Рейтинговые действия, 20.03.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Краснодарского края на уровне ruАА+ и изменил прогноз на позитивный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 20 марта 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Краснодарского края на уровне ruАА+ и изменило прогноз на позитивный. Ранее у региона действовал кредитный рейтинг на уровне ruAA+ со стабильным прогнозом.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу на позитивный обусловлено положительной динамикой ряда экономических и бюджетных показателей по итогам 2023 года, а также ожиданиями агентства по дальнейшему их улучшению. Вместе с тем наблюдается поступательное снижение долговой нагрузки, рост доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов регионального бюджета.

Рейтинг кредитоспособности Краснодарского края (далее – регион, край) обусловлен сильным уровнем развития экономики и комфортным уровнем инвестиционной привлекательности, благоприятным уровнем демографического развития и развитым рынком труда, сбалансированным исполнением бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета.

Краснодарский край – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Экономика региона имеет высокодиверсифицированную структуру, основными секторами которой являются: торговля оптовая и розничная, транспортировка и хранение, деятельность с операциями с недвижимым имуществом, обрабатывающие производства и сельское хозяйство. Краснодарский край – лидер по производству пшеницы, риса, сахарной свеклы, тепличных овощей. Мощная сырьевая база способствует развитию практически всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Обоснование рейтинга

Сильный уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке региона, по итогам 2023 года (далее – отчетный год) составил 4,7 трлн рублей, продемонстрировав рост на 3,0% в сопоставимых ценах к уровню 2022 года. Росту ВРП способствовала положительная динамика по ряду основных отраслей экономики. Индекс промышленного производства по итогам отчетного года составил 104,3%, по всем отраслям производства за исключением добычи полезных ископаемых наблюдалась положительная динамика: обрабатывающие производства (+5,2%), в том числе в металлургии (+13,7 %), нефтепереработке (+11,8 %) и производстве пищевых продуктов (+3,4%); деятельность организаций по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (+2,9%), деятельность организаций, осуществляющих водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (+6,7%). Кроме того, прирост наблюдался в транспортном комплексе (+6,3%), розничной (+6,1%) и оптовой (+18,3%) торговле, также увеличился оборот общественного питания (+1,3%) и объемы платного обслуживания населения (+1,6%). При этом производство продукции сельского хозяйства снизилось (-4,0% к уровню 2022 года) в связи с высокой базой 2022 года, а также неблагоприятными погодно-климатическими условиями в отчетном году, которые привели к снижению валовых сборов основных сельхозкультур (зерна, сахарной свеклы, овощей). В 2024 году регионом прогнозируется рост ВРП не менее, чем на 2,9%.

Поддержку рейтинговой оценке оказывает высокий объем ВРП на душу населения, который по итогам 2023 года, по расчетам агентства, составил 0,8 млн рублей, увеличившись к уровню 2022 года на 9,5% в действующих ценах. Край характеризуется высоким уровнем среднедушевых денежных доходов населения, что положительно отразилось на рейтинговой оценке. По итогам отчетного года среднедушевые денежные доходы составили 54,5 тыс. рублей, что на 12,9% выше уровня предыдущего года, величина прожиточного минимума – 13,8 тыс. рублей с ростом на 3,3%. Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 3,8. По итогам текущего года регионом ожидается увеличение среднедушевых денежных доходов населения на 8,0% до 58,8 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на уровне 14,8 тыс. рублей, что выше значения прошлого года на 7,5%.

Благоприятный уровень демографического развития и развитый рынок труда. Регион характеризуется высокой численностью населения и ее положительной динамикой. За последние 3 года численность населения региона увеличилась на 0,3% и на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 5,8 млн человек, что обусловлено высоким миграционным притоком населения. По данному показателю регион входит в топ-5 регионов страны. За последние 5 лет уровень безработицы достиг рекордно низкого значения, по оценке региона, по итогам 2023 года среднегодовой показатель составил 1,8%, что на 1,7 п. п. ниже уровня 2022 года. По итогам текущего года показатель ожидается на уровне 1,7%. Самыми востребованными профессиями на сегодняшний день в регионе являются медицинские работники, работники образования, сельского хозяйства, строительной отрасли, водители общественного транспорта и разнорабочие.

Инвестиционный климат находится на комфортном уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2023 года в регионе прирос на 2,4% в сопоставимых ценах и составил 860,6 млрд рублей. На территории региона реализовано 100 крупных проектов на сумму 150,7 млрд рублей (с ростом в 2 раза). Среди наиболее крупных и значимых проектов: центр по производству радиофармпрепаратов для позитронно-эмиссионной томографии в Павловском районе, расширение существующего производства с установкой смесительного узла завода сухих строительных смесей, сельскохозяйственное предприятие по выращиванию овощной и растениеводческой продукции в открытом и защищенном грунте в городе Новороссийске, модернизация маслоэкстракционного завода до 2 тыс. тонн в сутки в Кавказском районе и др. Несмотря на рост инвестиционной активности в регионе, отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года осталось на низком уровне и составило 17,7%, что оказало давление на рейтинговую оценку, при наивысшем уровне инвестиционной привлекательности. По итогам 2024 года, согласно прогнозу социально-экономического развития региона на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов, инвестиции в основной капитал на текущий год прогнозируются с ростом на 2,0% в сопоставимых ценах к уровню отчетного года.

Сбалансированность бюджета региона находится на высоком уровне. Объем доходов краевого бюджета по итогам 2023 года увеличился на 19,9% и составил 506,3 млрд рублей, из которых 75,7% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), рост доли ННД в доходах составил 1,9 п. п. По итогам отчетного года ННД увеличились на 23,1%, безвозмездные поступления – на 11,0%, при этом безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ сократились на 11,8%. В структуре ННД положительная динамика наблюдалась как по налоговым, так и неналоговым доходам. В структуре налоговых доходов прирост наблюдался по всем бюджетообразующим налогам, наибольший из них сложился по налогу на прибыль организаций (в 1,6 раза), НДФЛ (+14,9%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (+10,1%). Увеличение поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлено ростом налоговой базы и увеличением сумм исчисленного налога по организациям, осуществляющим деятельность в отраслях транспортировки и хранения, торговли, обрабатывающих производствах, финансового рынка, агропромышленного комплекса, строительства; НДФЛ – ростом среднемесячной заработной платы в крае; УСН – увеличением налоговой базы. Положительная динамика безвозмездных поступлений была обеспечена за счет безвозмездных поступлений от государственных (муниципальных) организаций, которые увеличились в 2,9 раза по сравнению с 2022 годом в связи оказанием социальной поддержки отдельным категориям граждан, источником финансового обеспечения которых являлись средства публично-правовой организации «Фонд развития территорий». В структуре безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ отрицательная динамика наблюдался по субсидиям (-2,1%), субвенциям (-51,4%) и иным межбюджетным трансфертам (-32,6%), при этом дотации увеличились (+17,1%), в том числе на выравнивание бюджетной обеспеченности (+17,0%). Уменьшение субвенций обусловлено передачей части полномочий Социальному фонду России, иных межбюджетных трансфертов – сокращением объемов средств, выделяемых на обеспечение оказания медицинской помощи, в том числе лицам с заболеванием новой коронавирусной инфекцией, обеспечение выплат стимулирующего характера медицинским работникам, поддержку отдельных категорий граждан, сельскохозяйственных производителей и прочее. Диверсификация налоговой базы региона в 2023 году находилась на высоком уровне: доля крупнейшего налогоплательщика составила 3,4% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 16,1% налоговых доходов регионального бюджета.

Расходы края по итогам 2023 года выросли на 23,0% по сравнению с 2022 годом и составили 507,4 млрд рублей. Бюджет региона, как и ранее носил социальную направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 342,9 млрд рублей, что формировало 67,6% всех расходов региона. Доля расходов социального характера в отчетном году приросла на 0,8 п. п. в связи с увеличением расходов на социальную политику (+34,4%), что обусловлено заявительным характером выплат, а также увеличением расходов на оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и образование (+31,9%) – увеличением расходов на осуществление государственных полномочий по реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных и дошкольных организациях, создание новых мест в общеобразовательных организациях и др. Кроме того, в структуре общих расходов высокий прирост наблюдался по расходам на национальную экономику (+22,6%) в связи с увеличением расходов на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, строительство, реконструкцию и приобретение объектов социального и производственного комплексов и прочее, при этом расходы на физическую культуру и спорт сократились (-18,6%), что обусловлено уменьшением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в связи с окончанием работ. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается на высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2023 году увеличилась на 1,3 п. п. и составила 15,8%. По итогам 2024 года расходы регионом прогнозируются с ростом на 5,9% до 537,5 млрд рублей, в том числе капитальные расходы увеличатся в 1,8 раза, что связано с ростом расходов на реконструкцию и строительство социальнозначимых объектов, строительство групповых водопроводов, а также муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, объектов транспортной инфраструктуры наземного городского электрического транспорта общего пользования.

Исполнение бюджета по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 1,0 млрд рублей или 0,3% от ННД, который был покрыт бюджетными кредитами на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), опережающее финансирование расходов и специальным казначейским кредитом (далее – СКК). По итогам 2024 года регион прогнозирует исполнение бюджета с дефицитом в размере 70,5 млрд рублей или 17,9% от ННД, который будет покрыт ИБК, а также остатками денежных средств на счетах региона.

Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке, которая имеет тенденцию к снижению. Долговая нагрузка по итогам отчетного года оценивается на низком уровне, долг региона на 01.01.2024 увеличился на 4,5% и составил 117,6 млрд рублей, при этом долговая нагрузка сократилась на 5,5 п. п. до 30,7% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование долговая нагрузка снизилась на 8,0 п. п. до 25,0%), что обусловлено увеличением поступлений по ННД. Рост долга связан с привлечением ИБК, СКК, бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов. В текущем году прогнозируется увеличение долга на 2,6% до 120,7 млрд рублей в связи с привлечением ИБК, при этом долговая нагрузка останется на уровне 01.01.2024 (без учета ИБК, СКК долговая нагрузка снизится на 3,4 п. п.) в связи с прогнозируемым увеличением поступлений по ННД. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован из бюджетных кредитов, доля которых составляла 83,8% от общего объема долга и облигационных займов – 16,2%. По итогам текущего года ожидается увеличения доли бюджетных кредитов до 92,1%, доля облигационных займов снизится до 7,9%. Обязательства края носят долгосрочный характер, что способствует минимизации рисков рефинансирования в среднесрочном периоде. Преобладание бюджетных кредитов в структуре долгового портфеля в отчетном году способствовало низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,6%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне отчетного года. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен позитивный прогноз, что предполагает высокую вероятность повышения кредитного рейтинга на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Краснодарского края был впервые опубликован 06.08.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 27.09.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Краснодарского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Краснодарского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Краснодарскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023