24.04.2009

Роль государства и международных финансовых институтов
Поделиться
VK


Финансовая инфраструктура для малого бизнеса в России только начинает складываться. Создаются необходимые институты, разрабатываются государственные программы поддержки малого бизнеса. Сейчас в России развиваются оба подхода - американский и германский. Первый реализует государство, которое оказывает финансовую поддержку непосредственно малому бизнесу, второй - государственный банк (РосБР) и международные финансовые институты, реализующие программы развития малого бизнеса на территории страны и кредитующие непосредственно банки и различные организации, оказывающие услуги малому бизнесу (в основном микрофинансовые организации).

К настоящему времени уже определились основные направления работы государства по стимулированию развития малого бизнеса - создание институциональной среды, реализация специальных государственных программ и кредитование малого бизнеса госбанками.

В рамках первого направления, подразумевающего создание необходимой институциональной среды для малого бизнеса, преимущественно реализовывалась государственная политика поддержки малого предпринимательства в 2002-2004 гг. Она была направлена на решение таких задач, как упрощение и ускорение процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа "одного окна", введение трехлетнего моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении вновь созданных малых предприятий, установление единых правил по всей территории Российской Федерации по специальным налоговым режимам (упрощенной системы налогообложения и единому налогу на вмененный доход).

Второе направление государственной политики в области малого предпринимательства предполагает реализацию программ по созданию льготных условий и предоставлению непосредственного финансирования малому бизнесу. В рамках этого направления в 2005 году впервые начала реализовываться ведомственная программа МЭРТ по поддержке малого предпринимательства. Она предполагает, что региональные администрации подают заявки на получение финансовой помощи под конкретные проекты: создание бизнес-инкубаторов, поддержку экспортно-ориентированного бизнеса, развитие системы кредитования малого бизнеса и поддержку инновационного бизнеса.

Создание бизнес-инкубаторов подразумевает образование самостоятельных юридических лиц, предоставляющих по результатам конкурса бизнес-проектов начинающим малым предприятиям (не более года с момента государственной регистрации) аренду рабочих мест на льготных условиях. Максимальный срок пребывания предпринимателя в инкубаторе - три года, после чего предприниматель обязан освободить место для новых предпринимателей. А до наступления этого срока устанавливается льготная ставка арендной платы, которая повышается каждый год и к третьему году достигает ставки по платежам за аренду государственного имущества в данном субъекте Российской Федерации. Бизнес-инкубатор, помимо собственно помещения, предоставляет возможность получения льготного консультационного сопровождения бизнес-проекта предпринимателя. Таким образом, бизнес-инкубаторы позволяют решать сразу комплекс проблем, в том числе проблему производственных и офисных площадей для малого бизнеса, а также чрезмерных издержек на администрирование бизнеса (бухгалтерское, правовое, финансовое сопровождение). В МЭРТ предполагают, что до 2008 года будет создано около 100 бизнес-инкубаторов. В результате их деятельности будет возникать от 900 до 1125 новых малых предприятий ежегодно. При этом существенно уменьшатся операционные и административные издержки субъектов малого предпринимательства, и в целом вырастет их "выживаемость".

Поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта, предусматривает следующие меры:

  • субсидирование процентной ставки (50% от ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, производящими продукцию на экспорт, в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
  • компенсация (50% от суммы затрат) предпринимателю затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и/или законодательства страны-экспортера (сертификаты, разрешения, лицензии, удостоверения, стандарты серии ИСО, GMP, IDEF), являющихся необходимыми для экспорта продукции;
  • частичную компенсацию (2/3 от суммы) на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом (субсидирование затрат на аренду выставочных площадей).

Предполагается, что в среднесрочной перспективе эти меры обеспечат двукратный рост объема валовой выручки малых предприятий-участников программы и повышение на 30% доли субъектов малого предпринимательства в общем объеме экспорта.

Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства предполагает субсидирование части процентной ставки (50% ставки рефинансирования ЦБ РФ) по кредитам, полученным в банках организациями потребительской кооперации, кредитными потребительскими кооперативами граждан, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ) для реализации программ предоставления займов членам кооперативов.

Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий подразумевает предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания региональных венчурных фондов для осуществления прямых инвестиций в малые инновационные компании. Это в свою очередь должно привести к увеличению объема частных инвестиций в малые инновационные предприятия и росту доли малых предприятий в научно-технической сфере. Субъекты Российской Федерации, получившие подобную субсидию, принимают на себя ряд обязательств, гарантирующих целевое использование средств.

