Рейтинговые действия, 28.11.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Республики Адыгея на уровне ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 28 ноября 2023 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Адыгея на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен умеренными масштабами развития экономики при ограниченном уровне демографического развития и слабом рынке труда, приемлемым инвестиционным климатом, удовлетворительным уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывают гибкость расходной части бюджета, диверсифицированная экономика, уровень доходов населения. Давление оказывает низкий уровень бюджетной автономии и диверсификации налоговой базы.

Республика Адыгея (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Площадь территории региона составляет 7,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Майкоп. Адыгея не имеет границ с другими субъектами Российской Федерации и находится в пределах территории Краснодарского края. Экономика региона высоко диверсифицированная, ключевые направления – это деятельность по операциям с недвижимым имуществом, сельское и лесное хозяйство, а также оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства. Около 37% территории республики занимают леса, а лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность относятся к крупнейшим отраслям промышленного производства региона. Помимо этого, регион богат значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов: нерудные полезные ископаемые, гравийно-песчаная смесь, известняк, природный песок.

Обоснование рейтинга

Умеренный масштаб развития экономики региона обусловлен низким размером объема ВРП, который за 2022 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 199,6 млрд рублей, что на 1,8% выше уровня 2021 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП по итогам отчетного года оказал рост промышленного производства (+12,9%), объема строительных работ (+41,7%) и платных услуг (+6,6%). За январь-сентябрь текущего года индекс физического объема промышленного производства составил 107,5%, рост которого был поддержан обрабатывающими производствами (109,8%), в особенности, производством пищевых продуктов (125,6%). По итогам 2023 года регион ожидает объем ВРП в размере 218,9 млрд рублей, что на 2,5% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2022 года показатель прирос на 9,3% к уровню 2021 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, на уровне 0,4 млн рублей.

Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 3,2, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Указанные доходы в 2022 году увеличились на 4,1% до 36,4 тыс. рублей, величина прожиточного минимума выросла на 22,4%, до 12,0 рублей. По итогам 2023 года регион ожидает среднедушевые денежные доходы населения на уровне 40,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума на 2023 год установлена в размере 12,4 тыс. рублей.

Ограниченный уровень демографического развития и слабый рынок труда.  Регион имеет низкую численность населения, которая по данным на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 год составила 498,0 тыс. человек, что на 0,1% ниже аналогичной даты предыдущего года. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года находился на умеренно высоком уровне – 7,1%, что на 1,2 п. п. ниже уровня 2021 года. В текущем году за июль-сентябрь 2023 года безработица составила 3,6%, по итогам года значение данного показателя ожидается на уровне 5,5%.

Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2022 года показал рост на 14,3% к уровню 2021 года в сопоставимых ценах и составил 46,5 млрд рублей. За первое полугодие 2023 года относительно аналогичного периода 2022 года инвестиции в основной капитал выросли на 23,5% в сопоставимых ценах, рост был поддержан в основном внебюджетными инвестициями, при этом наибольший вклад в прирост внесли следующие виды деятельности: торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 23,9%, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам 2023 года регионом ожидается рост инвестиций в основной капитал до 47,1 млрд рублей.

Сбалансированность бюджета находится на удовлетворительном уровне. Агентство отмечает высокую зависимость республиканского бюджета от трансфертов по итогам 2022 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах регионального бюджета по итогам 2022 года составила 43,3% что на 3,8 п. п. выше уровня 2021 года в связи с ростом ННД (+19,3%) при снижении объема межбюджетных трансфертов (-0,5%). Диверсификация налоговой базы региона оказывает негативное влияние на рейтинговую оценку, т. к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния одной компании: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 24,0% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 37,0% налоговых доходов регионального бюджета. За десять месяцев 2023 года ННД выросли на 5,0% к аналогичному периоду 2022 года, сдерживающее влияние на динамику ННД оказало снижение налога на прибыль организаций на 1,4% на фоне отмены института консолидированной группы налогоплательщиков. Межбюджетные трансферты за десять месяцев текущего года снизились на 0,4%, что обусловлено снижением поступлений субвенций (-42,6%) и иных межбюджетных трансфертов (-86,7%) при увеличении объема дотаций (+18,5%) и субсидий (+44,3%). По данным региона, по итогам 2023 года прогнозируется снижение ННД на 0,9% относительно 2022 года, в результате которого доля ННД в доходах снизится на 5,9 п. п. и составит 37,4%. Прогнозируемое снижение ННД в 2023 году обусловлено сокращением доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в связи с законодательными изменениями, а также платежей от бывших участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Расходы бюджета выросли в 2022 году на 14,9% и составили 38,4 млрд рублей, из которых 20,5 млрд рублей (53,3% совокупных расходов) было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. На долю капитальных расходов, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 17,6% от суммарных расходов бюджета, что характеризует гибкость расходной части бюджета региона на высоком уровне. За десять месяцев 2023 года расходы бюджета увеличились на 28,5% к аналогичному периоду 2022 года. В структуре расходов наибольший рост сложился по расходам на ЖКХ (в 2,1 раза), социальную политику (в 1,6 раза) и образование (в 1,5 раза), при этом сокращение расходов наблюдалось на национальную экономику (-8,9%) и здравоохранение (-4,8%). Прирост расходов на ЖКХ обусловлен увеличением объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и от государственных корпораций на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализацией инфраструктурных проектов, на образование – реализацией национальных проектов, а также передачей трех муниципальных образовательных организаций из муниципальной собственности в государственную собственность региона, на социальную политику – реализацией мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории. Сокращение расходов на национальную экономику обусловлено тем, что значительная часть контрактов в 2023 году запланирована на четвертый квартал, на здравоохранение – сокращением расходов капитального характера, а также отсутствием в 2023 году расходов на осуществление мер по профилактике и лечению новой коронавирусной инфекции. По итогам 2023 года регионом ожидается рост расходов бюджета на 28,5% относительно результатов 2022 года.

По итогам 2022 года региональный бюджет был исполнен с профицитом. Согласно предоставленным данным, исполнение бюджета региона в текущем году ожидается с дефицитом в размере 5,2 млрд рублей или 31,8% ННД, за вычетом инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), специальных казначейских кредитов (далее – СКК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и остатков средств на счетах на его финансирование дефицит бюджета составит 1,3% ННД, который будет покрыт банковскими кредитами.

Регион имеет низкую долговую нагрузку. На 01.01.2023 долг региона составил 3,7 млрд рублей, что на 25,7% выше, чем на 01.01.2022, который состоял на 80,1% из бюджетных кредитов и на 19,9% из банковских кредитов.  Долговая нагрузка составила 22,4% (без учета ИБК– 20,5%), что на 1,1 п. п. ниже предыдущей отчетной даты на фоне отмеченного роста ННД. По итогам 2023 года ожидается рост долга в 1,9 раза за счет привлечения банковских кредитов на финансирование дефицита, а также увеличения объема бюджетного долга (за счет привлечения ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов), в результате чего доля бюджетных кредитов в структуре долга вырастет до 86,1%, а доля банковских кредитов снизится до 13,9%. Долговая нагрузка вырастет до 43,5% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов составит 21,5%). Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель преимущественно состоит из бюджетных кредитов: расходы на обслуживание регионального долга в 2022 году составили 0,3% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 0,9%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

-

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Адыгея был впервые опубликован 24.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 06.06.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Адыгея, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Адыгея принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Адыгея дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023