Рейтинговые действия, 29.02.2016

«Эксперт РА» понизил Бразилии суверенный рейтинг и рейтинг кредитного климата до уровня ВВ-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 29 февраля 2016 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило Бразилии рейтинг кредитоспособности суверенного правительства до уровня BB- (Удовлетворительный уровень кредитоспособности) в национальной и иностранной валютах. Ранее у Бразилии действовал рейтинг кредитоспособности суверенного правительства в обеих валютах на уровне BBB- (Умеренно высокий уровень кредитоспособности). Рейтинг кредитного климата страны в национальной и иностранной валютах был понижен до уровня BB- (Удовлетворительное качество кредитного климата) в обеих валютах. Ранее у Бразилии действовал рейтинг кредитного климата на уровне BBB- (Умеренно высокий уровень кредитоспособности) в обеих валютах.

«Снижение уровней суверенных рейтингов Бразилии обусловлено ухудшением основных макроэкономических показателей на фоне девальвации национальной валюты в связи с падением мировых цен на сырьевые товары и оттоком капитала из развивающихся стран», - отмечает аналитик по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Елизавета Вем.

В качестве сдерживающих факторов по рейтингам аналитики выделили умеренно высокую долговую нагрузку государства и ее рост (по итогам 2015 г. отношение долга к ВВП (прогноз) составило 70%, отношение долга к доходам бюджета (прогноз) ? 208,7%, с 2013 г. отношение ВГД к ВВП (прогноз) выросло на 7,7 п. п., к доходам бюджета (прогноз) – на 33,8 п. п.), высокую стоимость обслуживания государственного долга (доходность по 10-летним гособлигациям составляет порядка 17%), невысокий уровень покрытия государственного долга золотовалютными резервами (34% валового государственного долга по итогам 2015 г. (прогноз)) и растущую несбалансированность государственного бюджета (в 2015 г. дефицит бюджета (прогноз) составил 7,7% ВВП, рост с 2013 г. на 4,6 п. п.). Кроме того, были отмечены высокий уровень инфляции и ее волатильность (10,7% в 2015 г., рост с 2013 г. на 4,8 п. п., при этом, по прогнозам МВФ, в 2016 г. уровень инфляции составит 5,5%), а также умеренно высокий уровень безработицы и ее рост (6,9% по итогам 2015 г., +1,5 п. п. с 2013 г., при этом, по прогнозам МВФ на 2016 г., уровень безработицы составит 8,6%). В Бразилии наблюдается снижение экономического роста (реальный ВВП в 2015 г. (прогноз) снизился на 3,8 % с 2013 г., по прогнозам МВФ, в 2016 г. он сократится на 3,5%), невысокий уровень жизни населения и его снижение (ВВП по ППС на душу населения в 2015 г. (прогноз) составил 15,7 тыс. долл., -5,4% с 2013 г.), а также сокращение объема национальных сбережений при их невысоком уровне (14% ВВП в 2015 г. (прогноз), снижение на 3,2 п. п. с 2013 г.). Экономика страны характеризуется невысоким уровнем конкурентоспособности (индекс конкурентоспособности ? 4,1 в докладе World Economic Forum 2015-2016, по итогам 2015 г. внешнеторговое сальдо составило -1,1% прогнозного ВВП). Банковская система страны умеренно высоко концентрирована: доля активов трех крупнейших банков составила 47% от всех банковских активов страны по итогам 2014 г., а доля государственных банков в объеме банковского сектора составила 45% на 30.09.2015. При этом по причине ухудшения показателей экономического роста в банковской системе страны ожидается рост доли проблемных кредитов и снижение темпов банковского кредитования частного сектора. Для фондового рынка Бразилии присущ невысокий уровень развития (по итогам 2015 г. на бирже BM&FBOVESPA S.A. имели листинг акции 359 компаний и 296 облигаций, отношение капитализации рынка акций к ВВП составило 27,3%). Давление на уровень рейтинга оказывают умеренно низкий уровень институционального развития (умеренно низкое качество деловой среды (116-е место в рэнкинге Doing Business 2016 из 189 стран), умеренно высокий уровень коррупции (CPI 2014 = 43 (69 место из 175 стран)), высокий уровень преступности), а также политические и социальные волнения.

