Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Санкционные ограничения в отношении крупных российских банков оказали давление на динамику их финансовых показателей и потребовали оптимизации моделей развития как минимум по двум основным направлениям.

Во-первых, стало невозможным привлечение и рефинансирование трансграничного фондирования. Это потребовало его замещения ресурсами внутреннего рынка, что приводило к ухудшению диверсификации ресурсной базы по источникам и в отдельных случаях — росту стоимости фондирования.

Во-вторых, у российских банков сократились возможности размещать временно свободные ресурсы в короткие конверсионные операции и срочные сделки с зарубежными контрагентами. А это повлекло снижение объема таких операций и, соответственно, генерируемых банками доходов. Таким образом, возникли сложности с размещением в доходные активы (с оптимальным соотношением срочности и доходности) избыточной ликвидности. Она образовалась у крупных банков в силу перераспределения ресурсов в банковском секторе между его игроками на фоне кризиса.

Внешэкономбанк

Так, из отчета Внешэкономбанка за 2015 год по МСФО следует, что объем привлеченных от других банков средств в отчетном периоде практически не изменился. Он остался на уровне 1 трлн руб., что соответствовало 26% валовых пассивов на конец года, тогда как за 2014 год его прирост составил 47%. Разбивки этих ресурсов по принципу резидентства кредиторов в отчетности нет.

Но очевидно, что замещение средств из-за рубежа привлечением на внутреннем рынке позволило не сокращать совокупные обязательства, но снизило темпы их прироста — с 28% за 2014 год до 11% за 2015 год.

Фактически ВЭБу для выполнения планов по активным операциям, в первую очередь программам поддержки, потребовалось компенсировать близкую к нулю динамику рыночных ресурсов за счет финансирования со стороны правительства и Банка России на льготных условиях (прирост финансирования на 26% — с 559 млрд до 706 млрд руб. за 2015 год, тогда как в 2014-м его объемы, напротив, сократились на 43%) и докапитализации.

Сбербанк

Сбербанк с момента введения санкций — за период с 1 августа 2014 года по 1 июля 2016-го — продемонстрировал прирост валовых активов на 28% (с 18,1 трлн до 23,1 трлн руб.), привлеченных средств — на 25% (с 15,1 трлн до 18,9 трлн руб.). Доля средств кредитных организаций (как резидентов, так и нерезидентов) в валовых пассивах Сбербанка традиционно была невысока — 3,5% на 1 августа 2014 года и 1,8% на 1 июля 2016-го.

Поэтому Сбербанк не столкнулся со стрессами ресурсной базы и ликвидности при реализации рисков рефинансирования этих средств, то есть их оттоках. Компенсировать негативную динамику трансграничного фондирования позволило активное привлечение ресурсов на внутреннем рынке, в том числе за счет размещения облигаций.

Так, привлеченные Сбербанком на публичном рынке средства увеличились на 85% с момента введения санкций — с 336 млрд до 621 млрд руб. Безусловно, на руку Сбербанку сыграла паника клиентов российских банков в конце 2014-го — 2015 годах. Основа пассивной базы банка — это ресурсы физических и юридических лиц, в совокупности 17 трлн руб. (около 74% валовых пассивов на 1 июля 2016 года), что примерно поровну распределено между корпоративными и розничными кредиторами. Так вот, эти пассивы с момента введения санкций показали прирост на 45%.

Операции Сбербанка, как клиентские, так и собственные, с банками-нерезидентами практически не отреагировали на введение санкций
Благодаря такой динамике увеличение объемов рефинансирования со стороны Банка России потребовалось Сбербанку только во втором полугодии 2014 года — с 2,2 до 3,5 трлн руб. за полугодие. А затем произошло плавное снижение объема привлечения от ЦБ до 569 млрд руб. на 1 июля 2016 года. То есть необходимость масштабной централизованной поддержки Сбербанка возникала только на пике кризиса.

Более того, даже операции Сбербанка, как клиентские, так и собственные, с банками-нерезидентами практически не отреагировали на введение санкций. Так, средний ежемесячный уровень переводов средств на корреспондентские счета в банках-нерезидентах (дебетовые обороты по счетам ностро к средним активам Сбербанка) в 2013 году составил 45% в месяц, в 2014-м — 43%, в 2015-м — 50%. Аналогично, дебетовые обороты по счетам лоро банков-нерезидентов устойчиво сохраняются на среднем уровне 25% в месяц относительно активов. Таким образом, можно сделать вывод, что корреспондентские отношения с зарубежными банками не претерпели значительных изменений. Это справедливо по крайней мере в отношении объема и интенсивности операций, так как оценить их динамику в разрезе крупнейших контрагентов по публичной отчетности невозможно.

Выступая бенефициаром внутренней нестабильности Сбербанк снова продемонстрировал устойчивость к внешним стрессам
Вместе с тем вес доходов от конверсионных операций и срочных сделок в структуре финансового результата Сбербанка невелик относительно основных его компонентов — процентных и комиссионных доходов. Поэтому возможные сложности с заключением сделок на отдельных зарубежных площадках или с отдельными контрагентами в принципе не могли оказать существенного влияния на эффективность деятельности банка. Выступая бенефициаром внутренней нестабильности в банковском секторе России, Сбербанк снова продемонстрировал устойчивость к внешним стрессам.

Группа ВТБ

У второго по величине активов банка ВТБ все же можно проследить отдельные последствия введения санкционных ограничений. Это сокращение объемов корреспондентских отношений с банками-нерезидентами относительно масштаба деятельности банка. Так, ежемесячные переводы средств на счета в банках-нерезидентах относительно средних активов ВТБ устойчиво сокращались с 2013 года. Они составили в среднем 147% величины активов в месяц в 2013 году, 104% в 2014-м и 74% в 2015-м. Переводы средств банками-нерезидентами на открытые в ВТБ корреспондентские счета и ранее находились на невысоком уровне относительно масштаба деятельности банка.

Но и они сократились со средних 17% в месяц по отношению к активам в 2013 и 2014 годах до 13% в месяц в 2015-м. Соответственно отреагировала интенсивность конверсионных операций и срочных сделок, сократившись со среднемесячного уровня 326% от величины активов в 2013 году до 239% в 2014-м и 206% в 2015-м. Но на совокупный финансовый результат эта динамика значительного влияния не оказала.

Так, рентабельность капитала ВТБ после падения в конце 2014 — начале 2015 года восстановилась до докризисного уровня и даже начинает его превышать. По прибыли после налогообложения это 5,8% за 2013 год, 3,0% за 2014-й, 5,6% за 2015 год и 9,8% за последние 12 месяцев, то есть за период с 1 июля 2015 года по 1 июля 2016-го по РСБУ. Динамика операционной рентабельности капитала (без учета изменения объема резервов на возможные потери) отличается, но также показывает тенденцию к восстановлению: 19,3% за 2013 год, 21,8% за 2014-й, 13,8% за 2015-й и 19,1% за период с июля прошлого года по июль текущего.

Основными факторами давления на финансовый результат выступили доформирование резервов на возможные потери (как из-за обесценения ссудного портфеля, так и просто за счет его активного роста) и падение процентной маржи на стыке 2014 и 2015 годов из-за роста стоимости фондирования.

Пассивная база для такого роста формировалась преимущественно на внутреннем рынке за счет привлечения средств корпоративных клиентов как на расчетные, так и срочные счета
Оба фактора объективны и были характерны для банковского сектора России в этом периоде. На их фоне ограничение трансграничных корреспондентских отношений в несравнимо меньшей степени повлияло на динамику доходности.

Кроме того, необходимо учитывать, что все приведенные выше показатели относительны, так как активы банка с начала 2013 по 1 июля 2016 года приросли больше чем на 120% — с 4,5 трлн руб. до 9,8 трлн руб. Пассивная база для такого роста формировалась преимущественно на внутреннем рынке за счет привлечения средств корпоративных клиентов как на расчетные, так и срочные счета, а также за счет неоднократной докапитализации.

Введение санкций в определенной степени повлияло на приоритетный спектр операций банка, источники их фондирования и выбор контрагентов по мере увеличения объемов бизнеса. Но они нисколько не затормозили его развитие и не ухудшили позиции на внутреннем рынке.

Таким образом, больше всего от санкций пострадал ВЭБ, в то время как крупнейшие коммерческие банки России продемонстрировали высокую устойчивость к установленным в их отношении санкционным ограничениям.

Банки компенсировали трансграничное фондирование заимствованиями на внутреннем рынке и адаптировали свои бизнес-модели к внешним ограничениям путем увеличения объема внутриэкономических операций. Дефицита ресурсов для реализации этих целей они не испытали. Так получилось в первую очередь за счет консолидации банковского сектора, поддержки со стороны регулятора и лидирующих внутренних конкурентных позиций, которые обеспечили положительную динамику привлеченных средств клиентов и приемлемый спектр инструментов их размещения.

Источник


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!