24.04.2009

Российский рынок факторинга в первом полугодии 2006 года
Поделиться
VK


На наш взгляд, рынка факторинга, как например, рынка лизинга или рынка банковских кредитов не существует. Под одной услугой, называемой одним словом факторинг, компании предлагают совершенно разный набор услуг. Если в мире для этих продуктов существуют отдельные названия: факторинг и инвойс дискаунтинг, где инвойс дискаунтинг означает финансирование под уступку прав денежных требований и не включает в себя никаких сервисных услуг, то в России эти услуги пока не разделены, что вводит в заблуждение потенциальных потребителей услуг.

Всех операторов факторинга в нашей стране условно можно разбить на следующие три группы:

  • Первая группа: специализированные факторинговые компании и банки, предлагающие факторинг;
  • Вторая группа: банки, предлагающие факторинг (то, что в мире называется инвойс дискаунтинг (invoice discounting));
  • Третья группа: банки, занимающиеся схемным факторингом.

Сначала остановимся подробнее на тех продуктах, которые предлагают первые две группы поставщиков факторинговых услуг. Продукты, предлагаемые под одним названием факторинг участниками рынка, существенно различаются по своему содержанию.

Компании первой группы предлагают так называемый "полный" факторинг, т.е. продукт, который может включать в себя и финансирование оборотного капитала, и страхование кредитных рисков, и учет дебиторской задолженности, и коллекторские услуги. При этом клиент может получить как все эти услуги вместе, так и какую-то одну по своему выбору.

Вторая же группа участников, заявляющих о предоставлении факторинга, занимается финансированием под уступку денежного требования — тем, что ближе всего к тому, что в мире называется invoice discounting (будем использовать далее по тексту этот термин в русском транскрибировании — инвойс дискаунтинг). В рамках услуги факторинга, которую предлагает эта категория Факторов, компания получает только финансирование под уступленные права денежных требований и ничего более. В том числе поэтому эта услуга во всем мире стоит дешевле, чем "полный" факторинг. Но по сути, это кредит, в котором в качестве обеспечения выступает дебиторская задолженность. "Средний тариф по миру инвойс дискаунтинга — 0,2-0,4% комиссии за обслуживание (service-fee). Средний тариф факторинговых услуг — 1-1,5%. В России инвойс дискаунтинг дороже, чем во всем мире, а факторинг — зачастую дешевле, чем во всем мире", — рассказывает Михаил Трейвиш, председатель правления "НФК". Но стоимость факторинга в России также выше, чем стоимость инвойс дискаутинга. При факторинге Фактор принимает на себя несравненно больше рисков, чем при инвойс дискаутинге.

Инвойс дискаунтинг — это, как правило, конфиденциальная покупка портфеля дебиторской задолженности. Покупка всего портфеля, причем лимит устанавливается не на дебиторов, а на клиента. "Может устанавливаться максимальная концентрация дебиторов в портфеле. Работа по сбору задолженности ложится на клиента. Дискаунтер не участвует в этом. Он только финансирует, и в случае банкротства или дефолта поставщика, сам уведомляет дебиторов и пытается собрать с них какие-то деньги", — поясняет Михаил Трейвиш.

Очень важно осознать, что инвойс дискаунтинг — это финансовый продукт, который нужен компаниям, заинтересованным только в финансировании. Однако беда в том, что в России эти услуги четко пока не разделены, и это вводит в заблуждение потенциальных потребителей услуг, приводит к путанице и непониманию.

Для факторинга, который является не факторингом, а кредитованием под дебиторскую задолженность, существует совершенно определенная сфера применения: когда компания растет столь быстрыми темпами, что ей не хватает кредитов, или кредиты не доступны. "Если же мы говорим немножко о другом — о том, что берем на себя обязательства изучить вашего покупателя, проверить его платежеспособность, взять на себя его риски, а если еще нужно — дать деньги, причем на заранее неопределенный срок — месяцем раньше заплатил покупатель, двумя месяцами позже — изымать из оборота средства компании не придется, то это совсем другая добавленная стоимость", — говорит Михаил Трейвиш.

Таким образом, если компания обращается во вторую группу поставщиков факторинговых услуг, то она вправе рассчитывать на получение финансирования под уступленные права денежных требований, если же компания обращается в первую группу, то может получить следующие услуги:

  • Финансирование
    Как отмечают руководители компаний, делающие ставку на развитие не инвойс дискаунтинга, а именно факторинга, пока преобладают компании, которым требуется именно финансирование, а не другие факторинговые услуги. Однако стоит отметить, что эта тенденция медленно, но меняется. НФК за первое полугодие 2006 г. заключила более 70 договоров факторинга без финансирования, но с покрытием кредитных рисков поставщика.

  • Страхование кредитных рисков и рисков ликвидности
    Факторинг — очень гибкий инструмент, позволяющий как застраховать вышеописанные риски в полном объеме, так и выбрать лишь какие-то определенные. Так, например, факторинг без регресса позволяет полностью застраховаться от обоих рисков (судя по данным, предоставленным участниками исследования, за первое полугодие 2006 года доля безрегрессного факторинга существенно выросла).

