Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

В ожидании регулирования

Павел Митрофанов, Роман Рыбалкин

Негосударственным пенсионным фондам срочно требуется профильный регулятор, предсказуемое регулирование и закон о выплатах. Промедление способно поставить под удар 11 миллионов клиентов НПФ.

Система негосударственных пенсионных фондов перестала быть простым продолжением политики по работе с персоналом крупных корпораций, превратившись в важный сегмент финансового рынка: с учетом кампании 2011 г. активы фондов уверенно стремятся к 1 триллиону рублей. Однако 11 миллионов застрахованных лиц, формирующих свою накопительную часть пенсии в НПФ, сейчас фактически существуют в законодательном вакууме, что ставит их интересы под угрозу.

Сейчас НПФ находятся на стыке ответственности целого ряда ведомств: Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства финансов, Министерства экономического развития, ФСФР России. Таким образом, принятие изменений в законодательстве, затрагивающем НПФ, требует согласования позиций органов государственной власти, что удлиняет процесс принятия необходимых законодательных решений и затрудняет деятельность фондов. «Вместо нормативных документов мы имеем "мнения" и "рекомендации", которые ни на чем не основываются», – критикует сложившееся положение президент НП НАПФ Константин Угрюмов.

Пенсионеры без пенсии

Несогласованность позиций госорганов уже поставила под угрозу выплаты застрахованным лицам – несмотря на начало массового выхода на пенсию людей, имеющих право на накопительную часть трудовой пенсии (в 2012 году, по оценкам «Эксперт РА» не менее 100 тысяч клиентов НПФ, выйдет на пенсию), закон, определяющий порядок выплат еще не принят. Законопроект, подготовленный МЭРом еще в 2009 г., потонул в согласованиях и до сих пор не внесен в Думу. При этом большинство участников рынка пессимистично смотрят на сроки его возможного принятия (см. график 1). «Чиновники элегантно уходят от решения этой проблемы, занимаясь циничным "пинг-понгом", перекладывая ответственность с ведомства на ведомство,  указывая в ответ на наши запросы, что законодательства (которое они же и должны разработать) сегодня нет» – отмечает Константин Угрюмов.

График 1. Принятие закона о выплатах до 2012 г. по мнению рынка маловероятно

Источник: «Эксперт РА» по данным опроса на конференции «Будущее пенсионного рынка»

Перед НПФ также стоит системная проблема сохранности пенсионных накоплений. Сейчас понятие «сохранности» в законодательстве фактически подразумевает сохранность пенсионных обязательств НПФ на каждом годовом интервале. При этом если Пенсионный фонд Российской Федерации может распределять убытки на счета застрахованных лиц, то НПФ, поступившие так в 2008 г., получили в 2011 предписание компенсировать эти убытки за счет собственных средств. «Возложение ответственности за сохранность средств пенсионных накоплений только на НПФ не имеет перспективы, – считает исполнительный директор НПФ «Благосостояние» Елена Сухорукова. – Фонды прекрасно осознают свою ответственность в первую очередь перед теми одиннадцатью миллионами граждан, которые доверили  им формирование своей будущей накопительной части трудовой пенсии».

Для успешного развития пенсионной системы определение понятия сохранности нуждается в изменении. «Безусловно, необходимо обеспечить сохранность средств, которые к моменту выхода человека на пенсию должны соответствовать тем взносам, которые переданы, – говорит президент НПФ «Лукойл-Гарант» Сергей Эрлик. – Можно идти дальше и сохранять доходность на уровне инфляции, но в этом случае нужно создавать систему резервирования, систему гарантий». О создании системы страхования пенсионных накоплений упоминает и Министерство экономического развития в проекте закона о выплатах.

При создании такой системы необходимо будет учесть опыт гарантийного фонда Российского союза автостраховщиков и Агентства по страхованию вкладов. И в том, и в другом случае, дифференцированная исключительно по объему обязательств система взносов привела к реализации ухудшающего отбора, при которой взносы более устойчивых организаций компенсировали убытки обанкротившихся структур. И если АСВ получило поддержку государства, то фонд РСА оказался практически полностью исчерпан в 2009 г.

