лизинговых услуг для малого бизнеса поддерживается не только за счет увеличения числа и активности потенциальных лизингополучателей и их уверенности в надежности и выгодности данного механизма финансирования, но и за счет роста интереса лизинговых компаний к этому сегменту рынка. По мнению лизинговых компаний, малый бизнес не только перспективный, но и достаточно надежный партнер. Представители лизинговых компаний отмечают, что малый бизнес дисциплинированнее крупного, в силу того что для него даже договоры на небольшую сумму более значимы, и кроме того, малым предприятиям не свойственны бюрократические проблемы, характерные для крупных компаний.

В результате по малым предприятиям реже возникают ситуации с просрочками и неплатежами. Лизинговые компании уже оценили это и при работе с малым бизнесом в полтора раза чаще, чем обычно, идут на осуществление сделок без какого-либо дополнительного обеспечения. В остальных случаях они предпочитают применять для повышения надежности сделки те же способы, что и при осуществлении сделок с другими предприятиями. Наиболее популярными способами обеспечения сделок при работе с малым бизнесом, как и при работе с крупным и средним бизнесом, являются аванс в размере 25-30% от суммы сделки и поручительство юридических лиц. Широко применяются также гарантии физических лиц и залог.

Дополнительной гарантией надежности лизингополучателей из числа предприятий малого бизнеса является их детальная оценка на этапе рассмотрения заявки. Основные требования, которые при этом предъявляют лизинговые компании, - это достижение установленного ими значения порогового уровня коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности, коэффициента автономии, коэффициентов рентабельности собственного капитала и активов. Некоторые компании также требуют, чтобы стоимость сделки не превышала валюты баланса на последнюю отчетную дату, другие - чтобы объем годового оборота не превышал суммы лизингового платежа. Несмотря на достаточно жесткие в ряде случаев условия, доля удовлетворенных заявок составляет более половины - 67%. При этом у 59% лизинговых компаний, осуществляющих сделки с малым бизнесом, доля удовлетворенных заявок составляет более 80%. Это лишний раз свидетельствует о том, что лизинговые компании достаточно адекватно оценивают малый бизнес. Конечно, типовые требования не всегда позволяют точно оценить будущую платежеспособность потенциального лизингополучателя, однако при расширении масштабов работы с малым бизнесом для крупных компаний основным конкурентным преимуществом становится именно скорость оценки лизингополучателей. С одной стороны, это позволяет работать с большим числом клиентов, с другой - максимально сократить себестоимость сделки в части услуги, непосредственно оказываемой лизингодателем, а значит, и сделать ее более доступной для тех же малых предприятий. Что касается малых предприятий, не соответствующих базовым требованиям крупных лизинговых компаний, они могут попытаться обратиться в одну из небольших специализированных региональных компаний, практикующих индивидуальный подход.

Таблица 5. Рэнкинг лизинговых компаний, работающих с малым бизнесом, по объему текущих сделок

Место Название компании Объем текущих сделок с малым бизнесом. млн. руб.
1 Росагролизинг 5910.4
2 Европлан 4319.71
3 Каркаде 2477.23
4 Сибирская Лизинговая Компания 790.29
5 ФинЭкКонсалт 785.98
6 Стоун XXI 735.17
7 Лизинговая компания Медведь 706.70
8 Автолизинг 495.70
9 ПЛ-Лизинг 276.52
10 Атлант-М Лизинг 222.44
11 Лизинговые технологии 208.57
12 Элемент Лизинг 145.97
13 МЛК СФГ-Лизинг 122.60
14 Поволжский дом лизинга 97.40
15 АС Финанс 94.37
16 Белфин 72.49
17 ЯРФИНВЕСТ 64.48
18 Поволжский лизинговый центр 58.43
19 Тольяттинская Лизинговая компания 37.90
20 Приволжская лизинговая компания 29.50
21 ЛизингКом 27.46
22 Северная Венеция 21.02
23 Лизинг-Моторс 19.27
Место Название компании Объем текущих сделок с ПБОЮЛами. млн руб.
1 Европлан 177.75
2 Элемент Лизинг 85.84
3 АС Финанс 70.59
4 Атлант-М Лизинг 63.91
5 ФинЭкКонсалт 56.89
6 Поволжский лизинговый центр 40.51
7 Автолизинг 39.00
8 Лизинговая компания Медведь 37.40
9 ЯРФИНВЕСТ 36.35
10 МЛК СФГ-Лизинг 36.10
11 Белфин 34.35
12 Сибирская Лизинговая Компания 33.76
13 Приволжская лизинговая компания 17.70
14 Лизинговые технологии 8.51
15 Поволжский дом лизинга 3.80
16 ПЛ-Лизинг 3.64
17 Лизинг-Моторс 2.61
18 ЛизингКом 2.54
19 Тольяттинская Лизинговая компания 0.50

Источник: "Эксперт РА"

Условия использования и ограничение ответственности