    При этом банки предоставляют безрегрессный факторинг в основном компаниям, которые поставляют свою продукцию первоклассным покупателям, таким, например, как "Ашан", "Метро". Реальные риски банки, предлагающие инвойс дискаунтинг, на себя не берут.

  • Управление дебиторской задолженностью, ее экспертиза и мониторинг
    Управление дебиторской задолженностью предполагает проведение Фактором мероприятий, направленных на обеспечение своевременной оплаты задолженности. Если происходят какие-то события, способные ухудшить финансовое состояние компании-дебитора, то Фактор предупреждает клиента.

    Также в рамках этой услуги компании могут получить проверку деловой репутации существующих и потенциальных дебиторов. Факторы на основании этих проверок могут давать свои рекомендации по устанавливаемым лимитам отгрузок товаров в адрес дебиторов, при этом компания может находить новых партнеров, не ограничиваясь своим территориальным местоположением. Факторинговые компании зачастую обладают разветвленной сетью своих филиалов и представительств, что позволяет им работать на значительной территории нашей страны.

    Использование этих услуг позволяет компании сократить расходы на содержание собственной службы риск-менеджмента.

  • Коллекторские услуги (collections)
    Факторинговые компании в случае неисполнения обязательств дебиторами проводят всю работу, связанную с взысканием просрочки, самостоятельно (в случае факторинга без регресса).

Особенность факторинга заключается в том, что он представляет собой набор таких услуг, каждая из которых в отдельности имеет продукт-заменитель. Финансирование можно получить, обратившись в банк за кредитными продуктами (кредиты, кредитные линии, овердрафт и др.), страхование кредитных рисков — в страховых компаниях, коллекторские услуги — в коллекторских компаниях. Однако факторинг позволяет в комплексе получить все и сразу в одном месте. Но можно обойтись и без факторинга. "Есть страны, в которых факторинга почти нет, — рассказывает Михаил Трейвиш. — И люди там живут, и бизнес развивается. Это как тепловоз вместо паровоза, люди ведь и на паровозах передвигались раньше, просто медленнее". В Америке, например, факторинг развит гораздо меньше, чем в Европе (Европа занимает более 70% всего мирового рынка факторинга). Факторинговых компаний много, но все они мелкие, на уровне штатов. Это очень децентрализованная страна, и процесс консолидации идет там достаточно медленно. С самого начала была выбрана модель рынка, при которой создавались не банковские, а в основном частные компании с частным капиталом в каждом штате, в каждом маленьком городе. И Америка — это фактически единственная страна в мире, где есть такой феномен, как обслуживание одного клиента несколькими факторинговыми компаниями, потому что одной отдельно взятой факторинговой компании зачастую просто не хватает денег. Другая причина — нежелание компании попадать в сильную зависимость от одного Фактора.

Работа с факторинговой компанией зачастую приводит к тому, что клиент спустя какое-то время уже не может обойтись без ее услуг, поэтому банкротство Фактора или какие-то проблемы могут очень негативно сказаться на бизнесе компании. Правда точно также верна и обратная ситуация — рост капитала Фактора, рост качества услуг, бизнес-процессов (внедрение нового программного обеспечения, новых методов риск-менеджмента) — способны оказать значительное положительное воздействие на бизнес его клиентов. Этот труизм (кроме всего прочего) является аргументом в пользу того мнения, что с отменой необходимости иметь банковскую лицензию, появление на рынке новых факторинговых компаний (даже с самыми нечестными намерениями) не окажет сколько-нибудь сильного и негативного воздействия на рынок факторинга.

Конкурентное преимущество факторинга — это комплексность составляющих его услуг, но не всегда компании нужны все услуги. И есть компании, которым нужно только финансирование под дебиторскую задолженность, поэтому инвойс дискаунтинг растет сейчас очень быстро. Есть компании, которым нужно застраховать свои риски и получить финансирование, поэтому услуги специализированных факторинговых компаний тоже востребованы.

При этом ситуация с развитием инвойс дискаунтинга зависит от ситуации на рынке банковских кредитов, поскольку эти продукты явно конкурируют друг с другом. Если банковское кредитование бурно развивается, то доля инвойс дискаунтинга постепенно сокращается в общем объеме банковских операций. Компаниям доступны кредиты, поэтому нет сильной необходимости переплачивать банку за беззалоговое кредитование, которым является инвойс дискаунтинг. И наоборот: если компании испытывают недостаток кредитных ресурсов, то готовы брать любые виды заемного финансирования, даже под высокие ставки. Ведь на самом деле, с точки зрения управления денежными потоками, управлять кредитом, где залогом выступает дебиторская задолженность, намного труднее, чем обычным займом. Если компания взяла кредит, то она совершенно четко знает, какого числа ей этот кредит нужно погасить. А если инвойс дискаунтинг, то заранее узнать, понадобятся деньги к определенному числу или нет — неизвестно, зависит от платежной дисциплины дебитора. Если покупатель не заплатил, надо срочно брать откуда-то деньги, а эта ситуация отрицательно сказывается на ликвидности предприятия.

