Войти Восстановить пароль?
ru en
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

По вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика
Яндиева Мариам
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: yandieva@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Мегарегулирование риск-менеджмента

Александр Гущин

Создание мегарегулятора приведет к появлению полноценных систем риск-менеджмента в финансовых компаниях.

К концу 2012 года был определен итоговый формат слияния двух ключевых для финансового рынка структур – Банка России и Федеральной службы по финансовым рынкам – на базе ЦБ. Создание объединенного регулятора, скорее всего, будет означать более жесткий формат регулирования для небанковской сферы. Некоторые участники уже пессимистично высказываются по этому поводу: «мегарегулятор - мегапроблемы». Вместе с тем более жесткий формат регулирования позволит сформировать универсальные подходы к оценке и контролю за рисками на всем финансовом рынке. На сегодняшний день уровень развития риск-менеджмента на разных секторах рынка существенно различается, а единых правил игры вообще не существует. Наиболее развит риск-менеджмент в банковской отрасли, а на других рынках практика управления рисками распространена в существенно меньшей степени (график 1).

 


 

Площадь круга – совокупные активы участников рынка на 30.09.2012

Для УК – совокупные активы под управлением на 30.09.2012

Через нормативную базу ЦБ уже регулирует все основные риски банков, в том числе определяет организационную структуру риск-менеджмента. Так, положения 254-П и 387-П определяют контроль кредитных и рыночных рисков соответственно. Помимо этого регулятор выпустил ряд писем, описывающих порядок управления другими важными для банков рисками. Значимую роль для банковского риск-менеджмента играет указание ЦБ 2005-У. В разделе «Качество управления» указания определены ключевые требования к системе риск-менеджмента банка, в т.ч. организационные. Несоответствие этим требованиям существенно сокращает возможность банка на ломбардное кредитование и полностью лишает возможности получения беззалоговых кредитов в ЦБ.

Результатом этого стала высокая распространенность практик управления рисками на этом сегменте финансового рынка. Формально 100% банков соответствуют требованиям ЦБ в области риск-менеджмента. Однако управление рисками, существующее только на бумаге не является системным. Так, по оценкам «Эксперт РА», доля банков, имеющих ключевые признаки системного риск-менеджмента, по состоянию на конец 2012 года составляла 75%. Кроме того банковский рынок в силу своего размера имеет возможность тратить необходимые средства на поддержание таких систем управления рисками. Различия задач, которые ставят перед собой компания, развивая риск-менеджмент, иллюстрируют разный уровень банковского риск-менеджмента и управления рисками другими финансовыми компаниям. Так, банки в ближайшее время готовятся к переходу на стандарты «Базель II». В то же время для других сегментов финансового рынка главная задача по развитию риск-менеджмента – это создание риск-подразделений и разработка регламентирующей документации.

Лизинговый рынок развивался параллельно с банковским, поэтому распространенность системного риск-менеджмента среди лизинговых компаний близка к банкам. По оценкам «Эксперт РА», к концу 2012 года доля лизинговых компаний с системным риск-менеджментом составила около 70%. Столь высокий показатель обусловлен тем, что большое количество лизинговых компаний входят в банковские группы, в результате практики управления рисками банков распространяются на лизинговые «дочки».

Наиболее динамично риск-менеджмент развивается на пенсионном рынке. Так с 2010 по 2012 гг. доля пенсионных фондов, в которых внедряется системный риск-менеджмент, увеличилась с 10 до 30%. Ключевую роль в этом сыграло создание отраслевого стандарта управления рисками. Стандарт был разработан НП НАПФ совместно с «Эксперт РА» и принят в 2012 году, однако соответствие стандарту добровольное. В стандарте определены основные принципе организации риск-менеджмента в пенсионных фондах, а также описаны основные практики управления операционными, рыночными, кредитными рисками, а также рисками ликвидности.

Распространенность контроля за рисками в страховых компаниях немного отстает от пенсионного рынка. Так, по оценкам «Эксперт РА», доля страховых компаний с системным риск-менеджментом составляет 25%. Развитие риск-менеджмента на страховом рынке ограничивает отсутствие отраслевых стандартов управления рисками. «Дочки» иностранных страховых компаний и российских финансово-промышленных групп нередко передают функции риск-менеджмента на аутсорсинг в материнские компании. Именно эта группа страховых компаний имеет наиболее развитые системы риск-менеджмента. Управление рисками в большинстве средних и небольших страховых компаний осуществляется на уровне генерального директора либо правления. При этом инвестиционные решения зачастую принимаются исходя из соображений собственников без какой-либо оценки рисков.

