Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Потребительские технологии/ Технологичная розница

В потребкредитовании отлаженные оказываются технологии важнее, чем доступ к дешевому фондированию. Это позволяет частным банкам на равных конкурировать с госбанками и прочно удерживать места в пятерке лидеров рынка

Потребительское кредитование остается одним из наиболее востребованных банковских продуктов: именно этот продукт, по данным НАФИ на начало 2011 года, выбрали 9 из 10 заемщиков-физлиц. «Потребительское кредитование не только стимулирует спрос, но и выполняет важную социальную функцию. Зачастую это единственное решение для человека, который хочет повысить качество жизни», - считает Елена Речкалова, управляющий директор блока «Розничный бизнес» НБ «Траст». Если к ипотеке клиент обращается один-два раза в жизни, то к POS-кредитованию и кредитам наличными он может прибегать несколько раз в год. Неудивительно, что на кредиты наличными и выдаваемые в торговых точках POS-кредиты приходится почти половина от общего портфеля кредитов населению (на 01.07.2011 около 2 трлн руб. по оценке «Эксперта РА»), а объемы выдачи в первом полугодии 2011 года оказались в 3 раза больше, чем на ипотечном рынке.

Драйверами роста потребительских ссуд выступают не только восстановление спроса, но и активность кредитных организаций в продвижении этого продукта. Даже после снижения ставок в 2010-11 гг., потребительские ссуды при грамотном управлении рисками дают возможность получать неплохую процентную маржу. Стремясь нарастить долю на привлекательном рынке, банки решились на смягчение требований к заемщикам. С начала 2011 года 42% опрошенных банков снизили требования к клиентам, а еще около 30% банков хотят сделать это до конца года. «Если в активную фазу кризиса банки ужесточили все кредитные процедуры так, что кредит мог получить 1 из 10 претендентов, то сейчас кредиты одобряют 6-7 клиентам из 10», – комментирует Иван Лебедев, вице-президент ВТБ 24, начальник управления потребительского кредитования.

Уверенный рост

Как мы считали
Выводы аналитиков «Эксперта РА» основаны на публичных данных, статистике Банка России, а также на результатах анкетирования банков и углубленных интервью с участниками рынка.
Под потребительскими кредитами мы понимаем необеспеченные кредиты наличными средствами и необеспеченные кредиты, выдаваемые в торговых точках (POS-кредитование). Иные типы кредитов физическим лицам (в т.ч. задолженность по кредитным картам) в ходе анализа не учитывались.
Использовалась проверка предоставленных банками данных на основе расчета соответствия предоставленной информации данным, отраженным в оборотно-сальдовой ведомости (форма отчетности 0409101) банков.
В итоговый рэнкинг были включены данные 51 банка. По нашим оценкам, охват рынка составил порядка 50%. В рэнкинг были включены данные по группам банков, в частности по группе Росбанка (ОАО АКБ "РОСБАНК и ЗАО "БСЖВ"), группе Номос – Банка, финансовой группе Лайф. Данные некоторых банков не вошли в рэнкинг из-за отсутствия полной информации.
Поскольку наибольшую активность в анкетировании проявили банки с высокими темпами роста кредитного портфеля, в рамках анализа нами была сделана консервативная оценка динамики совокупного портфеля по рынку в целом.

По оценкам «Эксперт РА», за 1-е полугодие 2011 года объемы выдачи кредитов наличными и POS-кредитования на 57% превысили показатели аналогичного периода прошлого года, рост портфеля с начала года составил 23%. Лидерами по объему выдачи кредитов наличными остаются госбанки. В «Сбербанке России» объем выданных кредитов по итогам 1-го полугодия 2011 года составил 99 млрд руб., при этом прирост объемов выдачи составил 43%. В абсолютном выражении самый большой портфель демонстрирует ВТБ 24 – 241 млрд руб., с начала года он увеличился на 18,8%. По темпам прироста портфеля госбанки (в среднем около 19%) уступают крупным частным российским банкам, таким как Московский Кредитный Банк  (138%),  СКБ-Банк (56%), Азиатско–Тихоокеанский Банк (43%), НБ «ТРАСТ» (38%).

