Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

Факторинг-2007: нереализованный потенциал. Проблемы и перспективы развития

 


КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг-2007: нереализованный потенциал. Проблемы и перспективы развития
Таблица
Рэнкинг российских Факторов по объему уступленных им денежных требований в I полугодии 2007 года

Место Наименование Объем денежных требований, фактически уступленных Фактору в I полугодии 2007 года, тыс. руб. Рост по сравнению с результатом 2006 года Рост по сравнению с результатом I полугодия 2006 года
1 "Еврокоммерц" 44894812,0 67,93 183,42
2 Промсвязьбанк 36344674,7 69,38 222,79
3 Банк НФК 27175433.8 56,92 135,17
4 "Петрокоммерц" 23006022,0 46,58 116,42
5 МФК ТРАСТ 8167181,0 131,73 н/д
6 "Стройкредит Факторинг" 6489233,0 59,75 н/д
7 Номос-банк 6243881.7 39,38 86,93
8 Московский Кредитный банк 4636907,0 н/д н/д
9 "ТрансКредитФакторинг" 4577587.4 113,68 147,72
10 Международный Московский банк 4268574,0 116,26 333,39
11 "Пробизнесбанк" 3424316,0 43,96 н/д
12 СКБ банк 2022793,0 178,82 н/д
13 Банк Сосьете Женераль Восток 1541470.1 н/д н/д
14 ТрансКапиталБанк 1454919.5 н/д 422,83
15 Газпромбанк 1429017,2 н/д -
16 Татфондбанк 1322536,5 231,99 н/д
17 Система 1079898.8 83,51 1195,94
18 Роспромбанк 952978,0 81,64 202,76
19 СМП Банк 824374.5 н/д н/д
20 Москоммерцбанк 611930.7 32,92 н/д
21 Банк "Рост" 409727,0 64,07 64,07
22 Банк "Казанский" 316423.5 69,94 221,28
23 Северная казна 190497,0 н/д 222,28
24 Церих 157489.1 55,54 157,49
25 "Третий Рим" 114020,0 39,97 н/д
26 "Вятка-банк" 82101,0 39,12 78,98
26 "Вятка-банк" 82101,0 39,12 78,98

Таблица 1. Рэнкинг российских Факторов по объему уступленных им денежных требований
Таблица 2. Рэнкинг российских Факторов по объему предоставленного финансирования
Таблица 3. Рэнкинг российских Факторов по объему уступленных им денежных требований, под которые не предоставлено финансирование, но оказаны иные услуги факторинга
Таблица 4. Рэнкинг российских факторов по размеру вознаграждения
Таблица 5. Рэнкинг российских Факторов по объему международного факторинга
Таблица 6. Рэнкинг российских Факторов по объему внутреннего* безрегрессного факторинга
Таблица 7. Рэнкинг российских Факторов по количеству обслуженных компаний

Расти и расширяться

Марина Чернышева

Объем рынка факторинга в первом полугодии 2007 года составил 7,3 млрд долларов, а во втором полугодии этот результат удвоится. Между тем лидеры уже расширяют горизонты, объявляя факторинг лишь частью более емкого рынка commercial finance.

Как показали результаты исследования рынка факторинга за первое полугодие 2007 года, объем требований, фактически уступленных российским факторам, составил порядка 7,3 млрд долларов. Это несколько ниже, чем результат второго полугодия прошлого года. В 2006 году оборот российских факторов достиг 11 млрд долларов, и теперь, для того чтобы показать 200% роста и обеспечить в 2007 году оборот в 22 млрд долларов, участникам рынка во втором полугодии должно быть уступлено как минимум 14,7 млрд долларов. А это вдвое больше, чем оборот за первые шесть месяцев года.

График 1. Для ежегодного удвоение рынок факторинга должен в I полугодии года повторять результат предшествующего, а во II полугодии - удваиваться

Ежегодное удвоение рынка факторинга

Однако, обратившись к динамике предшествующих лет, мы увидим, что объем уступленных требований делится между полугодиями примерно в соотношении 1:2 (см. график 1). Мы считаем данную пропорцию устойчивой, так как подобное распределение объема уступаемых факторам денежных требований в течение года является следствием сезонных колебаний спроса на товары их клиентов — оптовых поставщиков. Например, объем спроса на товары народного потребления (их поставщики составляют значительную часть клиентской базы российских факторов) резко возрастает перед новогодними праздниками. Высокой покупательской активностью характеризуются и осенние месяцы.