Неуправляемое развитие

Отсутствие единой позиции государственных органов влияет на деятельность фондов не только в долго- но и в среднесрочной перспективе.

Так, вопрос обеспечения сохранности пенсионных средств неизбежно затрагивает эффективность инвестиционного процесса в НПФ. Так, по заявлениям Счетной палаты России, сделанным в апреле 2011 г., большинству НПФ в 2005-2010 гг. не удалось обеспечить сохранность пенсионных накоплений с учетом инфляционных потерь. В то же время данные НП НАПФ свидетельствуют об обратном: в среднем фонды начислили за этот период на счета застрахованных лиц 104,7% при инфляции в 81,4%. Вне зависимости от справедливости утверждений сторон, государство могло бы поспособствовать эффективности инвестирования НПФ.  «Даже расширение ограничений на инвестирование пенсионных накоплений за счет активов, доступных для размещения пенсионных резервов, могло бы улучшить ситуацию», – говорит Елена Сухорукова. Сейчас же, например, фонды и управляющие компании не могут включить в портфель пенсионных накоплений бумаги «Газпрома» и «Роснефти». «Поэтому в этом году сложилась ситуация, когда в силу невозможности приобретения ряда бумаг, являющихся столпами роста на фондовом рынке, пенсионные накопления по доходности уступают несколько процентных пунктов пенсионным резервам – хотя и там и там мы используем практически одни и те же инструменты» – говорит генеральный директор УК «КапиталЪ» Вадим Сосков.

Несмотря на противоречивое регулирование рынка, фонды продолжают инвестировать в развитие и привлекать клиентов. Это ведет к росту конкуренции и увеличению числа переходов клиентов между фондами и повышает издержки НПФ (см. график 2). Так, в 2010 г. переходы клиентов фактически лишили НПФ 1-2 миллиардов рублей, выплаченных в качестве вознаграждения агентам. «На рынке не редки случаи, когда человек переходит из фонда в фонд до 10 раз за год, – говорит президент НПФ «Социум» Анатолий Пузына. – Но насколько сознателен его выбор? Ведь подробная информация о деятельности НПФ, на основании которой можно сделать свой выбор, обычно публикуется по результатам деятельности за год».

График 2. Нестабильность клиентской базы НПФ растет

Источник: оценки «Эксперт РА»

Решением проблемы переходов из фонда в фонд мог бы стать запрет на подписание более чем одного договора в течение года. Однако и такое, отнюдь не судьбоносное решение, требует согласования позиций ведомств.

Единый регулятор

Решение этого вороха проблем и остановка «законодательного пинг-понга» невозможно в условиях сохранения текущей схемы регулирования НПФ, поэтому для обеспечения устойчивого развития системы НПФ необходимо определение профильного ведомства, сочетающего надзорные и нормотворческие функции. «Сейчас значимость этой глобальной с точки зрения социальных и политических рисков проблемы недооценивается государством» – предупреждает Сергей Эрлик. «Нужен единый регулятор системы, который должен понимать, что гарантии сохранности должны быть подкреплены понятным механизмом их покрытия», – согласен с ним президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев.

Определение «профильного» регулятора пенсионной системы и гармонизация законодательной базы необходимо рынку в кратчайшие сроки. «У нас есть год, чтобы принять законодательство и встретить потенциальный будущий кризис если не во всеоружии, то, во всяком случае, с нормальной законодательной базой» – предупреждает Вадим Сосков. В противном случае противоречия между государством, НПФ и управляющими компаниями будут возникать и в дальнейшем. При этом под ударом окажется еще больше людей – участники опроса, прошедшего на конференции «Будущее пенсионного рынка» 21 апреля 2011 г., предсказывают, что к концу 2012 г. уже 15 млн. человек будет формировать накопительную часть пенсии в НПФ

Приоритетным задачами для нового регулятора должны стать определение понятия сохранности пенсионных накоплений и объема пенсионных обязательств в накопительной части трудовой пенсии, принятие закона о выплатах. Кроме этого, пристальное внимание нужно будет уделить надежности самих НПФ – в том числе вопросам инвестирования пенсионных средств и системам риск-менеджмента.


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!