"Эксперт РА"
14 мая 2007 года
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" подготовило очередной аналитический обзор "Панорама страхования", посвященный итогам работы рынка в 2006 году.
Согласно данным ФССН, объем страховых взносов по итогам 2006 года превысил 400 млрд рублей (без ОМС). По оценке "Эксперта РА", в 2005 году объем реального рынка страхования составлял 237,4 млрд руб. (без ОМС). В 2006 году реальный рынок вырос на 20-25%, т. е. составил примерно 290 млрд руб. (без ОМС).
Страховой рынок переживает настоящий бум слияний и поглощений. В ближайшем будущем его структура должна существенно поменяться, в частности, доля российских собственников в этом бизнесе значительно уменьшится. Рынок достиг такой стадии, когда прежние владельцы — они же обычно и учредители компаний, стоявшие у истоков — задумываются о дальнейших перспективах и осознают, что конкурентная среда сильно изменилась. Необходимо активно наращивать капитал, внедрять технологии на уровне лучших мировых образцов, диверсифицировать бизнес по всем направлениям. Как компании находят выход, иллюстрируют последние полгода, во время которых на страховом поле активизировался процесс слияний и поглощений. Если до этих событий доля иностранцев в совокупной премии российского рынка страхования была незначительной — несколько процентов, — то после покупок она уже оценивается в 8,5%. При этом "Эксперт РА" прогнозирует ее дальнейшие увеличение в течение ближайших двух-трех лет до 20-25%.
"Поглощения — это один из любимых способов выхода иностранных страховщиков на наш рынок, — считает директор департамента рейтингов финансовых институтов Павел Самиев. — Так что сделки еще будут, причем крупные. Возможно, миллиардные в долларовом измерении. А вот про страховые IPO можно пока забыть. Это следующий этап, он пока более затратный и менее выгодный. Однако бояться полномасштабной экспансии не стоит. Российский страховой капитал имеет большие шансы выжить и занять достойное положение. Это под силу мощным отечественным группам, которые как раз получаются путем слияний или прихода крупных стратегических инвесторов. Второй вариант — занять определенную нишу — региональную, отраслевую, продуктовую. Это путь для средних компаний — и он также перспективен. Но здесь нужно четкое позиционирование и высококачественные услуги".
По мнению аналитиков агентства, в России есть хорошие перспективы развития крупных региональных страховщиков, которые будут работать на местных рынках, конкурируя с федеральными. С учетом разнонаправленных тенденций — слияний и поглощений — с одной стороны и создания иностранных дочек и специализированных life-дочек с другой — через 2-3 года на рынке останется не больше 400 страховых компаний.