Методология
Поделиться
VK


Методология

В этом разделе представлена методология присвоения рейтингов кредитного климата стран

Агентство присваивает два типа рейтингов стран.

1. Рейтинги кредитоспособности суверенного правительства (РКП).

Уровень рейтинга отражает мнение агентства о способности правительства своевременно выполнить все финансовые обязательства как текущие, так и будущие.

Суверенные рейтинги предназначены для определения уровня кредитного риска по долговым обязательствам суверенного правительства.

  • Суверенные рейтинги могут быть использованы инвесторами, вкладывающими средства в государственные обязательства.
  • Кроме того, этот вид рейтингов используется агентством для оценки способности государства оказать поддержку связанному с государством частному заемщику при определении уровня кредитного рейтинга заемщика.

2. Рейтинги кредитного климата стран (РКК).

Рейтинг является мерой системного кредитного риска страны относительно других стран. Уровень рейтинга отражает мнение агентства об уровне возвратности инвестиций в государственные и частные долговые обязательства в стране

Исходя из уровня рейтинга кредитного климата стран мы определяем, до какой степени инвестор может опасаться невозвратности инвестиций в долговые обязательства контрагентов страны как по причине недостаточной кредитоспособности этих контрагентов, так и по причине организационных сложностей: неразвитости финансовых рынков, социальной нестабильности, низкого уровня соблюдения закона и защиты прав инвесторов.

  • Рейтинги кредитного климата используются при присвоении рейтингов кредитоспособности заемщиков и надежности эмитированных ими ценных бумаг в качестве одного из факторов, влияющих на итоговый уровень кредитного рейтинга по международной шкале.
  • Рейтинги кредитного климата используются для ранжирования стран в зависимости от уровня возвратности инвестиций в государственные и частные долговые обязательства в стране. Чем выше уровень рейтинга кредитного климата, тем ниже уровень системного кредитного риска страны по сравнению с другими странами.

Агентство присваивает РКК и РКП в национальной валюте и в иностранной валюте. Рейтинги в иностранной валюте, в отличие от рейтингов в национальной валюте, учитывают дополнительные риски невыполнения валютных обязательств, связанные с возможностью изменений результата внешнеэкономических операций из-за колебаний валютных курсов и ограничений на валютные операции, а также с обесценением валютных активов.

Оба типа рейтингов зависят от финансового состояния заемщиков страны, в т. ч. правительства, от уровня развития финансовых рынков, уровня социальной и политической нестабильности, от правовых особенностей государства. Но для суверенных рейтингов (РКП) важнее всего финансовое состояние правительства и его долговая нагрузка. РКК придает больший вес и более подробно оценивает институциональное развитие государства и состояние его финансовой системы.

При присвоении обоих типов рейтинга оцениваются следующие разделы (с разными весами):

  1. Благосостояние государства: анализ благосостояния государства в целом (как источника доходов правительства) и правительства в частности. Оцениваются:
    • уровень долговой нагрузки правительства;
    • структура государственного долга;
    • состояние государственного бюджета, а также региональных и муниципальных бюджетов
    • состояние платежного баланса;
    • уровень производства и его динамика;
    • уровень и динамика инфляции;
    • уровень и динамика безработицы.
  2. Уровень развития и риски финансовой системы государства: оценка возможности генерации денежных средств финансовыми рынками и наличия угрозы необходимости поддержки банковской системы.
  3. Характеристика проводимой государством политики: оценка фискальной и монетарной политики.
  4. Структура экономики: оценка структуры экономики, ее чувствительности к событийному риску, анализ географических и геополитических условий.
  5. Уровень институционального развития государства: оценка качества работы государственных институтов и их влияния на социальное и экономическое развитие страны.
  6. Валютные риски: оценка влияния изменений результата внешнеэкономических операций из-за колебаний валютных курсов и ограничений на валютные операции, а также обесценения валютных активов правительства и хозяйствующих субъектов страны на ее способность выполнять валютные обязательства.
  7. При присвоении РКК тщательнее оцениваются разделы, не связанные с госдолгом. В том числе проводится более подробная оценка:
    • уровня и динамики корпоративного долга;
    • уровня и динамики реальных процентных ставок;
    • качества организации финансовых рынков и уровня защиты прав инвесторов;
    • конкурентного положения компаний страны;
    • динамики фондового рынка.