Для оправдания прогнозов о ежегодном удвоении факторам необходимо в первом полугодии повторить результат предшествующего, а в оставшиеся месяцы компенсировать слабую динамику первого полугодия удвоением объема уступленных требований. Если такой сценарий реализуется и в текущем году, то план по объему факторинговых сделок будет выполнен.

Малые очаги большого роста

В первом полугодии, когда загруженность по части продаж не слишком высока, факторы имеют возможность заняться качественным развитием своего бизнеса. Они создают новые продукты и маркетинговые программы их продвижения, отрабатывают технологии, налаживают отношения с партнерами, в том числе с агентами и инвесторами, а также активно расширяют свою деятельность в регионах. Здесь их основной потенциальный клиент - малый и средний бизнес: по количеству компаний, обслуженных факторами, доля регионов* значительно выше, чем по объему денежных требований, уступленных региональными компаниями (см. график 2). Однако с ростом объема поставок небольших региональных предприятий доля оборота факторов в регионах также будет увеличиваться.

График 2. Более 60% оборота российских Факторов приходится на 30% клиентской базы - компании Москвы и Санкт-Петербурга

Более 60% оборота российских Факторов приходится на 30% клиентской базы - компании Москвы и Санкт-Петербурга

Уже в первом полугодии 2007 года мы видим уменьшение доли оборота, приходящейся на предприятия крупного бизнеса, до 40,9% (в 2006 году — 44,2%) в пользу компаний — представителей малого и среднего бизнеса, соответственно до 16,1 и до 43% (в 2006 году — 14,4 и 41,5%). При этом структура рынка по числу обслуженных факторами компаний различных размерных классов практически не изменилась, что свидетельствует о росте оборота малых и средних предприятий, получающих факторинговое обслуживание (см. график 3).

Факторинг с подгонкой по фигуре

График 3. В I полугодии 2007 года увеличивается доля оборота, приходящаяся на компании малого и среднего бизнеса

Доля оборота, приходящаяся на компании малого и среднего бизнеса

По мере смещения интереса факторов в сегмент малого и среднего бизнеса будет несколько реструктурирована факторинговая продуктовая линейка. Например, с позиций фактора не вполне целесообразно предлагать крупной надежной компании безрегрессный факторинг. Ведь риск продавца в большинстве случаев окажется значительно ниже риска покупателя, и в этой ситуации право регресса может оказаться спасительным для фактора. А вот при скромном размере бизнеса клиента наличие права регресса не играет для фактора особой роли. Именно такая ситуация — лучший момент, чтобы предложить клиенту факторинг с защитой от финансовых рисков.

Большинство игроков уже сегодня отмечают рост спроса на этот продукт. Объем сделок без права регресса (или с частичным регрессом) в первом полугодии 2007 года составил почти 0,8 млрд долларов, а их доля в общем объеме уступленных факторам денежных требований увеличилась до 11% (в 2006 году — 9,6%). Таким образом, объем безрегрессного факторинга сегодня растет лишь немного быстрее, чем весь рынок. "Пока спрос на этот продукт выражается только в форме интереса клиентов к продукту и реализуется довольно редко, — комментирует Юрий Волков, председатель совета директоров МФК "Траст". — Это связано с дороговизной безрегрессного факторинга, которая не всегда представляется клиенту оправданной". Объем безрегрессного факторинга мог бы быть значительно больше, если бы не ограничения ЦБ по резервам, из-за которых многим банкам приходится закреплять право регресса договором. "Довольно часто мы вынуждены вводить формальный регресс как дополнительное обеспечение, в том числе для того, чтобы получить возможность ввести в сделку льготный период", — объясняет Константин Овчаров, начальник отдела факторинга ЗАО "Международный Московский банк".

Если раньше услуги международного факторинга в России предоставляли лишь два оператора — АКБ "Промсвязьбанк" и банк НФК, — то теперь к ним присоединились МФК "Траст" и региональный банк "Казанский". Внешнеторговые операции своих клиентов обслуживает также ФК "Еврокоммерц", однако делает это преимущественно в виде внутреннего факторинга, хотя де-факто это факторинг международный. Общий объем международного факторинга за первые шесть месяцев 2007 года составил более 3 млрд рублей, или 1,5% от общего объема уступленных требований. О некоторых аспектах, препятствующих развитию международного факторинга, рассказывает Константин Овчаров: "В ряде зарубежных стран экспортный и импортный факторинг практически так же выгоден для фактора с точки зрения дохода, как и внутренний. У нас пока значительно больший доход фактор получает именно от внутреннего факторинга, поэтому большинство компаний и банков на нем и концентрируются. Кроме того, будучи подразделением банка, мы видим, что аккредитивы и гарантии могут составить внутреннюю конкуренцию международному факторингу". Однако когда фактор выходит на достаточно высокий уровень развития, имеет обширную клиентскую базу, он фактически обязан предлагать всю продуктовую линейку, включая факторинговое обслуживание внешнеторговых сделок своих клиентов, поэтому в ближайшие годы на рынке международного факторинга появится ряд новых игроков.

Некоторые факторы не ограничились традиционными видами факторинга, сконструировав на основе стандартного набора опций собственные продукты для отдельных сегментов рынка. Наличие стандартного продукта заметно упрощает работу менеджеров по продажам и повышает "пропускную способность" фактора, что особенно важно для компаний и банков, активно работающих с представителями малого и среднего бизнеса. "Уникальные предложения появились почти у всех участников рынка или, по крайней мере, у тех, кто расценивает факторинг как свой основной продукт, — рассказывает Юрий Волков, — а это в первую очередь специализированные факторинговые компании и в меньшей степени банки, потому что для банков факторинг все же продукт сопутствующий". Наиболее активно в разработке факторинговых продуктов проявили себя именно специализированные факторы. Например, МФК "Траст" и ЗАО НФК предложили своим клиентам экспресс-факторинг, специальные продукты создаются для предприятий конкретных отраслей.

Маркетинговую изощренность продемонстрировала компания "Еврокоммерц", упаковав технологичный факторинговый продукт в коробку. "Коробки позволяют сделать своего рода фабрику по привлечению клиентов, по продаже удобных и функциональных продуктов, — рассказывает Илья Волков, управляющий директор ФК "Еврокоммерц". — У нас есть пять коробочных продуктов, четыре из них стандартизированы, а один нестандартный, он так и называется: "Нестандарт". Разумеется, даже в рамках стандартных продуктов отдельные параметры могут меняться". Коробка объединила в себе ясность стандартного продукта и гибкость индивидуального.

Стать частью большего

Однако перспективы развития фактора не ограничиваются предложением различных услуг исключительно под уступку дебиторской задолженности. Факторинг во всем мире является частью более широкой индустрии commercial finance (небанковское финансирование), в основе которой лежит так называемая теория asset-based lending (ABL, финансирование под различные активы). Логика развития факторингового бизнеса предполагает, что в круг активов, под которые предоставляется финансирование, постепенно будут включены не только права денежного требования (дебиторская задолженность), но и товарно-материальные запасы, коммерческие контракты, оборудование и т. д.

Суть теории ABL заключается в специфике управления рисками, которое в корне отличается от банковского риск-менеджмента. В коммерческом банке основная задача, стоящая перед "рисковиком", — оценить способность заемщика вернуть деньги. В commercial finance-компании основой является оценка способности этой компании распоряжаться активом, под который планируется финансировать. Прежде чем войти в эту индустрию, необходимо проделать очень большую работу по созданию технологий проведения операций с новыми видами активов. Для того чтобы выйти на этот рынок, уже сейчас лидер факторингового рынка России ФК "Еврокоммерц" инвестирует значительные ресурсы в создание инновационной лаборатории, занимающейся разработкой и внедрением новых продуктов, а также процессингового центра, который может обслуживать операции компании.

"Основу нашего бизнеса будет, как и прежде, составлять факторинг, — говорит Григорий Карповский, президент и председатель совета директоров ФК "Еврокоммерц", — но тем не менее мы постепенно начинаем работать и с другими активами, такими как оборудование, товар и так далее. Это будет происходить не сразу, а в течение нескольких лет, но, чтобы продемонстрировать наш ориентир, уже сейчас мы называем компанию Eurokommerz Commercial Finance и начинаем создавать ту линейку продуктов, которую предлагают commercial finance-компании во всем мире".

Ожидается, что в дальнейшем примеру ФК "Еврокоммерц" последуют и другие игроки. Однако при попытке управлять каждым новым видом уступаемых активов новоявленные CF-компании будут всякий раз наталкиваться на те же барьеры, которые они видели перед собой при выходе на рынок факторинга, — прежде всего это инвестиции в бизнес-процессы, IT и риск-менеджмент. Всем, кто хочет предлагать полноценные commercial finance-услуги, без качественного риск-менеджмента, специальной сети дистрибуции, отлаженных операционных процессов, дорогого IT-обеспечения и проч. не обойтись. Новые цели рождают новые стандарты, и, чтобы быть "в рынке", придется им соответствовать.

* Под регионами в данном случае следует понимать все территории помимо Москвы и Санкт-Петербурга, но включая Центральный и Северо-Западный федеральные округа.

Обсудить на форуме




Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!