Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Андрей Земцов, эксперт отдела банковских рейтингов "Эксперт РА"

В последнее время тема рефинансирования российских банков вызывает оживленные дискуссии в печати. Рост российской экономики требует адекватной финансовой поддержки со стороны банковского сектора как предприятиям и организациям, так и частным лицам. На первый план выступает проблема привлечения дешевых ресурсов для российских кредитных организаций.

Банки, ориентированные на активное развитие и расширение своей деятельности в настоящее время сталкиваются с необходимостью привлечения значительных ресурсов. Расширение возможностей по кредитованию населения и предприятий в условиях роста российской экономики побуждает российские кредитные институты к активному поиску источников финансирования. Кредитные организации стараются не упустить своих позиций и активно развиваться. Данная тенденция характерна для всех российских кредитных институтов, начиная от крупных столичных банков, заканчивая небольшими региональными банками. Исключение, пожалуй, составляют лишь "финансовые прачечные", которые не рассматривают развитие бизнеса в качестве приоритетной задачи.

Первичное публичное размещение акций

Крупные банки (Внешторгбанк, Газпромбанк) и средние (Международный банк Санкт-Петербурга, Юниаструм банк) присматриваются к такому виду финансирования как IPO. Участники рынка ожидают привлечь значительные средства через данный инструмент финансирования. IPO имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. В частности, привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка, повысить значения коэффициентов достаточности капитала. Центральный банк РФ в прошлом году призвал отечественные кредитные организации к активному выходу на IPO. Банк России стал беспокоиться о необходимости повышения капитализации российских банков в связи с заметным снижением средних показателей достаточности капитала в 2005 году с 19% до 16% и приближением его к значению норматива (10%).

Однако несмотря на все преимущества следует учитывать, что в действительности к инструменту IPO смогут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом. Несмотря на избыток ликвидности на фондовом рынке следует понимать, что стоимость банка в силу (специфики активов) оценить зачастую сложнее, чем стоимость нефтяной компании. По нашим оценкам, хорошую перспективу при выходе на фондовый рынок имеют банки, занимающие лидирующие позиции на каком-либо сегменте рынка финансовых услуг. Для повышения стоимости своего бизнеса Юниаструм Банк выделил систему денежных переводов "Юнистрим" в отдельный банк. При этом, банк "Юнистрим" и Юниаструм Банк будут проводить IPO по отдельности. Это позволит привлечь больше средств, за счет понятной и прозрачной структуры операций каждого из банков.

Синдицированное кредитование и облигационные займы

IPO, разумеется, является не единственной формой привлечения банками финансирования. Хорошей альтернативой размещению акционерного капитала может стать привлечение синдицированного кредитования и облигационных займов. Эти формы долгового финансирования активно использовались российскими банками в последние 5-10 лет. Облигационные займы и синдицированные кредиты являются более дешевым средством привлечения ресурсов, чем размещение акций. При выпуске облигаций банку необходимо предоставить инвесторам конкретную информацию о направлении вложений полученных средств. В российской практике облигационные средства привлекались на развитие факторинговой деятельности (Банк "Национальная факторинговая компания"), ипотечное кредитование (Банк Жилищного Финансирования), потребительское кредитование (Банк "Русский Стандарт"), на финансирование программ агропромышленному комплексу (Татфондбанк) и т.п. Статистика говорит о том, что в последнее время банки стали все активнее использовать облигации как инструмент заимствования. На 1 января 2004 года доля облигаций в пассивах кредитных организаций составляла всего 0,2%, в апреле 2006 года — уже 0,9%.

Синдицированное кредитование уже давно используется российскими банками в качестве источника финансирования. Еще в 1995 году Мосбизнесбанк первым среди российских кредитных институтов получил синдицированный кредит на 20 млн долл. от консорциума международных банков, возглавляемых Union Bank of Switzerland (UBS), по ставке LIBOR+5,5%. В настоящее время объемы заимствований российских банков у своих зарубежных коллег значительно выросли, а цена заимствований существенно снизилась. В частности, в апреле 2006 года Внешторгбанк привлек синдицированный кредит 17 зарубежных банков на сумму 600 млн долл. по ставке LIBOR+0,375%. Эта премия за риск является самой низкой для трехлетних синдицированных кредитов российским заемщикам (если не учитывать заимствования Внешэкономбанка, специализированного государственного банка Российской Федерации). В том же месяце Газпромбанк получил кредит по ставке LIBOR+0,5% 25 банков на сумму 500 млн долл. Кредит был организован банками ABN AMRO, The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Ltd и Sumitomo Mitsui Banking Corporation Europe Limited.

По некоторым параметрам синдицированные кредиты предпочтительнее облигационных займов. Эффективная процентная ставка по кредитам ниже чем доходность облигаций. Кроме того, раскрытие информации о заемщике происходит в том объеме, в каком это было согласовано между банками-кредиторами и банком-заемщиком. Выпуск долговых ценных бумаг предполагает более полное раскрытие информации об эмитенте. Привлечение синдицированного кредита требует предоставления существенно меньшего количества документов.

Рефинансирование Банка России

Российские банки неохотно используют такой механизм финансирования как кредиты Банка России. Основным сдерживающим моментом является, безусловно, достаточно высокая ставка привлечения средств регулятора рынка (11,5%). Большинство средних и крупных банков имеют возможность привлекать долговое финансирование под меньшие проценты. К рефинансированию ЦБ банки прибегают лишь в исключительных случаях недостатка ликвидности. Основным спросом в связи с этим пользуются именно внутридневные кредиты и операции прямого РЕПО (на 1 день). Более долгосрочные инструменты практически не используются. В то же время, позицию регулятора понять можно. Роль центрального банка заключается в том, чтобы выполнять функции "кредитора в последней инстанции", он не должен составлять конкуренцию другим источникам финансирования и тем самым искажать рыночные стимулы. В задачи Банка России так же не входят функции т.н. "банков развития", предоставляющих целевое финансирование банкам на кредитование тех или иных проектов (малый бизнес, агропромышленный комплекс и т.п.). В связи с этим критика Центрального Банка в завышении процентных ставок представляется не вполне обоснованной.

Межбанковское кредитование

Рынок МБК с трудом оправился от последствий летнего кризиса 2004 года. Межбанковское кредитование также как и финансирование ЦБ носит краткосрочный характер. Большинство кредитов укладываются в однодневный срок, максимум месяц. Однако банки пока еще неохотно открывают лимита на своих контрагентов в результате чего данный механизм не может представлять собой существенного финансового ресурса. Его основное предназначение в настоящее время — "корректировка" баланса и нормативных показателей для соответствия требованиям регулятора.

Депозиты

Депозиты пока являются основным инструментом привлечения финансирования для российских банков. За последние два года доля средств клиентов в пассивах российских банков выросла на 5 п.п.: с 53,6% до 59,7%. Этот рост обусловлен, в первую очередь, увеличением доли депозитов юридических лиц. Доля депозитов физических лиц и средств предприятий и организаций практически не изменилась. Представленные данные свидетельствуют о том, что пока еще преждевременно говорить о снижении роли депозитов как источника средств для банков.

Оценивая более продолжительный период (в 5-6 лет) можно говорить о повышении роли депозитов. Доля депозитов физлиц в пассивах банковского сектора в настоящее время демонстрирует положительную тенденцию. В начале 1999 года данный показатель составлял 19,1%, в начале этого — уже 28,3%. Даже если мы будем рассматривать данный показатель исключительно для 20-ки крупнейших банков, доля депозитов "физиков" в пассивах составляла в январе 2001 года составляла 26,5% пассивов, в мае 2006 года — уже 32,3% (май 2006 года). Такая же ситуация наблюдается со средствами, привлеченными от предприятий и организаций. В 1999 году они составляли 26,9% пассивов российских банков, в 2006 году — 30,3%.

У крупных банков, больше возможностей привлекать ресурсы по разумным процентным ставкам, но депозиты всё равно остаются важным источником формирования ресурсной базы. В среднесрочной перспективе благодаря экономическому росту все банки будут остро нуждаться в привлечении средств и депозиты останутся важным источником финансовых ресурсов. Тенденция перехода на другие источники ресурсов, характерная для Европы, до нас еще не скоро доберется. Пока спред между ставками привлечения и ставками кредитования на российском рынке достаточно высокий, и это позволяет банкам получать хорошую процентную маржу.

Проблема выбора

Выбор того или иного источника финансирования зависит, прежде всего, от целей привлечения средств. Банк должен следить за тем, чтобы соблюдался, до определенной степени, паритет привлеченных и размещенных средств по срочности и стоимости привлечения. Примерный рэнкинг источников привлечения банками средств, в зависимости от их стоимости представлен в таблице 1. Данный рэнкинг имеет достаточно условный характер. Стоимость привлечения средств банком, как и корпоративным заемщиком, будет существенно различаться для различных банков и зависеть от целого ряда факторов. Одним из важнейших факторов является рейтинг кредитоспособности (надежности), присвоенный банку рейтинговыми агентствами. Другим фактором является структура собственности кредитной организации и ее транспарентность. Также многое зависит от уровня развития банка и его стратегии. В частности, если банк планирует расширение масштабов деятельности (например, экспансию в регионы страны), то банк может привлечь акционерный капитал. На Западе это является нормальными "правилами игры". В западных странах средства от IPO принято направлять именно на развитие бизнеса, а не "замораживать" на чьих-либо счетах. Ведь потенциальные акционеры готовы платить высокую цену за банк только в том случае, если они четко видят перспективы развития его деятельности.

В то же время средства облигационных займов можно направлять на кредитование и т.п. Некоторые международные организации (МФК, МБРР) открывают специальные целевые кредитные линии российским банкам, кредитующим малый и средний бизнес. К сожалению, пока не все банки четко осознали, что перед тем как привлекать средства необходимо иметь четкое представление о том, куда они будут направлены. Банку будет проще найти общий язык с потенциальными акционерами (заемщиками) в том случае, если он предоставляет информацию об объектах вложения привлеченных ресурсов.

Другим важным фактором является размер банка. Банки, не входящие в топ-50 российских банков и не занимающие при этом лидирующих позиций в каком-либо определенном сегменте рынка (будь то потребительское кредитование, либо факторинговые операции или системы денежных переводов) сильно ограничены в инструментах привлечения средств. Для них практически закрыта дорога на IPO и облигационные займы обойдутся слишком дорого. Не стоит забывать и тот факт, что привлечением ресурсов в объемах менее 50 млн долл. (через облигационный заем, либо IPO) практически не предоставляет интереса ни для зарубежных, ни (даже) для российских организаторов. Да и у потенциальных инвесторов/кредиторов интереса к подобным кредитам (или пакетам акций) может не возникнуть. Как правило, в настоящее время банки привлекают через данные механизмы суммы от 100 млн долл. и выше. Поэтому для подобных банков не остается выбора относительно источников привлечения средств: депозиты физических и юридических лиц, средства собственников банка, выпуск векселей, кредиты Банка России и рынок межбанковского кредитования.

Таблица 1.
Рэнкинг инструментов фондирования российских банков

Инструмент привлечения средств %
Депозиты населения (валютные) 5,0
Синдицированные кредиты крупнейшим российским банкам 6,0
Процент по рублевым облигациям крупнейших негосударственных коммерческих банков 8,0
Депозиты населения (рублевые) 10,0
Ставка рефинансирования ЦБ РФ 0,1
Проведение IPO Вознаграждение андеррайтера (до 6% от суммы размещения), комиссия аудиторов, юристов, затраты на road-show, комиссия торговой площадки (до 5 млн долл.)

 

 




Исследования по теме
Региональные рынки ипотечного кредитования в 2016 году: курс на Петроград
22.03.2017
Cash Management в России: лидеры рынка
28.09.2016
В 1 полугодии 2016 года рынок услуг кэш-менеджмента вырос на 15% за счет восстановления средств клиентов на расчетных счетах и снижения заинтересованности банков в операциях, сопряженных с кредитным риском. Для российского рынка характерны низкая диверсификация по продуктам и банкам-провайдерам. При этом отмечается высокая лояльность клиентов к основным банкам, обслуживающим их потоки ликвидности. По оценкам RAEX, в 2016 году объем доходов в секторе может вырасти на 10-15% в случае увеличения выручки и, как следствие, повышения активности клиентов на обслуживании.
Кредитование малого и среднего бизнеса в России: итоги I полугодия 2016 года
13.09.2016
В первом полугодии 2016 года рынок кредитования МСБ стабилизировался, объем выданных кредитов МСБ снизился всего на 0,6% по сравнению с результатами первого полугодия 2015 года.
Статьи экспертов по теме
Незваный гость
14.03.2017 / Юрий Беликов
3 марта 2017 года была отозвана лицензия ПАО «Татфондбанк» — второго по величине активов банка Республики Татарстан. На начало 2017 года на Татфондбанк приходилось 22% активов локального банковского рынка, 27% привлеченных средств физических лиц и 12% ресурсов корпоративных клиентов в Татарстане.
Авгиевы конюшни: как распознать надежный банк
13.03.2017 / Людмила Кожекина
На что стоит обратить внимание при выборе банка
Санация: перезагрузка
27.02.2017 / Людмила Кожекина
Финансовый аналитик Людмила Кожекина о плюсах и минусах реформы механизма санации
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
28
октября
2015
Аналитическая записка «Ипотечное кредитование в России»
Круглый стол «Ипотека в России»
25
июня
2014
Цель проекта: Содействовать ускорению процесса модернизации банковского рынка и его выходу на качественно новый уровень развития.
17
июня
2014
Цель проекта: Содействие росту и модернизации рынка банкострахования.