Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России

Панельная дискуссия «Перезапуск рынка лизинга»

Гришанков Дмитрий Эдуардович
член Совета директоров, президент рейтингового агентства "Эксперт РА"
Все материалы докладчика
Волков Станислав Александрович
управляющий директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА)
Все материалы докладчика
Мы видим фронтальную активизацию региональных сделок: лизинговые компании активизировали свои продажи в регионах. Это свидетельство того, что, с высокой вероятностью, тренд на восстановление, который мы видим, продолжится и далее.
Агаджанов Максим Анатольевич
генеральный директор АО «Газпромбанк Лизинг»
Все материалы докладчика
В конце 2016 года мы увидели, что рынок более-менее стабилизировался. По крайней мере, лизинг вагонов начал консолидироваться на базе ряда крупнейших компаний, близких к РЖД. Ставки пошли вверх. Все те проблемы, которые были, по крайней мере, начали решаться. Мы увидели новые сделки.
Ершов Олег Борисович
генеральный директор АО «Лизинговая компания «КАМАЗ»
Все материалы докладчика
Хотел бы отметить непоследовательные действия правительства, связанные с ранним объявлением государственных программ поддержки как лизинга, так и автомобилестроения. Раннее объявление – соответственно, ожидание этих спецпрограмм, желание всех заинтересованных лиц поучаствовать в них. Фактически этот год ознаменовался тем, что многие программы, как, например, субсидирование газомоторной техники, действовали всего четыре-пять месяцев из 12. Надо учитывать, что техника не появляется мгновенно. Соответственно, реальная жизнь этой программы – два месяца в году. За это время надо было найти клиента, многим (особенно муниципалитетам) – провести некие конкурсные процедуры и, образно говоря, успеть вскочить в последний вагон, чем мы все судорожно и занимались в последнее время. Не знаю, как это было у коллег, но последние два месяца прошли именно под знаком этого.
Кожевников Александр Николаевич
генеральный директор ООО «МКБ-лизинг»
Все материалы докладчика
Мы не имеем особых иллюзий относительно того, что в 2017 или в 2018 году появятся какие-то драйверы, позволяющие расти компаниям, которые сейчас себя чувствуют плохо. Может быть, только ограниченный круг компаний, которые связаны с подготовкой к чемпионату мира по футболу, резко улучшат показатели. Поэтому в части строительства упор мы делаем на ликвидность техники и возможность ее перепродажи.
Кудрявцев Гурам Андреевич
генеральный директор ООО «РБ Лизинг»
Все материалы докладчика
Финансовая отчетность, стабильная в момент принятия решения, в кризисный цикл ухудшается. Соответственно, ты остаешься с активом, который стоит столько, сколько он стоит. Поэтому с точки зрения более рисковых сегментов мы всегда базируемся на качестве активов, потому что грузовик MAN все равно будет грузовик MAN после любого кризиса. А с уникальным оборудованием, которое в России имеешь только ты, конечно, будут трудности.
Моисеев Сергей Рустамович
советник первого заместителя председателя Банка России
Все материалы докладчика
Конечная цель предлагаемых для лизингового рынка изменений, которые растянутся на ближайшие два года – это улучшение бизнес-климата. Пруденциального, административного и прочего существенного вмешательства на этом рынке не предполагается. Реформа должна закончиться значительным повышением прозрачности лизинговых компаний, повышением их привлекательности для кредиторов. Отсюда будет проистекать снижение стоимости для лизинга.
Приображенская Виктория Витальевна
советник департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина РФ
Все материалы докладчика
Мы, конечно, будем приближать стандарт к МСФО, но объективно, малый бизнес не потянет тот объем требований, который заложен в МСФО. Для них мы будем делать упрощение, для них мы будем делать наработки в рамках нашей экспертной группы по малому бизнесу. Мы не оставим их на растерзание МСФО.

Если говорить в целом о прогнозах по МСФО в мире, то идет перераспределение налоговой базы. Явно будет усиливаться нагрузка на лизингополучателей, на арендаторов имущества. Каким образом – будет решаться в каждой конкретной ситуации, просчитываться компаниями.

