Рейтинговые действия, 12.02.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Омской области на уровне ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 12 февраля 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Омской области на уровне ruА-, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности Омской области (далее – регион, область) обусловлен умеренно высоким уровнем развития экономики, умеренным уровнем демографической ситуации и развитым рынком труда, сдержанным развитием инвестиционного климата, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают негативная динамика численности населения и невысокий уровень инвестиций в основной капитал к ВРП, положительное влияние оказывают высокие показатели ВРП на душу населения и низкая безработица.

Омская область – субъект Российской Федерации, входящий в состав Сибирского федерального округа. Областной центр – город Омск – восьмой по численности населения город России. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, торговля и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминирует нефтепереработка, на долю которой приходится около 70% объема отгрузки продукции обрабатывающих производств. На территории области расположен крупнейший в России нефтеперерабатывающий завод – АО «Газпром нефть – Омский НПЗ», установленная мощность которого составляет более 20 млн тонн.

Обоснование рейтинга

Умеренно высокий уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 1,0 трлн рублей, что на 1,9% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. По данным Росстата за январь-декабрь 2023 года позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+4,2% к аналогичному периоду 2022 года), оборота розничной торговли (+8,1%) и объема платных услуг (+1,3%). Поддержку росту промышленного производства оказывают прежде всего обрабатывающие производства (+5,0%), в том числе в результате увеличения объемов производства химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, электрического оборудования, электронных и оптических изделий, напитков, а также готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования. ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам отчётного года показатель прирос на 6,8% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,6 млн рублей.

Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 2,9, что оказало поддержку рейтинговой оценки. По оценке региона, указанные доходы по итогам 2023 года составили 38,8 тыс. рублей, что на 11,7% выше уровня 2022 года, величина прожиточного минимума выросла на 6,1% до 13,2 тыс. рублей.

Умеренный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения в регионе. По оценке региона численность населения на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1818,3 тыс. человек, что на 0,8% ниже предыдущей отчетной даты на фоне миграционного оттока и естественной убыли. Безработица в регионе находится на низком уровне: по итогам 2023 года, по оценке региона, безработица составила 3,7%, снизившись на 1,6 п. п. относительно уровня 2022 года.

Инвестиционный климат оценивается сдержанно. Объем инвестиций в основной капитал, по оценке региона, в 2023 году составит 182,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 9,8% ниже уровня 2022 года. Негативная динамика инвестиций обусловлена значительным влиянием действующих импортных и экспортных ограничений, ограниченными возможностями переориентации поставок и лагами в производственно-логистических цепочках. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 20,0%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку, при среднем уровне инвестиционной привлекательности.

Сбалансированность бюджета находится на комфортном уровне. Объем доходов регионального бюджета, по оценке региона, по итогам 2023 года составил 145,6 млрд рублей, из которых 69,3% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД). ННД в 2023 году выросли на 9,3% к уровню 2022 года, что в том числе обусловлено ростом поступлений по налогу на прибыль организаций (+8,2%), НДФЛ (+13,2%) и налога на имущество организаций (+20,2%). Динамика налога на прибыль организаций сложилась относительно сдержанной в связи с отрицательным влиянием отмены института КГН, при этом остальные крупные налогоплательщики, в особенности банковский сектор, показали существенный рост. На динамику НДФЛ существенное влияние оказало развитие военно-промышленного комплекса региона, рост по налогу на имущество организаций связан с модернизацией нефтеперерабатывающего завода. Межбюджетные трансферты в 2023 году, по оценке региона, выросли на 9,4% относительно 2022 года. Диверсификация налоговой базы региона оказывает умеренно позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика, по оценкам региона, в 2023 году составила 8,7% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 26,2% налоговых доходов бюджета.

Объем расходов бюджета в 2023 году, по оценке региона, составил 155,7 млрд рублей, что на 9,4% выше уровня 2022 года. В структуре расходов в денежном выражении в значительной степени выросли расходы на национальную экономику (в связи с привлечением бюджетных инфраструктурных кредитов, увеличением расходов на дорожную деятельность и модернизацию инфраструктуры), образование (на фоне реализации майских указов, строительства школ), охрану окружающей среды (в связи с проведением мероприятий по рекультивации свалок), при этом расходы на социальную политику снизились в связи с передачей отдельных полномочий в Социальный фонд России. Капитальные расходы в 2023 году выросли в 1,4 раза относительно 2022 года и составили 8,4% совокупных расходов бюджета, что позитивно характеризует гибкость расходной части регионального бюджета. Капрасходы выросли в 2023 году на фоне реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов социальной сферы в рамках национальных проектов, объектов дорожной и коммунальной инфраструктуры, строительству гидроузла и других объектов.

Исполнение бюджета, по оценке региона, по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 10,1 млрд рублей или 10,0% от ННД. За вычетом инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), специальных казначейских кредитов (далее – СКК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов дефицит бюджета составил 2,8 млрд рублей (2,8% от ННД), который был покрыт за счет привлечения банковских кредитов.

Долговая нагрузка региона находится на умеренно низком уровне. По данным региона, на 01.01.2024 долг составил 68,4 млрд рублей, что в 1,2 раза выше, чем на 01.01.2023 в связи с привлечением ИБК, СКК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов, а также привлечением банковских кредитов на финансирование дефицита. Долговая нагрузка региона выросла до 67,8% (без учета ИБК, СКК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов снизилась до 59,9%), что на 5,7 п. п. выше предыдущей отчетной даты. Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 71,9% бюджетными кредитами, на 20,8% банковскими кредитами и 7,3% облигационными займами. График погашения обязательств оценивается на умеренном уровне, доля короткого долга в течение 12 месяцев с 01.01.2024 составит 25,4% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 15,8%. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель преимущественно состоит из бюджетных кредитов: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,5% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Омской области был впервые опубликован 16.02.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 21.08.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Омской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Омской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Омской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023