По данным МЭРТа, в 2005 году всего регионами было подано заявок на субсидии на общую сумму в 2,2 млрд. рублей, из бюджета на эти цели выделено 1,5 млрд. рублей, предоставлено же субсидий пока только на 1,3 млрд. рублей. При реализации программы выяснилось, что в регионах отсутствуют объекты недвижимости, пригодные для создания бизнес-инкубаторов: недвижимость находится либо в частной, либо в муниципальной собственности. Другая проблема была связана с тем, что в региональных бюджетах не всегда предусмотрены средства на софинансирование проектов поддержки малого бизнеса (реализация механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства осуществляется при софинансировании бюджетами субъектов Российской Федерации (от 30 до 70% в зависимости от уровня экономического развития субъекта РФ).

В 2006 году МЭРТ планирует выделить на реконструкцию и строительство бизнес-инкубаторов 500 млн. рублей. В рамках работы по реализации экспортно ориентированной продукции малого бизнеса министерством разработана программа субсидирования части процентной ставки по валютным кредитам. Еще одна программа направлена на субсидирование расходов по выставочной деятельности группам малых предприятий, формирующих совместные стенды на международных выставках. Также в 2006 году начнет реализовываться новое направление поддержки инновационных предприятий, выпускающих экспортно ориентированную продукцию. Речь идет о субсидировании части затрат на патентование и патентную защиту.

Также в 2006 году будет реализовываться программа поддержки инновационных малых предприятий. На формирование венчурных фондов в регионах будет выделено 590 млн. рублей. Кроме того, к маю планируется создать еще 7 паевых инвестиционных фондов, деньги которых будут переданы управляющим компаниям; 300 млн. рублей планируется направить на финансирование 20-25 пилотных региональных проектов по созданию систем гарантий по кредитам развивающимся малым предприятиям, не обладающим достаточным имуществом для залога. Такие региональные проекты будут отбираться по конкурсу.

В планах Правительства на этот год стоит также создание 3-4 особых экономических зон с льготным налогообложением, так называемых "технопарков", для развития малого и среднего бизнеса и привлечения инвестиций.

Третьим направлением государственной поддержки малого бизнеса является кредитование малого бизнеса крупными госбанками. На сегодняшний день три крупнейших государственных банка (Сбербанк, Внешторгбанк, Российский банк развития (РосБР)) активно развивают программы кредитования малого бизнеса. Совокупный кредитный портфель этих банков уже превысил несколько сотен млрд. рублей. При этом большая часть средств выдается в регионах.

Активно кредитует малый бизнес Сбербанк. Согласно экспертным оценкам, Сбербанк России имеет наибольшие объемы кредитования, которые в целом сравнимы со вкладом всех прочих кредитных организаций. По итогам работы за 9 месяцев 2005 года кредитный портфель Сбербанка России превысил 1,7 трлн. рублей, две трети которого пришлись на предприятия малого и среднего бизнеса и ссуды частным лицам. Значительные объемы деятельности объясняются тем, что Сбербанк обладает, во-первых, самыми большими ресурсами на банковском рынке, а во-вторых, развитой филиальной сетью. При этом в крупных городах, с населением более 1 млн. человек, где банки реально конкурируют между собой за клиентов, положение Сбербанка не выглядит столь доминирующим. Но в глубинке, в сельской местности, присутствуют только отделения Сбербанка. Многие региональные отделения Сбербанка России имеют соглашения с органами местной власти, позволяющие кредитовать малое предпринимательство с учетом государственной поддержки.

Второй по величине банк России - Внешторгбанк - в 2004 году выделил направление кредитования малого бизнеса в дочерний банк - "Внешторгбанк Розничные Услуги". ВТБ-24 очень быстро наращивает портфель кредитов, выданных малому бизнесу, и к концу 2006 года планирует увеличить его до 500 млн. долларов. Достижению этой цели во многом будет способствовать развитая филиальная сеть, уже на сегодняшний день охватывающая 37 регионов страны. Но главное, что позволяет руководству банка надеяться на быстрое расширение кредитования малого бизнеса, - это использование уникальной системы принятия решения о предоставлении кредита, позволяющей достаточно быстро и дешево для клиента оценить реальную степень его кредитоспособности и качественной необходимости в привлечении дополнительных инвестиций.

В 2002 году активным участником системы кредитования малого бизнеса стал РосБР, созданный ещё в 1999 году на основании распоряжения Правительства РФ. РосБР реализует Программу поддержки субъектов малого предпринимательства. В процессе ее подготовки был проанализирован мировой опыт в этой области, изучены аналогичные программы Банка развития немецкой экономики, Канадского банка развития бизнеса, Корейского банка развития и, разумеется, ЕБРР и Мирового банка. Банк остановился на двухуровневой процедуре кредитования. Банк выдает целевые кредиты предварительно отобранным банкам-партнерам, которые затем реинвестируют предоставленные РосБР средства непосредственно в предприятия малого бизнеса.