Царев Евгений Маркович
заместитель председателя подкомитета по лизингу ТПП РФ
Все материалы докладчика
Очень важен ответ на вопрос «каким должен быть входной порог по капиталу для компаний?» Сегодня есть позиция крупнейших компаний, есть позиция Центрального банка. Наша позиция такова: чтобы сохранить существующую инфраструктуру, которая позволит работать компаниям белого сегмента, присутствующим сегодня на рынке, нужна достаточность собственного капитала примерно 30 миллионов рублей. Мы считаем, что лизинговый бизнес в портфеле компаний должен составлять примерно 40%. С этого можно начинать.
Царёв Кирилл Александрович
генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг», президент Объединенной Лизинговой Ассоциации
Все материалы докладчика
Одним из ключевых трендов, который будет иметь место в связи с введением и увеличением регулирования, станет следующий: сегмент крупнейшего бизнеса не будет пользоваться российским лизингом. Соответственно, доля лизинга как такового и все его развитие будет в сегменте малого, среднего бизнеса и в сегменте относительно крупного, но не крупнейшего.

Выход на рынок лизинга для физических лиц может принципиально изменить структуру российского лизинга и создать большую подотрасль, которая станет относительно самостоятельной. Это будет совершенно другой размер бизнеса, другой размер портфелей, что неизбежно поставит вопрос о секьюритизации портфелей. Это другое структурирование бумаг. Это будет большая отрасль, поэтому, безусловно, это движение, наверно, невозможно без превращения ее в более цивилизованную.

Шабалин Дмитрий Владимирович
генеральный директор «ИНТЕЗА Лизинг»
Все материалы докладчика
Самая большая проблема, с которой придется столкнуться всем лизинговым компаниям – возможные сложности с корректностью исполнения бюджета: сколько будет выделено; как и когда дойдет то, что выделено. Ведь около 70–80% наших клиентов, сталкиваются в той или иной степени или с федеральным бюджетом, или с бюджетами крупнейших государственных компаний. В связи с этим постоянно имеют место турбулентности с платежной дисциплиной у лизингополучателей, которая у любой лизинговой компании вызывает необходимость или реструктуризации, или долгих переговоров и изъятий, или же просто списания этих сделок.

Секция 1 «Этапы и механизмы реформирования лизинговой отрасли»

Волков Станислав Александрович
управляющий директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА)
Все материалы докладчика
Царёв Кирилл Александрович
генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг», президент Объединенной Лизинговой Ассоциации
Все материалы докладчика
СРО – это организация, которая будет проверять своих участников. Это очень серьезный объем важной работы. Мы будем должны самостоятельно платить за то, что внутри отрасли кто-то разрабатывает стандарты и следит за тем, чтобы мы, в том числе те, кто за это платит, их соблюдали. СРО на первом этапе будут создавать крупнейшие компании просто в силу того, что они сразу будут вынуждены нести существенно большие расходы. При этом в дальнейшем в этой СРО, наверно, будут участвовать все.
Eфремов Дмитрий Сергеевич
заместитель генерального директора по СЗФО ООО «Сименс Финанс», вице – президент ОЛА
Все материалы докладчика
В основе зарубежного опыта регулирования лизинга на сегодняшний день лежит, Базель II. Лицензирование лизинговой деятельности во многих странах также присутствует. Все лицензии получают либо в Центральном банке той страны, где зарегистрирована лизинговая компания, либо в организации сродни той, которую пытаемся создать мы. Это саморегулируемая организация, либо какие-то финансовые департаменты и т.п.

Иванов Сергей Викторович
Генеральный директор ЗАО «ИКБ Лизинг», Председатель Подкомитета по лизингу Ассоциации Европейского Бизнеса (AEB)
Все материалы докладчика
Вы слышали что-нибудь о бюджете СРО, который формируется? Я вам скажу, что минимальная сумма порядка 114 млн рублей. Оптимальное значение – около 150 млн рублей. Платить эти деньги будем мы, не государство или кто-то другой. Создание одной СРО будет означать, что в этой ситуации на следующий год мы с вами будем платить столько, сколько скажет СРО. Неучастие в СРО будет означать, что мы прекращаем свою лизинговую деятельность в области финансового лизинга.

Киркоров Алексей Николаевич
финансовый директор АО «Сбербанк Лизинг»
Все материалы докладчика
При переходе, близком к международным стандартам, нам придется отражать на балансе лизингополучателя имущество, точнее – актив, то есть у лизингополучателей появится право пользования активом. В этом кроется достаточно серьезный вызов, потому что унификация российских правил с международными правилами приведет к тому, что у лизингополучателей начнет меняться структура баланса. Причем начнет меняться не только структура баланса, но и структура доходов-расходов.

