Рейтинговые действия, 15.12.2015

«Эксперт РА» подтвердил Латвии суверенный рейтинг на уровне А- и рейтинг кредитного климата на уровне ВВВ+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 15 декабря 2015 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило Латвии суверенный рейтинг А- (высокий уровень кредитоспособности) в иностранной и национальной валютах. Стране также был подтвержден рейтинг кредитного климата на уровне ВВВ+ (умеренное качество кредитного климата) в иностранной и национальной валютах.

Позитивное влияние на рейтинги страны оказали членство в ЕС, резервный статус валюты, низкий уровень краткосрочной нагрузки правительства (по итогам 2014 г. отношение краткосрочного долга к ВВП составило 5,4%, к доходам бюджета ? 15,2%), низкая стоимость государственных заимствований (в 2015 г. доходность по 10-летним государственным облигациям находилась на уровне 1%). В экономике Латвии наблюдаются сокращение уровня безработицы (на 4,2 п. п. за период 2012-2014 гг., по прогнозам МВФ на 2015 г. и 2016 г. безработица снизится на 0,4 п. п. и 0,6 п. п., соответственно, по сравнению с 2014 г.), низкий уровень инфляции (по итогам 2014 г. инфляция составила 0,3%, по прогнозам МВФ на 2015 г. она составит 1,8%), приемлемый уровень ВВП по ППС на душу населения (по итогам 2014 г. 23,8 тыс. долл., по прогнозам МВФ на 2015 год – 24,6 тыс. долл. США) и умеренно высокий рост реального ВВП на душу населения (за 2012-2014 гг. реальный ВВП вырос на 9,3%, однако ВВП страны в постоянных ценах по данным МВФ увеличился за аналогичный период на 7,3%, при этом в 2014 г. рост показателя составил лишь 2,7%). Банковская система Латвии характеризуется высоким уровнем достаточности капитала (10,1% по итогам 2014 г.), снижением доли проблемных кредитов (на 3,5 п. п. с 2012 г. и на 9 п. п. с 2009 г.), прибыльностью (по итогам 2014 г. показатель ROA составил 1,1%) и низкой концентрацией (по итогам 1 кв. 2015 г. на 3 крупнейших банка пришлось порядка 35,6% от всех банковских активов). Кроме того, были отмечены умеренно высокий уровень национальных сбережений (21,1% ВВП по итогам 2014 г.) и умеренно высокий уровень институционального развития. При анализе рейтинга кредитного климата страны положительное влияние также оказали умеренно низкая премия за риск (по итогам 2014 г. реальная процентная ставка по кредитам корпоративному сектору составила 3,6%, разница между ставками по кредитам и депозитам ? 3,8 п. п.), рост крупнейшего индекса акций (по итогам 2014 г. значение индекса OMX Riga составило 408 б. п., рост на 3% с 2012 г. и на 46% с 2009 г.) и умеренно высокий уровень защиты прав инвесторов (49 место в рейтинге Doing Business 2016 из более 180 стран, короткий период с момента дефолта до принятия решения о распределении активов дефолтной компании составляет 1,5 года).

«Долговая нагрузка Латвии является одной из самых низких в зоне евро: по итогам 2014 г. отношение валового государственного долга к ВВП составило 37,8%, дефицит бюджета ? 1,7% ВВП, при этом по прогнозам МВФ на 2015 г. он сократится до 0,2% ВВП. Это оказывает позитивное влияние на уровень рейтинга», ? отмечает  аналитик по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Елизавета Вем.

В качестве сдерживающих факторов по рейтингам аналитики выделили высокую подверженность экономики страны внешним шокам в силу ее малого размера и повышенную зависимость от финансовой поддержки со стороны ЕС. Помимо этого, были отмечены сжатие банковской системы страны (по итогам 2014 г. активы банков Латвии составили 149% ВВП, что выше на 7,5 п. п. по сравнению с 2012 г., но ниже уровня 2009 г. на 25,5 п. п.; объем кредитов, предоставляемых частному сектору, составил 52,3% ВВП по итогам 2014 г., что на 13,2 п. п. меньше, чем в 2012 г. и на 49,5 п. п. меньше по сравнению с 2009 г.) и невысокий уровень развития фондового рынка. Также были выделены умеренно высокий уровень безработицы (10,8% по итогам 2014 г.), невысокий уровень конкурентоспособности экономики (индекс конкурентоспособности экономики составил 4,4 при максимуме 5,7 и минимуме 2,8 в отчете The Global Competitiveness Report 2014; сальдо внешней торговли составило -2,9% ВВП по итогам 2014 г.), зависимость от импорта энергоносителей из России и невысокие возможности приватизации. Кроме того, к сдерживающим факторам были отнесены низкий уровень доверия населения к правительству и другим государственным институтам, а также повышенные социальные риски. Особое влияние на уровень рейтинга кредитного климата оказали невысокий уровень количественного и качественного развития финансовых инструментов в стране, существенный уровень корпоративной долговой нагрузки (по итогам 2014 г. долг частного сектора к ВВП составил 174,8%, из которых 124,4% пришлось на внешнюю задолженность), высокая волатильность реальных процентных ставок (реальные процентные ставки по кредитам корпоративному сектору колебались в диапазоне от -0,4% до 29,4% в 2009-2014 гг.).

По данным МВФ, по итогам 2014 года ВВП Латвии составил 24,1 млрд. евро, размер валового государственного долга по итогам 2014 года – 9,1 млрд. евро. По прогнозам МВФ, в 2015 году ВВП страны составит 25 млрд. евро в текущих ценах, размер валового государственного долга – 9,4 млрд. евро.

Контакты для СМИ, тел.: (495) 617-0777, pr@raexpert.ru

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенного правительства (http://www.raexpert.ru/ratings/sovereign_ratings/method/), методология присвоения рейтингов кредитного климата (http://www.raexpert.ru/ratings/credit_climate/method/). Ключевые источники информации: данные МВФ, Всемирного банка, Банка Латвии, Министерства финансов Латвии, Центрального статистического управления Латвии, Комиссии рынков финансов и капитала Латвии, Рижской Фондовой биржи, БМР, «Эксперт РА».

Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства впервые был присвоен рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) 14.03.2013. Предыдущий релиз о рейтинговом действии в отношении рейтингуемого лица (объекта рейтингования) был опубликован 02.10.2014. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 04.12.2015.  Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства не был инициирован объектом рейтингования, объект рейтингования не принимал участие в присвоении рейтинга и Агентство не получало вознаграждение за свои услуги. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) дополнительные (отличные от присвоения и поддержания рейтинговой оценки) услуги.

Рейтинг присвоен по национальной шкале, если не оговорено иное. Присвоенный рейтинг и прогноз не содержат ограничений, в том числе касающихся качества имеющейся в распоряжении агентства информации.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ответственный аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинговую оценку, члены комитета выразили свои мнения и предложения в рамках утвержденной методологии присвоения данного типа рейтинга. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинговые оценки выражают мнение рейтингового агентства «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, выпущенных агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023