Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Конкурс годовых отчетов

 


КАРТА ПРОЕКТА
Конкурс годовых отчетов


Российские компании активно переходят на новые стандарты годовой отчетности G4 GRI и IIRC. По данным рейтинга RAEX (Эксперт РА), 36 отчетов за 2014 год соответствуют G4 GRI, в прошлом году соответствовали единицы. Однако смена формата по-прежнему сопровождается довольно традиционным наполнением. Компании продолжают качественно раскрывать информацию о достигнутых результатах в стратегии, операционной и финансовой деятельности, и не распространяются о планах и видении макрорисков. Вместе с тем более активный переход на новые стандарты побудил компании четче обозначать ключевую тему годового отчета и формировать содержание всех разделов для раскрытия этой темы.

Выводы

Баланс сильных и слабых сторон годовых отчетов. В отчетах компании качественно раскрывают ретроспективную информацию. В 2015 году, как и в 2014-м, разделами, оказавшими положительное влияние на рейтинг, являются: информация о достигнутых стратегических результатах, об операционной и финансовой деятельности, а также об управлении персоналом. Как и годом ранее, слабо раскрыты разделы, посвященные анализу макроэкономики, описанию бизнес-модели, инноваций и цепочки поставок.

Главный вызов, стоящий перед компанией при подготовке годовых отчетов, – определение основной темы отчета. Одним из ключевых пунктов международных стандартов по подготовке годовой отчетности (G4 GRI и Международный стандарт по интегрированной отчетности) является принцип существенности. Под ним понимается основная тема годового отчета. Предприятия, загрязняющие окружающую среду, делают акцент на природоохранных мероприятиях, убыточные компании – на оптимизации бизнес-процессов. Если организация планирует масштабные проекты, то именно они становятся ключевой темой отчета.

Больше российских отчетов в международном рейтинге. В международный рейтинг Annual report on annual reports за 2015 год вошло 12 российских компаний (в прошлом году – восемь). Лидером среди них в этом году является «Трансконтейнер», занявший 107-е место (из 400). В прошлом году лучшая российская компания («Уралкалий») заняла 166-е место. В этом году пять компаний, которые участвовали в прошлом году, поднялись в рейтинге.

Рейтинг социальных отчетов и отчетов об устойчивом развитии. В этом году RAEX (Эксперт РА) составил отдельный рейтинг социальных отчетов. Максимальный рейтинг получили те компании, которые заняли ведущие места в основном рейтинге. Как правило, социальные отчеты делают наиболее прогрессивные в подготовке годовых отчетов компании, поэтому список лидеров во многом совпадает.

Позиции участников

Марина Галушкина
руководитель Российской региональной сети по интегрированной отчетности
Рост стоимости компании создается не автономно, изолированно от внешнего мира, а во взаимодействии с внешним миром, и в интегрированных отчетах это показывается через капиталы, которые принадлежат не только компаниям, но находятся в совместном пользовании с другими заинтересованными лицами – интеллектуальный капитал, кадровый капитал, природный капитал и т. д. В основе своей эти стандарты очень близкие.
Виктория Долина
руководитель направления по корпоративной социальной ответственности (КСО) и нефинансовой отчетности АО «Атомредметзолото»
Для наших партнеров, стейкхолдеров, тех, кто читает наш отчет, очень интересна бизнес-модель. Открывая наш отчет, все смотрят на бизнес-модель. На внутренней раскладке нашей папки показана бизнес-модель, но в основе лежит обязательно стратегия. Мы показываем капиталы на входе и на выходе, а также основную цепочку создания стоимости в центре. Это обычно пользуется особенным интересом. На конкурсе биржи нашу бизнес-модель отметили особой номинацией.
Гуляев Константин Александрович
заместитель руководителя экспертного центра НП «Российский институт директоров»
Важный момент – умение прогнозировать. Годовой отчет часто ругают за то, что он теряет свою актуальность к моменту выхода. Поэтому, чтобы нивелировать эту проблему, нужно рассказывать о своих планах на будущее и прогнозировать развитие ситуации в дальнейшем.
Перышков Дмитрий Владимирович
креативный директор и совладелец брендинговой компании Direct Design Visual Branding (DDVB)
Отсутствие коммуникационных платформ у многих наших клиентов – это, как правило, головная боль. К нам приходит клиент и говорит: «Ну, придумайте!» Зачем мы должны придумывать? Это вы в течение года жили, это ваша коммуникация, это ваша компания. Вы скажите, о чем этот годовой отчет, а мы уже его сделаем впоследствии и в бумажной, и в интерактивной версии. Мы облечем его в ту форму, которую мы умеем, годами учились делать. А коммуникация – это ваше, с вашей стороны.
Зиновьев Александр Александрович
account planning director агентства Streetart
Базовая проблема, о которой мало говорят, -- это разрыв между содержательной частью и оформлением. Следует попытаться найти точку синергии и взаимодействовать, найти общее решение, потому что картинка действительно может влиять на смысл, так же как и текст. Это какие-то детали, кажущиеся незначительными, но мы сталкиваемся с ними как с серьезными факторами.
Шлесберг Денис Леопольдович
генеральный директор, исполнительный креативный директор креативного агентства «Артоника»
У годовых отчетов есть очень серьезная аудитория. На мой взгляд, целевые аудитории хотят узнать четыре основные вещи. Во-первых, что делает компания. Во-вторых, насколько хорошо компания это делает. В-третьих, знают ли они, что они делают. Согласитесь, это несколько разные вещи: что они делают, насколько хорошо они делают и знают ли они вообще, что они делают. Насколько есть понимание у людей, которые заняты каким-то делом, что они хотят получать в результате, и предложить клиентам, рынку и партнерам. Четвертый аспект, который хотят узнать из годовых отчетов те, кто их читает, – насколько это все будет иметь значение завтра.

Значимость проекта:

Конкурс проведен в семнадцатый раз. RAEX («Эксперт РА») предоставляет дискуссионную площадку лидерам в подготовке, продвижении и применении годовых отчетов - представителям компаний и инвесторов, консультантов, а также представителям международных организаций – разработчиков новых стандартов годовой отчетности. В рамках форума проводится интерактивный опрос участников рынка, а также церемония награждения компаний – победителей Конкурса годовых отчетов.





Исследования по теме
Обзор годовых отчетов за 2014 год: старое наполнение по новым стандартам
05.11.2015
Российские компании активно переходят на новые стандарты годовой отчетности G4 GRI и IIRC. По данным рейтинга RAEX (Эксперт РА), 36 отчетов за 2014 год соответствуют G4 GRI, в прошлом году соответствовали единицы. Однако смена формата по-прежнему сопровождается довольно традиционным наполнением. Компании продолжают качественно раскрывать информацию о достигнутых результатах в стратегии, операционной и финансовой деятельности, и не распространяются о планах и видении макрорисков. Вместе с тем более активный переход на новые стандарты побудил компании четче обозначать ключевую тему годового отчета и формировать содержание всех разделов для раскрытия этой темы.