«Эксперт РА»
Только 10-15% систем удаленного обслуживания в банках из более чем 100 способны удовлетворить запросам продвинутых пользователей, – говорится в исследовании «Интернет-банкинг: борьба за активного пользователя», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Остальные системы ориентированы на более скромные потребности «зарплатников». Число активных клиентов растет на 40-60% в год, именно эти клиенты будут генерировать для банков комиссионные доходы – если не сегодня, то в перспективе, когда уже не будут представлять жизнь без удобного онлайн-сервиса.
Конечно, создание системы интернет-банкинга собственными силами – непростое занятие: по функциональности, безопасности лидируют продукты специализированных банков и компаний. Поставщиками программного обеспечения накоплен значительный опыт внедрения, при этом за счет конкуренции его стоимость снижается. Альтернативный вариант – присоединение к мультибанковской системе интернет-банкинга (HandyBank, Factura.ru). Передовые интернет-банкинги уже сейчас имеют свыше 1 000 получателей платежей (мерчантов), и их число растет за счет перехода b2c компаний на работу через Интернет. По мере развития Интернета в регионах и появления новых типов компаний в сети, список необходимых клиентам мерчантов будет только расширяться.
«Таким образом, сегодня из модной дополнительной услуги интернет-банкинг превращается в неотъемлемый элемент продуктового ряда любого розничного банка. А сам интернет-банкинг предоставляет мощный инструмент индивидуального маркетинга, но пока банки его недооценивают. Онлайн-сервис дает банкам возможность в полной мере реализовать принцип «знай своего клиента». Появляется инструментарий для оперативной сегментации активных интернет-клиентов по предпочтениям, при этом не только финансовым. Кредитные организации могут разрабатывать и быстро информировать об индивидуальных предложениях по депозитам, кредитам и расчетным операциям», – комментирует Станислав Волков, руководитель отдела рейтингов кредитных институтов «Эксперта РА».
Некоторых потенциальных клиентов отпугивает непрозрачность тарификации транзакций через интернет-банкинг. Как правило, тарифы публикуются в отдельных разделах сайта, которые практически не изучаются пользователями перед принятием решения о транзакции. При этом часть комиссии берется получателем средств, что еще больше запутывает клиента. Непрозрачность тарифов – одна из проблем, сдерживающих рост числа активных пользователей.
В рамках исследования рейтинговое агентство «Эксперт РА» составило рейтинг интернет-банкингов по функциональности. Источником информации для рейтинга послужили анкеты банков и аутсорсинговых компаний.
ТОП-15 интернет-банкингов по функциональности
Система интернет-банкинга | Банк | Место в рейтинге | |||
Итоговый рейтинг | Внешний платежный функционал | Внутренний функционал и сервисные функции | Информационная и финансовая безопасность | ||
Система HandyBank | Банки-участники HandyBank1 | 1 | 1 | 6 | 1 |
Электронный банк | ОАО АКБ "Пробизнесбанк" | 2 | 3 | 7 | 4* |
Банк-на-Диване | ОАО "СКБ-банк" | 3 | 6 | 3 | 2 |
Система Faktura.ru | Банки-партнеры Faktura.ru2 | 4 | 2 | 10 | 5 |
Альфа-Клик | Альфа-Банк | 5 | 5 | 4 | 4 |
МКБ Онлайн | МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК | 6 | 9 | 2 | 11 |
Телебанк | ОАО "УБРиР" | 7 | 16 | 8 | 6 |
SBANK.RU ПРИВАТ | СБ Банк (ООО) | 8 | 11 | 5 | 11 |
Меткомбанк-Онлайн | ОАО "Меткомбанк" (г. Каменск-Уральский) | 9 | 10 | 12 | 7 |
Платеж.RU | ОКЕАН БАНК (ЗАО) | 10 | 4 | 16 | 10 |
Бифит "iBank2" | АКБ "Балтийский Банк Развития" (ЗАО) | 11 | 26 | 11 | 3 |
СДБО "Русский Стандарт" | ЗАО БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ | 12 | 13 | 17 | 4 |
"Онлайн Партнер" | ОАО "АИКБ "Татфондбанк" | 13 | 14 | 8 | 12 |
Интернет-Банк | ОАО "ТрансКредитБанк" | 14 | 8 | 14 | 9 |
Система PSB-Retail | ОАО "Промсвязьбанк" | 15 | 29 | 1 | 19 |
Источник: оценка «Эксперт РА» по данным анкет банков
*некоторые банки набрали одинаковое количество баллов и заняли одинаковые места в рейтингах «внутренний функционал» и «информационная и финансовая безопасность».
1КБ «Альта-Банк» (ЗАО), «Банк24.ру» (ОАО), АБ «ИНТЕРПРОГРЕССБАНК» (ЗАО), ОАО "МЕТКОМБАНК" (Череповец), МБО ОРГБАНК (ООО), КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) и другие. Только часть из банков-участников предоставляет полный функционал, доступный в системе HandyBank.
2ООО "Хакасский муниципальный банк", Банк "Левобережный" (ОАО), ОАО "Региональный банк развития", ОАО "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК", ЗАО "ФИА-БАНК", ОИКБ "Русь" (ООО), ООО "Банк БКФ" и другие. Только часть из банков-партнеров предоставляет полный функционал, доступный в системе Faktura.ru.