Марасеева Наталья Владимировна
руководитель службы риск-менеджмента и комплаенс ПАО «Трансфин-М»
Все материалы докладчика
[В связи с изменениями в законодательстве] появляются следующие обязанности для лизинговых компаний. В первую очередь, лизинговая компания обязана организовать систему управления рисками. Система должна соответствовать масштабам деятельности лизинговой компании. Мы также говорим о том, что ответственность за организацию и контроль работы системы управления рисками несет совет директоров, либо какой-то другой орган – высший орган управления.

Михайлов Александр Сергеевич
генеральный директор АО «ЛК «Европлан»
Все материалы докладчика
Когда в отрасли нет саморегулирования, нет даже базовых принципов риск-менеджмента, к ней создается недоверие. От этого недоверия выигрывают не самые лучшие игроки – те, которые начинают переворачивать идею доступа к финансированию простым способом: «Дайте, пожалуйста, федеральный фонд развития чего-нибудь, квоту. Мы создадим серию лизинговых компаний, получим рефинансирование ЦБ и так далее». У государственников в этом случае рождаются очень простые решения. Как обеспечить финансирование? Нужно создать специальную организацию и так далее. СРО, мне кажется, позволит именно в этом выстраивать правильную инфраструктуру.

Нестерова Эвелина Эдуардовна
вице-президент Объединенной Лизинговой Ассоциации
Все материалы докладчика
Я обещала пример баланса интересов сторон. Если говорить о такой уступке, мы хотим, чтобы определялся размер финансирования, вернее, расчеты по досрочному прекращению договора, этот размер сальдо только после того, как имущество уже продано, понятно – в разумные сроки. Мы балансируем это тем, что лизинговая компания обязана извещать лизингополучателя о том, что имущество продано. Иначе, что же, ему нанимать детективное агентство?

Цангль Наталия Евгеньевна
руководитель cлужбы внутреннего контроля лизинговой компании ОАО «ТрансФин-М»
Все материалы докладчика
Целью нашей рабочей группы было, во-первых, предложить поправки в Федеральный закон о лизинге в части системы внутреннего контроля и соответствующих функций, в данном случае – внутреннего аудита. Второе: подготовить проект стандарта, который будет раскрывать, давать более детальное видение техник, практик внутреннего контроля, внутреннего аудита. Некое пособие для использования лизинговыми компаниями в ежедневной деятельности.


Секция 2 «Адаптация лизинга к новым условиям развития»

