Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Пищевая промышленность

Крупнейшие предприятия пищевой промышленности России

Открыть таблицу в новом окне
  Место в списке 1 Компания Объем реализации в 2002 г. (млн руб.) Объем реализации в 2002 г. (млн долл.)
1 28 "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания"1, 2 25862.6 824.7
2 32 Пивоваренная компания "Балтика"1, 2 21697.9 682.7
3 48 АПК "Черкизовский"1 12013 383.1
4 54 "Марс" 10541.8 336.2
5 60 МПБК "Очаково"1 8517.1 271.6
6 89 Кондитерское объединение "Россия" 6003.2 191.4
7 92 Микояновский мясокомбинат 5862.3 186.9
8 95 Группа компаний "Царицыно"1 5662.1 180.6
9 101 Кондитерский концерн "Бабаевский"1 5377 171.5
10 104 Экспериментально-консервный завод "Лебедянский" 5251.9 167.5
11 112 Пивоварня "Хейнекен"3 4994.9 159.3
12 114 "Ярпиво" 4838.3 154.3
13 117 "Красный Восток" 4709.8 150.2
14 136 Нижегородский масложировой комбинат 4075.5 130
15 144 Московский завод "Кристалл" 3932.2 125.4
16 149 Мясоперерабатывающий завод "Кампомос" 3854.7 122.9
17 150 "Эфирное" 3842.5 122.5
18 151 Пивоварня "Москва-Эфес" 3826.6 122
19 162 Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь" 3577.6 114.1
20 165 "Данон индустрия" 3561.9 113.6
21 170 "Омский бекон"1 3366.1 107.3
22 178 "Эрманн" 3230.8 103
23 180 "Русский продукт" 3170.5 101.1
24 189 Иркутский масложировой комбинат 2960.5 94.4
25 195 Мясокомбинат "Клинский" 2903.2 92.6
1Компании-холдинги, консолидированные данные по всем предприятиям холдинга.
2Холдинги "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" и "Пивоваренная компания 'Балтика'" предоставили консолидированные данные в соответствии с общепринятыми принципами бухучета США (US GAAP); эти данные не вполне сопоставимы с данными российской бухгалтерской отчетности. В случае предоставления данных, выраженных в иностранной валюте, пересчет в рублевый эквивалент осуществлялся по курсу, принятому в учетной политике компаний.
3В рейтинге за 2002 год -- "Браво Интернешнл".

Крупные производители продуктов питания и табачных изделий - наглядный пример "точек роста"

За последние годы колебания цен лихорадили нефтяную и металлургическую отрасли. Рейтинг фиксировал взлеты и падения машиностроителей и химиков. И только производители продуктов питания и табачных изделий неизменно наращивали обороты бизнеса. Этот выпуск "Эксперт-200" в очередной раз подтвердил правило. Предприятия пищевой промышленности заметно превосходят ведущие компании российской промышленности и по динамике развития, и по производительности труда, лишь немного уступая им в рентабельности (график 36).

По сути дела, пищевая промышленность - пример того, на что способна российская экономика при благоприятном инвестиционном климате. Срок окупаемости вложений в предприятия отрасли намного короче, чем при инвестициях в базовые отрасли промышленности. Отдачу от инвестиций можно почувствовать уже через год-два. При всей непредсказуемости ситуации в России такие сроки вполне приемлемы для большинства инвесторов.

Важно и другое. Сравнительно небольшие компании пищевки никогда не притягивали пристального внимания политиков. Ни государство, ни олигархи не проявляли особого интереса к их финансовым потокам. Депутаты не требовали пересмотреть итоги их приватизации. Даже коммунисты, и те признают целесообразность сохранения частной собственности в неключевых секторах промышленности.

Инвестиции в течение последних 5 лет демонстрировали редкую стабильностьЗа 1995-1997 годы объем капиталовложений в отрасль увеличился почти на 40% - до 2,2 млрд долларов в 1997 году, значительно опережая динамику роста инвестиций в топливный комплекс и в промышленность в целом (график 37). Даже после кризиса инвесторы сохраняли стабильные вложения в пищевую промышленность на уровне 1,5-1,6 млрд долларов ежегодно. Кстати, по объемам инвестиций производители продуктов питания устойчиво занимают вторую позицию после ТЭКа. Даже металлургические компании им не конкуренты.

Еще более оптимистично пищевая промышленность была оценена иностранцами. В 2000-2001 годах объем вложений из-за рубежа в российское производство продуктов питания существенно превышал инвестиции в топливную промышленность (график 38). На сегодняшний день в России свои производства имеют почти все ведущие мировые компании по производству продуктов питания и табачных изделий.

За годы инвестиционного бума ведущие российские участники рынка успели провести коренную модернизацию и внедрить новые технологии. По сравнению с 1997 годом износ основных фондов пищевых компаний сократился на 10,6 процентного пункта, составив к началу 2002 года в среднем 35,9%. Причем у ведущих производителей этот показатель существенно ниже. Так что по качеству продукции крупные отечественные предприятия не уступают иностранным компаниям. К тому же отрасль пережила период консолидации, и крупные российские холдинги вполне готовы к конкуренции с западными компаниями.

По объемам иностранных инвестиций пищевая промышленность конкурирует только с топливным комплексом Соревноваться есть за что. Емкость российского рынка продуктов питания оценивается сейчас в 50-60 млрд долларов. Есть основания предполагать, что рынок будет увеличиваться и в будущем. Ведь реальные доходы населения растут уже четвертый год подряд (график 39), а именно этот фактор и определяет динамику рынка продовольствия.

На рынке молочной продукции и соков безоговорочно доминирует крупнейший российский пищевой холдинг "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" (28-е место в "Эксперт-200"). В 2002 году эта компания увеличила свои доходы на 31,4%. Весьма внушительный результат, учитывая общий объем выручки холдинга. Основными его конкурентами в сегменте молочной продукции являются компании "Эрманн" (178-е место) и "Данон Индустрия" (165-я позиция), располагающие собственными производствами на территории России. Их деятельность динамично расширяется. Выручка "Данон Индустрия" выросла в 2002 году более чем два раза, "Эрманн" - в 1,6 раза. Однако у российских производителей есть важное преимущество. Хлынувший в 90-х годах в Россию поток низкокачественного импортного продовольствия надолго отбил у основной массы населения охоту покупать продукты зарубежного производства.

Этот же фактор поддерживает и российских производителей мясопродуктов. Среди предприятий этого сектора по объемам выручки лидирует АПК "Черкизовский", занимающий 48-ю строчку в рейтинге "Эксперт-200". Судя по всему, предприятие в ближайшем будущем сохранит свои позиции ведущей мясоперерабатывающей компании России. Слишком велик его отрыв от ближайших конкурнетов. Наиболее динамичные из них - Микояновский мясокомбинат (рост доходов в 2002 году - 41,5%) и мясокомбинат "Клинский" (26% роста) - находятся соответственно на 92-м и 195-м месте в рейтинге.

Рост реальных доходов населения создает основу для развития рынка продовольствия

Рынок пива в России после нескольких лет бурного роста замедляет развитие. По оценкам пивоваренной компании "Балтика", потребление пива увеличилось в 2002 году только на 8%, что является самым низким показателем за последние годы. Тем не менее отдельным участникам рынка удается весьма динамично увеличивать свои доходы. Лидерами по темпам роста в 2002 году стали турецкая пивоварня "Москва-Эфес", позиционирующаеся в средневысоком ценовом сегменте, и российская компания "Ярпиво", делающая ставку на более дешевые сорта. Выручка этих предприятий в 2002 году увеличилась соответственно на 53,3 и 52,4%.

В кондитерской промышленности позиции лидеров занимают преимущественно предприятия, принадлежащие зарубежным компаниям. На первых местах в этом выпуске рейтинга как по объемам реализованной продукции, так и по динамике развития, находятся российское подразделение фирмы "Марс" (54-е место в общем рейтинге) и принадлежащая компании Nestle кондитерская фабрика "Россия" (89-е место). Однако это лидерство обманчиво. К сожалению, в этот раз мы не получили консолидированных данных от холдингов "Красный Октябрь" (эта компания представлена в рейтинге своим московским предприятием) и холдинга "Сладко". Будь они в нашем списке - возможно, ситуация выглядела бы несколько иначе.

Крупнейшие предприятия табачной промышленности России

Открыть таблицу в новом окне
  Место в списке 1 Компания Объем реализации в 2002 г. (млн руб.) Объем реализации в 2002 г. (млн долл.)
1 35 "Филип Моррис Ижора" 18331,3 584,5
2 41 "Петро" 16102,6 513,5
3 59 "Лиггетт-Дукат" 8997,2 286,9
4 88 "Донской табак" 6141,0 195,8
5 91 "Филип Моррис Кубань" 5983,2 190,8
6 118 "Бритиш Американ Тобакко -- Ява" 4685,0 149,4
7 134 "Балканская звезда" 4236,2 135,1
8 177 "Ротманс-Нево" 3237,9 103,2
9 200 "Праймери Дон" 2776,1 88,5

А вот на рынке табачных изделий с первенством иностранных компаний спорить не приходится. Из девяти предприятий отрасли, попавших в этот раз в список 200 крупнейших компаний России, шесть принадлежат компаниям с мировым именем. Наиболее крупным из них является "Филип Моррис Ижора", занимающее 36-ю позицию в рейтинге "Эксперт-200". Из отечественных компаний в рейтинге присутствуют только фабрика "Балканская звезда" (134-е место) и "Донской табак" (88-я позиция), а также его дочерняя структура "Праймери Дон" (200-е место). Кстати, последняя лидирует в табачной промышленности по темпам роста доходов, которые увеличились в 2002 году в 2,2 раза. Столь высокий рост выручки обеспечен крупными инвестициями со стороны материнской компании, планирующей активно расширять свою нишу на рынке, - по оценкам, она может составить около 15% к 2005 году.