Новости агентства, 09.07.2009

Павел Самиев, заместитель генерального директора «Эксперт РА», вошел в состав Совета по денежно-кредитной политике при Ассоциации региональных банков
Поделиться
VK

PDF  

"Эксперт РА"

9 июля 2009 г.

В Государственной Думе РФ 7 июля 2009 г. состоялось первое заседание Совета по денежно-кредитной политике, которое было посвящено обсуждению принятого недавно закона «Об использовании государственных ценных бумаг РФ для повышения капитализации кредитных организаций». В состав Совета под председательством депутата Государственной Думы РФ, президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова вошли известные экономисты: Сергей Моисеев, директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии ( ЦЭИ МФПА, Павел Самиев, заместитель генерального директора «Эксперт РА», Олег Солнцев, руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, Евгений Надоршин, главный экономист банка "ТРАСТ", Валерий Инюшин, начальник Управления стратегического анализа ЮниКредит Банка и другие эксперты.

Задачами Совета являются:

  • оценка текущих и разработка альтернативных мер денежно-кредитной политики Банка России;
  • экспертное заключение на Годовой отчет Банка России;
  • обсуждение и выдвижение предложений по Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики;
  • макроэкономическое прогнозирование;
  • анализ и обсуждение текущей экономической ситуации в России с международными финансовыми организациями (в т.ч. в ходе визитов миссий МВФ и Всемирного банка).

В ходе заседания 7 июля был выработан ряд предложений, касающихся повышения капитализации банков путем обмена привилегированных акций на ОФЗ. В частности, в резолюции Совета содержатся рекомендации по условиям участия в программе, об оценке потребности банка в дополнительном капитале.

Резолюция Совета по денежно-кредитной политике Ассоциации региональных банков России

по итогам обсуждения программы повышение капитализации банков путем обмена привилегированных акций на ОФЗ, прошедшего в Государственной Думе 7 июля 2009 г.

1. Совет поддерживает программу повышения капитализации банков в целях обеспечения стабильности российской финансовой системы, а также предоставления банковскому сектору необходимых ресурсов для поддержания кредитной активности.

2. Исходя из анализа различных сценариев роста просроченной задолженности в среднесрочной перспективе Совет рекомендует Правительству РФ рассмотреть возможность увеличения верхнего предела совокупного объема докапитализации до 3,3 трлн. рублей (7,9% ВВП) в 2009-2011 г. Фактический объем докапитализации банков с большой вероятностью окажется существенно ниже. При накопленной просроченной задолженности в 2009-11 гг. в размере 15% кредитного портфеля докапитализация должна составить около 790 млрд руб. или 1,9% ВВП. Анонсированный объем программы позволит придать уверенности рыночным игрокам и стабилизировать ожидания в банковском секторе.

3. Вполне вероятно, что в 2012-15 гг. банки не будут обладать необходимой рентабельностью капитала для совершения обратного выкупа акций на условиях, заложенных в проекте. По умеренному сценарию рентабельность капитала банковского сектора на протяжении ряда лет будет ниже 10%, что осложнит обратный выкуп прежними акционерами. При необходимости сохранения акционерной структуры собственности банка Совет рекомендует снять ограничение во времени (до 2015 г.), предоставив банкам и их акционерам выкупать акции вплоть до 2019 г.

4. Совет полагает, что ограничение права обратного выкупа у государства привилегированных акций банком или его акционерами консервирует структуру собственности банка, что будет сдерживать процессы консолидации в банковском секторе. Совет рекомендует предусмотреть больше возможностей для выкупа акций, в частности, позволив их выкупать сторонним инвесторам по договоренности с действующими акционерами банка.

5. Совет считает необходимым скоординировать сроки выпуска и погашения ОФЗ с эмиссией и конвертацией привилегированных акций. В программе повышения капитализации предусмотрено погашение ОФЗ в 2019 г., в то время как время эмиссии привилегированных акций не ограничено. Если привилегированные акции будут эмитироваться в 2010 г. и конвертироваться в обыкновенные акции в 2020 г., то между погашением ОФЗ и конвертацией возникает нежелательный лаг в один год.

6. Совет предлагает официально регламентировать график выкупа и конвертации привилегированных акций банков. Организация и проведение собрания акционеров, получение разрешения на обмен акций, регистрация и выпуск акций в среднем занимают от полугода до года, что критично для текущей экономической ситуации. Совет рекомендует Правительству РФ и Банку России сократить срок рассмотрения предложений, поступающих от банков о докапитализации, до месяца, а также ускорить процедуру эмиссии акций, упростив порядок ее прохождения через Банк России.

7. Совет рекомендует Правительству РФ установить условия участия в программе повышения капитализации банков:

  • число участников должно составить не менее 200 банков (из 1039 действующих кредитных организаций), которые представляют 94% банковского рынка, что позволит обеспечить стабильность региональных банковских систем;
  • требования к активам банка не должны превышать 8 млрд руб.;
  • рейтинг долгосрочной кредитоспособности необходимо установить на уровне требований по предоставлению со стороны Банка России кредитов без обеспечения, т.е. рейтинги не ниже B- (S&P, Fitch), B3 (Moody's), ВВ- (RusRating), В++ (Эксперт РА), A- (НРА), A (AK&M);
  • в отсутствие необходимого рейтинга банк может принять участие в программе повышение капитализации, при наличии гарантий субъекта Федерации об обратном выкупе акций.

Совет предлагает устанавливать требования к банкам в подзаконном акте на определенный период времени, чтобы в случае ухудшения ситуации в банковском секторе (снижения рейтингов и активов банков), уполномоченный федеральный орган мог оперативно изменять требования к банкам.

8. Совет считает необходимым при оценке потребности банка в дополнительном капитале использовать стресс-тестирование. Кроме того, Совет рекомендует перед принятием решения о докапитализации проводить независимый аудит кредитного портфеля банка или оценку его качества со стороны АСВ, а также ввести требование о подготовке программы реструктуризации и работы с проблемными активами банка-претендента.

9. Совет полагает, что банки будут неспособны использовать ОФЗ для рефинансирования в Банке России на срок свыше шести месяцев. Кроме того, их будет затруднительно реализовать на открытом рынке. По оценкам Совета, ОФЗ выступят обеспечением по краткосрочному рефинансированию (на срок один-три месяца), а полученные денежные ресурсы направлены на доходные операции, способствующие возникновению мыльных пузырей на финансовых рынках. Совет считает возможным частично проводить докапитализацию не только за счет ОФЗ, но и за счет денежных средств (например, до 15% от объема докапитализации).

10. Совет возражает против привязки дивидендов по привилегированным акциям к рыночной доходности ОФЗ плюс 3%. Во-первых, при текущих рыночных процентных ставках по десятилетним ОФЗ (около 11,5%) с учетом премии в 3%, резервов на возможные потери, операционных расходов и налогов процентная ставка по кредитам заемщикам из нефинансового сектора превысит 22%, что не будет способствовать восстановлению экономического роста. Во-вторых, необходимость высоких выплат по дивидендам будет побуждать банки заниматься высоко рискованными операциями.

11. В качестве альтернативы Совет предлагает:

  • привязать дивиденды по привилегированным акциям не к рыночной доходности ОФЗ плюс фиксированная премия, а увязать их с фактической рентабельностью капитала и рассчитывать дивиденды как долю от чистой прибыли после налогообложения (например, 10-20%);
  • или установить по ОФЗ нерыночную доходность в форме фиксированного купона в размере 3-5% годовых, что снизит нагрузку процентных выплат и позволит выдавать кредиты по 12-15%.

12. Совет предлагает направлять представителя властей в состав совета директоров (наблюдательного совета) банка без решения общего собрания акционеров либо только из числа служащих Банка России, либо из числа независимых директоров, нанятых по контракту с государством. В первом случае мониторинг и контроль над процессом докапитализации позволит централизовать в Банке России. Во втором случае привлечение независимых директоров позволит повысит эффективность работы представителя в совете директоров.

13. Совет возражает против избыточного списка решений, по которым представитель в совете директоров обладает правом вето. Такие решения как увеличение уставного капитала, формирование нового правления банка, слияния и поглощения, а также ликвидация организации находятся под контролем Банка России и без членства в совете директоров. Совет не считает необходимым ограничивать увеличение уставного капитала или реорганизацию банков, поскольку это не только будет препятствовать консолидации в банковском секторе, но и не позволит привлечь новых инвесторов и капитал для обратного выкупа акций.

14. Совет считает необходимым уточнение ряда понятий, используемых в федеральном законе. В частности, Совет предлагает в явной форме назначить метод определения достаточности собственных средств банка, сославшись на соответствующий нормативно-правовой акт Банка России. Аналогичным образом следует пояснить понятие «основной капитал кредитной организации».

15. Совет констатирует отсутствие четкой процедуры обратного выкупа акций. Целесообразно определить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, к которому должны обращаться акционеры, имеющие права на выкуп привилегированных акций. Кроме того, Совет рекомендует установить способ, которым осуществляется передача прав на приобретение акций у Российской Федерации.

16. Совет предлагает, что докапитализация сама по себе не позволит предотвратить угрозу кризиса просроченной задолженности. Для окончательного решения проблемы «плохих» долгов докапитализация банков должна проводиться параллельно с очисткой банковских балансов от просроченных кредитов. В противном случае капитал, направленный в помощь банкам, будет «заражен» наравне с имеющимся в их распоряжении капиталом, поскольку, несмотря на укрепление достаточности капитала, их финансовое положение будет по-прежнему выглядеть тяжело. Половинчатые решения проблемы и концентрация внимания регуляторов только на докапитализации, судя по международной практике, включая опыт Японии, Мексики и Чили, приведут к затягиванию кризиса, который грозит перейти в хроническую форму.