Признаки системного риск-менеджмента:

  1. Регламентированность процесса управления рисками.
  2. Коллегиальность риск-менеджмента.
  3. Регулярность риск-менеджмента.
  4. Наличие права голоса риск-менеджеров при принятии решений.
  5. Организационная обособленность риск-менеджмента.
  6. Подчинение риск-менеджмента напрямую руководителю компании или совету директоров.

Количество компаний-участников было ограничено «активными участниками»:

  • 700 банков;
  • 150 страховых компаний;
  • 100 управляющих компаний;
  • 100 негосударственных пенсионных фондов;
  • 100 лизинговых компаний.

> 90% от объема каждого рынка в денежном выражении

Мы исключили компании и банки:

  1.  не ведущие деятельность, «компании-лицензии»;
  2.  масштаб бизнеса которых не позволяет выделить финансовые и организационные ресурсы на риск-менеджмент;
  3.  «схемные» компании.

Мегарегулятор: стимул, но не панацея

Для того чтобы весь финансовый рынок стал однородным с точки зрения распространенности практик управления рисками, необходим общий формат регулирования риск-менеджмента. Это станет одной из главных задач мегарегулятора, который  с высокой вероятностью будет применять общие принципы регулирования и надзора за банковским рынком для всех остальных финансовых институтов. «Центральный банк – это мощная организация, в которой работает более 65 тысяч сотрудников, есть жесткие правила и построена хорошая эффективная бюрократия, в хорошем смысле этого слова», – уверен руководитель бизнеса доверительно управления группы Газпромбанка Анатолий Милюков.

 

Опрошенные «Экспертом РА» финансовые компании обеспокоены неопределенностью, связанной с возможным изменением формата регулирования. Они точно не знают, как и в какие сроки будут меняться требования к их финансовым показателям, уровню раскрытия информации, организационным структурам и риск-менеджменту. «Для компаний, подотчетных ФСФР, 2013 год станет действительно неопределенным: контрольные функции будут постепенно переходить к новому регулятору, но пока не ясно, каким образом – в форме присоединения старого регулятора к новому в качестве отдельного департамента, или как-то иначе», – полагает член совета директоров банка «ТРАСТ» Григорий Варцибасов.

Переживания компаний обоснованы. Надзор ЦБ за банками был значительно строже требований ФСФР к подотчетным компаниям. Это касается как объема раскрываемой информации, так и количества форм отчетности и частоты их подготовки. Причем в области управления рисками эта разница может быть наиболее заметной: до настоящего времени ФСФР не требовало от профучастников практически никакого подтверждения работоспособности системы управления рисками. «При общем регуляторе будут и единые требования, по крайней мере, в части раскрытия информации. Стопроцентная унификация норм, на мой взгляд, избыточна, поскольку компании занимаются разными видами деятельности и с разными рисками», — считает Григорий Варцибасов из банка «Траст». «Важно, чтобы после создания мегарегулятора требования ЦБ к риск-менеджменту в банках не распространялись механически на другие рынки, в том числе на УК. У нас другой бизнес», – предостерегает Анатолий Милюков из Газпромбанка.

На сегодняшний день нормативная база ЦБ определяет порядок управления ключевыми рисками банков и организационную структур риск-менеджмента. В связи с этим можно ожидать, что уже через несколько лет такие документы появятся в качестве обязательных и для остальных участников финансового рынка. В результате многие компании, которых даже кризис 2008 года не заставил создать риск-подразделение, будут обязаны это сделать. «Что касается введения каких-то специальных требований по документам, то ввести можно какие угодно нормативы. Вопрос в том, будут ли они соблюдаться? Основная проблема заключается в том, что можно создать огромное количество регламентов, но выполняться они не будут. Поэтому это одно из направлений, в которых нужно работать в первую очередь», – говорит генеральный директор УК «Ингосстрах-Инвестиции» Фарид Юнусов.

Соблюдение требований регулятора к риск-менеджменту, конечно, не сможет в один момент создать эффективно работающий механизм. Поиск путей для обхода риск-менеджмента приводит бесправию риск-менеджмента в компании.

