Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.

Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты
Экспорт и выгрузка рейтингов
Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Реформа рынка лизинга: возможности и риски

 


КАРТА ПРОЕКТА
Реформа рынка лизинга: возможности и риски

Дискуссия участников

Гришанков Дмитрий Эдуардович
член Совета директоров, президент рейтингового агентства "Эксперт РА"
Все материалы докладчика
Волков Станислав Александрович
Начальник отдела валидации рейтингового агентства "Эксперт РА"
Все материалы докладчика
Что касается общего влияния на рынок тех новаций, о которых мы сейчас поговорили, мы ожидаем их, конечно же, не ранее 2018 года. Мы ожидаем, что будет определенное замедление рынка, примерно до 5%. Это будет связано с тем, что организационные ресурсы лизинговых компаний будут во многом потрачены на адаптацию к новым требованиям и сил на заключение новых сделок может не хватить. Что касается позитивного эффекта, то, конечно же, он проявится не в 2018 году, а ближе к 2020 году. Но когда-то это все равно нужно делать. Если это не сделать сейчас, то лизинговый рынок может начать проигрывать конкуренцию другим секторам, таким как факторинговый, банковский, и оказаться на обочине финансового рынка.
Гамза Владимир Андреевич
председатель комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ
Все материалы докладчика
Давайте установим достаточность капитала 5%, и дальше компании будут наращивать капитал в зависимости от объема своих обязательств. Мне кажется, это было бы разумно, правильно и всем понятно.
Медведев Андрей Михайлович
заместитель начальника главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России
Все материалы докладчика
Режим надзора, который сейчас предполагается в рамках существующей концепции, наиболее либеральный с точки зрения других участников финансового рынка.

Введение единого регулятора с точки зрения надзора физически невозможно. Перед Минпромторгом и Минтрансом вы отвечаете как получатель субсидии. Соответственно, их волнует целевое использование субсидий. Мы же, когда надзираем со стороны Центрального банка, смотрим на некие общие правила игры. Это две разные функции.

Всегда создается симбиоз. Мы с Минэкономики всегда обмениваемся мнениями, понимаем друг друга, иногда даже пытаемся объединить отчетность, чтобы она не была слишком сложной для получателя, чтобы одни и те же цифры он не подавал множеству разных министерств. Я думаю, сейчас мы будем создавать такой симбиоз и будем договариваться с государственными органами, чтобы в будущем это было наименее затратно для субъекта рынка.

Моисеев Сергей Рустамович
советник первого заместителя председателя Банка России
Все материалы докладчика
Основное беспокойство, вполне разумное с юридической точки зрения: вы нам увеличите расходы – персонал, МСФО, учет, IT, а выгоды никакой нет. Но реформа делается не столько и не только для вас. Она делается в том числе для других. Она делается для правительства, на субсидиях которого «сидят» многие из вас и ежегодно получают субсидии в капитал. Это – раз. Второе: это сделано для ваших кредиторов, поскольку им надоело, что у нас уходит с рынка по 100 лизинговых компаний в год. Третье: клиенты хотят дешевый лизинг. Вам не важна стоимость, а клиенту важна, поэтому все это делается для того, чтобы отрасль стала прозрачной, понятной, с приемлемыми рисками, была минимально организована. В результате этого мы ожидаем снижение стоимости лизинга в последующие годы.

Мы вводим простейшее рамочное регулирование. Посмотрим, как оно будет работать все следующие годы. Если все будет хорошо, не будет прецедентов, и отрасль будет демонстрировать признаки самосознания, уверенности, устойчивости и прочие атрибуты, тогда, возможно, дело этим и ограничится. Если отрасль будет дальше демонстрировать признаки финансовой неустойчивости, то пруденциальное регулирование может маячить где-то в перспективе.

Я, к сожалению, не обнаружил, что на рынке есть лидеры, которые готовы взять на себя инициативу и подготовить новации. Получается, вместо вас новации создает государство. Это совершеннейший парадокс. Я думаю, что за оставшийся период до внесения законодательных изменений у вас есть возможность разработать новации в свою пользу. Воспользуйтесь возможностью. Сейчас, кроме жалоб на отчетность и издержки на IT, ничего полезного в этой дискуссии нет. Она не содержательна с точки зрения законодательства.