Царёв Кирилл Александрович
генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг», президент Объединенной Лизинговой Ассоциации
Все материалы докладчика
Чем больше становится наш рынок, тем больше он притягивает и разных смелых людей, и мошенников. Пока мы были маленькими, некоторые вещи считались для нас нормальными. Вопрос регулирования отрасли – это, в том числе, вопрос решения этих проблем. Это очень важно.
Ершов Олег Борисович
генеральный директор АО «Лизинговая компания «КАМАЗ»
Все материалы докладчика
Приведу примерный расчет стоимости модернизации или создания нового условного автобусного парка для условного города типа Набережных Челнов, в котором я живу, на 250 автобусов. Первоначальный взнос по лизингу порядка 180 млн рублей (минимум). Стоимость реконструкции, строительства пассажирского автопредприятия – от 50 до 500 млн рублей. Создание инфраструктуры по заправке газом – от 40 до 150 млн рублей. Иными словами, в это нужно вложить примерно от четверти миллиарда до миллиарда рублей. Денег у многих муниципалитетов нет. Возможное решение – в государственно-частном партнерстве.
Карнарук Валентин Петрович
директор по развитию бизнеса ГК «Балтийский лизинг»
Все материалы докладчика
Три месяца просрочки – и имущество возвращается лизингодателю. Всё. Если у нас будет работать такой механизм, если его будут регулировать и все будут понимать: просрочка три месяца – изъяли, продали, это, я считаю, великое благо. Нет проблем и резервов, которые нужно формировать в отношении договоров, выходящих с просрочкой.
Киркоров Алексей Николаевич
финансовый директор АО «Сбербанк Лизинг»
Все материалы докладчика
Есть еще очень важный аспект, который связан не с реформой ЦБ, а именно с внедрением новых правил учета. Мы значительную часть имущества (по некоторым оценкам это примерно 60%) учитываем на балансе лизинговой компании. Если мы будем передавать его на баланс лизингополучателям, уже лизингополучатели будут платить с него налог на имущество (а по целому ряду видов имущества налог все-таки будет).
Курдомонов Дмитрий Владимирович
управляющий директор компании «Хомнет Лизинг»
Все материалы докладчика
Конечно, не следует откладывать инициативы по развитию фронт-офиса и бэк-офиса, тем более все фишки системы, которые я показывал, легкодоступны пользователям промышленных систем. Они этим пользуются. Они это ставят на поток. Наш новый функционал довольно быстро находит своих потребителей. Тем более технология позволяет перейти в течение разумного срока.
Малышев Виктор Евгеньевич
генеральный директор ООО «Райффайзен-Лизинг»
Все материалы докладчика
Дигитализация лизинга, анонсированная ЦБ РФ, уже реализовалась в виде единого электронного реестра регистрации лизинговых сделок. Надеемся, что это будет скорректировано и представлено в более удобоваримом для рынка формате. Сейчас этот процесс приостановится, но тем не менее мы понимаем, что в любой момент регулятор или какой-то другой орган может вернуться к этому вопросу.
Шаматова Малика Улугбековна
заместитель руководителя департамента развития корпоративного бизнеса и стратегического управления АО Росагролизинг»
Все материалы докладчика
Ежегодные показатели приобретения сельхозтехники в целом – порядка 20 тысяч единиц. Только для того чтобы сохранить текущий уровень обеспечения сельхозтехникой, нужно двукратное увеличение.
Исследования по теме
Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2013 года: удвоение оперлизинга
04.12.2013
За счет роста в III квартале рынок лизинга немного отыграл падение 1 полугодия: по итогам 9 месяцев 2013 года новый бизнес сократился на 3% (за 6 месяцев – минус 17%). Наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, в то время как оперативный лизинг вырос вдвое (с 39 до 75 млрд рублей, доля – с 4% до 8%). Оперлизинг уже играет заметную роль в авиатехнике и ж/д транспорте, однако пока это нишевой продукт, и драйвером рынка он станет не ранее, чем через два-три года. В отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике прирост рынка лизинга и в 2013-м, и в 2014 году вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии.
Лизинг в России: итоги 1 полугодия 2013 года
23.09.2013
Рынок лизинга в 1 полугодии 2013 года сократился на 17% - в первую очередь, из-за сжатия ж/д-сегмента в 2 раза. Падение могло быть вдвое больше – смягчил его авиализинг, увеличившийся в 7 раз. Крупнейшие компании пытаются переориентиро­ваться на розничные сегменты, выстраивая «лизинговые фабрики». Опереться при этом на «розничные конвейеры» материнских банков в полной мере не получается, приходится выстраивать собственные каналы продаж. Запуск лидерами рынка «лизинговых фабрик» повысит доступность инструмента лизинга для клиентов-МСБ, но усилит конкуренцию. По итогам 2013 года, по прогнозу «Эксперт РА», рынок лизинга вырастет на 6% при оптимистичном сценарии, и сократится на 10% при пессимистичном.
Рынок лизинга по итогам 2012 года: вагоны подвели
24.04.2013
В 2012 году объем нового бизнеса на рынке лизинга вырос всего на 1,5%, составив 1,32 трлн рублей. Столь слабая динамика обусловлена снижением активности в сегменте ж/д техники и ростом процентных ставок по кредитам. На фоне сокращения сделок с подвижным составом заметно повысилась диверсификация рынка по сегментам и клиентам. В 2013 году лизингодатели ждут значимого роста только в сегментах автотранспорта и строительной (дорожно-строительной) техники. По прогнозу «Эксперта РА», в текущем году рынок вырастет на 8% в соответствии с оптимистичным сценарием и будет стагнировать в случае дальнейшего сокращения ж/д сегмента.
Статьи экспертов по теме
Далеко не уехали
15.01.2015 / Руслан Коршунов
Рост автолизинга не компенсировал сокращение крупных сегментов лизингового рынка. В итоге новый бизнес за 9 месяцев 2014 года сократился на 10%, а его падение за 2014 год может достигнуть 20%.
Внимание на «розницу»
29.09.2014 / Руслан Коршунов
Рынок лизинга испытывает сжатие и структурную перестройку – на первое место, как и в 2008 году, вышел самый ликвидный сегмент – автолизинг. Но рост «просрочки» и сокращение автопродаж мешают ему стать драйвером рынка.
Лизинг в России
2013-12-19 18:04:47
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка