Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Лизинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Лизинг в России



В 2013 году коррекция арендных ставок и цен на вагоны обусловили сокращение основного сегмента лизингового рынка – ж/д техники. Замедление роста экономики привело к снижению сумм сделок еще в ряде сегментов рынка лизинга. В итоге объем новых сделок за 9 месяцев 2013 года сократился на 3%. Удерживает рынок от более сильного падения сегмент авиатехники, увеличившийся за год вдвое. В отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике прирост рынка лизинга и в 2013, и в 2014 гг. ожидается минимальным даже в оптимистичном сценарии.

Выводы

В третьем квартале 2013 года рынок лизинга немного отыграл падение 1-го полугодия – сокращение новых сделок по итогам 9 месяцев составило 3% (за полугодие – 17%). Объем нового бизнеса за январь-сентябрь 2013 года составил 940 млрд руб. Динамика крупнейших сегментов рынка – ж/д транспорта и авиатехники – при этом отличалась от первых двух кварталов года: если ж/д сегмент отвоевывал утерянные позиции, то объем авиасделок в третьем квартале был незначительным, однако сегмент по-прежнему занимает заметную долю на рынке.

В структуре рынка наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, при этом оперативный лизинг за год увеличился вдвое. По итогам 9 месяцев 2013 года в общей сумме сделок он занял 8%. Рост объема оперативного лизинга коррелирует с ростом доли авиасегмента в целом по рынку - значимую часть лизинга самолетов составляют сделки оперативного лизинга.

Основные препятствия для роста оперативного лизинга - отсутствие развитого вторичного рынка имущества, законодательная неопределенность, невысокая культура эксплуатации техники, отсутствие налоговых преференций. Потребителями таких услуг в России преимущественно являются дочерние предприятия международных холдингов (транслирующие зарубежные принципы ведения бизнеса), а также компании, нацеленные на иностранное фондирование – при действующих правилах МСФО лизинг позволяет не отягощать баланс и улучшить индикаторы эффективности. Отечественные предприниматели пока предпочитают чаще приобретать имущество в собственность, а не в пользование.

Массового интереса к оперативному лизингу у лизингодателей не наблюдается. Несмотря на рост оперлизинга за прошедший год, около 33% опрошенных топ-менеджеров не планируют им заниматься в 2014-2015 годах и только 18% компаний собираются разрабатывать такой продукт. Примерно четверть участников опроса будут развивать операционный лизинг в 2014 году, и почти столько же руководителей компаний указали, что уже предлагают его своим клиентам.

Источник: «Эксперт РА», по данным опроса топ-менеджеров российского лизингового рынка на конференции «Лизинг в России – 2013»

По мнению топ-менеджеров лизинговых компаний, стагнация рынка в 2014 году продолжится. Около 67% участников опроса полагают, что объемы сделок в 2014 году изменятся незначительно (± 5%). Результаты опроса по данной теме за последние три года говорят о том, что прогнозы топ-менеджеров становятся все более осторожными. 19% респондентов ожидают сокращения рынка. Оптимистические ожидания были характерны только для 14% руководителей, 6% при этом надеются на рост рынка более чем нам 15%.

