Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 
 

XII Ежегодный форум крупного бизнеса «Кто создает экономику России»

 


КАРТА ПРОЕКТА
XII Ежегодный форум крупного бизнеса «Кто создает экономику России»

Участники рейтинга крупнейших компаний России “RAEX-600”, подготовленного рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА), потеряли за год более 450 млрд долларов. Частный бизнес справляется с кризисом лучше, чем госкомпании или дочерние предприятия зарубежных корпораций. Тренд к органическому росту формируется в АПК, продовольственном ритейле, банковском секторе и оборонке.

Дмитрий Гришанков, Федор Жердев, Дмитрий Кабалинский

Назад в 2007-й

Суммарный объем долларовой выручки 600 крупнейших компаний России в этом выпуске рейтинга составил всего 1,1 трлн долларов. Еще год назад аналогичный показатель превышал 1,55 трлн долларов. Если оценивать результаты в ретроспективе (естественно, делая поправку то, что до 2014 году в рейтинге принимало участие только 400 компаний), то придется констатировать, что с точки зрения объема бизнеса ведущие компании страны откатились назад почти на десятилетие – к уровню 2007 года (график 1 динамика доходов с 1995 года).

Аналогия с 2007 годом не случайна. Как раз тогда, на пике экономического роста «нулевых», появились первые явные признаки исчерпания ресурсов сырьевой модели развития. О необходимости диверсификации экономики, «новой индустриализации» не говорил только ленивый. Эксперты спорили, адсорбировать ли нефтяные сверхдоходы во имя макроэкономической стабильности или же пустить их на инвестиции в несырьевой сектор. Нельзя сказать, что ничего не делалось. Правительство готовило стратегии развития высокотехнологичных отраслей, стартовал масштабный инновационный проект… Не получилось.

Сегодня экономическая повестка дня по существу мало изменилась. Санкции и контрсанкции рассматриваются как инструмент все той же диверсификации. Дискуссия о новой модели экономического развития также не блещет новыми тезисами. Доводы о пользе институционального развития для все той же макроэкономической стабильности неизменно находят оппонентов, убежденных в необходимости форсированных инвестиций в подъем экономики. От диспута десятилетней давности ситуация отличается лишь тем, что о былых нефтяных сверхдоходах теперь вспоминает только Минфин, предупреждая о вероятном истощении госрезервов уже в 2017 году.

Только в этот раз какое-то решение «проклятых» вопросов все же предстоит найти, даже несмотря на стремительно сужающийся коридор возможностей. Альтернативой является медленная, но неизбежная деградация национальной экономики. Ведь старые проблемы стоят куда более остро, чем десятилетие назад. Падение валютных доходов носит фронтальный характер, затрагивая все отрасли, формирующие скелет экспортоориентированной модели экономического развития. И дело здесь не в курсовых разницах, а в абсолютном падении экспортных продаж при невозможности компенсировать его спросом внутреннего рынка.

Девальвация лишь подретушировала драматическую динамику базовых отраслей. В результате почти 60%-е падение курса рубля обеспечило номинальный рост рублевого объема реализации в целом по рейтингу на 12,6%. Принимая во внимание официальный размер инфляции (12,9% в 2015 году), можно смело говорить, что крупный бизнес уже вошел в «красную зону» с точки зрения реальных рублевых доходов. Скорее всего в следующем выпуске рейтинга ситуация лишь усугубится: ведь курс рубля, кажется, стабилизировался, а устойчивый рост мировых цен на товары российского сырьевого экспорта маловероятен.

Надежда на частника

Год назад мы попытались оценить сквозь призму рейтинга устойчивость его участников к кризису, отталкиваясь от того, кому принадлежат компании: государству, российскому частному собственнику или иностранным игрокам. Сейчас мы повторили это упражнение и пришли к выводу, что частный бизнес укрепил свое лидерство по большинству позиций.

Структурный фактор. Отечественные частные компании в прошлом году лидировали с точки зрения своей доли в совокупных доходах участников рейтинга. В этот раз они добились расширения своей ниши в рейтинге на 1,5 пункта до 49,4%, вплотную приблизившись к «контрольному пакету» в суммарной выручке фигурантов «RAEX-600». Позиции госкомпаний остались почти неизменными (39,7% против 39,5%), а иностранный сегмент сузился до 11%. Если так пойдет и дальше, то в будущем году, то мы, наконец, сможем обоснованно сказать, что крупный бизнес – это преимущественно российский частный бизнес.