Из-за бесправия рисковиков возникают «серые» и «черные» зоны риск-менеджмента. В «серые» зоны риск-менеджмента попадают сделки, получившие негативное заключение риск-подразделения, но, тем не менее, реализованные по инициативе высшего руководства или акционера. «Черные» зоны – это крайний случай, когда решения принимаются без оценки последствий со стороны рисковиков. «Известно, что в банках «серые зоны» присутствуют в меньшей степени, просто «истории» с кредитными организациями звучат громче в связи с их высокой социальной значимостью. В целом риск-менеджмент в банках жестко зарегулирован, в том числе и акционерами, у которых для принятия решений установлены свои лимиты», – уверен Григорий Варцибасов. Примером «серых зон» также является игнорирование юридических и рыночных рисков управляющими компаниями при включении минимальной гарантированной доходности в договоры с НПФ, когда для привлечения клиентов УК берется гарантировать необходимую фонду доходность, не создавая под это никаких резервов. «На сегодняшний день для УК главные риски связаны с гарантированием доходности в договорах с НПФ», – предупреждает Фарид Юнусов из УК «Ингосстрах-Инвестиции». В результате в кризис несколько УК прекратили свое существования после судебных исков от НПФ об исполнении обязательств по гарантированной доходности. «До кризиса 2008 года считывалось, что в индустрии доверительного управления как таковых рисков не бывает», – подтверждает Анатолий Милюков. Минимальная гарантированная доходность, которую УК воспринимали как маркетинговый ход, несет существенный финансовый риск, который системы риск-менеджмента УК пропустили.

Прозрачность против серости

Появление нормативных требований к системам управления рисками – обязательный элемент для развития риск-менеджмента на финансовом рынке. Следование нормативным требованиям – это соответствие букве закона. Дополнить нормативные требования может процесс создания отраслевых стандартов управления рисками. Соответствие отраслевым стандартам будет следованием духу закона. При этом азвитие отраслевой стандартизации риск-менеджмента может помочь, во-первых, подготовиться к появлению требований мегарегулятора, а во-вторых, поможет преодолеть бесправие рисковиков и существенно сузить «серые» и «черные» зоны риск-менеджмента.

На конференции «Управление рисками» «Эксперт РА» провел опрос топ-менеджеров и профессионалов в управлении рисками из банков, УК, СК и НПФ о том, на каких рынках и в каком формате необходимо внедрять отраслевые стандарты риск-менеджмента. В результате 47% подтвердили необходимость создания отраслевых стандартов на каждом сегменте финансового рынка. Такой сценарий и был выбран на российском финансовом рынке. Так, на пенсионном рынке в 2012 году был утвержден отраслевой стандарт управления рисками для негосударственных пенсионных фондов, подготовленный Национальной ассоциацией пенсионных фондов совместно с «Экспертом РА». Пока стандарт носит только рекомендательный характер, но для многих фондов он служит полезным ориентиром для создания собственных риск-подразделений и проведение аудита риск-менеджмента в партнерских управляющих компаниях. Распространение единых подходов к управлению рисками на пенсионном рынке также поможет отрасли в переговорах с регулятором рынка по вопросам нормативных требований к риск-менеджменту фондов.

 

Созданием собственного стандарта управления рисками, помимо пенсионных фондов, стали заниматься лизинговые компании. Разработку стандарта осуществляет Объединенная лизинговая ассоциация совместно с «Экспертом РА». Лизинговый рынок не попадет в сферу ответственности мегарегулятора, главным стимулом для создания такого документа стало именно желание обобщить все практики на рынке и на их основе подготовить общий ориентир для всех лизинговых компаний. Стандарт управления рисками будет охватывать вопросы требований к организации системы риск-менеджмента, наличия регламентирующих документов, полномочий сотрудников подразделений риск-менеджмента и т.д.

Стандартизация риск-менеджмента позволяет многим компаниям заложить организационную основу для качественного управления рисками. Чтобы эта основа продуктивно работала, применение ее результатов должно подвергаться регулярной внешней проверке, подобной аудиту. Публичность стандарта позволит всем заинтересованным сторонам быть в одной системе координат и усложнит маскировку «серых зон». А регулярность проверки повысит вероятность выявления «бесправных» риск-менеджеров и обнародования соответствующей информации. «В первую очередь, хотелось бы верить, что поколение риск-менеджеров, которое появилось после кризиса, будет «подрастать» и, вполне возможно, за счет этого произойдет какой-то перелом», – надеется Фарид Юнусов.