В качестве сдерживающих факторов для рейтинга кредитного климата были также выделены высокая премия за риск (реальная процентная ставка по кредитам корпоративному сектору составила 23,5% по итогам 2014 г.), негативная динамика крупнейшего индекса акций (индекс крупнейшей биржи Bovespa Index-Ibovespa снизился на 15,8% с 2013 г.), длительность периода с момента дефолта до принятия решения о распределении активов дефолтной компании (4 года) и рост числа банкротств (за 11 месяцев 2015 г. было подано 1654 заявлений о банкротстве, что на 8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.).

Положительное влияние на уровень рейтингов оказал тот факт, что страна является одной из крупнейших мировых экономик (по данным МВФ в 2015 г. страна заняла 9-е место в мире по объему ВВП в долл.), а также низкий уровень краткосрочной долговой нагрузки государства (отношение краткосрочного долга на 30.06.2015 к ВВП за 2015 г. (прогноз) ? 2,4%, к доходам бюджета (прогноз) ? 7,2%, объем золотовалютных резервов по итогам 2015 г. превышает объем краткосрочного долга на 30.06.2015 почти в 10 раз). Банковская система страны характеризуется высоким уровнем развития (по итогам 2015 г. отношение активов банков к ВВП (прогноз) составило 142%, рост с 2013 г. на 15,2 п. п.) и устойчивостью (по итогам 2014 г. достаточность капитала банков составила 9%, показатель ROA за 2014 г. и 9 месяцев 2015 г. был положителен (1,3% и 1,4%, соответственно)). Также аналитики выделили в качестве позитивных факторов высокую обеспеченность страны природными ресурсами и умеренно высокие возможности для приватизации. При анализе кредитного климата страны были также отмечены невысокая долговая нагрузка частного сектора (92,5% ВВП по итогам 2014 г., при этом только 23% долговой нагрузки частного сектора приходится на внешние долги), приемлемый уровень количественного и качественного развития финансовых инструментов в стране (фондовая биржа BM&FBOVESPA S.A. является 2-й по величине в Западном полушарии и ведущей биржей в Латинской Америке, на ней представлены все основные финансовые инструменты) и высокий уровень защиты прав инвесторов (29 место в Protecting Investors).

По оценкам МВФ по итогам 2015 года номинальный ВВП Бразилии в текущих ценах составил 5,8 трлн. браз. реалов, размер валового государственного долга по итогам 2015 года – 4 трлн. браз. реалов. По прогнозам МВФ, в 2016 году номинальный ВВП страны в текущих ценах составит 6,1 трлн. браз. реалов, размер валового государственного долга – 4,6 трлн. браз. реалов.

Контакты для СМИ, тел.: (495) 617-0777, pr@raexpert.ru

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенного правительства (http://www.raexpert.ru/ratings/sovereign_ratings/method/), методология присвоения рейтингов кредитного климата (http://www.raexpert.ru/ratings/credit_climate/method/). Ключевые источники информации: данные МВФ, Всемирного банка, Центрального банка Бразилии, Бразильского института географии и статистики, фондовой биржи BM&FBOVESPA, «Эксперт РА» и прочих СМИ.

Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства впервые был присвоен рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) 14.03.2013. Предыдущий релиз о рейтинговом действии в отношении рейтингуемого лица (объекта рейтингования) был опубликован 05.02.2015. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 20.02.2016. Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства не был инициирован объектом рейтингования, объект рейтингования не принимал участие в присвоении рейтинга и Агентство не получало вознаграждение за свои услуги. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) дополнительные (отличные от присвоения и поддержания рейтинговой оценки) услуги.

Рейтинг присвоен по национальной шкале, если не оговорено иное. Присвоенный рейтинг и прогноз не содержат ограничений, в том числе касающихся качества имеющейся в распоряжении агентства информации.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ответственный аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинговую оценку, члены комитета выразили свои мнения и предложения в рамках утвержденной методологии присвоения данного типа рейтинга. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинговые оценки выражают мнение рейтингового агентства «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023