24.04.2009

Российский рынок факторинга
Поделиться
VK


Объем и темпы роста российского рынка факторинга

В 2004 году объем дебиторской задолженности, уступленной опрошенным нами 21 факторинговой компании и банкам, составил 2,2 млрд. долл. США, прирост с 01.01.2003 по 01.01.2004 - 194% (см. рисунок 4). По нашим оценкам, весь объем российского рынка факторинга (с учетом банков и компаний, не предоставивших информацию о своей деятельности) составляет 3 млрд. долл. США. При этом мы говорим о "рыночном" факторинге, то есть факторинге как реальной финансовой услуге для широкого круга рыночных клиентов, а не для, например, расчетов между аффилированными компаниями с использованием механизмов налоговой оптимизации.

Рисунок 4 Динамика денежных требований, уступленных факторам в 2002-2004 гг., млн. долл.

Источник: "Эксперт РА"

В 2003 году объем факторингового рынка составил 732,1 млн. долл. США, прирост за 2003 г. - 230% (по сведениям опрошенных нами факторов). По данным Международной ассоциации факторов Factors Chain International (FCI), в 2003 году объем рынка составлял 547,8 млн. долл. В 2002 году, по нашим расчетам, объем рынка составил 221,9 млн. долл., по данным FCI - 189,8 млн. долл. Расхождение в оценке объясняется, прежде всего, тем, что FCI учитывали данные лишь по крупнейшим участникам рынка.

При объеме 3 млрд. долл. в 2004 году доля "рыночных" факторинговых сделок в ВВП составила 0,5%. В 2002 году, по данным FCI, этот показатель составлял лишь 0,1%. Сей- час объемы этого финансового рынка сопоставимы с такими рынками, как рынок лизинга (5 млрд. долл.), рынок рублевых корпоративных облигаций (5 млрд. долл. - объем новых эмиссий в 2004 году).

В 2004 году объем финансирования, непосредственно предоставленного опрошенными нами факторами своим клиентам, составил 1550,8 млн. долл., в 2003 г. 515,4 млн. долл., в 2002 г. 147,9 млн. долл. Темпы прироста финансирования в 2004 г. - 200%, в 2003 г. - 248% (см. рисунок 5).

Рисунок 5 Динамика объемов финансирования, предоставленного факторами под уступку денежных требований в 2002-2004 гг., млн долл.

Источник: "Эксперт РА"

Факторинговая комиссия в процентах от общего объема финансирования с каждым годом сокращается, что, несомненно, повышает доступность факторинга (см. рисунок 6).

Рисунок 6 Объем факторингового вознаграждения и его доля в объеме предоставленного финансирования

Источник: "Эксперт РА"

Уменьшение доли факторинговой комиссии от объема предоставленного финансирования связано, прежде всего, с быстрым ростом объемов финансирования, то есть эффектом масштаба, кроме того, с приобретением опыта отрабатываются схемы ведения этого бизнеса и находятся возможности оптимизации бизнес-процессов.

Преимущества и ограничения использования факторинга

Прежде чем говорить о преимуществах факторинга, определимся с используемой терминологией, в частности, с тем, что понимается в российской практике под самим словом факторинг.

Почти все руководители факторинговых компаний и банковских факторинговых подразделений проводят грань между просто кредитованием под уступку денежного требования и "классическим" факторингом. При кредитовании под уступку денежного требования сама уступка денежного требования рассматривается лишь как дополнительное обеспечение сделки (то есть ставится цель гарантировать возврат кредита, а не получить сумму по денежному требованию, получив прибыль с дисконта между ценой приобретения и полученной суммой). Эта практика широко применяется в банках, поскольку, по мнению Антона Малькова, юриста из компании "Эрнст энд Янг", механизм факторинга в данном случае позволяет снизить юридические риски банка.

В то же время, по мнению Григория Карповского, генерального директора компании "Еврокоммерц", в банках имеет место тенденция постепенного перехода от кредитования под уступку денежного требования к чистому факторингу. "Факторинг технологичнее, его методика более основательная, и он позволяет снизить риски, в частности операционные и рыночные, по сравнению с другими схемами, связанными с уступкой денежного требования", - говорит г-н Карповский.

"Классический" же факторинг характеризуется, прежде всего, тем, что фактор предоставляет поставщику комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью. "Теоретически факторинговая сделка может вообще не предполагать предоставление финансирования, - говорит Михаил Трейвиш, председатель правления Национальной факторинговой компании "Уралсиб-НИКойл". - Главное, что должен включать факторинг - это кредитное страхование и комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью". Эту концепцию поддерживают и в "Пробизнесбанке": "У нас процентная ставка по факторингу состоит из двух частей, - говорит Мария Кузнецова, начальник управления факторинга и уступки денежного требования. - Это ставка за финансирование и ставка за административное управление дебиторской задолженностью". Часто факторинговая сделка оформляется при помощи двух договоров - о предоставлении кредита и об управлении дебиторской задолженностью. Это вызвано налоговыми соображениями: проценты по кредитному договору не облагаются НДС.

Другая традиционная черта факторинга - то, что денежные требования приобретаются фактором с целью получить по ним причитающиеся суммы, получив прибыль с разницы между ценой покупки и полученной суммой.

Далее мы будем говорить преимущественно о "классическом" факторинге, хотя иногда четкую грань между факторингом и кредитованием под уступку денежного требования провести трудно: ведь набор услуг по страхованию и управлению дебиторской задолженностью, прилагаемый к кредитованию под уступку, может сильно варьироваться.

Ключевым преимуществом факторинга является то, что фактически этот инструмент - беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. "Факторинговую компанию интересует не прошлое, а будущее клиента - сколько денег он получит за проданную продукцию, и как будут развиваться его продажи в будущем, - говорит Михаил Трейвиш. - К нам может прийти начинающая компания с большими амбициями, и мы поможем ей их реализовать".

В этом заключается основное идеологическое отличие факторинга от банковского кредитования: размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, а размер кредита зависит от прошлых доходов, выраженных в виде предмета залога и общего благополучного финансового состояния заемщика. Как известно, банки готовы давать деньги лишь тем, у кого они и так есть. Размер кредита всегда ограничен размером залога (причем стоимость залога может раза в два превышать размер кредита), а размер факторингового финансирования зависит от объемов продаж и поэтому факторинг способен обеспечить ресурсами самые амбициозные планы увеличения продаж.

Благодаря этой важной характеристике факторинговое финансирование становится доступным широкому кругу малых и средних российских предприятий, для которых недоступны другие источники финансирования. Неудовлетворенный спрос на финансирование со стороны таких компаний становится залогом быстрого развития факторинга в России на ближайшие годы. В связи с этим развитию факторинга будут способствовать все меры государства, направленные на "вывод из тени" предприятий малого и среднего бизнеса.

Важное преимущество факторинга заключается в том, что он не исключает одновременное использование традиционных долговых инструментов, притом, что кредиты, облигации и векселя, например, являются конкурирующими инструментами привлечения заемного финансирования, факторинг может применяться одновременно с ними, поскольку не требует предоставления традиционных залогов или гарантий. Это, кстати, существенно облегчает факторам конкуренцию с банками за клиентов.

Следующим преимуществом факторинга является то, что это целевой инструмент для увеличения объемов продаж. Он позволяет предоставлять клиентам отсрочку платежа, что является одним из важнейших ресурсов конкурентоспособности продаж компании, потому что на высококонкурентных рынках, когда дальнейшее снижение цены уже невозможно, именно отсрочка платежа становится единственно возможным конкурентным преимуществом.

В этом отношении факторинг обладает явным преимуществом перед кредитом, поскольку, получив кредит, компания хотя и пополняет свои оборотные средства, то есть получает возможность предоставлять отсрочки платежа, но остается при прежнем механизме управления рисками дебиторской задолженности. Поэтому для многих компаний, которые обладают практически безграничными возможностями привлечения любых видов финансирования, факторинг, тем не менее, остается безальтернативным инструментом.

Другим важным, хотя и не очевидным, преимуществом факторинга является его стоимость. По данным опрошенных нами компаний, стоимость факторингового финансирования составляет 18%-21% годовых. "На стоимость факторингового обслуживания в первую очередь влияют те услуги, которые входят в портфель клиентов, - говорит Михаил Трейвиш. - Это как меню, которое влияет на счет в ресторане: сколько блюд и какие клиент заказал". Кроме этого, влияние на уровень ставки оказывают величина бизнеса клиента и оценка качества передаваемой дебиторской задолженности. Уплачивая более высокую ставку, клиент получает набор услуг по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска. "На Западе стоимость факторинга превышает стоимость кредита в 4 раза, но нельзя говорить о том, что это деньги стоят в 4 раза дороже", - говорит Михаил Трейвиш. Во-первых, фактор берет на себя всю техническую работу по инкассации дебиторской задолженности и информированию клиента о состоянии его дебиторки, благодаря чему освобождается соответствующий ресурс бухгалтерии клиента. Кроме того, фактор может предоставлять клиенту независимую информацию о платежеспособности его дебиторов, что пока делают немногие. "Как специализированная факторинговая компания, мы предоставляем клиентам независимую информацию об их дебиторах - это важная часть нашего сервиса, - говорит Григорий Карповский, "Еврокоммерц". - Здесь мы выступаем как кредитное бюро, что вполне согласуется с мировой практикой. Именно это позволяет нашим клиентам существенно оптимизировать свои отношения с дебиторами, снизить риски, связанные с управлением дебиторской задолженностью".

Снижение рисков, связанных с дебиторской задолженностью, при помощи факторинга происходит вследствие того, что после уступки денежных требований фактору для поставщика не имеет значения, когда они будут оплачены (то есть, сколько он потеряет за счет временной стоимости денег в случае задержек оплаты). При безрегрессном факторинге поставщик получает также возможность не беспокоиться, будут ли его требования оплачены вообще когда-нибудь.

Однако эти дополнительные услуги - не единственное, что получает клиент, уплачивая ставку, более высокую по сравнению с кредитом. Главное ценовое преимущество этого инструмента заключается в том, что при факторинге имеет место стопроцентное целевое использование средств. При кредите повсеместно распространена ситуация, когда компания получает кредиты, и в то же время у нее есть постоянный неснижаемый остаток на счете. Следовательно, можно сказать, что эта компания за проценты пользуется своими собственными деньгами. Поэтому в действительности заемщик платит за кредит более высокую ставку, чем та, которая установлена формально. В факторинге же такая ситуация невозможна.

Еще одно преимущество заключается в том, что факторинг позволяет экономить на налоге на прибыль. В соответствии с современным налоговым законодательством налог на прибыль должен уплачиваться "по реализации", то есть с момента фактической отгрузки товара. В то же время, если компания предоставляет отсрочки платежа (коммерческий кредит) своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации. В этом контексте, если бы аналогичный подход применялся к определению момента уплаты НДС, это стало бы еще большим стимулом развития факторинга для налоговой оптимизации.

Однако с налогами же связан и недостаток факторинга - а именно, обложение факторинга НДС. НДС облагаются суммы, уплаченные за услуги по управлению дебиторской задолженностью, но не облагается процентная ставка по кредиту, предоставленного под уступку денежного требования. По нынешнему законодательству затраты на уплату комиссионного вознаграждения по факторингу может отнести на себестоимость только поставщик. Есть и еще некоторые ограничения использования факторинга.

