Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Электронные торговые площадки в России: кто есть кто

 


КАРТА ПРОЕКТА
Электронные торговые площадки в России: кто есть кто

Данные анкетирования крупнейших корпоративных заказчиков, проведенного RAEX (Эксперт РА) в 2016 году, показывают: самые тяжелые времена для рынка межкорпоративной электронной торговли остались позади. Сопоставимые данные компаний, наблюдаемых два и более года подряд1 , показывают, что спад объема электронных закупок, отмеченный по итогам 2014 года, в 2015-м прекратился (график 1).

По данным опрошенных операторов ЭТП, рост объемов закупок крупных заказчиков, использующих ЭТП более года, в 2016 году составил 10–20%. Таким образом, по предварительным оценкам в 2016 году отмечался реальный рост объемов электронных закупок (как регулируемых, так и нерегулируемых) заказчиков, уже использующих этот инструмент, однако его темпы, по-видимому, были недостаточны, чтобы полностью отыграть падение 2014 года. Тем не менее снижение объемов закупок крупнейших заказчиков, уже использующих услуги ЭТП, перестало тормозить рост объема рынка межкорпоративной электронной торговли в целом (график 2).

«Подавляющее большинство наших клиентов, на которых мы делаем основную ставку и с которыми у нас сложились долгосрочные отношения, мы можем лишь поблагодарить за доверие к нам. Они ежегодно увеличивают объемы закупок в электронном виде. В среднем этот прирост составляет 10–15% в год. Однако с точки зрения прироста объема торгов на нашей площадке основной эффект дает привлечение новых клиентов», – отмечает Антон Киценко, заместитель генерального директора ОАО «Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП)».

Вместе с тем продолжилась тенденция, отмеченная еще в 2014 году, – темпы роста количества закупок значительно опережали темпы роста их объема. Таким образом, по сопоставимым данным в 2015 году отмечалось дальнейшее снижение средней стоимости одной закупки, хотя и не такими быстрыми темпами, как годом ранее (график 3).

Проникновение услуг ЭТП в сегмент закупок крупнейших корпоративных заказчиков продолжилось, хотя и не такими высокими темпами, как год назад (график 4). Доля закупок в электронной форме в общем объеме закупок респондентов, внедривших этот инструмент, в 2016 году выросла в среднем на 5,3% к показателю 2015-го и приблизилась к 60%.

Удельный вес заказчиков, проводивших на ЭТП более половины закупок, незначительно вырос по сравнению с данными анкетирования 2015 года (65 и 62% соответственно), главным образом за счет увеличения доли респондентов, которые провели в электронной форме 50–80% закупок (график 5). Вместе с тем продолжилась тенденция сокращения доли заказчиков, проводивших на ЭТП менее 10%. В целом можно констатировать, что закупки в электронной форме сегодня являются основным способом проведения закупок для крупных заказчиков, внедривших этот инструмент.

Таким образом, основная причина медленного восстановления средних объемов электронных закупок участвовавших в анкетировании компаний на фоне роста доли закупок, проводимых ими на ЭТП, заключается в непреодоленных по состоянию на начало 2016 года последствиях спада в экономике, который негативно повлиял на инвестиционный спрос со стороны крупнейших компаний.

В прошлогоднем исследовании мы отмечали, что нереализованный потенциал экстенсивного роста рынка межкорпоративной электронной торговли в сегменте закупок крупнейших заказчиков заключается главным образом в наращивании клиентской базы ЭТП за счет привлечения новых клиентов из числа частных компаний, а также увеличении доли закупок в электронной форме, проводимых субъектами 223-ФЗ.

По данным анализа использования электронных закупок 200 крупнейших компаний России по объему реализации, частные компании составляют более 90% крупнейших заказчиков, не охваченных услугами ЭТП. Доля участвовавших в опросе и анкетировании компаний, использующих электронные закупки, практически не изменилась по сравнению с 2015 годом – 78,8 и 77,4% соответственно (график 6).

Тем не менее сплошной анализ использования электронных закупок компаниями, вошедшими в топ-200 рейтинга RAEX-600, выявил, что операторы ЭТП за год достигли в 2016-м заметных успехов в привлечении новых клиентов из числа крупнейших частных корпоративных заказчиков (график 7).

