Рейтинговые действия, 06.11.2015

«Эксперт РА» понизил Белоруссии суверенный рейтинг до уровня ВВ- в национальной валюте, до уровня В+ в иностранной валюте, и рейтинг кредитного климата до уровня B- в иностранной валюте
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 6 ноября 2015 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило Белоруссии рейтинг кредитоспособности суверенного правительства до уровня BB- (Удовлетворительный уровень кредитоспособности) в национальной валюте и до уровня B+ (Невысокий уровень кредитоспособности)  в иностранной валюте. Ранее у Белоруссии действовал рейтинг кредитоспособности суверенного правительства в национальной валюте на уровне BB (Удовлетворительный уровень кредитоспособности) и BB- (Удовлетворительный уровень кредитоспособности) в иностранной валюте. Рейтинг кредитного климата страны в иностранной валюте был понижен до уровня B- (Невысокое качество кредитного климата). Ранее у Белоруссии действовал рейтинг кредитного климата в иностранной валюте на уровне B (Невысокое качество кредитного климата). Рейтинг кредитного климата страны в национальной валюте был подтвержден на уровне B+ (Невысокое качество кредитного климата).

«Снижение уровней рейтингов было обусловлено ослаблением национальной валюты: по итогам 2014 г. белорусский рубль ослабел по отношению к долл. США на 25%, к евро - на 10%. Это с учетом высокой долларизации экономики снижает способность правительства и частных заемщиков Белоруссии своевременно выполнять свои финансовые обязательства в иностранной валюте. Кроме того, белорусская экономика в значительной степени зависит от ситуации в России, в которой наблюдается экономический спад, что оказало негативное влияние на рейтинги страны», - отмечает аналитик по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Елизавета Вем.

В качестве сдерживающих факторов по рейтингам аналитики выделили повышенную зависимость от  финансовой поддержки со стороны России, низкую обеспеченность долга золотовалютными резервами (по итогам 2014г. отношение золотовалютных резервов к валовому государственному долгу составило 20%, к краткосрочному государственному долгу - 37%) и их сокращение (по итогам 2014  г. объем золотовалютных резервов составил 5,1 млрд. долл., на 01.09.2015 – 4,9 млрд. долл.), умеренно высокую краткосрочную государственную долговую нагрузку (по итогам 2014  г. отношение краткосрочного государственного долга к ВВП составило 21%, к доходам бюджета - 52%). Кроме того, были отмечены высокий уровень инфляции (16,2% по итогам 2014 г., 16,9% по прогнозам МВФ на 2015 г.), высокая стоимость обслуживания государственного долга (индикатор рыночного портфеля ГКО и ГДО составил 19,9% на 30.12.2014). Банковская система страны характеризуется невысоким уровнем развития (по итогам 2014 г. отношение активов банков к ВВП составило 62%, доля 3-х крупнейших банков в общем объеме банковских активов - 68%, отношение объема кредитов частному сектору к ВВП - 43%), умеренно высокой долей проблемных кредитов (по итогам 2014 г. доля проблемных кредитов в общем объеме кредитов составила 4,4%, при этом на 01.07.2015 показатель вырос до 5,5%), при этом в ней преобладают государственные банки (75% совокупного уставного фонда банковского сектора по итогам 2014 г.). Среди сдерживающих факторов для уровней рейтингов были также выделены снижение темпов экономического роста (в 2015 г. МВФ прогнозирует сокращение экономики Беларуси на 2,3%), невысокая конкурентоспособность экономики и высокая зависимость от импорта российских углеводородов. Помимо этого, аналитики отметили невысокую эффективность монетарной и фискальной политики государства, умеренно высокий уровень коррупции, невысокую эффективность реализации приватизационной программы и невысокий уровень развития фондового рынка.    Особое влияние на уровень рейтинга кредитного климата оказали низкий уровень развития финансового рынка, невысокий уровень защиты прав инвесторов и умеренно длительный период времени с момента дефолта до принятия решения о распределении активов дефолтной компании.

Позитивное влияние на рейтинги страны оказали приемлемый уровень долговой нагрузки правительства (по итогам 2014 г. отношение ВГД к ВВП составило 38%, к доходам бюджета - 95%), приемлемый уровень ВВП по ППС на душу населения (18,2 тыс. долл. по итогам 2014 г., по прогнозам МВФ на 2015 г. - 20,8 тыс. долл.), стабильно низкий уровень безработицы (0,5% по итогам 2014 г., по прогнозам МВФ, на 2015 г. - 0,5%), членство в таких организациях, как Таможенный Союз и Евразийский экономический союз. Также аналитики выделили в качестве позитивных факторов высокий уровень достаточности капитала банков (13% на 01.01.2015), высокий показатель отношения национальных сбережений по отношению к ВВП (28,7% по итогам 2014 г.) и потенциально высокие возможности для приватизации. При анализе кредитного климата страны был также отмечен приемлемый уровень долговой нагрузки частного сектора 62% ВВП (по итогам 2014 г.).

Аналитики выделяют повышенные риски невыполнения страной обязательств в иностранной валюте, связанные с  девальвацией  национальной валюты (по итогам 2014 г. белорусский рубль ослабел по отношению к долл. США на 25%, к евро - на 10%), наличием валютных ограничений, повышенной зависимостью от импорта (по итогам 2014 г. доля импорта в ВВП составила 62%), отрицательным сальдо текущего и капитального счета платежного баланса в 2014 г., низким покрытием государственного валютного долга золотовалютными резервами.  Повышенные валютные риски связаны с высокой степенью долларизации белорусской экономики (на 01.10.2015 объем валютной денежной массы превысил объем денежной массы в белорусских рублях в 2,4 раза; валютный долг составил 70% от общей долговой нагрузки экономических субъектов Беларуси на  конец июня 2015 г.).

По данным МВФ, по итогам 2014 года ВВП Белоруссии составил 778,5 трлн. бел. руб., размер валового государственного долга по итогам 2014 года – 296,7 трлн. бел. руб. По прогнозам МВФ,  в 2015 году ВВП страны составит 952,2 трлн. бел. руб., размер валового государственного долга – 384,5 трлн. бел. руб.

Контактное лицо для прессы: и.о. руководителя PR-службы Васекина Наталья, тел.: (495) 617-0777, pr@raexpert.ru

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенного правительства и кредитного климата (http://www.raexpert.ru/ratings/sovereign_ratings/method/). Ключевые источники информации: данные МВФ, Всемирного банка, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь, ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», «Эксперт РА».

Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства впервые был присвоен рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) 14.03.2013. Предыдущий релиз о рейтинговом действии в отношении рейтингуемого лица (объекта рейтингования) был опубликован 31.10.2014. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 29.10.2015.  Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства не был инициирован объектом рейтингования, объект рейтингования не принимал участие в присвоении рейтинга и Агентство не получало вознаграждение за свои услуги.

Рейтинг присвоен по национальной шкале, если не оговорено иное. Присвоенный рейтинг и прогноз не содержат ограничений, в том числе касающихся качества имеющейся в распоряжении агентства информации. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) дополнительные (отличные от присвоения и поддержания рейтинговой оценки) услуги.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ответственный аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинговую оценку, члены комитета выразили свои мнения и предложения в рамках утвержденной методологии присвоения данного типа рейтинга. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинговые оценки выражают мнение рейтингового агентства «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» www.raexpert.ru.