Рейтинговые действия, 09.06.2018

«Эксперт РА» присвоил рейтинг компании Global Ports на уровне ruA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 9 июня 2018 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании Global Ports на уровне ruA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Global Ports Investments Plc (далее – Группа) – крупнейший в России холдинг, контролирующий ряд стивидорных активов по перевалке контейнерных и других видов грузов в Балтийском и Дальневосточном бассейнах. Ключевые активы Группы – «Первый Контейнерный Терминал» с пропускной способностью 1250 тыс. TEU в год и «Петролесэкспорт» (1000 тыс. TEU в год) на территории Большого порта Санкт-Петербург и «Восточная стивидорная компания» (650 тыс. TEU в год) на территории порта Восточный. Также Группа осуществляет контроль над «Усть-Лужским Контейнерным Терминалом» (440 тыс. TEU в год) на территории порта Усть-Луга и сухим портом «Логистика-Терминал» в промышленной зоне «Шушары» в Санкт-Петербурге. Некоторыми активами Группа владеет на условиях совместного контроля. В партнерстве с финской Container Finance Группа управляет контейнерным терминалом «Моби Дик» (400 тыс. TEU в год) в г. Кронштадт, двумя контейнерными терминалами Multi-Link Terminals в Финляндии совокупной пропускной способностью 420 тыс. TEU в год и логистическим парком «Янино» в Ленинградской Области. Вместе с голландской Royal Vopak осуществляется контроль над терминалом Vopak EOS, который занимается перевалкой нефтепродуктов в Эстонии. Агентство проводило анализ на основании отчетности Группы по МСФО, понимая, что в структуре ее долгового портфеля отсутствуют субординированные долговые обязательства. В частности, еврооблигации Группы совокупным объемом 717 млн долл. США, выпущенные Global Ports Investments Finance Plc, обеспечены поручительством ключевых операционных компаний Группы. Остальной долг в виде биржевых рублевых облигаций и банковского кредита выпущен на уровне АО «Первый контейнерный терминал» с поручительством головной компании Группы.

Агентство оценивает бизнес профиль Группы как сильный, признавая ее лидирующее положение на рынке перевалки контейнеров в России. По данным агентства по итогам 1 квартала 2018 года на терминалы Группы приходилось около 30% российского контейнерооборота: 22% в Балтийском бассейне, в котором она удерживает лидерство по объемам перевалки, и 8% - в Дальневосточном бассейне. По итогам 2017 года объемы перевалки контейнеров в Балтийском бассейне выросли на 11%, на Дальнем Востоке - на 24%. Агентство ожидает продолжения роста контейнерооборота за счет низкой контейнеризации российского рынка и дальнейшего роста импорта на фоне стабилизации курса рубля и роста располагаемых доходов населения. При этом отмечается, что терминалы Группы продемонстрировали за последний год динамику хуже рынка: контейнерооборот на них вырос только на 7%. Тем не менее, показатели Группы по итогам 1 квартала 2018 года обозначают ускорение роста объемов перевалки до 16%, в том числе по причине косвенного снижения тарифов на перевалку путем расширения пакета предоставляемых услуг, осуществленного в начале 2018 года для сохранения импульса роста объемов. Изменение тарифной политики оказало негативное влияние на финансовые показатели Группы в 2017 году: EBITDA, по расчетам агентства, сократилась с 218 млн долл. в 2016 году до 199 млн долл. за отчетный период. Агентство не ожидает продолжения падения EBITDA Группы по итогам 2018 года, благодаря ускорению темпов роста контейнерооборота на терминалах Группы до среднеотраслевого уровня. На текущий момент в Балтийском бассейне, и Санкт-Петербурге, в частности, наблюдается существенный избыток свободных мощностей, что обуславливает высокий уровень конкуренции за новые грузы и сопутствующее этому давление на тарифные условия обслуживания. По этой причине загруженность терминалов Группы по итогам 2017 года оставалась на относительно низком уровне, менее 40%, что, однако, должно позволить ей в будущем значительно нарастить прибыльность операций без осуществления дополнительных инвестиций в строительство новой инфраструктуры.  

Основные клиенты Группы - крупные международные транспортно-логистические компании, доля крупнейшей из них, Группы Maersk, в выручке по итогам 2017 не превысила 25%. Условия заключенных контрактов не предполагают наличия гарантированных объемов перевалки в будущем, что частично компенсируется длительным опытом работы с контрагентами, а также тем, что один из двух контролирующих акционеров Группы, APM Terminals, входит в Группу Maersk, которая является лидирующим в мире контейнерным оператором. Деятельность Группы подвержена валютному риску в части укрепления рубля, что частично компенсируется тем, что весь ее долговой портфель эффективно номинирован в долларах.