В сегменте POS-кредитования крупные государственные банки пока не представлены. В зарубежной практике также отсутствуют примеры успехов государственных банков на рынке кредитования в точках продаж. Очевидно, это связано с его спецификой: для него характерны высокие риски, необходимость быстро перестраивать сеть и продуктовую линейку, взаимодействовать с партнерами – все это пока лучше удается частным банкам. Даже планируемый выход «Сбербанка России» на рынок POS-кредитования будет осуществляться не самостоятельно, а через совместное предприятие с BNP Paribas.

Прочные позиции на рынке POS-кредитования удерживают частные банки с иностранным капиталом. Так, лидером по объему предоставленных кредитов в торговых точках является ООО "ХКФ Банк". Объем выдачи за 1-е полугодие 2011 года у него выше почти в три раза, чем у занимающего второе место ООО "РУСФИНАНС БАНК". Активно развивается на этом сегменте рынка КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК – прирост за первые шесть месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 132% (см. рэнкинг по POS-кредитованию).

За счет эффекта низкой базы рекордные темпы роста (более чем в 10 раз) показали банки, не входящие в топ-15 по активам (Татфондбанк, Банк "Возрождение", Транскапиталбанк, Энергобанк).

Ставка на технологии

Банки в 2010-2011 гг. активно снижали ставки во всех сегментах потребительского кредитования.( см. график 1). Но делать это становится все сложнее: если в 2010 году снижение ставок шло параллельно со снижением стоимости фондирования, то сейчас ситуация изменилась. Кроме того, маржу подрывает отказ банков от комиссий (хотя некоторые банки компенсируют это за счет полупринудительного страхования в дружественной компании). Дальнейшее существенное снижение ставок могут позволить себе банки, готовые инвестировать в технологии управления кредитными рисками.

График 1. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным физическим лицам постепенно снижаются

Источник «Эксперт РА» по данным Банка России

Снижение рисков по необеспеченным кредитам способна обеспечить межбанковский обмен информацией о мошенниках. Такой обмен позволяет оценить риск мошеннических действий на основе данных, полученных от входящих в систему банков. Системы оперативного межбанковского обмена особенно важны для банков, занимающихся выдачей кредитов в торговых точках, т.к. по POS-кредитам риск мошенничества выше из-за невысокого профессионального уровня сотрудников на местах выдачи кредитов.

В ближайшем будущем системы межбанковского обмена информацией могут пополниться еще одной опцией: приложением к профайлу потенциального заемщика его фотографии. В первую очередь, это поможет снизить риски в POS-кредитовании. Именно на рынке кредитования в торговых точках распространен прием вклеивания мошенниками в чужой паспорт собственной фотографии для получения кредита. Но у обмена снимками возможных мошенников есть и слабые места: во-первых, рассылка снимков будет идти в разрез с законом о персональных данных (152-ФЗ), во-вторых, использование подобных новшеств может значительно удорожить использование системы.

Дальнейшее снижение ставок могут позволить себе банки, готовые инвестировать в технологии управления кредитными рисками

«Если раньше можно было конкурировать скрытыми комиссиями, то сейчас борьба идет в области маркетинга, продаж и технологий», - комментирует Елена Речкалова. В 2010 году похожая ситуация сложилась на депозитном рынке, когда высокие ставки стали подрывать процентную маржу банков и ценовая конкуренция исчерпала себя. Тогда в борьбе за вкладчиков банки стали делать акцент на  сферу маркетинга и рекламы, привлекая клиентов различными акциями и удобными условиями вкладов. Постепенно к этому движется и рынок потребительских кредитов. Банки, которые сумеют предложить гражданам выгодный кредит в нужное время в нужном месте, будут демонстрировать устойчивый рост. Возрастет и значимость лояльных клиентов, хотя уже сейчас 75% опрошенных кредитных организаций предоставляют льготные условия кредитования для клиентов с положительной кредитной историей в банке.

Каждому свой подход

В эффективный инструмент привлечения и удержания клиентов при выдаче необеспеченных кредитов превратилась система индивидуального ценообразования, так называемая технология risk-based pricing. С одной стороны она способствует снижению рисков банков при выдаче ссуд, с другой - это привлекает клиентов более выгодными условиями и способствует выстраиванию долгосрочных отношений с кредитными организациями. «Индивидуальная цена для каждого заемщика заменит систему ценообразования, при которой «хороший» клиент фактически платит за «плохого», компенсируя потери банка при кредитовании недобросовестных заемщиков», - говорит Игорь Антонов, первый заместитель председателя правления Росбанка.

Эффективность подобного отношения к клиентам доказывает тот факт, что его активно внедряют ведущие участники рынка, такие как ВТБ 24, НБ "ТРАСТ", ХКФ Банк, БИНБАНК,  Райффайзенбанк, Промсвязьбанк. Кроме того, около 20 процентов опрошенных «Эксперт РА» банков, еще не перешедших на эту систему, планируют сделать это уже к концу текущего года (в частности, Банк "Петрокоммерц" и Транскапиталбанк).

Использование системы индивидуального ценообразования сложно представить без активного взаимодействия с бюро кредитных историй (БКИ). Фактически БКИ – это тот мостик, который делает risk-based pricing доступной не только для топовых банков, но и для менее крупных игроков, у которых собственная база кредитных историй слишком мала.

При выдаче POS-кредитов и кредитов наличными критически важна быстрота принятий решений. На изучение потенциального клиента у банка имеется лишь несколько минут, однако этого достаточно, чтобы запросить в БКИ информацию о потенциальном заемщике. Неудивительно, что 62% опрошенных банков увеличили объем кредитных заявок, по которым запросы направляются в БКИ, а около половины опрошенных расширили список БКИ-партнеров.

Сбербанк не страшен

До конца 2011 года, по оценкам «Эксперта РА», существенных перестановок среди ведущих участников рынка не произойдет. Выход на рынок POS-кредитования «Сбербанка России» не вызывает особых опасений у опрошенных банков. Только четверть опрошенных банков считают, что появление на рынке кредитования в торговых точках «Сбербанка России» или его «дочки» способно подорвать позиции остальных игроков. Действительно, на рынке кредитования в торговых точках опыт кредитования в других сегментах практически не применим, поэтому «Сбербанку России» потребуется время для перехода на новые технологии и выстраивания отношений с большим количеством торговых сетей. В этой связи не вызывает удивления тот факт, что Сбербанк решил выходить на рынок POS-кредитования через партнерство с BNP Paribas. По нашим прогнозам, частные банки смогут и дальше прочно удерживать места в пятерке лидеров рынка. Как и прежде, в потребкредитовании отлаженные технологии останутся более важным конкурентным преимуществом, чем доступ к дешевому фондированию.

Несмотря на активное развитие микрофинансовых организаций, большинство опрошенных банков пока не рассматривают их как конкурентов, претендующих на значимую долю рынка. «Мы не чувствуем конкуренцию со стороны микрофинансовых организаций, даже в регионах. Несмотря на то, что они получили законодательную базу для развития, доля МФИ еще очень мала», - поясняет председатель правления, руководитель блока банковской сети ООО "ХКФ Банк"  Юрий Андресов. Только пятая часть опрошенных «Эксперт РА» банков считает, что конкуренция на рынке потребительского кредитования ужесточится из-за выхода на него микрофинансовых кредитных институтов.

По прогнозам «Эксперт РА», по итогам 2011 года совокупный портфель кредитов наличными и выдаваемых в торговых точках, увеличится на 27-30% за счет роста активности потребителей и дальнейшей либерализации условий кредитования. Более того, ряд крупных банков планируют более агрессивный рост своих портфелей по итогам 2011 года (на 40-60%). При условии сохранения макроэкономической стабильности в 2012 году темпы прироста портфеля если и снизятся, то незначительно, до 25-27%.

График 2. Темпы прироста портфеля в 2012 году замедлятся

Источник «Эксперт РА» по данным анкет банков

График 3. По количеству выданных кредитов лидируют небольшие ссуды в размере до 50 тыс. руб.

