Рейтинговые действия, 09.11.2015

«Эксперт РА» понизил Азербайджану суверенный рейтинг до уровня ВВ+ и рейтинг кредитного климата до уровня ВВ-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 9 ноября 2015 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило Азербайджану рейтинг кредитоспособности суверенного правительства до уровня ВВ+ (Удовлетворительный уровень кредитоспособности) в иностранной и национальной валютах. Ранее у Азербайджана действовал рейтинг кредитоспособности суверенного правительства на уровне ВВВ- (Умеренно высокий уровень кредитоспособности) в иностранной и национальной валютах. Рейтинг кредитного климата страны в иностранной и национальной валюте был понижен до уровня ВВ- (Удовлетворительное качество кредитного климата). Ранее у Азербайджана действовал рейтинг кредитного климата в иностранной и национальной валютах на уровне ВВ (Удовлетворительное качество кредитного климата).

Снижение уровня рейтингов связано с падением цен на нефть, девальвацией национальной валюты и ожиданием ухудшения показателей состояния бюджета и экономики страны  по итогам 2015 г. Экономика Азербайджана имеет высокую степень зависимости от мировых цен на энергоносители (порядка 50% доходов бюджета формирует нефтегазовая отрасль), что оказывает негативное влияние на рейтинги.

«В ответ на падение цен на нефть в феврале 2015 года курс маната снизился по отношению к доллару на 33%. По итогам 2015 года ожидается рост дефицита государственного бюджета до 7,9% ВВП и инфляции до уровня 7,8%, согласно прогнозу МВФ. В совокупности с ограниченностью инструментов монетарной политики, ожидаемое ухудшение макроэкономических показателей страны оказывает негативное влияние на уровень рейтингов», - отмечает управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

Положительное влияние на уровень рейтингов оказали низкий уровень долговой нагрузки (по итогам 2014 г. отношение  валового государственного долга к ВВП составило 16%,  по прогнозам МВФ, в 2015 году отношение  валового государственного долга к ВВП составит 21,6%  к доходам бюджета - порядка 41%, отношение золотовалютных резервов к ВГД ожидается на уровне 123%), умеренно высокий уровень ВВП на душу населения по ППС (17,8 тыс долларов в 2014 г., рост с 2012 года на 2%, с 2009 года – на 28%), позитивная динамика реального ВВП (рост показателя в абсолютных значениях и на душу населения составил 2% с 2012-2014 гг.; в 2015 году, несмотря на падение цен на нефть, ожидается рост абсолютного значения на 0,5%), умеренно высокий потенциал инвестиций (высокий показатель отношения объема национальных сбережений к ВВП - 38% в 2014г.), притоки средств от внешней торговли (в 2014 году сальдо счета товаров и услуг платёжного баланса составило 28% ВВП, в 2015 году ожидается сохранение сальдо платежного баланса в положительной зоне). Кроме того, аналитики агентства отметили умеренно высокое качество проводимой государством фискальной политики, умеренно низкий уровень безработицы (6% в 2014г.), умеренно высокий уровень конкурентоспособности экономики и институционального развития страны. Банковская система характеризуется умеренно низкой концентрацией и высокой достаточностью капитала (17% в 2014 г.), что оказывает позитивное влияние на уровень рейтинговой оценки.  Особо на рейтинг кредитного климата повлияли умеренно высокий уровень защиты прав инвесторов и небольшой промежуток времени с момента дефолта компании до принятия решения о распределении активов дефолтной компании.

В качестве сдерживающих факторов аналитики отметили низкий уровень развития банковской системы (отношение активов банков к ВВП в 2014 г. - 37%) и его невысокая динамика (рост с 2012 года на 6 п.п.), умеренно низкую долю кредитования частного сектора  (31% в ВВП), высокую доля проблемных кредитов в общем объеме кредитов (12,7% в 2014 г. по данным Всемирного банка, рост с 2012 г. на 7 п.п.) и потенциальное снижение устойчивости банковской системы (по итогам 2015 года ожидается снижение достаточности капитала банков на 2 п.п., кроме того, из-за девальвации и высокой доли валютных депозитов (75%) ожидается убыточность банковской системы), низкий уровень развития фондового рынка. Также в качестве сдерживающих факторов были выделены высокая стоимость обслуживания государственных заимствований, умеренно высокий уровень коррупции, наличие потенциальных внешнеполитических конфликтов, невысокое качество деловой среды. При анализе кредитного климата страны также были отмечены высокая премия за риск в стране (реальные процентные ставки  находятся на уровне 18%, спред между ставками по кредитам и депозитам порядка 5% в 2014г.), отсутствие внутреннего индекса акций, узкий набор инструментов на финансовом рынке страны, невысокий показатель отношения долга частного сектора к ВВП (около 30%, что может свидетельствовать о невысоком развития  кредитования).

По данным МВФ, по итогам 2014 года ВВП Азербайджана составил 58,1 млрд. манатов, валовый государственный долг (ВГД) – 9,2 млрд. манатов. Прогноз МВФ на 2015 год – ВВП на уровне 63 млрд. манатов в текущих ценах, ВГД –  13,6 млрд. манатов. 

Контактное лицо для прессы: и.о. руководителя PR-службы Васекина Наталья, тел.: (495) 617-0777, pr@raexpert.ru

Применяемые рейтинговые методологии: методика присвоения рейтингов кредитоспособности суверенного правительства (РКП) http://www.raexpert.ru/ratings/sovereign_ratings/method, методика присвоения рейтингов кредитного климата стран (РКК) http://www.raexpert.ru/ratings/credit_climate/. Ключевые источники информации: Всемирный Банк, МВФ, Банк Азербайджана, Бакинская Фондовая Биржа.

Рейтинг кредитоспособности впервые был присвоен Азербайджану 05.05.2014. Предыдущий релиз о рейтинговом действии в отношении Азербайджана был опубликован 05.05.2014. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 29.10.2015. Кредитный рейтинг не был инициирован объектом рейтингования, объект рейтингования не принимал участие в присвоении рейтинга, и агентство не получало вознаграждение за свои услуги.

Рейтинг присвоен по национальной шкале, если не оговорено иное. Присвоенный рейтинг и прогноз не содержат ограничений, в том числе касающихся качества имеющейся в распоряжении агентства информации. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) дополнительные (отличные от присвоения и поддержания рейтинговой оценки) услуги.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ответственный аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинговую оценку, члены комитета выразили свои мнения и предложения в рамках утвержденной методологии присвоения данного типа рейтинга. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинговые оценки выражают мнение рейтингового агентства «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» www.raexpert.ru.