Аносов Игорь Александрович
директор по юридическим вопросам ООО «Нацпромлизинг»
Все материалы докладчика
Ведение отдельного реестра по фактам хозяйственной деятельности не очень понятно и, возможно, не очень нужно, или, если нужно, следует перевести этот формат в нотариальный реестр. Тогда логика в этом смысле как раз сохраняется. Мы бы вели этот реестр, передавали информацию в этот реестр нотариусам. Они в случае, когда необходимо изъять имущество или инициировать взыскание задолженности, обращались к этому реестру и к информации, которая содержится. Последние сомнения, которые у них есть сейчас, они бы для себя разрешали. Тогда бы этот механизм действительно работал.
Бортняева Ольга Вячеславовна
заместитель генерального директора по финансовым и операционным вопросам ООО «Элемент Лизинг»
Все материалы докладчика
Была затронута тема видов деятельности, которые можно, нужно разрешать лизинговым компаниям. Мы сторонники такого подхода: разрешено все, что не запрещено. Поэтому, на наш взгляд, формулировка должна исходить из того, что лизинговым компаниям можно заниматься любым видом деятельности, который прямо не запрещен или не отнесен к иным регулируемым видам деятельности, таким как банковская и тому подобное. По-моему, это самая простая формулировка.
Добровольский Владимир Павлович
заместитель генерального директора по работе с клиентами ПАО «ГТЛК»
Все материалы докладчика
Вернусь к разговору о том, что нас сделают некредитными финансовыми организациями. Вопрос один. Мы, в отличие от других, имеем дело с имуществом. Лизинговая компания изначально создавалась asset-based financing, то есть она основана на имуществе, которое мы как лизинговая компания должны понимать, сдавать в долгосрочную аренду (с правом выкупа, без права выкупа) и работать с ним. Мы не кредитная организация как таковая.
Калинкин Максим Юрьевич
заместитель генерального директора АО «Газпромбанк Лизинг»
Все материалы докладчика
Объективно мы можем сейчас изменить ситуацию таким образом, что Центробанк введет жесткое регулирование, и мы как крупные компании останемся фактически неким продуктом внутри банка. И мы как менеджеры уже никому не будем нужны, и отрасли нашей просто не будет, не то, что региональных маленьких компаний. Будут созданы в лучшем случае какие-нибудь департаменты внутри банков, останется 10 компаний у материнских банков, засим все закончится.

Де-юре нет операционного лизинга. Все это прекрасно понимают. Де-факто мы привыкли подстраиваться под ситуацию и предлагать рынку любое решение, в котором есть потребность. Мы прекрасно понимаем, что по сути своей это аренда. Мы пытаемся, как и весь рынок, делать, предлагать какие-то структурированные решения через свои компании, через прямую аренду. Есть и вариации, есть и возможности. Другое дело, что в ситуации, которая сейчас описана, природа Федерального закона о лизинге не предусматривает операционного лизинга. Природа обеспеченного финансирования, которая сейчас заложена, к сожалению, не способствует и точно не будет способствовать развитию операционного лизинга.

Киркоров Алексей Николаевич
финансовый директор АО «Сбербанк Лизинг»
Все материалы докладчика
Нас беспокоит переход на единый план счетов. Мы понимаем, что это может произойти нескоро, но будет связано с изменением огромного количества бизнес-процессов лизинговых компаний. Придется изменить учетные системы, переобучить сотрудников, сформировать новые аналитические подразделения. Я думаю, это будет очень интересная и увлекательная работа. Но я проводил оценки, во сколько это обойдется рынку, и у меня получилось примерно от 10 до 20 млрд в зависимости от того, кто останется на рынке.
Кожевников Александр Николаевич
генеральный директор ООО «МКБ-лизинг»
Все материалы докладчика
Недаром же Минфин планирует на введение стандарта МСФО «Аренда» переход в течение трех лет. Минфин очень хорошо понимает: одно дело – работа страховых, финансовых организаций. Это исключительно электронные деньги, это движение по счетам. У нас же идет реальное движение активов, взаимодействие с реальными хозяйствующими субъектами, поэтому проявляются совершенно разные факторы.
Курдомонов Дмитрий Владимирович
управляющий директор компании «Хомнет Лизинг»
Все материалы докладчика
Готовая IT-система – это основной сдерживающий фактор. Даже если ЦБ напишет идеальный стандарт, бухгалтеры ведут учет не в стандарте. Они ведут учет в какой-то системе. Эта система должна быть готова. С технической точки зрения больших проблем нет. Здесь основная проблема именно организационного характера. Во-первых, организовать взаимодействие с Центральным банком. Организовать взаимодействие с теми, кто разрабатывает эти стандарты, чтобы они своевременно попадали к разработчикам системы, чтобы было однозначное понимание по возникающим вопросам.
Михайлов Александр Сергеевич
генеральный директор АО «ЛК «Европлан»
Все материалы докладчика
Все вопросы, связанные с маленькими лизингодателями, с маленькими лизингополучателями решаются в Минфине. Как ПБУ будет написан, так и будет в стране работать этот лизинг.