Факторинг подходит предприятиям, осуществляющим регулярные поставки товаров, потому что лишь в этом случае наиболее ценны услуги фактора по управлению дебиторской задолженностью. "Если предприятие поставляет елочные игрушки, которые пользуются спросом раз в год или турбины для атомных ледоколов, которые покупают еще реже, то факторинг ему не нужен", - считает Михаил Трейвиш.

Факторинг не нужен тем компаниям, которые конкурируют за то, кто первый заплатит, это часто относится к нефтяному рынку, иногда к металлургическому. "Факторинг не нужен на монополизированных рынках, где у поставщика нет необходимости бороться за покупателя путем предоставления им отсрочек платежа", - говорит Григорий Карповский.

Проиллюстрируем описанные возможности и ограничения использования факторинга историями из практики российских факторов. Мария Кузнецова, начальник управления факторинга и уступки денежного требования "Пробизнесбанка": "К нам обратился производитель сухариков под маркой "Емеля". Его проблема заключалась в том, что продажи сильно зависели от времени года. В сезон - март-май - объемы продаж возрастали в 3-4 раза. Сейчас мы предоставляем ему финансирование под уступку денежного требования в период роста продаж, то есть именно тогда, когда ему это действительно необходимо". Национальные традиции тоже могут становиться причиной востребованности факторинга. "В нашей практике был случай с одним клиентом - поставщиком продуктов питания - колбасы, алкогольной продукции в продуктовые магазины в Москве, - рассказывает Татьяна Кайгородова, вице-предидент "ДельтаБанка". - Мы заметили, что его дебиторы - продуктовые магазины - всегда платят вовремя, кроме одного периода в году - весны. Стали выяснять, в чем дело, оказалось - Великий Пост".

Клиенты факторинговых компаний

За 2002-2004 гг. число клиентов факторов увеличилось почти в 3 раза, при этом более 80% прироста пришлось на 2004 год (см. рисунок 7).

Рисунок 7 Динамика количества клиентов факторов за 2002-2004 гг.

Источник: "Эксперт РА"

81% принятой на обслуживание дебиторской задолженности принадлежит производственным компаниям, соответственно лишь 19% - торговым (см. рисунок 8). Такое неравномерное распределение, по нашему мнению, объясняется тем, что в составе промышленных холдингов часто присутствуют собственные торговые компании.

Рисунок 8

На рисунке 9 приведено распределение объемов факторинговых сделок по отраслям промышленности клиентов факторинговых компаний. Более трети потребителей факторинга являются производителями пищевой продукции, при этом чуть менее половины - это производители алкогольной продукции. Больше половины сделок (66%) заключены с компаниями - производителями товаров народного потребления: пищевой промышленности - 33%, приборостроения (сюда входит бытовая техника и компьютеры) - 16%, химии и нефтехимии (сюда входит бытовая химия) - 12%, легкой промышленности - 5%.

На рисунке 10 приведено распределение объемов факторинговых сделок, заключенных с торговыми компаниями. Из 21 участника проекта лишь 6 предоставляют услуги только торговым компаниям, но их объемы незначительны в общем объеме уступленных денежных требований. Как и в случае клиентов - промышленных компаний, здесь доминируют сделки с компаниями, торгующими товарами народного потребления. Привлекательность факторинга для торговых компаний обусловлена, прежде всего, тем, что обычно такие компании, даже довольно крупные, не располагают имуществом, которое могло бы быть передано в залог под кредит.

Факторинг особо востребован в пищевой отрасли, где сильны западные компании - как производители, так и торговые компании. Эти компании оценивают стоимость отсрочки платежа на российском рынке довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высокорисковым. В такой ситуации обращение к факторинговой компании становится спасением для западного поставщика. Российская факторинговая компания на месте имеет больше возможностей для оценки подобных рисков и обычно оценивает их значительно ниже, поэтому такие сделки очень выгодны и для западных поставщиков, и для российских факторинговых компаний.

Рисунок 9

Рисунок 10

Опрошенные нами руководители факторинговых компаний и факторинговых подразделений банков отмечают, что размер предприятия-клиента не оказывает существенного влияниия на привлекательность для него факторинга. "Приблизительно 15% нашего факторингового портфеля приходится на услуги для малых предприятий, 35% - для средних и 50% - для крупных", - говорит Михаил Трейвиш. По словам Евгения Калужина, начальника управления факторинга "Промсвязьбанка", доля сделок с малыми и средними компаниями в факторинговом портфеле банка составляет 80%-90%. У "Еврокоммерца" - прямо противоположная ситуация. "На данный момент среди наших клиентов очень высока доля крупных предприятий", - говорит Григорий Карповский. - "Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы увеличить долю малых и средних компаний".

Таким образом, что, факторинг является привлекательным инструментом для всех групп предприятий независимо от размера. Для малых - поскольку позволяет им получать финансирование без залога. Для средних предприятий в факторинге более важно страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет "расчистить" баланс - уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской, что особенно актуально, если предприятие намерено привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.

Рисунок 11

Данные о распределении объема сделок по регионам демонстрируют, что большая часть факторинговых сделок заключается в Москве (58%), далее идут Приволжский и Уральский ФО (см. рисунок 11). Наиболее активны в регионах банки, располагающие большой филиальной сетью.

Большинство компаний и банков-факторов не придерживается строгих правил при выборе клиентов. У НФК "УралсибНИКойл" нет вообще никаких формальных критериев: руководство компании на специальном комитете два раза в неделю принимает решения о новых сделках. При этом основными принимаемыми во внимание критериями являются: платежеспособность дебиторов, требования к которым передаются фактору, а также долгосрочность отношений с клиентом, поскольку факторинг наиболее эффективен при регулярных сделках. По мнению Михаила Трейвиша, формальные требования к клиентам невозможны, когда факторинговая компания выходит на новые рынки.

В "Пробизнесбанке" основное требование к клиенту заключается в том, что дебиторская задолженность одного дебитора не должна превышать 15% от всей дебиторской задолженности. В банке "Союз" принимаются денежные требования от клиента на сумму не менее 2 млн. руб., кроме того, на факторинговое обслуживание должны передаваться платежи не менее трех дебиторов одного поставщика.

В качестве основного канала продаж факторинговых услуг в большинстве компаний и банков-факторов называют агентов, среди которых существенная доля приходится на средние и малые банки. В основном российские факторы либо придерживаются стратегии прямых продаж, либо вообще привлекают клиентов случайным образом, то есть работают с теми, кто сами обратились в банк. Целенаправленное масштабное продвижение своих услуг и самой концепции факторинга проводит лишь НФК "Уралсиб-НИКойл".

Характеристики факторинговых сделок на российском рынке

С регрессом и без регресса

В случае безрегрессного факторинга, поставщик обязуется возместить весь объем финансирования, предоставленного фактором, если покупатель не расплатится за поставленную ему продукцию по истечении отсрочки платежа.

Рисунок 12

По нашим данным, 94% всех сделок факторинга заключаются с регрессом и 6% без регресса (см. рисунок 12). Лишь четыре банка указали, что предоставляют факторинг без регресса, это "УралсибНИКкойл ", "Промсвязьбанк", "Центрокредит " и "ЛКБ-Финанс" (см. Приложение). На Западе лишь 30% сделок с заключаются с регрессом. При этом на Западе факторинговые компании риск неоплаты денежных требований обычно передают страховщикам. У нас же страхование кредитных рисков практически не развито. В последнее время можно наблюдать первые попытки запустить в работу подобную схему сотрудничества: в феврале 2005 года АКБ "Промсвязьбанк" и ОАО "РОСНО" объявили о запуске совместных проектов "Безрегрессный факторинг", "Факторинг с частичным регрессом". "При заключении таких договоров факторинга, страховая компания берет на себя риски за неполную оплату и неоплату профинансированной поставки дебиторов в сумме финансирования, банк предоствляет финансирование и управление дебиторской задолженностью. Правда, комиссия банка по профинансированным поставкам возрастает на 1%-2% за счет комисси и страховой компании", - поясняет Евгений Калужин, начальник управления факторинга "Промсвязьбанка".

В то же время есть определенные сомнения в целесообразности использования фактором (особенно в составе банка) услуг страховщика по страхованию кредитного риска. Ведь функция банка или факторинговой компании как финансового посредника как раз заключается именно в управлении риском, и если он считает, что с его основной функцией лучше справится некий страховщик, то он должен отдать ему и большую часть своей прибыли. Кроме того, фактор гораздо ближе, чем страховщик, знаком со специфическими рисками своих клиентов и, следовательно, самостоятельно управлять этими рисками для него дешевле, чем прибегать к услугам страховщика.

Главной причиной неразвитости безрегрессного факторинга на российском рынке является невысокий пока интерес к этому продукту со стороны самих факторов. Факторы не всегда могут оценить надежность покупателей клиента и поэтому не готовы принимать на себя кредитный риск. В том случае, если и поставщик, и банк уверены в платежеспособности покупателя, заключать договор безрегрессного обслуживания поставщику становится невыгодно, поскольку обычно безрегрессный факторинг стоит дороже, чем факторинг с регрессом.

Выходом является использование скоринговой системы оценки надежности дебиторов. "Использование на практике скоринговых систем оценки позволит факторам увеличить число принимаемых на обслуживание дебиторов поставщика, а также увеличить предложение безрегрессного факторинга, - считает Григорий Карповский. - В нашей компании мы используем скоринговую систему оценки дебиторов, и это дает возможность работать на тех рынках, куда обычные банки даже и не смотрят, поскольку традиционные технологии оценки кредитных рисков не позволяют с ними работать".

Позитивный фон для развития безрегрессного факторинга обусловлен в настоящее время тем, что убытки российских факторов от неплатежей дебиторов крайне малы. Опрошенные нами руководители компаний отмечают, что за время их работы на рынке неплатежей либо не было, либо они были совершенно незначительными. Мошенничество (передача фиктивной дебиторской задолженности) также пока не является проблемой для российских факторов - подозрительные сделки удается отсеивать на этапе рассмотрения заявок. С одной стороны, такая благополучная ситуация объясняется тем, что рынок еще молод, с другой стороны, в большинстве случаев сами дебиторы не заинтересованы чрезмерно задерживать платежи, с тем чтобы и в дальнейшем регулярно получать продукцию. И конечно, ключевым фактором хорошей платежеспособности дебиторов является продолжающийся в России экономический рост.

Исходя из этих условий и опыта развитых рынков факторинга следует предполагать, что доля безрегрессного факторинга на российском рынке будет расти.

Открытый и закрытый факторинг

По нашей оценке, доля сделок открытого характера преобладает, поскольку применение закрытого факторинга в российских условиях приводит к резкому увеличению рисков фактора. Пункт 1 статьи 830 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: "Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту, и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж". Но с другой стороны, в статье 382 ГК РФ об основаниях и порядке перехода прав кредитора к другому лицу сказано, что для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором. В то же время в главе 43 в статье 828 сказано, что уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником существует соглашение о ее запрете или ограничении. Однако это положение не освобождает клиента от обязательств или ответственности перед должником в связи с уступкой требования в нарушение существующего между ними соглашения о ее запрете или ограничении. По мнению Дельфины Нугеред, партнера юридического департамента компании "Эрнст энд Янг", статья 828 позволяет игнорировать договоренность сторон о запрете уступки финансовому агенту.

Международный и внутренний факторинг

Рисунок 13

По данным FCI, в 2003 году общий объем сделок международного факторинга в России не превышал 17 млн долл. На наш взгляд, это можно объяснить неразвитостью рынка, с одной стороны, и преобладанием сырьевой составляющей в российском экспорте, с другой. Традиционными секторами для факторинга являются отрасли, характеризующиеся более высокой степенью передела: пищевая, фармацевтическая, химическая отрасли, приборостроение (бытовая техника и компьютеры). Кроме того, компании-экспортеры обычно могут прибегать к услугам зарубежных финансовых институтов. Более актуальными услуги российских факторов могли бы стать для импортеров, поскольку они не знакомы с российскими рисками. Сроки факторингового финансирования

В 42 случаях из 100 факторинговое обслуживание по одной сделке в 2004 году предоставлялось на срок 31-60 дней (см. рисунок 13). На этот срок покупатель получал отсрочку платежа, по истечении которого должен был перечислить деньги на счет фактора. На срок до 90 дней было заключено более 80% всех сделок. Необходимо отметить, что сам договор факторинга между поставщиком и фактором обычно носит бессрочный характер. В рамках договора поставщик, в тех случаях, когда ему необходимо получить финансирование сразу после отгрузки товара, уступает фактору права денежных требований к своим покупателям. Факторинговая компания может устанавливать на каждого поставщика лимиты финансирования, которые пересматриваются с ростом оборотов клиентов.

Участники рынка факторинга

Кто есть кто на рынке факторинга

Оценки объема и темпов роста российского рынка факторинга основаны на данных, предоставленных 21 банком и факторинговыми компаниями. Принять участие в исследовании (заполнив анкеты) было предложено 400 крупнейшим по активам российским банкам. По нашим оценкам, приславшие анкеты банки и факторинговые компании - это почти все активные участники рынка факторинга.

По мировым стандартам, 21 фактор - это обычное количество для одной страны. Лишь в 6 странах мира (из 60) число факторинговых компаний превышает 30, к их числу относятся США - 210 компаний, Великобритания - 110, Турция - 100. В среднем же в европейских странах на одном страновом рынке работает 10 факторов6.

Рейтинги российских факторов по основным показателям их деятельности приведены в Приложении (таблицы 5-11).

Из известных игроков в нашем исследовании не приняли участие лишь компания "Катерпиллар Файненшл", специализирующаяся на лизинговом и факторинговом финансировании, а также "ДельтаБанк". При этом представители "ДельтаБанка" прокомментировали, что факторинг в их банке является лишь поддерживающей услугой по отношению к другим, приоритетным, банковским продуктам, и банк не заинтересован в привлечении клиентов именно на факторинговое обслуживание.

Отсутствие в рейтинге факторинговой компании "Еврокоммерц" - фактически одного из крупнейших участников рынка, объясняется специфическим форматом работы этой компании, пока не характерным для российского рынка. Это затруднило учет показателей компании при помощи общей методики составления рейтинга. Дело в том, что в отличие от остальных участников рынка, которые самостоятельно финансируют факторинговые сделки из собственных и заемных средств, "Еврокоммерц" работает на основе партнерства с рядом крупных банков: "ТрансКредитБанк", "Еврокоммерц Стройкредит", Московский Международный Банк, банк "Траст", Всероссийский Банк Развития Регионов. Эти банки финансируют сделки факторинга, в то время как "Еврокоммерц " выполняет ряд чисто факторинговых функций, таких как, административное управление дебиторской задолженностью и страхование рисков, связанных с дебиторской задолженностью. В этой схеме есть ряд преимуществ, в частности, она позволяет "Еврокоммерцу" быстро и практически неограниченно расширять бизнес, привлекая новых партнеров (то есть снижает зависимость роста от ресурсных ограничений), а также позволяет компании хорошо диверсифицировать бизнес.

Банки "ТрансКредитБанк" и "Еврокоммерц Стройкредит", факторинговые операции которых осуществляются в партнерстве с "Еврокоммерцем", выступили в рейтинге самостоятельно. При этом надо отметить, что лишь 67% факторинговых сделок "Транскредитбанка " осуществлялись при помощи "Еврокоммерца".

Таким образом, единственный рейтинг, в котором мог бы участвовать "Еврокоммерц" при специфике своей работы - это рейтинг по объему факторинговой комиссии, полученной за год, но и тут возникают трудности с точным разделением полученной комиссии между "Еврокоммерцем" и банками-партнерами. Если же все-таки рассматривать "Еврокоммерц" и его банки-партнеры как группу, то, по нашей информации, объем переуступленной им дебиторской задолженности в 2004 достигал 350 млн. долл., то есть эта группа заняла бы 3-е место в рейтинге.

Не принял участие в исследовании и еще один заметный участник факторингового рынка - банк "Диалог Оптим", прекративший свою деятельность после летнего банковского кризиса.

По нашим данным, ряд банков имеет существенные остатки на балансовом счете "рас- четы по факторингу", однако размер этих остатков никак не связан с их реальной активностью на рынке факторинга. Так, на 1.01.2004 по этому показателю лидировал "Газпромбанк " (3,8 млрд. руб.), не замеченный в активности на рынке факторинга - по крайней мере, для "рыночных" клиентов. Очевидно, что этот счет вообще мало используется банками - сумма остатков на этом счете у всех 34 использующих его банков составила на 01.01.2005 1,7 млрд. руб.

Хотя на своих интернет-сайтах факторинговые услуги предлагают 70 банков, однако при более близком общении выясняется, что они заявляют эту услугу "для полноты продуктовой линейки" и в большинстве случаев скорее "готовы предоставить эту услугу, если в этом будет нуждаться клиент", нежели на самом деле практикуют предоставление таких услуг. В то же время ряд банков действительно планирует выход на рынок факторинга в ближайшем будущем, для чего, по их сообщениям, они создали специальные подразделения по факторингу. Так, на рынок факторинга в 2005 году выходит "Импэкс Банк", по сообщению его представителя - для того, чтобы в большей степени соответствовать имиджу универсального банка.

Рисунок 14

Рисунок 15

Однако в 2004 году доля новичков на рынке была незначительна. Большую часть сделок заключили факторы, начавшие свою деятельность в 2003 году и ранее (см. рисунок 14). Конечно, говорить о завершении формирования рынка пока не приходится, и появление новых игроков может сильно изменить расстановку сил. В то же время следует ожидать, что в ближайшие год-два основной рост будет происходить за счет увеличения объемов бизнеса игроков, уже присутствующих на рынке - ведь для того, чтобы запустить факторинговый бизнес, по мнению опрошенных нами специалистов рынка, требуется не менее одного-двух лет.

Факторинговый рынок на сегодняшний день высококонцентрирован. Как видно из рисунка 15, где представлена кривая Лоренца по объему уступленных денежных требований в 2004 году, 80% факторов принимают на обслуживание менее 20% денежных требований. А если бы все банки, сотрудничающие с факторинговой компанией "Еврокоммерц", выступили в рейтинге в качестве единой группы, концентрация рынка оказалась бы еще выше.

Доля лидера - НФК "Уралсиб-НИКойл", по нашим оценкам, составляет около 36% (см. рисунок 16), за 2002-2004 гг. его доля сократилась почти на 40 п.п. (процентных пунктов). Первым пяти факторам в 2004 году были уступлены 86% всех денежных требований. При этом на первых двух факторов приходится более 60%. Значения коэффициента Герфиндаля-Хиршмана показывают, что тем не менее, с каждым годом рынок становится все менее концентрированным.

Рисунок 16

Лидирующие позиции НФК "УралсибНИКойл" закономерны, так как компания уже долгое время является крупнейшим игроком рынка. Во многом благодаря примеру этой компании на факторинг обратили внимание и другие участники рынка.

"Мы были первой компанией, которая начала заниматься факторингом после кризиса, - говорит Михаил Трейвиш. - Потом мы стали первыми, кто начал заниматься экспортным факторингом, потом импортным факторингом, потом факторингом без регресса, потом электронным факторингом. Первыми пошли в регионы, первыми вышли за пределы Российской Федерации". НФК "Уралсиб-НИКойл" и дальше собирается сохранить за собой роль локомотива российского рынка факторинга. По словам г-на Трейвиша, стратегическая цель его компании - войти в десятку мировых лидеров факторингового бизнеса по показателям дохода и прибыли. А в ближайшие несколько лет - стать крупнейшей факторинговой компанией в Центральной и Восточной Европе.

Более 50% операторов факторинга располагаются в Москве, в Приволжском ФО - 24%, в Уральском ФО - 10%. Это распределение вполне закономерно, поскольку основными провайдерами факторинга являются банки, более половины которых расположены в столичном регионе (см. рисунок 17).

Рисунок 17

Рейтинг демонстрирует, что на российском факторинговом рынке существуют две основные группы участников. Во-первых, это банки - их в рейтинге большинство. Для них факторинг - один из продуктов наряду с классическими банковскими продуктами. Обычно факторинг играет далеко не приоритетную роль в бизнесе этих банков. В то же время можно отметить, что в приоритетах менее крупных банков факторинг обычно играет большую роль.

Во-вторых, это менее многочисленная группа "классических" факторинговых компаний, специализирующихся исключительно на факторинговом бизнесе. Прежде всего, это крупнейший участник рынка - Национальная факторинговая компания "УралсибНИКойл ". Хотя эта компания и обладает банковской лицензией, что фактически является данью требованиям несовершенного регулирования в сфере факторинга, а не свидетельством того факта, что компания является банком в традиционном понимании.

К этой группе относятся также факторинговая компания "Еврокоммерц", о специфике работы который сказано выше, "Катерпиллар Файненшл" - единственная на данный момент российская факторинговая компания с иностранным капиталом и "Средневолжская факторинговая компания". Последняя примечательна тем, что единственная из известных нам участников рынка факторинга не имеет банковской лицензии.

Факторинг в банке или вне?

Многообразие игроков факторингового рынка объясняется тем, что вопрос о субъекте факторинга не урегулирован до конца законодательно. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 825 гл. 43 устанавливает, что "в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида". Лицензирование различных видов деятельности осуществляется на основании Федерального Закона РФ № 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности", который не содержит требования о лицензировании деятельности по предоставлению финансирования под уступку денежных требований. А в статье 18 указанного закона говорится о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в части, не противоречащей Закону о лицензировании, и подлежат приведению в соответствие с Законом о лицензировании. Таким образом, ГК РФ, введенный в действие соответствующим федеральным законом, не должен противоречить Закону о лицензировании и подлежит приведению в соответствие с последним.

Следует отметить, что Закон о лицензировании вступил в силу 10.02.2002 года. До этого времени деятельность по финансированию под уступку денежного требования, хотя и указывалась в качестве лицензируемой, отдельного положения, устанавливающего порядок ее лицензирования, не существовало.

Кроме того, ст. 10 Федерального Закона РФ № 15-ФЗ от 26.01.1996 г. "О введении в действие части второй ГК РФ", говорит о том, что до установления условий лицензирования деятельности финансовых агентов (статья 825 ГК РФ) сохраняется существующий порядок осуществления их деятельности. Однако "существующий порядок осуществления деятельности финансовых агентов" не был определен российским законодательством и после введения в действие второй части ГК РФ.

В то же время был принят ряд решений Высшего Арбитражного Суда (ВАС), общий смысл которых заключается в том, что финансовым агентом не может выступать некредитная организация. 3 февраля 2003 года ФАС МО также принял решение, согласно которому, если у компании нет лицензии, то она не может заниматься факторинговой деятельностью. "Законность и логичность данного решения находится под вопросом, - говорит Дельфина Нугеред, партнер EYLaw, - но, тем не менее, оно вступило в законную силу, и у нас нет информации о том, было оно отменено или нет".

Таким образом, хотя на основании ГК РФ и Закона о лицензировании на данный момент фактически нет необходимости в каком-либо лицензировании факторинговой деятельности, Факторы предпочитают не вступать в конфликт с решениями судебной власти. В связи с этим все Факторы, предоставляющие финансирование располагают банковской лицензией, кроме одного - Средневолжской факторинговой компании.

Отчасти такое невнимание законотворцев к правовому положению факторов объясняется незначительными до сих пор объемами этого рынка. В то же время нерешенность этого вопроса связана, во многом и с тем, что среди участников рынка отсутствует однозна чная позиция относительно юридической формы факторингового бизнеса. При этом рассматриваются два варианта: факторинговый бизнес должен вестись в составе банка или, по крайней мере, должен быть оформлен как банковский бизнес (при помощи банковской лицензии), или же факторинговые компании могут действовать самостоятельно, на основе специальных лицензий. Соответственно, в первом случае надзор за их деятельностью должен осуществлять ЦБ РФ, во втором случае - Минфин России.

В пользу того, что факторинговый бизнес должен развиваться в рамках банков говорят, прежде всего, соображения по управлению ликвидностью. Для факторов особенно актуален риск ликвидности, поскольку оборачиваемость финансирования в факторинге довольно сложна для прогнозирования. Вследствие этого, самостоятельные факторинговые компании вынуждены постоянно поддерживать значительную долю высоколиквидных, а, следовательно, низкодоходных активов. В конечном итоге это увеличивает себестоимость факторинговой услуги. В банке, для которого факторинг - не основной бизнес, риски ликвидности фактора практически незаметны и легко покрываются ликвидными активами банка.

Во-вторых, факторинг в настоящее время является очень привлекательным инструментом для большинства банков, поскольку он предполагает использование краткосрочных кредитных ресурсов, которых у российских банков в избытке. Для многих некрупных банков это целая стратегия. Особенно выросла для банков роль факторинга в условиях сжатия рынка межбанковского кредитования летом 2004 года. Многие банки увидели в факторинге альтернативу рынку МБК - то есть инструмент, в который они могут направить освободившиеся краткосрочные ресурсы при сопоставимой доходности.

Еще одним толчком к развитию факторинга в банках стало принятие изменений в положение ЦБ РФ № 254-П в августе 2004 года, которые ограничили кредитование торговых компаний с неудовлетворительным финансовым состоянием.

В то же время деятельность факторингового подразделения банка связана с целым рядом проблем.

Главной проблемой осуществления факторинговой деятельности в банке является отличная от кредитного подразделения банка система принятия решений. В частности, работа с факторинговыми рисками требует специфического подхода, прежде всего скоринговых систем оценки. В большинстве банков такой системы нет, используется система оценки, близкая к кредитной. И во многих крупных банках факторинг просто не прижился из-за того, что руководство банка не понимало, как должен функционировать этот продукт. Руководители факторинговых подразделений банков отмечают, что в банке факторингу приходится приспосабливаться к кредитным технологиям, что негативно сказывается на оперативности. Например, лизинговый бизнес российских банков обычно выделен в отдельные компании - именно потому что это отдельный продукт со своей специфической технологией. И в специализированном виде лизинговая деятельность осуществляется более оперативно.

Другая проблема факторинга внутри банка - внутренняя конкуренция с кредитным подразделением. По словам Михаила Трейвиша из НФК "Уралсиб-НИКойл", на развитых рынках к факторингу обращаются те клиенты, которым надоело работать с коммерческими банками. Рекламный буклет одной английской факторинговой компании начинается со слов, вложенных в уста клиента: "У меня только одна финансовая проблема - это мой банк". То есть факторинговые компании - прямые конкуренты банков. И поэтому внутри банка факторинг не может развиваться.

Факторинг не может конкурировать с кредитными продуктами внутри банка, поскольку при невнятном факторинговом продукте кредитный продукт для клиента выглядит интереснее. А если факторинг не является приоритетным направлением развития банка, на фоне кредита он всегда будет выглядеть блекло, хотя бы из-за формально более высокой процентной ставки.

Вследствие этого, очень болезненная проблема всех факторинговых отделов банков заключается в том, что клиенты рано или поздно начинают уходить на кредитные продукты, и кредитное подразделение съедает факторинговое подразделение банка. Факторинг может казаться банкам привлекательным лишь в тактической перспективе - как запуск нового продукта, расширение продуктовой линейки. В более долгосрочной перспективе руководство банка увидит, что риски по факторингу выше, чем по кредитам (наличие залога всегда рассматривается руководством банка как более значимый фактор снижения риска, чем наличие уступленного денежного требования). А если риски выше, значит, выше себестоимость этого инструмента по сравнению с кредитом, следовательно, факторинг не может быть приоритетным направлением развития и будет постепенно поглощаться кредитным подразделением. В действительности же риски факторинга не столь высоки - если использовать скоринговую систему оценки рисков, но это не соответствует подходу банка к технологиям оценки рисков.

"Факторинговая компания отличается от банка тем, что она не является финансовым учреждением в полном смысле этого слова, - говорит Михаил Трейвиш. - Она является партнером клиента, вместе с клиентом она решает задачу продажи его товаров. Фактор становится фактически отделом сбыта своего клиента - мы зарабатываем на процентах от его выручки. Если плохо идут продажи у клиента, плохо идут дела и у нас. И именно благодаря такому гибкому подходу факторинговые компании могут успешно конкурировать с банками".

Опыт зарубежных стран подтверждает мнение сторонников специализированных факторинговых компаний. "Посмотрите на данные Всемирного банка о соотношении объемов продаж факторинговых услуг в разных странах мира и ВВП этих стран, - говорит Михаил Трейвиш. - Австрия - 1,2%, Германия - 1,6%, с одной стороны. С другой стороны, Италия - 11,9%, Великобритания - 10,5%, Португалия - 9,8%. В тех странах, где этот показатель высок, факторинг дальше всего банковского бизнеса. Там, где эти показатели низкие - там факторинг это банковский бизнес или осуществляется в рамках банка". По мнению г-на Трейвиша, факторинг сможет быстро развиваться в России, лишь если он будет работать в рамках специализированных компаний. Нынешняя ситуация на рынке подтверждает этот тезис: лидерами рынка являются специализированные компании, предоставляющие "классический" факторинг - НФК "Уралсиб-НИКойл" и группа "Еврокоммерц". Лишь на эти две структуры приходится около 50% всего рынка.

В перспективе и в России объективные условия складываются в пользу того, чтобы факторинг развивался в рамках специализированных компаний. Дело в том, что сейчас факторинг является приоритетным инструментом лишь для небольших банков, которым для конкуренции с крупными нужно развивать какие-то новые направления. И именно эти малые банки в контексте общей тенденции укрупнения банковской системы вытесняются с рынка. Характерный пример - уход с рынка банка "Диалог Оптим", заметного игрока рынка факторинга, прекратил свою деятельность и банк "Павелецкий ", который тоже предоставлял факторинговые услуги. А в крупных банках, вследствие конкуренции с кредитами факторинг всегда будет оставаться на вторых ролях и не сможет должным образом развиваться. Таким образом, действительно крупный факторинговый бизнес сможет развиваться лишь в рамках специализированных компаний.

Сам тот факт, что факторинговая деятельность должна лицензироваться (банковской или собственной лицензией) и находиться под надзором определенного регулятора не вызывает сомнений у сторонников как "банковского", так и "самостоятельного" факторинга. "Уступка и взыскание долгов в России всегда, так или иначе, связаны с риском мошенничества, криминала, - комментирует Антон Мальков, юрист из компании "Эрнст энд Янг" - Поэтому все участники рынка должны знать, что их деятельность проверяется, лицензируется, что рядом всегда есть регулятор, который дышит им в затылок". Антон Мальков приводит и еще один довод в пользу необходимости лицензирования: "Дело в том, что факторинг всегда будет конкурировать с кредитом, неважно, будет он выделен в отдельную структуру или будет оставлен в банках. И поскольку это конкурирующий продукт, то раз кредитование у нас подлежит лицензированию, то было бы логично применить аналогичное регулирование и к факторингу".

В конечном итоге наибольшую проблему для рынка факторинга представляет сейчас не столько "выбор пути" - развиваться в банках или вне их, сколько просто полная разрегулированность рынка факторинга. Российское законодательство до конца так и не определилось с тем, чем является факторинг. Если это банковская деятельность, то она не должна облагаться НДС, как и другие банковские операции. Если же это небанковская деятельность, то факторинговые компании должны лицензироваться и иметь собственного регулятора. Руководители факторинговых подразделений банков отмечают, что сейчас в банках имеют место серьезные различия в порядке бухгалтерского учета факторинговых операций. По их данным, имели место случаи, когда ЦБ РФ по одним и тем же вопросам касательно факторинга давал разные ответы разным банкам.

Краткая методология исследования

Целью проведения исследования было получение информации об объеме рынка, его характеристиках и основных игроках. По нашей оценке, в исследовании приняли участие наиболее ориентированные на рост факторинговой составляющей бизнеса банки и прямо заявляющие о своей специализации факторинговые компании. Информация полу чена от 21 банка и факторинговой компании в результате анкетирования 400 крупнейших по активам российских банков.

В исследовании были использованы следующие определения и показатели:

1. Фактор - факторинговая компания или факторинговое подразделение банка, предоставляющее клиенту финансирование под уступку денежного требования.

2. Сумма денежных требований, фактически уступленных фактору (без учета НДС). Данное определение подразумевает только те денежные требования, под которые финансирование уже предоставлено клиенту.

3. Сумма финансирования, фактически предоставленная фактором клиентам под уступку денежного требования (без учета НДС).

4. Факторинговое вознаграждение - вознаграждение фактора, включающее в себя сумму уплачиваемых им процентов за привлеченные кредитные ресурсы, налоги, расходы на ведение факторингового бизнеса, а также прибыль.

5. Стоимость факторинговой сделки - сумма уступленных клиентом фактору денежных требований.

6. Срок факторинговой сделки - срок, на который предоставляется отсрочка платежа дебиторам.

Для расчета объема факторингового рынка был использован показатель - сумма денежных требований, фактически уступленных фактору. По этому показателю были проранжированы все факторы в основном рейтинге.

Все денежные показатели рассчитаны в долл. США, пересчет сделок в рублях производился по среднему курсу доллара за каждый год.

Условия использования и ограничение ответственности