Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Факторинг в России

 


КАРТА ПРОЕКТА
Факторинг в России



В 2012 году усилилась специализация Факторов – одни игроки сконцентрировались на крупном бизнесе, другие – на МСБ. Рост объемов уступленных требований на 65% обеспечили главным образом Факторы, работающие с крупными поставщиками

Выводы

Усиление специализации Факторов привело к ослаблению конкуренции и, как следствие, росту факторинговых ставок в 2012 году. Факторы, аффилированные с крупными банками, при выходе на рынок предлагали ставки ниже рыночных. Столкнувшись с валом клиентов, они были вы­нуждены сконцентрироваться на работе с крупным бизнесом, который позволяет достигать эффекта масштаба, при котором невысокие ставки оправданы. Таким образом, одни Факторы стали специ­ализироваться на клиентах из числа крупного бизнеса, другие, напротив, сконцентрировались на МСБ.Это снизило накал конкуренции на рынке и привело к росту ставок.

За счет крупных корпоративных клиентов рынок факторинга в 2012 году обогнал не только номинальный ВВП, но и другие финансовые рынки. Рынок факторинга за 2012 год вырос на 65% по сравнению с 2011 годом и составил 1,45 трлн рублей.Обеспечили такую динамику глав­ным образом крупные клиенты, которые факторингом заместили банковское кредитование. Об этом свидетельствует рост доли крупного бизнеса в структуре сделок почти на 4 п.п.(до 59,2%).При этом банковское кредитование корпоративных клиентов показало в 2012 году куда более скромную динамику – 11,5%.

Объем рынка безрегрессного факторинга за 2012 год удвоился по сравнению с 2011 годом, а его доля достигла 1/3 рынка. В то же время основные игроки рынка безрегрессного факторинга в сегменте МСБ – ГК НФК, ОАО АКБ «Металлинвестбанк» и ООО «ФК «Лайф» – показали хотя и очень высокий темп прироста уступленных требований без права регресса (43%), но все же ниже среднерыночного. Таким образом, основной рост пришёлся на крупный бизнес.

Снижение уровня конкуренции за счет более четкой сегментации рынка может привести к росту концентрации кредитных рисков Факторов на отдельных клиентах, дебиторах, продуктах. Проблема высокой концентрации рисков может быть смягчена за счет кооперации Факторов между собой, развития страхования дебиторской задолженности и выхода в новые отрасли. В 2012 году Факторы достигли успехов во всех трех направлениях: имели место прецеденты объединения Фак­торов для работы с одним клиентом, на рынок факторинга вернулись западные кредитные страхов­щики, растет доля сделок в новых для факторинга отраслях (прежде всего, в сфере услуг).

«Эксперт РА» прогнозирует замедление темпов роста рынка до 35-40% в 2013 году, такая динамика позволит рынку достичь 2 трлн рублей. При сохранении низких ставок для крупного бизнеса факторинг продолжит перетягивать на себя банковских заёмщиков.Прежняя модель роста ещё далеко не исчерпала свой потенциал, поэтому в 2013 году «Эксперт РА» ожидает сохранения тенденции роста рынка факторинга, прежде всего, за счет крупных клиентов. Стабильная макроэко­номическая ситуация стимулирует все большую заинтересованность Факторов в сегменте «дебитор и клиент – МСБ», но пока этот сегмент слишком мал, чтобы оказывать большое влияние на весь рынок. Наиболее близок к насыщению сегмент «крупный дебитор – поставщик МСБ», из-за этого он не станет драйвером роста в 2013 году.

Позиции участников

Антон Мусатов
генеральный директор компании «ВТБ Факторинг»
По нашему мнению, за прошедший год на рынке произошла ярко выраженная отраслевая, продуктовая и клиентская сегментация факторов. Факторинг начал четко и индивидуально работать для крупного, малого и среднего бизнеса. Подробнее
Михаил Окунев
начальник банковского управления ОАО АКБ «Металлинвестбанк»
Факторы осознанно отказываются от того бизнеса, который не является для них ключевым, каждый Фактор борется лишь за определенный сегмент клиентов.Факторы намного активнее общаются между собой, обмениваются информацией, а иногда и клиентами. Подробнее
Виктор Носов
вице-президент, директор депар¬тамента факторинговых операций ОАО «Промсвязьбанк»
У нас сейчас примерно 65% объема приходится на корпоративных клиентов. Согласно стратегии, которую мы приняли примерно в сентябре прошлого года, в течение 5 лет мы хотим изменить ситуацию. Доля клиентов МСБ будет составлять 65%, а доля корпоративных клиентов – 35%. Иными словами, мы будем бороться за тех клиентов, на которых, может быть, раньше не обращали внимания. Мы будем бороться за маржу с другими участниками рынка. Подробнее
Алла Борискина
начальник Управления Интегрированных Маркетинговых Коммуникаций ЗАО «Русская факторинговая компания»
Ниши заканчиваются, а игроков становится больше. Именно поэтому Факторы стали уделять колоссальное внимание дополнительному сервису, автоматизации всех факторинговых процессов, продуктовой дифференциации, а главное – начали активно осваивать новые отрасли, которые ранее считались нефакторабельными. Подробнее
Владимир Емельянов
генеральный директор ООО «ПОЛИТЕКС»
Электронный факторинг на сегодня очень востребован как со стороны поставщиков, так и со стороны дебиторов, поэтому его объемы будут существенно увеличиваться. Он дает существенную экономию на документообороте и позволяет повысить эффективность взаимодействия с Фактором. Другое дело, что сейчас на рынке только один-два Фактора могут предложить полноценный электронный факторинг. Подробнее
Роман Огоньков
председатель правления банка «Национальная факторинговая компания»
Переход на юридически значимый электронный документооборот – это требование времени, причем для российской экономики в целом, а не только для нашей отрасли. Относительно развитых экономик мы чудовищно отстаем по показателям производительности труда, при этом сетуя на дефицит квалифицированной рабочей силы. Подробнее
Кирилл Покровский
директор департамента факторинга ОАО Банк "Петрокоммерц"
Имиджевая составляющая факторинга, наверно, в наших руках. Какое-то управление извне на сегодняшний день вряд ли поможет серьезно улучшить имидж. Подробнее
Максим Микульшин
начальник отдела развития факторинга ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»
На фоне некоторого ослабления ценовой конкуренции факторами в 2012 году проводилась работа над собственным позиционированием и концентрирование усилий на отдельных сегментах рынка. Подробнее

Позиция «Эксперт РА»

Усиление специализации ослабляет накал ценовой конкуренции, но повышает концентрацию Факторов на отдельных клиентах и дебиторах. Системной угрозы для рынка это пока не несет, ведь в опасную зону пошли единицы, да и те могут рассчитывать на поддержку материнских банков

Значимость проекта

Исследование рынка факторинга проводится на регулярной основе, начиная с 2005-года. Начиная с 2006-го года, исследование проводится дважды в год: по 1-му полугодию и по итогам года. В 2012 году в исследовании приняли участие 34 Фактора. Статистика, собранная за годы проведения проекта, стала основным источником актуальной информации о «раскладе сил» на рынке факторинга и способствует повышению его прозрачности. Исследования, проводимые в рамках проекта, широко используются государственными органами, самими Факторами и их кредиторами и инвесторами для оценки рисков, и перспектив развития отрасли.





Исследования по теме
Российский рынок факторинга в 2012 году: разошлись по нишам
21.05.2013
В 2012 году усилилась специализация Факторов – одни игроки сконцентрировались на крупном бизнесе, другие – на МСБ. Рост объемов уступленных требований на 65% обеспечили главным образом Факторы, работающие с крупными поставщиками. Усиление специализации ослабляет накал ценовой конкуренции, но повышает концентрацию Факторов на отдельных клиентах и дебиторах. Системной угрозы для рынка это пока не несет, ведь в опасную зону пошли единицы, да и те могут рассчитывать на поддержку материнских банков.
Итоги обзора рынка факторинга за первый квартал 2013 года: идем прежним курсом
15.04.2013
Рынок факторинга в 1-ом квартале по оценкам «Эксперта РА» вырос на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 375 млрд. руб. Объем портфелей Факторов на 01.04.13 составил около 233 млрд. руб.
Российский рынок факторинга в первом полугодии 2011 года: Заигрались с ликвидностью
02.11.2011
Избыточная ликвидность финансового сектора в 2010-начале 2011 года привела к перегреву рынка факторинга. Многие Факторы стали принимать на себя риски, которые раньше были не готовы брать. Снижение уровня ликвидности в экономике может обернуться сильным падением качества портфелей Факторов и резким замедлением рынка.
Статьи экспертов по теме
Развитие по убывающей
30.04.2015 / Владимир Тетерин
Несмотря на трехкратное торможение темпов прироста, рынок факторинга по итогам 2014 года превысил 2 трлн руб. Однако в 2015-ом его номинальные объемы сократятся как минимум на 10% за счет снижения потребительского спроса и риск-аппетитов Факторов.
Факторинговые заморозки
05.12.2014 / Владимир Тетерин
Рынок факторинга по итогам 2014 года может замедлиться с 30 до 5%. Решающее влияние на его динамику окажут снижение риск-аппетитов факторов, «продуктовые» санкции и сохраняющаяся напряженность с ликвидностью в банковском секторе
Факторинг в России
2013-12-17 17:17:34
Цель проекта: Выявить эффективные бизнес-модели в условиях усиления специализации Факторов.
Рэнкинги по теме
Мероприятия по теме
18
мая
2016
Цель проекта: выработка мер по поддержанию рентабельности и качества активов Факторов.
8
апреля
2015
Цель проекта: Содействие сбалансированному развитию рынка факторинга.
22
мая
2014
Цель проекта: Выявить эффективные бизнес-модели в условиях усиления специализации Факторов.