Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

В ожидании пруденциального надзора

Александр Гущин

Гармонизация пруденциальных норм повысит качество надзора ЦБ. Мегарегулятор же сможет решать более сложные задачи – кросс-секторное регулирование и надзор за системно значимыми компаниями.

С 1 сентября 2013 года начал функционировать мегарегулятор российского финансового рынка на базе Банка России. Теперь надзор ЦБ распространяется еще на управляющие, страховые и инвестиционные компании, а также негосударственные пенсионные фонды и микрофинансовые организации. При этом такие крупные сегменты финансового рынка как факторинг и лизинг по-прежнему останутся без регулятора.

Подотчетные ЦБ участники финансового рынка существенно различаются как по специфике бизнеса, так и по уровню ключевых финансовых показателей. Так, например, средний уровень достаточности капитала на страховом рынке значительно превосходит аналогичный показатель на других рынках и находится на уровне 30%1, тогда как на банковском рынке он составляет 13,4%, на пенсионном – 5,7%, на рынке ДУ (если взять отношение капитала к объему активов под управлением) – 1%.

 

Кроме того в результате несогласованного надзора на схожих рынках возникал регулятивный арбитраж, наиболее ярко проявляющийся в зарегулированности банковского сегмента потребкредитования и низких требованиях к МФО при работе на схожих рынках. «Ужесточение норм регулирования, в частности, повышенные требования к резервированию, мотивированы, в первую очередь, стремлением охладить рынок потребительского кредитования, что, с одной стороны, в целом повышает устойчивость системы, с другой – усложняет процесс «доставки» денег от вкладчиков к заемщикам», – уверен член совета директоров и управляющий директор банка «ТРАСТ» Григорий Варцибасов.

С оглядкой на специфику

За основу системы регулирования финансово рынка Банк России может использовать успешный опыт риск-ориентированного надзора, реализуемого в банковском секторе. При этом развитие банковского регулирования подразумевает постепенный переход к пруденциальному надзору, что говорит о введении пруденциальных норм для всего финансового рынка. В первую очередь можно ожидать создание ряда нормативных показателей, аналогичных банковским, ключевым из которых будет показатель достаточности капитала. Помимо требований к капиталу, регулятору необходимо развивать практику контроля за качеством активов участников финансового рынка и соблюдением инвестиционных ограничений.

Пруденциальный надзор – это надзор, основанный на комплексном анализе ряда индикаторов надежности и кредитоспособности, позволяющих регулятору осуществлять раннее предупреждение банкротства участников рынка.

Разработка системы пруденциальных норм должна отталкиваться от специфики каждого рынка. Простой перенос Банком России банковских нормативов и стандартов на остальных участников финансового рынка чреват пробелами учета специфических отраслевых рисков и уходом с рынка большого числа участников. Так, требования регулятора, а особенно требования к достаточности капитала должны учитывать особенности деятельности компании. «Собственные средства управляющих компаний – это не основной показатель их устойчивости. По сути, это «входной билет» в бизнес. Ничего больше этот норматив не показывает», – уверен президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров. При этом случаи банкротства УК были связаны с практикой включения минимальной гарантированной доходности в договор с клиентами. Иными словами, регулятору необходимо опираться на специфические риски отрасли и, исходя из них, определять основные требования к финансовым институтам. «Применение одинаково строгих и справедливых правил для всех иных сегментов финансового рынка является хорошей практикой. При этом я не думаю, что для остальных сегментов необходимо детальное копирование банковского регулирования. В первую очередь должно отлаживаться взаимодействие с регулятором. Если оно будет плотным и частым, как в случае с кредитными организациями, то регулирование, например, МФО, УК, СК и других станет только лучше. Если говорить конкретнее, на мой взгляд, необходимо введение нормативов достаточности капитала в тех сферах, в которых данные показатели до сих пор не использовались», – говорит Григорий Варцибасов из банка «ТРАСТ».

Кроме требований к капиталу на финансовом рынке необходимо введение нормативов ликвидности и операций со связанными сторонами, однако пока отсутствуют даже проекты таких норм. Важно включение в карту пруденциальных нормативов требований, закрывающих специфические риски отрасли. Примером таких требований может стать норматив по собственному удержанию для страховых компаний.

Таблица 1. Карта пруденциальных нормативов российского финансового рынка

  Банки ИК УК НПФ СК МФО
Норматив достаточности капитала            
Норматив ликвидности            
Норматив по операциям со связанными сторонами            
Норматив долговой нагрузки            
Норматив по собственному удержанию            

Зеленый – норматив уже действует
Желтый – норматив требует доработки, или еще не вступил в силу
Красный – норматива нет
Серый – норматив неактуален для рынка

Источник: «Эксперт РА»

Новые задачи

Целостное регулирование всего финансового рынка должно позволить ЦБ эффективно контролировать деятельность инвестиционно-банковских холдингов, а также финансово-промышленных групп. В результате у регулятора будет возможность более четко отслеживать взаимодействия со связанными сторонами в деятельности финансовых институтов, четко видеть связи в цепочке «банк – брокер – УК – НПФ – связанные эмитенты». Кроме того формат мегарегулятора поставит перед Банком России новую сложную задачу – кросс-секторное регулирование, т.е. учет кумуляции рисков и взаимное влияние финансовых рынков в «точках соприкосновения». Примерами таких «связок» рынков являются сотрудничество банков и страховых компаний на рынке банкострахования, рынок РЕПО и т.п.

Еще одним нововведением Банке России является создание списков системно значимых финансовых институтов. Первые списки разработаны для банковского и страхового рынков. В ЦБ отмечают, что попадание в этот список не будет означать более лояльного подхода, а наоборот – будет свидетельствовать о повышенном внимании регулятора. Григорий Варцибасов полагает: «Это будет дополнительная нагрузка для всех компаний, которые попадут в списки. Но, честно говоря, мне кажется, что такие списки публиковать не стоит. Это внутреннее дело самого регулятора и банка. Публикация списков будет провоцировать дополнительные интриги, потребуются дополнительные разъяснения». При этом президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс считает: «Скрывать список системно значимых компаний или публиковать? Это секрет Полишинеля. Тем более, как мы знаем, 20 системно значимых или 20 первых по сбору премий страховых компаний Российской Федерации – это 80% всего рынка Российской Федерации».

 

1 Данные на 30.09.2013 (для СК на 31.12.2012)


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!