В июне 2017 года Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС) признала Группу нарушившей закон о конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на рынке перевалки контейнеров и начислила штрафы в объеме около 7 млрд руб. В декабре 2017 года с ФАС было подписано мировое соглашение, в рамках которого размер штрафа был снижен до несущественного для Группы уровня. В марте 2018 года ФАС согласовала вхождение УК «Дело» в капитал Группы с поведенческим условием по переводу тарифов Группы в рубли в течение 30 дней после закрытия сделки, что, по мнению Группы, противоречило ранее заключенному с ФАС мировому соглашению, в котором перевод тарифов в рубли должен был быть осуществлен постепенно. Агентство отмечает, что полный перевод тарифов в рубли может повысить уровень валютных рисков Группы. Реализация этого сценария может потребовать от Группы соответствующей конвертации обязательств в национальную валюту, что, в свою очередь, повысит уровень ее процентных расходов. Агентство не рассматривает этот сценарий как базовый, принимая во внимание то, что Группа уже перевела тарифы в рубли для российских клиентов.

Прогнозная ликвидность Группы на горизонте 18 месяцев от 31.12.2017 (далее – отчетная дата) оценивается как сильная: источники ликвидности Группы покрывают ее потенциальные направления использования на уровне более 1,25х. Позитивное влияние на фактор оказывает незначительный объем капитальных затрат Группы, представленный преимущественно поддерживающими инвестициями, отсутствие дивидендных выплат, обусловленное стратегией сокращения уровня долговой нагрузки, а также долгосрочный характер долгового портфеля, основной объем погашения которого приходится на период после 2020 года. На горизонте ближайших двух лет Группе предстоит погасить только один банковский кредит с остатком задолженности 86 млн долл., что позитивно оценивается агентством в факторе текущей долговой нагрузки: покрытие процентов к уплате в 2018 году EBITDA за 2017 год составляет около 3х, покрытие совокупных выплат по долгу в 2018 году – около 1,7х. 

Низкая доля собственных средств в структуре пассивов и умеренно высокая общая долговая нагрузка оказывают сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Долговой портфель Группы на отчётную дату представлен двумя выпусками еврооблигаций совокупным объемом 717 млн долл., тремя выпусками рублевых облигаций совокупным объемом 216 млн долл. США, банковским кредитом в объеме 86 млн долл. и лизинговыми обязательствами. Платежи по рублевым облигациям эффективно конвертированы в доллары посредством заключения валютно-процентных свопов, что позволило Группе снизить валютные риски и значительно сократить стоимость обслуживания этих обязательств. В расчете чистого долга агентство учитывало текущую справедливую стоимость заключенных деривативных контрактов, так как она представляет собой будущую гарантированную экономию Группы по обслуживанию долга. Отношение чистого долга на отчетную дату к EBITDA за 2017 год составило 4,4. Положительный свободный денежный поток позволил Группе сократить объем чистого долга с 1 350 млн долл. на 31.12.2013 до 866 млн долл. на отчетную дату. Агентство ожидает, что эта тенденция найдет свое продолжение в будущем. Высокий уровень процентных расходов Группы оказывает давление на ее показатели рентабельности по скорректированной чистой прибыли: по итогам 2017 года показатели ROA и ROE составили 2% и 9% соответственно. При этом фактор рентабельности оценивается агентством в целом умеренно позитивно, принимая во внимание свойственный отрасли высокий уровень рентабельности по EBITDA, который по итогам 2017 года составил около 60%.

Агентство позитивно оценивает блок корпоративных рисков Группы. Позитивное влияние на рейтинг оказывают высокое качество корпоративного управления и высокий уровень информационной прозрачности. Кроме того, позитивное влияние на рейтинг оказывает умеренно концентрированная структура собственности. До апреля 2018 Группа на основании акционерного соглашения контролировалась двумя сторонами – APM Terminals B.V. (30.75% УК, далее - APM), принадлежащей Группе Maersk, и Transportation Investments Holding Limited (далее – TIHL) группы «Н-транс» (30,75% УК), которая основала Global Ports в 2004 году. Наличие акционерного соглашения рассматривается агентством в качестве фактора, минимизирующего риски конфликтов между акционерами. В апреле 2018 года УК «Дело» выкупила долю TIHL и заменила его в акционерном соглашении с APM. Агентство ожидает, что произошедшая смена одного из двух контролирующих акционеров Группы не повлияет на ранее принятое решение по отказу от дивидендных выплат в среднесрочном периоде в целях сокращения долговой нагрузки.   

По данным консолидированной отчетности Global Ports Investments Plc за 2017 год по стандартам МСФО выручка составила 331 млн долл. США, чистый убыток – 53 млн долл. США. Объем активов на отчетную дату составил 1 656 млн долл. США., собственный капитал – 377 млн долл. США.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям http://raexpert.ru/ratings/credits/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 02.10.2017). Ключевые источники информации: данные Global Ports Investments Plc, «Эксперт РА», Банка России.

Рейтинг кредитоспособности впервые присваивается объекту рейтинга. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 04.06.2018. Пересмотр прогноза по рейтингу ожидается не позднее, чем через 12 месяцев. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023