Последовательность [должна быть] такая. Сначала МСФО и РСБУ, гармонизированные с МСФО. Соответствующий ему локальный отраслевой стандарт с особенностями применения для крупных, мелких и прочих.

Приображенская Виктория Витальевна
советник департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина РФ
Все материалы докладчика
Федеральный стандарт бухгалтерского учета охватит и оперлизинг, и текущую аренду, и финансовую аренду. Это будет единый стандарт. А дальше последствия в бухгалтерском учете будут связаны как раз с тем, какое решение примут организации. Если они принимают решение переходить в статус некредитных финансовых организаций, то это бухгалтерский учет, который предусмотрен для некредитных финансовых организаций: большое количество отраслевых стандартов, четких инструкций, планы счетов. Другое направление. Это те организации, которые принимают решение не входить в систему некредитных финансовых организаций. Тогда план счетов привычный. Но здесь тоже нужно учитывать, что у вас проходят изменения в бухгалтерском учете. Последствия изменений бухгалтерского учета в чистом виде должны быть очень серьезными для всех, даже для малых компаний.
Царёв Кирилл Александрович
генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг», президент Объединенной лизинговой ассоциации
Все материалы докладчика
Долгое время говорилось о том, будто реформа направлена, прежде всего, на пользу лизингодателей. Сейчас мы слышим и по действиям понимаем, что она все-таки направлена не только в пользу лизингодателей, а в интересах государства.

Для лизинговых компаний это [переход на работу по новым правилам] будет стоить денег. Когда мы говорим: «Давайте посчитаем, сколько это будет стоить», мы ведь говорим это не только и не столько потому, что нам это нравится или не нравится, или почему мы не хотим остановить реформу. Но акционеры и компании должны понимать, какой объем средств будет на это направлен, и с чем столкнутся компании, что будет происходить с рентабельностью их деятельности. Возможно, в том числе это нужно даже для того, чтобы принять решение и спокойно в течение трех – пяти лет уйти с рынка. Это тоже позиция, это тоже нормально.

Исследования по теме
Лизинг в России: итоги 9 месяцев 2017 года
16.10.2017
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации приступает к проведению очередного исследования рынка лизинга – по итогам работы за 9 месяцев 2017 года. По результатам исследования будет составлена картина рынка и рэнкинги лизингодателей (в целом по рынку, а также в разбивке по видам оборудования и географии деятельности).
Лизинг в России: итоги I полугодия 2017 года
05.10.2017
Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках круглого стола «Реформа рынка лизинга: возможности и риски»
29.05.2017
Итоги опроса показывают настороженное отношение лизингового сообщества к проводимой реформе. Почти половина представителей лизингового рынка отмечает риски для своей компании при переходе на единый план счетов для некредитных финансовых организаций. Каждый третий опасается пруденциального регулирования, несмотря на то что введение данной меры планируется не ранее 2020 года. Также существенные опасения связаны с ограничением совмещения лизинговой деятельности с иными видами деятельности (17% голосов). Тем не менее отдельные положения реформы не вызывают тревоги у лизинговых компаний. Никто из участников опроса не рассматривает как ключевую угрозу для рынка требования к капиталу, создание СРО, а также реестра лизинговых компаний.
Статьи экспертов по теме
Книга рекордов лизинга
11.10.2017 / Павел Жолобов
Обзор текущего состояния рынка лизинга от "Эксперт РА".
В тяжелых условиях
24.11.2015 / Руслан Коршунов
Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга (-26%) и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса.
Рознице не до роста
23.11.2015 / Руслан Коршунов
Сокращение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса и замораживание лизинговыми компаниями сделок в 1кв.2015г. оказали давление на розничный сегмент. В результате сокращение количества лизинговых сделок на рынке за 9 месяцев 2015г. составило 25%, несмотря на запуск госпрограммы по льготному автолизингу.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка