Новости агентства, 26.11.2007

На рынке НПФ наступает переломный момент

"Эксперт РА"

26 ноября 2007 года

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" провело мини-исследование рынка НПФ по результатам их работы на 1 октября 2007 года.

НПФ – лидеры по объему пенсионных резервов, на 1 октября 2007 года

Открыть таблицу в новом окне
Проведите по таблице
№ п/п Наименование фонда Объем пенсионных резервов, млн рублей Доля в общем объеме пенсионных резервов, %
1 ГАЗФОНД 250392,7 56,47
2 Благосостояние 56463,0 12,73
3 Ханты-Мансийский НПФ 21275,2 4,80
4 НПФ электроэнергетики 12647,5 2,85
5 Транснефть 9159,2 2,07
6 Лукойл-Гарант 8441,0 1,90
7 Телеком-Союз 7550,8 1,70
8 СтальФонд 5774,3 1,30
9 Нефтегарант 5313,6 1,20
10 Алмазная осень 5127,8 1,16

Источники: ФСФР, расчеты "Эксперт РА"

"На рынке негосударственных пенсионных услуг наступает переломный момент - НПФ поворачиваются лицом к розничному клиенту. В результате обостряется конкурентная борьба: клиентов мало, и фонду нужно чем-то отличаться от конкурентов. Помочь НПФ в этом деле может рейтинг надежности", - заявляет руководитель направления рейтингов НПФ рейтингового агентства "Эксперт РА" Ирина Рудых.

Как показало исследование, последние несколько лет негосударственные пенсионные фонды (НПФ) демонстрируют устойчивый рост. С 1998 года размер средств пенсионных резервов вырос более чем в 101 раз, численность участников фондов по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) - в 3,6 раза. Услугами НПФ охвачено почти 7% экономически активного населения России. Но отечественные пенсионные фонды пока значительно отстают от своих западных собратьев. Если сравнивать долю пенсионных активов в ВВП, то российские НПФ еще не имеют и 2%, тогда как в большинстве развитых стран Запада этот показатель превышает 50%. А в некоторых объемы добровольно накопленных пенсионных активов сопоставимы с ВВП.

Но несмотря на это НПФ уже заняли важное место как в пенсионной системе Российской Федерации, так и на ее финансовом рынке. Сейчас рынок негосударственных пенсионных услуг находится в преддверии взрывного развития. Во-первых, стимулом к этому служит заинтересованность государства в пенсионной реформе. Во-вторых, до недавнего времени оcновная часть НПФ являлись элементами корпоративной и кадровой политики при крупных предприятиях. Крупные корпоративные фонды уже отрегулировали механизм работы со стратегическим клиентом, и в скором будущем следует ожидать исчерпания возможностей по дальнейшему развитию только за счет материнсrой компании. Корпоративные фонды являются основными поставщиками клиентской базы, но этот сегмент близок к насыщению, о чем можно судить по замедлению темпов роста пенсионных резервов.

Для дальнейшего развития НПФ необходимо выходить на открытый рынок. Но быть активными участниками открытого рынка частных сбережений тяжело. Обостряется конкуренция, и фондам приходиться вкладываться в развитие региональных сетей, происходит активизация маркетинга и PR.

Негосударственным пенсионным фондам для успешного развития необходимо грамотное позиционирование, эффективные каналы продаж, хороший сервис, индивидуальный подход к клиенту и, самое главное, высокий уровень надежности.

Темпы роста рынка НПО замедлились