Источник «Эксперт РА» по данным Банка России

Таблица 1 Рэнкинг банков по объему выданных кредитов наличными и POS-кредитовании

Место по итогам 1-го полугодия 2011 Краткое название банка Объем выданных необеспеченных кредитов наличными средствами и в торговых точках , тыс. руб.:
за 1-е полугодие 2011 за 2-е полугодие 2010 за 1-е полугодие 2010 Темп прироста 1-е полугодие 2011 года к 1-му полугодию 2010 (%)
1СБЕРБАНК РОССИИ ОАО99 116 586123 875 42369 398 7590
2ВТБ 24 (ЗАО)87 442 67172 545 00651 933 6271
3ООО «ХКФ Банк»47 780 60555 583 53127 285 6361
4Национальный Банк "ТРАСТ" (ОАО)24 151 86824 267 59812 760 9031
5ТранскредитБанк18 170 40210 478 8146 687 6172
6ЗАО "Райффайзенбанк"16 401 93312 740 0974 924 0142
7ОАО АКБ "РОСБАНК"[1]15 079 93219 792 41113 459 6050
8Финансовая Группа Лайф[2]14 097 46711 472 1797 278 2401
9ОАО "СКБ-банк"13 192 78210 283 1485 495 0951
10ООО "РУСФИНАНС БАНК"12 716 56518 900 01510 652 7790
11КБ "Ренессанс Капитал" (ООО) (бренд - Ренессанс Кредит)12 054 85312 041 1394 693 0352
12Группа НОМОС-БАНКа[3]10 726 6252 911 4401 799 5385
13МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК8 477 1522 883 8511 711 6094
14"Азиатско-Тихоокеанский Банк" (ОАО)7 543 0365 105 8753 931 1941
15ЗАО "КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК"6 947 2746 899 0143 516 5451
16ОАО "Промсвязьбанк"6 265 3533 232 809811 7817
17ОАО "Русь-Банк"4 224 1483 370 1072 644 3801
18ОАО "БАЛТИЙСКИЙ БАНК"3 462 9003 715 7762 593 3670
19"Запсибкомбанк" ОАО3 061 4472 222 1921 585 3091
20Банк "Левобережный" (ОАО)2 015 1121 396 9361 050 3621
21ООО КБ "КОЛЬЦО УРАЛА"1 583 8441 275 949585 6232
22ОАО Банк "Петрокоммерц"1 551 240385 8950н/д
23ОАО АКБ "Связь-Банк"1 388 0131 211 172506 5192
24ЗАО Банк "Советский"1 235 02313 022 122688 7681
25Банк "Возрождение"966 253199 13551 39818
26ЗАО "РУССТРОЙБАНК"815 9971 256 477711 2110
27ОАО "АИКБ "Татфондбанк"813 293272 45567 62611
28ОАО "ИнвестКапиталБанк"767 054511 420160 2984
29ООО КБ "Алтайэнергобанк"766 614414 611189 3813
30"Кредит Урал Банк" ОАО644 997481 770290 3671
31ОАО КБ "Центр-инвест"528 313432 175153 9682
32КБ "ЮНИАСТРУМ БАНК" (ООО)521 0961 387 220950 816-0
33АКБ "РосЕвроБанк" (ОАО)509 905466 126100 3214
34ОАО "Меткомбанк"390 167298 534131 0822
35АКБ "БАНК ХАКАСИИ" (ОАО)328 636325 311272 0640
36ОАО "БИНБАНК"313 39230 3280н/д
37ООО "Хакасский муниципальный банк"290 208150 75973 4103
38ОАО КБ "СЕВЕРГАЗБАНК"283 570234 106114 4981
39ЗАО АКБ "ГАЗБАНК"249 180270 802105 7491
40Банк "Первомайский" (ЗАО)236 853203 000173 1680
41"ТКБ" (ЗАО)225 25956 9613 73859
42АКБ "Московский Индустриальный банк" (открытое акционерное общество)210 107213 17997 2361
43ОАО "Первобанк"192 240120 85934 9095
44Закрытое Акционерное Общество «Банк Жилищного Финансирования»172 551144 77466 7422
45АКБ "Ижкомбанк" (ОАО)165 218146 05762 5492
46АКБ "Форштадт" (ЗАО)134 07127 73312 8619
47ЗАО АБ "БАНК ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ"128 473475 333193 560-0
48ОАО "ЧЕЛИНДБАНК"117 86948 85328 2573
49ОАО "Нордеа Банк"114 096119 55599 8730
50ОАО "БАЛТИНВЕСТБАНК"107 00016 11481 3110
51АКБ "Энергобанк" (ОАО)57 06233 8793 19517

1 В состав Росбанка включены данные ЗАО «БСЖВ», до 1 июля данные банки были отдельными кредитными организациями, но для удобства сопоставления данных в дальнейшем информация, предоставленная Росбанком и ЗАО «БСЖВ» объединены.
2 В Финансовую Группу Лайф входят: ОАО АКБ «Пробизнесбанк» (его доля в группе по объему выдачи  потребительских кредитов - 42%), ОАО АКБ «ВУЗ-банк», ЗАО АКБ «Экспресс-Волга», ЗАО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК СБЕРЕЖЕНИЙ», ОАО «Газэнергобанк», ОАО «Банк 24.ру», ОАО «Коммерческий банк  «Пойдем!».
3 В группу НОМОС-БАНКА вошли: НОМОС-Банк, Ханты-Мансийский банк (его доля в составе группы по объему выдачи потребительских кредитов 75%), НОМОС-РЕГИОБАНК и НОМОС-БАНК Сибирь.

Источник «Эксперт РА» по данным анкет банков

Таблица 2. Топ-20 банков по объему портфеля кредитов наличными и POS-кредитовании

Место по итогам по объему потрфеля на 01.07.2011 Краткое название банка Остаток ссудной задолженности по необеспеченным кредитам наличными средствами, тыс. руб.
01.07.2011 2011-01-01T00:00:00.000 2010-07-01T00:00:00.000 Темп прироста 01.07.2011/01.07.2010
1ВТБ 24 (ЗАО)241 337 757203 106 270174 979 9420
2СБЕРБАНК РОССИИ ОАО218 693 261183 353 10294 459 6250
3ООО «ХКФ Банк»70 899 50661 574 19437 478 6400
4ОАО АКБ "РОСБАНК"50 930 57849 804 57642 437 2320
5Национальный Банк "ТРАСТ" (ОАО)47 974 86234 825 12419 139 9660
6ТранскредитБанк36 402 28327 594 83724 729 8800
7ЗАО "Райффайзенбанк"36 190 44627 804 59621 999 0060
8Финансовая Группа Лайф28 055 47020 233 82515 743 2080
9КБ "Ренессанс Капитал" (ООО) (бренд - Ренессанс Кредит)24 815 50620 068 70214 000 9200
10ОАО "СКБ-банк"23 470 17914 998 3707 859 7141
11ООО "РУСФИНАНС БАНК"19 975 92522 017 61516 365 150-0
12ОАО "Промсвязьбанк"14 736 38113 002 55915 426 1570
13"Азиатско-Тихоокеанский Банк" (ОАО)12 614 2528 792 7116 422 3100
14Группа НОМОС-БАНКа12 366 2794 253 4343 534 5172
15ЗАО "КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК"12 358 00511 315 6388 884 8000
16МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК10 881 3854 565 8052 808 9491
17ОАО "Русь-Банк"9 285 8397 790 1166 812 3390
18ОАО "БАЛТИЙСКИЙ БАНК"5 640 5215 426 1484 297 4700
19"Запсибкомбанк" ОАО5 532 2884 102 4222 995 2870
20Банк "Левобережный" (ОАО)3 492 5122 553 8672 049 3590

Источник «Эксперт РА» по данным анкет банков

Таблица 3 Tор-5 банков по кредитам предоставленным в торговых точках

Место по итогам 1-го полугодия 2011 Краткое название банка Объем необеспеченных кредитов, выдаваемых в торговых точках, тыс. руб.
за 1-е полугодие 2011 за 2-е полугодие 2010 за 1-е полугодие 2010 темп прирост
1ООО "ХКФ Банк"27 489 83641 652 67621 429 1370
2ООО "РУСФИНАНС БАНК"9 625 02115 763 5287 780 1860
3ЗАО "КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК"4 738 5124 960 2092 041 3471
4КБ "Ренессанс Капитал" (ООО) (бренд - Ренессанс Кредит)3 933 5195 265 7781 499 7942
5Национальный Банк "ТРАСТ" (ОАО)1 747 400652 8670н/д

Источник «Эксперт РА» по данным анкет банков


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!