Динамика и рентабельность. По темпам развития частники выглядят предпочтительнее: их доходы в 2015 году в среднем выросли на 14,9%, тогда как прирост выручки у госкомпаний составил 13,3%, а у дочек зарубежных компаний – всего 0,9% (график 2 динамика – рентабельность). В этом выпуске рейтинга частный российский бизнес уступил государственному сектору лидерство по рентабельности – ее уровень у госсектора составляет в среднем 7,6%, а у частников 6,9%, а у компаний, принадлежащих иностранному капиталу –1,2%

Инвестиции и производительность труда. Кончено, отечественным частным компаниям не под силу конкурировать с госкорпорациями по абсолютному объему инвестиций. Средний объем капиталовложений в расчете на 1 госкомпанию более чем в 6 раз превосходит такой же показатель в частном бизнесе. Но по динамике инвестиций частники немного, но опережают госсектор: 10% прироста к 2014 году против 9,8%. А в том, что касается производительности труда, частные компании могут дать фору своим конкурентам: по объему выручки в расчете на 1 сотрудника они опережают госкомпании на 40%, а иностранцев - на 20% (график 3 инвестиции-производительность труда).

Зоны органического роста

Девальвация рубля привела к ускорению роста доходов ряда экпортоориентированных отраслей. Однако куда более интересны сегменты, динамика которых связана с естественным развитием, освоением новых рынков, вытеснением импорта. Таких секторов в этом выпуске рейтинга сразу несколько. Среди них: АПК, продовольственный ритейл, отдельные сектора машиностроения и банки. Им, конечно, пока не под силу оказывать определяющее влияние на развитие крупного бизнеса – суммарно на них приходится менее четверти в общей выручке в целом по рейтингу. Но в перспективе у этих отраслей есть все шансы стать опорными точками новой модели экономического роста.

Агропромышленный комплекс. В 2015 году выручка компаний отрасли выросла 28,1% и составила суммарно более 621,8 млрд рублей (таблица 1 Отраслевая структура рейтинга). Большинство компаний сектора, попавшие в список 600 крупнейших, ориентированы преимущественно на внутренний рынок, поэтому их успехи лишь частично или опосредованно связаны с девальвацией. К тому же отрасль стабильно демонстрировала успехи в поступательном импортозамещении даже при дорогом рубле. Примеры вытесненных с рынка «ножек Буша» и импортной свинины уже стали банальностью. Меньше известно, что Россия наращивает экспорт мяса -- на 10% за прошлый год (правда, в физическом выражении это пока весьма скромные 85 тыс. т). Но в планах крупнейшего в стране мясопроизводящего холдинга «Мираторг» (рост выручки за год на 30%) к 2020 году отправлять на экспорт четверть из 1,2 млн тонн своей продукции. Реалистичность подобных планов подкрепляется свежей статистикой: по данным Минсельхоза, по итогам четырех месяцев нынешнего года экспорт продукции российского АПК вырос на 5% в долларовом и на 30,5% в физическом выражении.

Селькохозяйственное машиностроение. Успех АПК разделили и производители сельхозтехники. Ведущее комбайностроительное предприятие страны, Ростсельмаш, совершило прыжок с 476 места в прошлом рейтинге на 389-е в нынешнем. Вложившись в модернизацию производства в предыдущие годы, компания смогла уверенно занять высвободившуюся в результате роста стоимости импортной техники нишу: ввоз зерноуборочных комбайнов, по данным АСМ-Холдинга, из-за рубежа за 2015 год упал в 2,4 раза, а выпуск отечественных увеличился вдвое. Причем эта тенденция продолжается и сейчас: по данным Росагромаша, выпуск сельхозтехники в России за первую половину нынешнего года вырос еще на 58%. Государство поддерживает продажи российской техники с 2013 года, субсидируя скидку в 25-30% от цены в зависимости от региона. Субсидии с каждым годом росли: в 2014 году на них направили 1,6 млрд руб., в 2015 году — 5,2 млрд руб., по итогам нынешнего агропром может рассчитывать на сумму в 8-9,6 млрд рублей. И этот рынок далек от насыщения: Минсельхоз оценивает потребность ежегодную потребность аграриев в новой технике в 30 тыс. единиц, тогда как сегодня предприятиями отрасли закупается втрое меньше.

Военно-промышленный комплекс. В этом выпуске рейтинга выручка компаний ВПК увеличилась в среднем на 19,5%. Разброс цифр по приросту выручки в этом секторе очень большой: от 17,5% у номера 1 в отрасли -- «Ростеха» до 57% у НПО машиностроения (специализируется на выпуске ракет). Наряду с ростом поступлений от экспорта (15,2 млрд долларов в 2015 году против 13,2 млрд в 2014-м, данные ФСВТС и Рособоронэкспорта), подкрепленных девальвацией, на показателях отрасли сказывается стабильно увеличивающийся гособоронзаказ (в среднем на 20% в 2014-2016 годах). Очевидно, что масштабные закупки в рамках ГОЗ помогут выправить показатели и Уралвагонзаводу: летом 2016 года Минобороны анонсировало покупку 100 танков «Армата», производимых корпорацией. При этом не стоит забывать, что пик загрузки ОПК в рамках гособоронзаказа произойдет в следующем, 2017, году. За оставшиеся до конца масштабной программы перевооружения российских вооруженных сил три года оборонке предстоит найти замену водопаду бюджетных средств.

Противоположным полюсом в машиностроении стала автомобильная промышленность, где обороты участников рейтинга сократились сразу на 22%. Причины снижения продаж авто очевидны: большая часть (59%, данные агентства Автостат) проданных в России в 2015 году иномарок у нас же в стране и была собрана, а так как локализация при их производстве, по оценке Минпромторга, составляет около половины, то девальвация не могла не нанести удар по этому сегменту потребительского рынка. На общеотраслевом фоне в рейтинге выделяется лишь ГАЗ, который специализируется на выпуске легкого коммерческого транспорта и грузовиков.

Розничная торговля. Выручка ведущих компаний ритейла в 2015 году выросла на 12,9%, что уступает средним темпам прироста в целом по рейтингу. Однако сети, торгующие продуктами питания, добились куда лучших показателей. Их доходы увеличились за год больше чем на 20%. Причем отдельные игроки демонстрируют и более высокую динамику развития. Объем реализации у X5 Retail Group вырос на 27,6%, а сеть гипермаркетов «Лента» увеличила оборот на 30,3%, в том числе за счет открытия в 2015 году 32 новых магазинов. Такие показатели вполне объяснимы. В кризис крупные сети имеют значительно более широкие возможности для сдерживая цен в сравнении с несетевой розницей и, соответственно выигрывают конкуренцию за покупателей. Максимальные же показатели показала компания "Альбион-2002", динамично развивающая сеть магазинов "Бристоль". За три года количество магазинов в сети выросло до 2100 точек, расположенных в 30 регионах России. В 2015 году выручка сети увеличилась почти в три раза (см. таблицу 3).

Что касается других сегментов ритейла, то развитие отрасли сдерживается падением оборота у автоторговцев и сетей, ориентированных на торговлю электроникой. Так, выручка крупнейшего автомобильного дилера компании «Рольф» в 2015 году снизилась на 12,9%, а у ведущей сети непродовольственной рознице – «М.видео» доходы упали на 6,4%.

Банковский сектор. Другим бенефициаром господдержки в прошедшем году стали банки, в том числе напрямую или опосредованно подконтрольные государству. В самый разгар панических настроений на рынке – в декабре 2014 года – было принято решение о направлении бюджетных средств для докапитализации банков, затем последовал и ряд других мер поддержки. По данным Счетной палаты, за 2015 год федеральным банкам была предоставлена помощь в размере свыше 800 млрд рублей. Правда, в реальности начать зарабатывать на этих деньгах, выдавая кредиты, банки смогли лишь со второй половины года, когда ставки по займам снизились в сравнении с началом 2015-го. Однако это помогло фининститутам не только выстоять, но и продемонстрировать рост: выручка Сбербанка увеличилась на 24,2%, у ВТБ – на 29,6%, у Газпромбанка – на 35,7%.

Живительная девальвация.

Главным фактором роста рублевых доходов в металлургии и химическом комплексе стало падение курса рубля, компенсировавшая производителям падение мировых цен на продукцию.

Российские компании черной металлургии испытывают растущее конкурентное давление на внешних рынках. За годы бумирующего роста в Поднебесной построили столько сталеплавильных заводов, что на их долю приходится половина мирового выпуска. К счастью остальных участников мирового рынка, абсолютное большинство китайской стали в Китае же и потребляется. Однако выход КНР на самообеспечение означает, что крупнейшая экономика мира практически свела к нулю импорт стали и стала ее нетто-экспортером, что прибавило головной боли остальным поставщикам этого металла на внешние рынки. В результате падение мировых цен на этом рынке за 2015 год достигло 34%, а выпуск снизился на 2,8% (данные World Steel Association). В итоге экспорт отечественных меткомбинатов сократился на четверть, однако спасительная девальвация, а также заказы со стороны строителей и нефтегазового комплекса позволили российскому чермету продемонстрировать рост, опережающий инфляцию, -- 14,2%. Дополнительные бонусы получили компании с наиболее диверсифицированным производством – как, к примеру, НЛМК (рост оборота на 22,4%), ОМК (24,8%) или Северсталь (22,5%), значительную часть в выручке которых занимает продукция высоких переделов.

На деятельности компаний цветной металлургии в той или иной мере воздействовали те же факторы, что и в случае с металлургией черной. Так, за 2015 год цена на алюминий упала примерно на четверть. Однако благодаря девальвации рублевая выручка от экспорта этого металла увеличилась, в результате «Русал» (19 место в рейтинге) закончил год с ростом оборота на 47,4%.

Девальвация способствовала росту показателей и химической промышленности (24,7% роста выручки в среднем по предприятиям отрасли в рейтинге). На увеличении рублевой выручки от экспорта больше других заработали производители минудобрений – ФосАгро (54,1%), Уралкалий (38,6%), Еврохим (41,8%), Акрон (42,1). А вот импортозамещение, выразившееся в физическом увеличении выпуска полимеров на 14%, пока приносит заметно меньшую выгоду: ведущий отечественный производитель крупнотоннажной химии «Сибур» нарастил выручку всего на 5,2%.

На конце нефтяной иглы

Нефтегазовая промышленность, неизменно занимающая первое место в рейтинге, сохранила свои лидирующие позиции и в этот раз – на ее долю пришлось 29% от совокупной выручки (см. также таблицу 4 топ-20 по прибыли). Номинальный прирост оборота у представляющих отрасль в списке компаний (10,8%) не смог перекрыть годовую инфляцию (12,9%), и это неудивительно: из-за падения мировых цен экспорт нефти и продуктов ее переработки из России в 2015 году сократился в долларовом выражении вдвое (169 млрд против 346 млрд в 2014-м, данные ФТС), и физическое увеличение поставок в страны дальнего зарубежья на 10,6% спасти положение не смогло. На фоне столь неблагоприятной внешней конъюнктуры (цена барреля нефти Urals с 97,6 доллара в среднем по 2014 году упала в 2015-м до 51,23 доллара) лучше других производителей нефти и газа чувствовали себя те, кто пожинал плоды масштабных инвестиций в реконструкцию производства (как Антипинский НПЗ; прирост рублевой выручки за год на 23,7%) либо добычу (Иркутская нефтяная компания, 64,85%).

Заметно лучше нефтяников и газовиков закончили год их коллеги по ТЭКу – угольщики: средний годовой прирост выручки компаний, вошедших в рейтинг, превысил 28%. Прошлый год стал рекордным для отрасли: добыча составила 371,7 миллиона тонн, а экспорт достиг 152 млн тонн (третье место в мире – вслед за Индонезией и Австралией). Наряду с экспортом, а также повышением внутренних рублевых цен (которые государство контролирует гораздо мягче, чем в нефтегазе) рост оборота лидеров угольной отрасли поддержали сделанные за последние годы значительные инвестиции, позволившие обеспечить конкурентный уровень себестоимости добычи отечественным компаниям с преимущественно открытым способом добычи (как у СУЭК, плюс 30% по обороту за год). Однако значительная часть этих инвестиций производилась на заемные деньги – по кредитной нагрузке предприятий отрасли за 2014-2015 годы удвоилась, в том числе из-за роста расходов на обслуживание валютных кредитов.

Как результат, уже в нынешнем году рост инвестиций по ТЭКу в целом, по прогнозам Минэнерго, окажется в лучшем случае нулевым. Учитывая, что с начала 2000-х годов именно топливно-энергетический комплекс выступал основным инвестором отечественной экономики, частично перераспределяя прибыль, полученную на внешних рынках, внутри страны, это очень тревожная тенденция.




Рейтинг 600 крупнейших компаний России по итогам 2015 года  
Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!