Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Непростые пенсионные гарантии

Павел Митрофанов

Таблица 1. Рэнкинг крупнейших НПФ по объему собственного имущества
Таблица 2. Рэнкинг крупнейших НПФ по объему пенсионных накоплений

Система гарантий пенсионных накоплений – ключевое условие развития рынка пенсионных фондов. Ее создание снизит риски клиентов, но одновременно уменьшит привлекательность НПФ для инвесторов и в разы сократит число действующих НПФ.

Сентябрь 2013 года был богат событиями на пенсионном рынке. Во-первых, индустрия начала работать с новым регулятором – Центробанком. Во-вторых, Минфином были озвучены планы по тотальной проверке новым регулятором финансовой устойчивости действующих негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в преддверии их вхождения в гарантийную систему пенсионных накоплений. В третьих, участники рынка узнали, что для доступа в эту систему им придется еще и в срочном порядке акционироваться. И пока этого не произойдет, приток новых средств в фонды будет приостановлен, и накопления клиентов НПФ будут оставаться под управлением ВЭБа. Чиновники объясняют все происходящее заботой об интересах будущих пенсионеров, число которых в системе НПФ превышает 20 млн человек, а по итогам 2013 года прирастет еще на 5-6 млн. человек. Однако в своем стремлении экстренно сделать пенсионный рынок надежным и прозрачным власти могут столкнуться с побочными эффектами этих мер. Внезапно возникший набор новых вводных снизит интерес и без того немногочисленных инвесторов пенсионного бизнеса к поддержке НПФ: до сих пор стратегии большинства фондов предполагали приток активов по счетам существующих клиентов, и на этом базировалась экономика вложений в развитие фондов. С другой стороны, маневр с «замораживанием» средств в ВЭБе с точностью до наоборот противоречит желанию миллионов будущих пенсионеров, кто захотел вывести средства из-под управления ВЭБа.

Система для избранных

Гарантийная система остро нужна пенсионному рынку. За скорейшее создание общего страхового механизма выступило большинство руководителей НПФ, опрошенных рейтинговым агентством «Эксперт РА» в рамках проекта «Будущее пенсионного рынка» весной 2013 г.

Мотивы пенсионных топ-менеджеров понятны. С одной стороны, привлекать пенсионные накопления граждан можно и без такой системы. Введение новой пенсионной формулы и перевод страховой части пенсии на балльный учет вместо формирования обязательств в деньгах – уже достаточный аргумент для убеждения людей вывести средства из ПФР в НПФ. Но с другой стороны, для того, чтобы люди приходили в НПФ, не спасаясь от обнуления своих накоплений в ПФР, а сознательно, для формирования будущей пенсии, фонды должны стать для клиентов надежными, как банки. А надежность банков в глазах клиентов – это в первую очередь участие в системе страхования вкладов. Поэтому без общего для рынка гарантийного механизма развитие частного пенсионного сегмента обречено.

Однако выступая за создание гарантийной системы, вряд ли НПФ рассчитывали на весь сопутствующий комплекс мер, который планируется реализовать финансовыми регуляторами в рамках этого процесса. Как правило, предметом дискуссии и споров по поводу гарантий был вопрос «кто и за что должен платить в рамках системы». Сама возможность участия в системе считалась для фондов опцией по умолчанию. Сейчас же речь идет о том, что до определения стоимости участия в системе фондам предстоит решить гораздо более серьезные вопросы.

Первый – вопрос подтверждения надежности. Скорее всего, ЦБ начнет с проверки качества капитала НПФ (имущества для обеспечения уставной деятельности, ИОУД). До сих требований к качеству активов, формирующих капитал НПФ, не существовало, поэтому нередко ИОУД фондов наполнен неликвидными активами, ценными бумагами учредителей, а в худшем случае – векселями ООО-«пустышек». Теперь же можно ожидать введения различных коэффициентов дисконтирования для некачественных активов. После этого отражать в отчетности необходимые для лицензии НПФ 100 млн рублей капитала станет сложнее. Особенно сильно эта мера может ударить по будущему мелких фондов, поддерживающим уровень ИОУД на грани лицензионного минимума, заставив их учредителей закрыть фонд или попытаться продать его.

Результатом расчистки капитала НПФ может стать сокращение количества лицензий до 70-80 с нынешних 124. Если же подход ЦБ к оценке надежности НПФ будет более комплексным, с введением требований к оргструктуре, с анализом систем риск-менеджмента, учетом рейтингов надежности, то круг претендентов на допуск к системе страхования пенсионных накоплений и вовсе сузится до 40-50 фондов.

Из инвесторов в акционеры

Из доставшейся НПФ организационно-правовой формы некоммерческих организаций (НО) учредители и инвесторы фондов научились извлекать конкурентные преимущества. В 90-е годы крупные корпорации за счет вкладов в ИОУД фондов экономили на налогах. В 2000х годах ряд корпоративных фондов стал аналогами трастов: на них были заведены крупные пакеты акций компаний и банков, позволяющих разорвать цепочку между компанией и ее бенефициарными владельцами, поскольку с точки зрения законодательства фонд и есть конечный бенефициар.

Бурный рост сегмента обязательного пенсионного страхования привлек внимание инвесторов к возможностям фондирования банков за счет средств пенсионных накоплений. В результате около 20 фондов за прошедшие 4 года сменили инвесторов. Некоммерческая форма НПФ помогает избегать формальной аффилированности фонда, его «дружественной» управляющей компании, и их близкого к ним банка, и размещать в нем средства НПФ в виде депозитов, либо на брокерском счете.