Позиции участников

Царев Кирилл Александрович
Царев Кирилл Александрович,
президент Объединенной лизинговой ассоциации
Мы несколько лет говорим о замедлении темпов роста рынка, что рынок исчерпал простые пути развития. Мы в прошлом году обогнали Италию по размеру рынка. С одной стороны, это здорово. Но банковский рынок Италии больше российского. И это косвенный показатель того, что уровень проникновения лизинга в российской финансовой системе несколько выше, чем в некоторых развитых экономиках Европы. Это еще один сигнал того, что рынок насыщен, что простыми путями развиваться он больше не сможет. Нужна добавленная стоимость продукту, ее надо развивать. Выигрывает только тот, кто решает проблемы клиента. Следует понимать, что необходимо совершенствование процессов – с меньшими затратами делать то же самое, но предоставлять услугу клиенту дешевле, либо давать больший спектр услуг. Подробнее
Литовкин Олег Валерьевич
Литовкин Олег Валерьевич,
генеральный директор ЛК «УРАЛСИБ»
Главные проблемы – достаточность капитала и изменение нашей судебной практики. Понятие достаточности капитала влияет на всех. Наверное, это основной вопрос, потому что внедрение «Базеля-II» и Базеля-III» окажет влияние на построение кэш-потока компании и обеспечение достаточности капитала с точки зрения размеров активов. Также общая угроза для рынка – особенности нашего законодательства и правоприменение. У нас в каждом регионе существует особое понимание лизинга в целом и лизинговой сделки в частности. И поэтому в Уральском регионе один способ урегулирования сделки, в Центральном регионе – другой. Необходимо единообразие. Подробнее
Добровольский Владимир Павлович
Добровольский Владимир Павлович,
директор по развитию ГТЛК
Необходимо разграничивать рынок авиализинга. Первая часть его – рынок лизинга региональной авиации, где западные компании не присутствуют. Этот авиализинг начал развиваться только в 2013 году после принятия положения №1212 о субсидировании части стоимости воздушного судна. Региональные авиакомпании получили возможность закупать технику. Регистрация самолетов до 50 кресел производится в России, тут иностранные игроки не присутствовали. Данный рынок будет расти большими темпами по количеству судов, но объемы останутся небольшими. Суда стоят в среднем около 150 млн рублей. Если же мы будем говорить о рынке больших судов, там идет речь о 50–60 млн долларов. Подробнее
Афанасьев Михаил Кузьмич
Афанасьев Михаил Кузьмич,
директор департамента финансирования малого и среднего предпринимательства ОАО «МСП Банк»
Аналитический центр «МСП Банка» провел исследование финансового состояния и ожиданий сегмента малого и среднего предпринимательства, в рамках которого было опрошено около 1500 предпринимателей из каждого федерального округа РФ. Опрос предпринимателей показывает, что в оценках перспектив развития их бизнеса и собственных планов по развитию (например, инвестиции в основной капитал, планы по увеличению выручки, расчеты спроса на продукции и услуги) доля негативных оценок растет, а позитивных – снижается. Тенденция устойчивая, мы ее отмечаем с 2011 года. После острой фазы кризиса в 2010 году, когда была некоторая волна оптимизма, казалось, что кризис остался в прошлом, позитивные оценки были достаточно высоки. Но с 2011 года идет замещение положительных оценок на негативные. Подробнее
Клишо Сергей Алексеевич
Клишо Сергей Алексеевич,
заместитель генерального директора ЗАО «Сбербанк Лизинг»
Мне кажется, что основная проблема и в оперативном, и финансовом лизинге, которая задерживает развитие «фабрик», это процедура изъятия имущества, по которому лизингополучатель не платит. Как она может быть решена, всем понятно. Нужна досудебная остановка использования предмета лизинга – первое требование. Второе – изъятие предмета лизинга. Все, кто занимается этим, знают, что это сложно и затратно. Если эта проблема будет решена, то оперативный лизинг строительной, дорожной и коммунальной техники будет решаться по-другому. Почему оперативный лизинг большей частью делается не в российском праве? Никто не собирается уходить от налогов. Вопрос в другом: он делается в другом праве, которое дает больше возможностей по защите интересов как лизингодателя, так и финансирующей организации (я имею в виду по воздушным судам). Подробнее
Калинкин Максим Юрьевич
Калинкин Максим Юрьевич,
заместитель генерального директора «Газпромбанк Лизинг»
Сегмент, в котором мы работаем – крупные и крупнейшие заемщики, отличается от остального рынка. Мы заметили, что крупные и крупнейшие заемщики приходят к необходимости аренды, вызванной тем, что в портфеле существуют достаточно серьезные ковенанты от кредиторов. Если брать в чистом виде лизинг, то его отнесение на долговую нагрузку несет 100% ковенант. Если они используют аренду, их кредитная нагрузка снижается. Поэтому им выгоднее брать объект в аренду. В сфере дополнительного сервиса, к которому мы приходим, оперативный лизинг будет являться достаточно хорошим подспорьем.Подробнее

Позиция «Эксперт РА»

На фоне сокращения сделок финансового лизинга, оперативный лизинг продемонстрировал позитивную динамику, объем таких контрактов вырос с 39 до 75 млрд руб. (9М2013 к 9М2012). Оперативный лизинг пока играет заметную роль лишь в авиатехнике и ж/д транспорте, но по мере развития вторичных рынков оборудования он будет открывать новые возможности роста для лизингодателей. В ближайший год развитие оперлизинга будет идти медленно в результате стагнации экономики (его доля в 2014 году не превысит 10%), но новый экономический подъем может совпасть с «созреванием» ряда вторичных рынков оборудования, ростом их ликвидности, в этот момент возможны высокие темпы роста оперативного лизинга. Чтобы не пропустить этот подъем, нарабатывать компетенции в оперативном лизинге компаниям нужно уже сегодня.

Значимость проекта

Проект является центральным событием на российском лизинговом рынке и реализуется уже в 12-ый раз. Цель проекта: способствовать развитию российского лизингового рынка в качестве устойчивого, стабильного и эффективного инструмента долгосрочных инвестиций в приоритетные отрасли экономики, путем повышения его прозрачности.

Совокупная рыночная доля участников конференции превысила 50%.





Исследования по теме
Рынок лизинга по итогам 2012 года: вагоны подвели
24.04.2013
В 2012 году объем нового бизнеса на рынке лизинга вырос всего на 1,5%, составив 1,32 трлн рублей. Столь слабая динамика обусловлена снижением активности в сегменте ж/д техники и ростом процентных ставок по кредитам. На фоне сокращения сделок с подвижным составом заметно повысилась диверсификация рынка по сегментам и клиентам. В 2013 году лизингодатели ждут значимого роста только в сегментах автотранспорта и строительной (дорожно-строительной) техники. По прогнозу «Эксперта РА», в текущем году рынок вырастет на 8% в соответствии с оптимистичным сценарием и будет стагнировать в случае дальнейшего сокращения ж/д сегмента.
Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний на ХI Всероссийской конференции "Лизинг в России – 2012": БУДУЩЕЕ РЫНКА ЛИЗИНГА
09.01.2013
По мнению топ-менеджеров лизинговых компаний, замедление рынка в 2013 году продолжится. Почти 53% опрошенных топ-менеджеров считают, что рынок (объем новых сделок) в 2013 году вырастет не более чем на 10%. По результатам аналогичного опроса на 2012 год 58% респондентов ожидали роста до 20%. Увеличилось число участников рынка, ожидающих стагнации – если в 2011 году 17% респондентов полагали, что объем рынка не увеличится, то сегодня такого мнения придерживаются 20%, еще 10% участников ожидают сокращения рынка. Ощутимого роста рынка (более 10%) ждут только 16% руководителей. Основанием для негативных ожиданий стал целый ряд факторов: изменения в ж/д сегменте (падение ставок аренды и цен на вагоны), высокая база роста, отмена налога на имущество.
Рынок лизинга в 2008 году: свободное падение
26.04.2009
В свободном падении: сокращение заемных средств на рынках капитала и снижение платежеспособного спроса сократило объем рынка лизинга более чем на четверть. По итогам 2008 года сумма новых сделок снизилась на 27,8% по сравнению с 2007 годом. Объем сделок на рынке составил 720 млрд руб. по сравнению с 997 млрд руб. в 2007 году.
Статьи экспертов по теме
Далеко не уехали
15.01.2015 / Руслан Коршунов
Рост автолизинга не компенсировал сокращение крупных сегментов лизингового рынка. В итоге новый бизнес за 9 месяцев 2014 года сократился на 10%, а его падение за 2014 год может достигнуть 20%.
Внимание на «розницу»
29.09.2014 / Руслан Коршунов
Рынок лизинга испытывает сжатие и структурную перестройку – на первое место, как и в 2008 году, вышел самый ликвидный сегмент – автолизинг. Но рост «просрочки» и сокращение автопродаж мешают ему стать драйвером рынка.
Лизинг в России
2013-12-19 18:04:47
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
20
апреля
2017
Круглый стол «Реформа лизинга: потенциальный драйвер или ограничитель развития рынка?» станет площадкой, где представители власти и лизинговые компании смогут обсудить наиболее спорные положения реформы еще на этапе ее разработки, рассмотреть варианты развития лизинга в России в связи введением регулирования.
2
декабря
2015
Цель проекта: Разработка мер по стимулированию развития лизинга импортозамещающего оборудования в ключевых секторах экономики России
2
декабря
2014
Цель проекта: Выработка мер для стабильного развития лизингового рынка в условиях неопределенности в ключевом сегменте рынка