Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Условия участия и методика рэнкингов аудиторских организаций, аудиторских групп и сетей

Ежегодно в рамках комплексного проекта «Российский аудит и консалтинг» рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) составляет списки (рэнкинги) крупнейших компаний, работающих на рынке аудиторских услуг («Российский аудит»). Цель рэнкингов – выявить ведущих представителей в сфере аудита и повысить их известность. Параллельно в рамках проекта составляются рэнкинги ведущих компаний в сфере консалтинга, аутсорсинга учетных функций и технологического аудита и консалтинга. Подготовка списков основана на сведениях, предоставленных участниками, заверенных фирменной печатью и подписью руководителя компании; сверка основана на официальных статистических документах.

Внимание участников! В результате совместной работы с представителями общественной организации «Национальный союз аудиторов» методика рэнкингов «Российский аудит» была обновлена. Подробная информация о принципах составления рэнкингов приводится далее по тексту и доступна на сайте агентства.

Рэнкинги «Российский аудит»

Начиная с 2017 года RAEX (Эксперт РА) составляет четыре следующих рэнкинга:

  1. Рэнкинг крупнейших аудиторских организаций (основной).1

  2. Участники – аудиторские организации (субъекты аудиторской деятельности). Каждый участник рэнкинга представлен одним юридическим лицом.

    Критерий ранжирования – выручка аудиторской организации согласно форме № 2-аудит и одновременно (дополнительный критерий) выручка от аудиторской деятельности (место по выручке от аудиторской деятельности справочно отражается в единой таблице отдельной колонкой). Доля выручки от аудиторской деятельности2 у организации должна составлять не менее 15%.

    Сверка данных: форма № 2-аудит (к участию в рэнкинге компания допускается только после предоставления такой формы). Если данные предъявленной справки отличаются от показателей аналогичной формы, предоставленной регулятору аудиторской деятельности, то организатор опровергает соответствующие сведения в рэнкинге и к участию в нем такая компания более не допускается.

  3. Рэнкинг крупнейших аудиторских групп и сетей (основной).

  4. Участники:

    – группы аффилированных компаний во главе с аудиторской организацией или во главе с компанией, созданной собственниками бизнеса для управления аффилированными компаниями группы;

    – российские юридические лица, работающие под брендом международной или национальной аудиторской сети, соответствующей критериям (требованиям) Министерства финансов РФ.

    Критерий ранжирования

    Для аудиторских групп: суммарный доход головной аудиторской компании и ее аффилированных (зависимых) компаний или суммарный доход компаний, аффилированных (зависимых) по отношению к компании, созданной собственниками с целью управления компаниями группы. Не рассматривается доход аффилированных компаний, не имеющих отношения к аудиту и (или) консалтингу.

    Для сетей: суммарный доход российских юридических лиц, работающих под брендом международной или национальной сети, соответствующей критериям (требованиям) Министерства финансов РФ.

    Доля выручки от аудиторской деятельности* в суммарном доходе группы или сети должна составлять не менее 20% (не включая прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью).

    *Согласно Федеральному закону № 307-ФЗ, статья 1, пункт 2.

    Название группы приводится в соответствии с наименованием головной аудиторской организации. Если головная аудиторская компания имеет торговую марку, то позиционирование в рэнкинге допускается под ней с приведением сноски о наименовании головной организации. Участие под названием управляющей или иной компании, созданной собственниками с целью управления компаниями группы, допускается только в том случае, если такое название идентифицирует аудиторскую организацию группы. У сетей название должно соответствовать официальному названию международной либо национальной сети или соответствовать утвержденному и официально принятому названию сети в РФ.

    Критерии зависимости или аффилированности, учитываемые в рамках рэнкингов:

    1. Дочерние и зависимые общества (деятельность которых относится к аудиту и (или) консалтингу) с долей в головной или в УК, равной или больше 20%.
    2. Учредитель или совладелец головной компании (доля не менее 20%) является учредителем или совладельцем (не менее 20%) других компаний, которые относятся к аудиту и (или) консалтингу.
    3. Учредитель или совладелец головной компании (доля не менее 20%) является руководителем других компаний, которые относятся к аудиту и (или) консалтингу.
    4. Руководитель головной аудиторской компании также является действующим руководителем в других компаниях, деятельность которых относится к аудиту и (или) консалтингу.

    Критерии вхождения в сеть

    Международная аудиторская сеть: лицензионное соглашение аудиторской компании с международной аудиторской сетью, входящей в список Forum of Firms; наличие аудиторской компании в списке членов на официальном интернет-сайте международной аудиторской сети.

    Национальная аудиторская сеть: соответствие критериям (требованиям) Министерства финансов РФ (см. соответствующий протокол или требования на сайте www.minfin.ru).

    Подтверждение существования сети и статуса членства: перечень международных сетей, входящих в список Forum of Firms; государственный реестр Министерства финансов РФ; официальные интернет-сайты сетей с информацией, подтверждающей членство в них российских юридических лиц.

    Перечень членов сетей и состав аудиторских групп будет размещен на сайте агентства на странице каждого участника рэнкинга.

    Сверка данных: форма № 2-аудит и формы № 2 бухгалтерской отчетности всех компаний, учитываемых в группе. Если участник не может предоставить форму № 2 бухгалтерской отчетности за исследуемый период, то запрашиваются формы за предшествующий период. В случае существенных отличий, подтверждающих то, что данные за исследуемый период, предоставляемые для рэнкинга, были преднамеренно искажены, участника в рэнкинг больше не включают, а его сведения опровергают.