Благодаря активности операторов ЭТП закупки в электронной форме становятся все более распространенным инструментом для крупных розничных сетей и банков. В целом доля использующих для проведения закупок услуги ЭТП крупнейших компаний финансового сектора, сервисных и ИТ-компаний, а также компаний розничной и оптовой торговли в 2016-м по сравнению с предыдущим годом выросла на 21% (на 7 п. п.) и превысила 40% (график 8).

«Наиболее активный рост клиентской базы ЭТП продолжается в сегменте частных компаний, закупки которых государство не регулирует. Сегмент закупок частных компаний активно растет – как по числу заказчиков, так и по числу процедур. В 2016 году с помощью B2B-Center в электронный вид свои закупки активно переводили добывающие и агропромышленные предприятия, производители продуктов питания и ретейлеры»,– считает коммерческий директор Центра электронных торгов B2B-Center Андрей Бойко.

Вместе с тем при освоении этой ниши операторы ЭТП сталкиваются с определенными сложностями. Во-первых, как отмечалось в прошлогоднем исследовании, затраты операторов на привлечение и дальнейшее оказание услуг частным заказчикам в среднем в несколько раз превышают аналогичные затраты, связанные с сотрудничеством с субъектами 223-ФЗ. Во-вторых, подавляющее большинство неохваченных услугами ЭТП крупных частных корпоративных заказчиков составляют компании банковского сектора, страховые компании, ИТ, оптовой и розничной торговли, то есть компании нересурсоемких отраслей, для которых снижение затрат на проведение закупочной деятельности и материально-техническое обеспечение оказывает меньшее влияние на общий уровень издержек, чем у компаний промышленности, энергетики, строительства, связи и транспорта. Если говорить о компаниях топ-200 рейтинга RAEX-600, то такие заказчики по состоянию на декабрь 2016 года составляли 65,7% от общего числа частных компаний, не использующих электронные закупки.

Необходимо также учитывать, что отдача от затрат операторов ЭТП на привлечение новых корпоративных заказчиков из числа компаний нересурсоемких отраслей с точки зрения увеличения общего объема и количества закупочных процедур заведомо ниже, чем от привлечения заказчиков, осуществляющих деятельность в промышленности, строительстве, энергетике, транспорте и связи. В среднем объемы закупок компаний с сопоставимой выручкой, входящих в эти группы, различаются почти в шесть раз (график 9). Для сопоставления использовано отношение объема 100% закупок к выручке компании за 2015 год).

Черным обозначены средние показатели компаний из нересурсоемких отраслей.

Данные анкетирования не демонстрируют существенного роста доли закупок в электронной форме заказчиков, являющихся субъектами 223-ФЗ. В среднем для участников выборки этот показатель в 2015-м по сравнению с предшествующим годом увеличился всего на 1 п. п. (с 62,4 до 63,4%). В целом в сегменте закупок крупнейших государственных компаний и госкорпораций потенциал роста объема рынка электронной торговли B2B в значительной мере исчерпан, поскольку эти компании проводят большую часть своих закупок в электронной форме уже сейчас.

«Большая доля компаний, подпадающих под действие 223-ФЗ, проводят закупки практически полностью в электронном виде. В основном это крупнейшие заказчики. Исходя из вышесказанного, в сегменте 223-ФЗ привлечение новых клиентов в отрасль практически невозможно, поскольку так или иначе все проводят закупки в электронном виде, но возможен как переход клиентов с площадки на площадку, так и увеличение объема проводимых в электронном виде закупочных процедур», – комментирует генеральный директор ЭТП «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин.

Таким образом, рынок межкорпоративной электронной торговли в наиболее привлекательном для операторов ЭТП сегменте закупок крупнейших компаний по-прежнему обладает неиспользованным потенциалом роста – как с точки зрения увеличения объема и количества проводимых процедур, так и с точки зрения роста клиентской базы площадок. Вместе с тем естественный предел такого развития уже виден и может быть достигнут в среднесрочной перспективе, если развитие рынка услуг ЭТП продолжится текущими темпами.

1 Данные 23 компаний, совокупный объем закупок в электронной форме которых в 2015 году составил 713,2 млрд рублей.



Методика Эффективность электронных закупок: ожидания опережают реальность