Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Электронные торговые площадки в России: кто есть кто

 


КАРТА ПРОЕКТА
Электронные торговые площадки в России: кто есть кто



Рынок электронной торговли B2B избежал «жесткой посадки». Несмотря на заметное снижение средних показателей закупочной деятельности компаний, в 2015 году объем рынка продемонстрировал номинальный рост (около 10%). Кризис ускорил расширение клиентской базы ЭТП, а также рост проникновения их услуг в сегменте B2B. Таким образом, накоплен потенциал для быстрого посткризисного роста рынка. Однако его будущее зависит от того, по какому сценарию пройдут реформа госрегулирования закупок субъектов закона № 223-ФЗ и отбор допущенных к их проведению операторов ЭТП.

 

Выводы

Рынок электронной торговли B2B избежал «жесткой посадки» в 2015 году. Несмотря на заметное снижение средних показателей закупочной деятельности компаний, в 2015 году объем рынка продемонстрировал номинальный рост (около 10%).

Ключевым фактором роста рынка стало увеличение клиентской базы заказчиков электронных площадок, а также увеличение доли закупок, проводимых компаниями в электронной форме. Доля крупнейших корпоративных заказчиков, внедривших закупки в электронной форме, выросла в 2015 году на 9 п. п. и достигла 77,4%. При этом большинство таких компаний проводят в электронной форме более половины своих закупок.

В сегменте закупок крупнейших компаний потенциал роста клиентской базы ЭТП близок к исчерпанию. Из числа топ-200 крупнейших компаний России электронными закупками не пользуются менее 40% корпоративных заказчиков. Подавляющее большинство этих заказчиков – частные компании нересурсоемких отраслей, которые являются наиболее «трудными» клиентами для операторов ЭТП.

Рост электронного рынка B2B носил экстенсивный характер. Подавляющее большинство заказчиков в 2014–2015 годах выводили на ЭТП закупки тех видов номенклатуры товаров, работ и услуг, по которым на электронном рынке уже проводятся значительные объемы торгов. Компании-новаторы, стремящиеся создавать и развивать новые товарные сегменты на электронном рынке, оказались в явном меньшинстве.

Спад инвестиционной и деловой активности, вызванный кризисом, практически не повлиял на предложение и уровень конкуренции поставщиков на электронном рынке B2B. Оценки крупнейших корпоративных заказчиков свидетельствуют, что уровень конкуренции на торгах и достигаемый компаниями за счет электронных закупок экономический эффект практически не изменились по сравнению с 2014 годом. Более того, объективные показатели конкурентности корпоративных закупок демонстрируют положительную динамику.

Отбор операторов ЭТП для проведения торгов по 223-ФЗ может привести к переформатированию всего рынка услуг электронных площадок в сегменте закупок корпоративных заказчиков. Рынок услуг ЭТП в данном сегменте концентрирован, а закупки по 223-ФЗ составляют львиную долю оборота торгов на большинстве крупных электронных площадок, проводящих торги в сегменте B2B.

Позиции участников

Сыромахо Максим Валерьевич
заместитель генерального директора ООО «РТС-тендер»:
«Если площадка имеет современную IT-инфраструктуру, имеет большой опыт проведения коммерческих торгов, любых торгов, в том числе и торгов по государственному заказу, то таким площадкам бояться особенно нечего. Сама тенденция, направленная на уменьшение количества электронных площадок, в конечном итоге структурирует данный рынок, и эта тенденция положительная».
Киценко Антон Сергеевич
член Комитета по развитию системы закупок Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, руководитель Департамента по работе с корпоративными клиентами АО «Единая электронная торговая площадка» (АО «ЕЭТП»):
«Мы видим попытки проникновения государства не только в регулируемые закупки по 223-ФЗ и подведение под общий знаменатель на основании 44-ФЗ. Мы видим попытки регулирования закупок частного бизнеса. Поэтому, если говорить о том, как, по нашим предположениям, будет развиваться ситуация в дальнейшем, в 2016-2017 годах, мы думаем, что решения в основном будут приниматься, исходя из опыта 44-ФЗ, как с точки зрения деятельности операторов площадок, так и с точки зрения заказчиков».
Зафесов Юрий Казбекович
директор департамента закупочной деятельности ПАО «Российские сети»:
«Мы опасаемся сужения рынка услуг ЭТП. Для нас неважно, кто является собственником площадки, важно, что она делает. Ограничение рынка приведет к ситуации, когда не будут удовлетворены наши постоянно существующие потребности в доработках функционала ЭТП. Мы знаем об идее создать единую площадку. Нас эти мысли пугают, потому что отсутствие конкуренции приведет к тому, что интересы большого количества компаний могут не быть учтены. Это, конечно же, будет для нас проблемой».
Дегтярев Алексей Викторович
генеральный директор B2B-Center:
«Именно в России сложилась уникальная история, культура электронных торгов. У нас есть возможность экспортировать эти технологии в Китай. Так почему не поддерживать российских производителей, которые экспортируют не просто товары, а экспортируют ноу-хау, экспортируют интеллектуальную собственность?».
Алексеев Михаил Владимирович
и. о. директора департамента сопровождения закупок ПАО «Ростелеком»:
«Для нас предстоящий отбор ЭТП не представляет проблемы. У нас настолько налажены процессы взаимодействия с крупнейшими, подчеркиваю, площадками, что мы располагаем нормально работающим механизмом проведения закупок. Конечно, если останется всего одна торговая площадка, есть некие риски: нет конкуренции, по идее, может снизиться качество услуг».
Умрихин Олег Викторович
генеральный директор электронной торговой площадки «Tender.Pro»:
«Любое ограничение конкуренции – это вред. Любое увеличение присутствия государства в экономике – это также вред. Поэтому я считаю, что тенденция лицензирования площадок, может быть, и правильна. Но в какую извращенную форму она вылилась? Вы посмотрите, кто является лидерами нашего рынка. Опять государственные компании».
Димитров Илия Димитрович
общественный омбудсмен по электронной торговле и предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме:
«Можно выделить три фактора, которые будут довлеть над рынком услуг ЭТП. Фактор первый – экономический. В зависимости от того, как будет в стране – станет хуже или лучше – будут или не будут закручиваться гайки. Второй фактор – политический. У нас сейчас выборы. Любые изменения 223-го закона или 44-го закона будут упираться в Государственную Думу. Вопрос: успеет ли Госдума рассмотреть текущие поправки? Третий фактор - очень интересная строчка в Послании Президента Российской Федерации: создание частных российских интернет-компаний по продвижению российских товаров на внешний рынок. Речь шла, в том числе, об ЭТП».

Позиция RAEX (ЭКСПЕРТ РА)

В условиях экономического кризиса электронный рынок B2B демонстрируют впечатляющую устойчивость. Спад в экономике оказал стимулирующее воздействие на крупнейших корпоративных заказчиков: рост клиентской базы электронных площадок и проникновения их услуг в этом сегменте в 2015 году заметно ускорился. Эти факторы позволили преодолеть негативные тенденции, вызванные кризисом, и рынок продолжил номинальный рост. При этом кризис пока не оказал негативного воздействия на предложение и уровень конкуренции в электронных корпоративных закупках. Возможные негативные сценарии развития рынка связаны, в основном, с реформой госрегулирования закупок субъектов закона №223-ФЗ и отбором ЭТП. Высокая концентрация рынка услуг ЭТП в сегменте регулируемых корпоративных закупок, критически важная роль закупок по 223-ФЗ в бизнесе независимых операторов ЭТП подразумевает, что отбор операторов ЭТП для проведения закупок госкомпаний переформатирует этот рынок в целом. Сохранение конкурентной среды зависит от того, учтет ли регулятор при проведении отбора сложившиеся рыночные позиции его основных участников.

Значимость проекта

Ежегодная профессиональная конференция «Электронные торговые площадки в России: кто есть кто» проводится рейтинговым агентством «Эксперт РА» с 2014 года. Цель проекта - выявить лучшие стратегии развития участников рынка услуг ЭТП, а также способствовать снижению рисков и издержек, препятствующих переходу корпоративных заказчиков к использованию электронных закупок. Профессиональная конференция стала центральной дискуссионной площадкой для участников рынка, собравшей как руководителей лидирующих электронных торговых площадок, так и руководителей закупок крупнейших компаний, представителей государственных регулирующих органов и экспертного сообщества.