Обязательное акционирование НПФ и заморозка на этот переходный период новых поступлений пенсионных накоплений в ВЭБе, может полностью перекроить рынок . Даже оставив за рамками все возможные юридические сложности по определению долей будущих акционеров фондов и их права, можно с уверенностью ожидать отказ части инвесторов от развития своих пенсионных проектов.

Даже самые пессимистичные модели развития фондов, ориентированных на рынок обязательного пенсионного страхования, предусматривают приток активов по существующей клиентской базе. В расчете на этот денежный поток инвесторы вкладывали миллиарды рублей на привлечение застрахованных лиц из ПФР и ВЭБа. Теперь же, учитывая, что переходный период подготовки рынка к гарантийной системе может занять сколь угодно долгое время, - в качестве только минимального срока называют два года, - экономика инвесторов пенсионных фондов может не выдержать этой паузы в доступе к управлению активами. Это значит, что остановится не только поток инвестиций на развитие сетей продаж фондов, но и на развитие инфраструктуры, а также пилотные проекты по продвижению добровольных пенсионных накоплений.

Без инвестиций в развитие частной пенсионной системы она так и останется пилотным проектом по снижению социальной нагрузки на государство, формированию долгосрочного инвестиционного ресурса в российской экономике, а также повышению благосостояния пенсионеров.

Таблица 1: Рэнкинг крупнейших НПФ по объему собственного имущества

Фонд Собственное имущество (млн руб.) Прирост собственного имущества в 1 ПГ 2013 (%) ИОУД (млн руб.) Рейтинг от Эксперт РА
1ГАЗФОНД392 681.60.033 152.5A++
2«БЛАГОСОСТОЯНИЕ»295 973.90.13 699.8A++
3«ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»161 261.60.226 265.6A++
4НПФ электроэнергетики87 766.50.2691.2A++
5НПФ Сбербанка70 979.40.5943.2A++
6«Наследие» (Норильский никель)56 740.90.1206.2-
7«Транснефть»52 605.70.1685.3A++
8ВТБ Пенсионный фонд51 758.30.4297.6A++
9«РГС»50 725.40.8745.0-
10КИТ Финанс НПФ48 708.00.4121.4A++
11Промагрофонд46 302.60.31 532.8A+
12Стальфонд36 839.10.4175.6A+
13«Ренессанс Жизнь и Пенсии»28 078.10.5269.2A+
14«Сургутнефтегаз»27 378.00.015 946.9A++
15«НЕФТЕГАРАНТ»26 065.30.1270.0A+
16Ханты-Мансийский НПФ25 734.80.0549.9A
17Большой пенсионный фонд24 786.10.2406.9A+
18Национальный НПФ23 755.00.11 993.2A++
19«Телеком-Союз»20 169.7-0.0292.7A++
20«Райффайзен»16 092.50.4199.4A+
21РЕГИОНФОНД14 381.50.01 427.9-
22«Социум»12 298.10.1107.1-
23СберФонд «РЕСО»11 476.10.8261.4A+
24Первый НПФ11 159.80.1136.1A+
25«Алмазная осень»11 071.30.1195.3A
26Европейский пенсионный фонд11 002.12.0420.4A+
27«Атомгарант»10 679.40.1158.9A++
28«Социальное развитие»9 313.30.1181.5-
29МЕЧЕЛ-ФОНД9 125.00.11 117.1-
30«Доверие»8 894.04.0110.2-

Таблица 2: Рэнкинг крупнейших НПФ по объему пенсионных накоплений

Фонд Пенсионные накопления (млн руб.) Прирост пенсионных накоплений в 1 ПГ 2013 (%) Кол-во застрахованных лиц (человек) Рейтинг от Эксперт РА
1«ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»116 309.10.32 300 903.0A++
2«БЛАГОСОСТОЯНИЕ»98 652.00.21 762 856.0A++
3НПФ Сбербанка62 611.90.51 037 830.0A++
4НПФ электроэнергетики53 228.80.4954 766.0A++
5ГАЗФОНД51 794.70.3712 468.0A++
6ВТБ Пенсионный фонд50 706.50.4915 077.0A++
7«РГС»49 862.70.81 416 275.0
8КИТ Финанс НПФ48 461.40.41 722 461.0A++
9Промагрофонд43 025.40.31 557 013.0A+
10«Наследие» (Норильский никель)42 872.80.11 032 022.0
11Стальфонд30 525.20.51 000 412.0A+
12«Ренессанс Жизнь и Пенсии»27 773.10.5800 237.0A+
13Большой пенсионный фонд23 338.80.2477 043.0A+
14«Райффайзен»12 547.40.6127 333.0A+
15Национальный НПФ11 569.60.1317 043.0A++
16СберФонд «РЕСО»11 194.90.9221 201.0A+
17«Социум»10 704.10.1278 127.0
18Европейский пенсионный фонд10 331.02.1201 020.0A+
19РЕГИОНФОНД9 124.30.1311 624.0
20Ханты-Мансийский НПФ9 091.40.1138 720.0A
21«Доверие»8 452.15.3341 947.0
22«Магнит»7 548.00.4208 936.0
23Первый НПФ7 373.50.2185 352.0A+
24«Социальное развитие»6 699.20.1140 634.0
25МЕЧЕЛ-ФОНД6 651.60.2102 044.0
26«Транснефть»5 303.10.248 022.0A++
27«ОБРАЗОВАНИЕ»4 289.00.3142 031.0A+
28«УГМК-Перспектива»4 145.40.165 532.0
29«Атомгарант»4 133.40.257 452.0A++
30«НЕФТЕГАРАНТ»3 587.90.375 808.0A+


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!