Сегодня география деятельности банка охватывает пять федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Уральский и Приволжский, причем партнерами РосБР становятся как средние, так и крупные региональные банки (см. список банков-партнеров в таблице 1 в Приложении).v

В ходе отбора банков-участников программы РосБР провел анализ деятельности более 100 региональных банков, особое внимание уделяя следующим показателям:

  • собственный капитал;
  • качество и структура обязательств;
  • качество и структура активов;
  • операции на рынке межбанковского кредитования;
  • ликвидность;
  • финансовые результаты деятельности.

Кроме того, банк обращает внимание, есть ли у претендентов на участие в программе региональная сеть, опыт кредитной работы, в первую очередь с малым бизнесом, а также изучает сложившуюся систему управления рисками. Такая многофакторная методика отбора банков-контрагентов преследует своей целью снижение рисков в ходе реализации программы, на всех стадиях которой проводится мониторинг деятельности контрагентов и контролируется соблюдение условий предоставления кредитов конечным заемщикам-субъектам малого предпринимательства.

В 2004 году РосБР получил от Минфина гарантии на 3 млрд руб. для привлечения средств на внутреннем рынке (Здесь и далее про РосБР данные предоставлены самим банком). В результате на начало 2006 года РосБР выдал 2,4 тыс. кредитов 72 региональным банкам на сумму 6,1 млрд рублей. Банки-контрагенты прокредитовали малый бизнес на 4,6 млрд руб. В 2006 году банк планирует увеличить объемы вдвое - до 10 млрд рублей.

Кроме того, относительно недавно банк начал взаимодействовать с региональными властями по программе субсидирования процентных ставок по кредитам малым предприятиям. По этой схеме малое предприятие, получив кредит в коммерческом банке на рыночных условиях, может претендовать на получение компенсации части процентной ставки за счет бюджетных средств через систему фондов поддержки малого предпринимательства. В результате стоимость заимствования для малых предприятий снижается на 1/3-1/2 ставки рефинансирования, то есть малые предприятия получают кредиты на 4-6 процентных пункта ниже ставки, действующей в регионе.

Почти половина банков, с которыми работает РосБР, проинформировали, что их заемщики-малые предприятия планируют или уже обратились в соответствующие региональные органы власти для возмещения части уплаченных процентов по кредитам за счет средств региональных бюджетов.

По двухуровневой схеме действуют и реализующие в России программы развития малого бизнеса международные финансовые институты. В настоящее время среди наиболее значимых программ кредитования малого бизнеса в России с использованием иностранных средств можно назвать программы ЕБРР (через Фонд поддержки малого бизнеса), фонда "США-Россия" (TUSRIF), Международной финансовой корпорации (IFC), Агентства международного развития (USAID).

Наиболее эффективную программу кредитования малого бизнеса в России осуществляет Европейский банк реконструкции и развития, созданный в 1991 году с целью развития в странах Центральной и Восточной Европы частной предпринимательской инициативы. ЕБРР занялся кредитованием малого бизнеса в России в 1994 году, создав Фонд поддержки малого бизнеса (Программа Европейского банка реконструкции и развития "Фонд поддержки малого бизнеса") (Здесь и далее про Фонд Поддержки Малого Бизнеса из данных пресс-релиза ФПМБ за декабрь 2005 года). Возобновляемый фонд в размере 300 млн долл. США был основан ЕБРР при поддержке стран Большой Семерки и Швейцарии, предоставивших 150 млн долл. США. Вторая половина средств в размере 150 млн долл. США предоставлена ЕБРР. В июле 2001 года размер фонда был увеличен еще на 150 млн долл. США и составил в общей сложности 450 млн долл. США.

Главными целями Программы ЕБРР являются предоставление финансирования микро- и малым предприятиям и расширение возможностей российских банков по кредитованию сектора малого бизнеса. ЕБРР напрямую выделяет кредитные средства российским банкам-партнерам, которые, в свою очередь, выдают кредиты конечным заемщикам. При этом объем средств, которые российские банки предоставляют предпринимателям и малым предприятиям, не зависит от объема ресурсов, выделяемых ЕБРР. Сотрудничество с Фондом поддержки малого бизнеса ЕБРР привлекательно для банков-партнеров не столько в силу доступа к длинным валютным ресурсам, сколько по причине получения технической поддержки консультантов Фонда, которые передают методику, обучают персонал, помогают создать внутри банка структуры, способные работать самостоятельно после завершения сотрудничества с ЕБРР в рамках Программы. В настоящее время Программа работает через восемь банков-партнеров: КМБ-Банк, Сбербанк, НБД-Банк, Дальневосточный Банк, Челиндбанк, Уралтрансбанк, Сибакадембанк и Банк УралСиб. Трем из них - Сбербанку, Дальневосточному Банку и НБД-Банку - уже полностью переданы все полномочия, и они работают самостоятельно. Примером успешного специализированного кредитного учреждения, созданного специально для обслуживания целевой группы заемщиков ФПМБ, является КМБ-Банк. Что касается той части проекта, где ФПМБ работает через местные банки-партнеры, то наиболее активно в настоящее время операции развиваются через четыре банка-партнера - УралСиб, Сибакадембанк, Уралтрансбанк и Челиндбанк.