  5. Рэнкинг международных сетей (дополнительный, вспомогательный список).

  6. Участники – российские юридические лица, работающие под брендом международной аудиторской сети, входящей в список Forum of Firms.

    Остальные принципы изложены в тексте выше (о международных аудиторских сетях).

  7. Рэнкинг аудиторских групп (дополнительный, вспомогательный список).

Участники – группы аффилированных лиц во главе с аудиторской организацией либо во главе с управляющей или иной компанией, созданной собственниками бизнеса с целью управления компаниями группы (название или бренд такой компании должен обязательно идентифицировать аудиторскую организацию группы).

Остальные принципы изложены в тексте выше (об аудиторских группах).

Рэнкинги «Российский консалтинг»

Рэнкинг крупнейших консалтинговых групп и компаний. Участники – аудиторские и консалтинговые организации или их группы; ИТ, юридические и оценочные компании или их группы, предоставляющие консалтинговые услуги. Критерий ранжирования: выручка от консалтинговых услуг (см. методику).

Рэнкинг крупнейших компаний в области аутсорсинга учетных функций. Участники – специализированные организации, предоставляющие услуги аутсорсинга функций учета, а также любые компании, имеющие опыт предоставления услуг по регулярному обеспечению учетных функций клиента. Критерий ранжирования: выручка от услуг аутсорсинга функций учета (см. методику).

Рэнкинг компаний в области технического аудита и консалтинга. Участники – специализированные организации, предоставляющие услуги технического аудита и консалтинга, а также любые компании, имеющие опыт предоставления данных услуг. Критерий ранжирования: выручка от услуг технического аудита и консалтинга (см. методику).

Определения

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность и являющаяся членом саморегулируемой организации аудиторов (СРО).

Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом СРО аудиторов.

Аудиторская деятельность – деятельность по проведению аудита и оказанию услуг, сопутствующих аудиту.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения мнения о ее достоверности.

Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций; анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации; юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления; автоматизация бухгалтерского учета и внедрение ИТ; оценочная деятельность; разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Общие условия

В рэнкингах участвуют организации, зарегистрированные на территории РФ и предоставляющие обозначенные выше услуги. В зависимости от направлений услуг участника включают в один или несколько рэнкингов. При этом участник вправе отказаться от включения в какой-либо из списков.

В анкете нужно указать признак зависимости (аффилированности) компаний. Организатор рэнкинга вправе запросить документы, подтверждающие зависимость компаний или членство в сети. Отказ от предоставления документов дает организатору право не учитывать показатели.

В рэнкинге организация не может быть участником более чем одной группы или сети.

В рамках проекта прочими услугами, связанными с аудиторской деятельностью, не могут считаться исключительно исследовательские и информационные услуги, а также услуги по подбору персонала. Эти направления могут сопровождать услуги, которые согласно вышеприведенному определению связаны с аудиторской деятельностью. Организатор рэнкинга вправе не учитывать эти направления или запросить пояснения от участника. Также в рамках данного исследования услугами, связанными с аудиторской деятельностью, не являются регулярная поддержка ИТ-инфраструктуры и техническая поддержка ИТ-проектов, продажи и поставка (стоимость) ИТ-оборудования или программного обеспечения (лицензии).

В зависимости от формы подтверждения выручки в рэнкинге указывается уровень доверия к информации. Высокий (I) – выручка подтверждена формами за исследуемый период; средний (II) – формами за предыдущий период.

От имени группы или сети головная (или управляющая) организация предоставляет отчетности всех компаний, консолидированных в анкете, берет на себя право заверять данные по группе, присылает организатору анкету, отчетности и другие документы, а также несет полную ответственность за достоверность предоставленных сведений. Предоставляя информацию по группе, в анкете нужно указать данные о внутригрупповой выручке – такой доход не относится к аудиту и консалтингу.

Участники, у которых выручка увеличилась за год на 50% и более, должны назвать факторы достижения выдающихся результатов. Их нежелание предоставить обоснования роста выручки дает право организатору рэнкинга не учитывать этот показатель.

Заверяя анкету, участник подтверждает право организатора рэнкинга получить из иных источников информацию, подтверждающую сведения, направленные для рэнкинга и публикации. При расхождениях показателей и отсутствии аргументов организатор вправе не принимать сведения на обработку или опровергнуть их.

Для участия нужно заполнить электронную анкету и заверить информацию в бланке подтверждения (лист из электронной анкеты) подписью руководителя и печатью организации. Для аудиторской группы или сети бланк заверяется печатью головной аудиторской организации (или управляющей компании) и подписью ее руководителя. После заполнения анкету, бланк и отчетные формы (форма № 2-аудит и форма № 2) нужно прислать по адресу: audit@raexpert.ru до 24 марта 2017 года.

Информация о порядке заполнения анкеты содержится в ее инструкции (instruct.doc). В связи с определенными сроками реализации проекта организатор рэнкинга вправе не принимать анкету, полученную позже указанного срока. Сведения из анкеты включаются в рэнкинг после получения заверенного бланка подтверждения и запрашиваемых документов, а также оплаты услуг по обработке информации.

По вопросам предоставления информации, пожалуйста, обращайтесь по электронной почте: audit@raexpert.ru или по телефону (495) 225-34-44 (доб. 1668).

Благодарим Вас за сотрудничество!

1 Деятельность субъектов аудиторской деятельности регулируется законом об аудиторской деятельности; аудиторские группы не являются субъектами аудиторской деятельности.

2 Не включая прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью (консалтинг).