Новости агентства, 30.01.2013

Малый бизнес выбирает дистанционные сервисы в банковском обслуживании
Поделиться
VK

PDF  

30 января 2013 г.

Дистанционное обслуживание (интернет-банкинг) и зарплатные проекты – наиболее востребованные банковские услуги среди предприятий малого и среднего бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты последней волны всероссийского исследовательского проекта «ТРАСТ Индекс МСБ»*, организованного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), рейтинговым агентством «Эксперт РА» и банком «ТРАСТ».

Дистанционными сервисами пользуются 49% российских предприятий, среди которых особенно активное использование демонстрирует малый и средний бизнес. «Действительно, тенденции рынка демонстрируют как количественный рост использования дистанционных услуг, так и повышение требований предпринимателей к качеству интернет-банкинга, - комментирует результаты исследования Надия Черкасова, член Совета директоров банка «ТРАСТ». - Развитие онлайн-сервисов, рост электронной коммерции стимулируют потребность МСБ в быстрых и эффективных решениях со стороны банков.  Малый бизнес все чаще ориентируется на интернет-банкинг, предлагающий интеграцию с учетными системами компаний и опции, позволяющие формировать необходимую аналитическую отчетность».

Почти 60% предприятий малого и среднего бизнеса пользуются зарплатными проектами. Наиболее востребована данная услуга среди компаний, работающих в сферах строительства, операций с недвижимым имуществом, услуг и среди обрабатывающих производств. Популярность зарплатных проектов традиционно возрастает по мере увеличения масштабов бизнеса. «С одной стороны, расширение деятельности приводит к выведению части бизнеса компании «из тени», - полагает Павел Самиев, заместитель генерального директора «Эксперта РА». – С другой, использование зарплатных проектов позволяет экономить на инкассации все возрастающего объема денежных средств. Неудивительно, что популярность инкассаторских услуг при переходе компании от малого к среднему бизнесу практически не растет».

Овердрафт и другие кредитные продукты для бизнеса используют 15% предприятий. «Спрос на кредитные продукты преимущественно формируется средним бизнесом, а также компаниями, работающими в оптовой и розничной торговле, предприятий обрабатывающих производств и сельского хозяйства, - уточняет Имаева Гузелия, генеральный директор НАФИ. – В сегменте микро- и малого бизнеса спрос на дополнительное финансирование также высок. Но в силу сложности его получения по традиционной схеме, предприниматели данного сегмента чаще других обращаются к  альтернативным каналам: кредитуются в банке от имени физического лица, обращаются за денежными средствами в микрофинансовые организации, либо к своим учредителям и акционерам».

Эквайринг и инкассация дополняют пятерку самых востребованных банковских услуг в сегменте МСБ (14% и 11% пользователей соответственно). Наиболее активными потребителями этих услуг традиционно являются предприятия оптовой и розничной торговли. Каждое десятое предприятие малого и среднего бизнеса пользуется срочными вкладами, а также услугами валютного контроля.

* «ТРАСТ Индекс МСБ» – индикатор настроений малого и среднего бизнеса (МСБ) по России в целом и в отдельных федеральных округах, включая отдельную репрезентативную выборку по Москве и Санкт-Петербургу. Объем выборки: 1 963 предприятия МСП (юридические лица).


Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Какими банковскими услугами вашему предприятию приходилось пользоваться в течение последних 12 месяцев?», % от респондентов

Зарплатный проект 58
Дистанционное банковское обслуживание (Банк-Клиент, Интернет-банкинг) 49
Овердрафт 15
Кредитные продукты кроме оведрафта 15
Эквайринг (установка и обслуживание платежных терминалов) 14
Инкассация 11
Срочные депозиты (вклады) 10
Валютный контроль 9
Векселя 3
Продукты документарного бизнеса 2
Никакими 1

 

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Какими банковскими услугами вашему предприятию приходилось пользоваться в течение последних 12 месяцев?», % от микро-, малых и средних предприятий**

Банковские услуги Микро Малые Средние
Зарплатный проект 48 58 76
ДБО (Банк-Клиент, Интернет-банк) 42 53 58
Эквайринг 10 16 19
Срочные депозиты (вклады) 7 9 19
Овердрафт 10 15 26
Другие кредитные продукты (кроме оведрафта) 9 15 28
Валютный контроль 8 7 14
Инкассация 7 14 15
Векселя 2 2 7
Продукты документарного бизнеса 1 1 4

** Критерии отнесения предприятий к МСБ установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».