За период с 1994 года по настоящее время Фонд поддержки малого бизнеса в России (ФПМБ) выдал предпринимателям 282,9 тыс. кредитов на общую сумму свыше 2,5 млрд долл. США. В настоящее время Программа работает в 145 крупных и мелких городах различных регионов Российской Федерации. На 31 декабря 2005 года совокупный текущий портфель всех банков-партнеров насчитывал 63 337 кредитов на сумму 532,1 млн долл. США. В первом полугодии 2005 года средний размер выдаваемых кредитов составил 9 200 долл. США; самый крупный кредит составил 200 тыс. долл. США, а самый маленький за всю историю - всего лишь 17 долл. США. Программа ФПМБ в первую очередь нацелена на кредитование небольших предприятий, обладающих огромным потенциалом для дальнейшего роста. Почти 80% всех заемщиков ФПМБ получают кредиты на сумму до 10 тыс. долл. США.

Международная Финансовая Корпорация (International Finance Corporation (IFC)), член группы Всемирного банка, основана в 1956 году с целью содействия частному сектору в развивающихся странах. Часть средств IFC направляет непосредственно банкам под проекты кредитования малого и среднего бизнеса, другую часть тратит на развитие инфраструктуры, консультирование и тренинги.

IFC выступает акционером нескольких российских банков, в том числе "Центр-Инвеста", БИН-банка и Пробизнесбанка. Имея в качестве акционера IFC, эти банки получили дополнительный источник для кредитования малого бизнеса. Кроме того, IFC в 2004-2005 гг. предоставила кредиты Сибакадембанку, Московскому кредитному банку, Банку Сосьете Женераль Восток, Уралтрансбанку, КМБ-Банку на развитие программ по кредитованию малого бизнеса.

В июне 2005 года IFC впервые в России инвестировала (привязанный к рублю кредит в 1 млн долл. США) в некоммерческую организацию, "Женскую Микрофинансовую Сеть", которая планирует в ближайшем будущем преобразоваться в небанковскую кредитно-депозитную организацию (НДКО).

Агентство США по международному развитию под патронажем правительства США (USAID) в отличие от других международных финансовых организаций предоставляет российским банкам гарантии по кредитам, выданным малым предприятиям. В соответствии с требованиями ЦБ банки вынуждены создавать резервы в размере 100% от суммы выданного мелким клиентам кредита. Это приводит к сильному удорожанию кредитов. Гарантии USAID позволяют этого избежать имея такие гарантии, банки могут не создавать резервы под выданные ссуды. Банкам, которые участвуют в этой программе (БИН-банк, "Центр-Инвест", АКБ "Русский банкирский дом", СДМ-банк), предоставляются гарантии на портфель ссуд на определенный срок. При этом гарантия покрывает не более половины риска потерь кредитора.

В 2004 году Агентство Международного Развития США (USAID) выступило гарантом по кредитам банка "Центр-инвест" для малых предприятий на общую сумму 6 млн. долл. США (Данные пресс-релиза банка "Центр-инвест"). Предоставленная "Центр-инвесту" гарантия была досрочно распределена за 1 год и 8 месяцев. В её рамках "Центр-инвест" выдал малым предприятиям Дона 270 кредитов. USAID также работает в сфере прямого кредитования.

Программа кредитования малого бизнеса Инвестиционного фонда "США Россия" (TUSRIF), созданного в 1995 году для содействия развитию частного сектора России, осуществляется в сотрудничестве с российскими банками. Цель программы TUSRIF - кредитование уже существующего и зарождающегося малого бизнеса. Программа рассчитана на небольшие предприятия производственной и непроизводственной сферы, нуждающиеся в покупке нового оборудования для повышения производительности труда или качества продукции, услуг и т.п., где чаще всего занято немного работников.

От банков, участвующих в программе, требуются обеспечение связи с группой небольших частных предприятий, квалифицированный отбор заемщиков и организация всего процесса кредитования. Через управляющую компанию "Дельта Капитал" (Delta Capital Management) TUSRIF предлагает ссуды до 200 тыс. долл. сроком до двух лет через банки-партнеры.

Условия использования и ограничение ответственности