На Западе при переходе банков на "Базель-2" финансовая составляющая факторинга получила второе рождение. Банки сократили объемы кредитования малого бизнеса, поскольку "Базель-2" предъявляет требования к наличию рейтингов у кредитуемых банками компаний, созданию повышенных резервов и т.д., поэтому возник дополнительный спрос на финансирование, предлагаемое факторинговыми компаниями. До этого факторинговые компании занимались в основном нефинансовыми составляющими этого продукта. То есть факторинговый рынок — это рынок, который очень сильно зависит от других альтернативных инструментов финансирования. Его рост может быть и очень бурным, и сдержанным.

На самом деле никакой Америки мы здесь не открываем. В мире давно уже существует разделение на инвойс дискаунтинг, факторинг с регрессом/без регресса, внутренний/международный и др. И проблем с объяснением клиентам, что есть что — нет. Причем в Западной Европе Фактор готов предложить клиентам и инвойс дискаунтинг, и факторинг. "Возможно, в будущем такая же ситуация сложится и в России, — рассказывает Эрик Тиммерманс, глава IF-Group. Но сейчас для формирующегося российского рынка факторинга очень важно отделить эти услуги друг от друга".

Проблему отсутствия четкого и однозначно всеми понимаемого термина факторинга иллюстрирует следующий пример. Некоторые банки предлагают автокредит с беспроцентной рассрочкой платежа, называя его факторингом. "Разумеется, это не факторинг в его классическом понимании, но его просто нельзя по-другому назвать, потому что это уступка денежного требования. Банк все делает в соответствии с 43-ей главой Гражданского кодекса. Все, что относится к 43-ей главе Гражданского кодекса, все может называться факторингом", — говорит Александр Морозов. "Я думаю, что целью данной операции является не оказание факторинговых услуг, а альтернативный способ получения банками повышенных доходов при продаже автомобилей в кредит. То есть, по сути, это то же автокредитование, но "упакованное" в другую обертку. Данная ситуация может негативно сказаться на "имидже" факторинговых услуг", — говорит Алексей Бородулин, генеральный директор "ТрансКредитФакторинг".

Но это, очевидно, временный продукт. В автокредитовании очень большой процент невозврата. Часто получается так, что у банков возникают проблемы с реализацией автомобилей. Введением в продуктовую линейку подобных продуктов банки пытаются решить эти проблемы.

Раньше вместо потребительского кредитования был факторинг на потребительские нужды. Его схема заключалась в следующем: магазины продавали товар в рассрочку и переуступали банкам долги к физлицам. При этом, естественно, магазины выступали поручителями, потому что ни один банк не согласился бы покупать долги. Со временем "потребительский кредит" вытеснил "факторинг". Это было связано в том числе с проблемами регулирования факторинга, по которому возникал высокий юридический риск.

Проблема смешения двух разных продуктов в рамках одного свойственна не только для российского рынка. "На самом деле, — замечает Григорий Карповский, — те процессы, которые происходят сейчас на рынке факторинга в России, можно было наблюдать и на Западе некоторое время назад: то же смешение понятий и продуктов. Не надо думать, что наш рынок развивается по какому-то особому, уникальному российскому пути". Скорее всего, через какое-то время мы получим цивилизованный рынок факторинга и в России. Но вот вопрос — сколько времени нам для этого понадобится. Успеют ли крупнейшие российские Факторы стать настолько конкурентоспособными, чтобы противостоять напору компаний с мировыми именами, и не только не отдать российский рынок, но и выйти на неохваченные пока факторингом рынки стран СНГ и Восточной Европы.

Возвращаясь к тем группам игроков, о которых мы сказали вначале, остановимся на том, чем занимается третья группа участников рынка факторинга, — схемах. В принципе схемы существуют в любом бизнесе, однако лет шесть назад объемы схемного факторинга были сопоставимы с объемами операций обналичивания сейчас. "Дело в том, что до принятия четвертой главы Налогового кодекса в 2000 г. действовало Положение №522 от 05.08.92г. (пункт 2У) о составе затрат, согласно которому вся факторинговая комиссия относилась на себестоимость. Это позволяло многим фирмам использовать данное положение в целях ухода от налога на прибыль", — рассказывает Александр Морозов, начальник управления факторинга банка "Петрокоммерц". Сейчас объемы схемного факторинга стали существенно ниже, налоговая служба научилась видеть эти схемы и жестко с ними бороться, но все ещё есть банки, в которых львиная доля факторинговых операций на самом деле фиктивна. Чаще всего эти операции осуществляют небольшие банки.

Обсудить на форуме

Условия использования и ограничение ответственности