Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

«Розничный» плюс

Руслан Коршунов

Прирост «розничных» сделок (около 44% за 9 месяцев 2014г.) не удержал рынок лизинг от падения – объем нового бизнеса снизился на 10%. Сокращение рынка продолжится и в 2015 году вследствие удорожания кредитов и роста проблемных активов.

По итогам 3 квартала 2014 года рынок лизинга продолжил сжиматься. Реализация отложенного спроса на обновление основных фондов (из-за неопределенности введения новых санкций) не произошла из-за ухудшения макроэкономической ситуации в стране. В результате, по оценкам «Эксперт РА», новый бизнес (стоимость имущества) за 9 месяцев текущего года составил около 522 млрд руб. (сокращение по отношению к 3 кварталам 2013г. - около 10%), а сумма новых лизинговых договоров – 754 млрд руб. (сокращение почти на 20%). Объем нового бизнеса за январь-сентябрь 2014г. показал отрицательные темпы прироста, чего не наблюдалось за первые 9 месяцев на протяжении последних трех лет (см. график 1).

 

Главная тенденция рынка лизинга первого полугодия – наращивание «розничных» сделок – продолжилась (прирост нового бизнеса к 9 месяцам 2013г. составил около 44%), этому поспособствовало сокращение крупных сделок на рынке и переключение на лизинг части банковских клиентов, получивших отказ в кредите. Доля МСБ в структуре нового бизнеса за январь-сентябрь текущего года выросла до 53% (годом ранее около 33%), доля крупного бизнеса снизилась до 45% (66% годом ранее), на госучреждения теперь приходится 1,3% (+0,2 п.п.), а на физические лица (без ИП) - 0,5% (+0,4 п.п.). Индекс «розничности» подтверждает изменения в структуре рынка: по сравнению с 9 месяцами 2013г. он вырос на 9,5 п.п. (см. таблицу 1).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 9 мес. 2011 2011 9 мес. 2012 2012 9 мес. 2013 2013 9 мес. 2014 2014
(прогноз оптим./пессим.)
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 543 741 555 770 583 783 522 734/630
Темпы прироста (период к периоду), % 130,8 64,6 2,2 3,9 5,0 1,7 -10,4 -
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 920 1 300 965 1 320 940 1 300 754 1 050 / 900
Темпы прироста (период к периоду), % 119,0 79,3 4,9 1,5 -2,6 -1,5 -19,8 -
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % 68 66 65 63 67 65 61 -
Индекс «розничности» 1, % 22 23 26 28 32 35 44,5 -
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 360 540 380 560 520 650 550 690
Объем профинансированных средств, млрд рублей 509 737 434 640 460 780 505 800/680
Совокупный портфель лизинго­вых компаний, млрд рублей 1 600 1 860 2 350 2 530 2 650 2 900 2 950 3 200 / 3 050
Номинальный ВВП России, млрд рублей (по данным Росстата) - 55 798,7 - 62 356,9 - 66 689,1 - 73 993*
Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, % - 1,3 - 1,2 - 1,1 - 1

1 Индекс «розничности» рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику.

* ФЗ N 216-ФЗ от 03.12.2012 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

Источник: «Эксперт РА» (RAEX), по результатам анкетирования ЛК

Ориентир на автолизинг

Лидером рынка за 9 месяцев 2014г. вновь стал ВЭБ-лизинг (см. таблицу 2), объем нового бизнеса которого составил 85,7 млрд руб. (+8,7% к аналогичному периоду 2013г.). Второе место занял ВТБ Лизинг, поднявшись на одну позицию и продемонстрировав самые высокие темпы прироста среди компаний ТОП-10 (+67,5%). Третью позицию занимает компания Европлан, специализирующаяся на автолизинге. В совокупности на тройку лидеров за 3 квартала 2014г. приходится около 38% всего объема нового бизнеса (годом ранее – 32%).

За 9 месяцев 2014г. лидеры показали разнонаправленные тенденции. В результате если концентрация на крупнейшем игроке рынка возросла (доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 16,4%, тогда как за 9 месяцев 2013г. – 13,5%, а за 2012г. – 24%), то концентрация на топ-10 компаний наоборот снизилась (на них пришлось около 61% новых сделок против 54,3% за январь-сентябрь 2013г.).

 

Доля железнодорожной техники в сумме новых договоров значительно снизилась: с 37% за 9 месяцев 2013г. до 23,6% за 9 месяцев 2014г. Продемонстрировал отрицательную динамику и драйвер 2013 года - авиализинг (доля его снизилась с 15,8% до 10,1%). Рост прочих сегментов (отличных от ж/д-и авиатехники) суммарно составил около 13%. Доля автолизинга в сумме новых договоров продолжает увеличиваться: если за январь-сентябрь 2013г. она достигала 21,8%, то за аналогичный период 2014г. – уже 32,3% (см. таблицу 3).

Таблица 3. ТОП-10 сегментов рынка лизинга

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 9 мес. 2014, % Доля в сумме новых договоров за 9 мес. 2014, % Доля в сумме новых договоров за 9 мес. 2013, % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента по сумме новых договоров за 9 мес. 2014, % Доля в лизинговом портфеле на 01.10.2014, %
Железнодорожная техника 25,4 23,6 37,0 -48,9 46,7
Грузовой автотранспорт* 16,5 17,3 12,3 12,8 7,3
Легковые автомобили 15,2 15,0 9,5 27,0 5,5
Авиационный транспорт 12,3 10,1 15,8 -48,5 17,4
Строительная и дорожно-строительная техника 11,0 11,0 7,6 15,9 4,6
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 2,7 3,1 2,8 -12,5 2,4
Сельскохозяйственная техника и скот** 2,7 2,9 3,1 -26,2 2,4
Недвижимость (здания и сооружения) 1,7 2,1 0,6 174,7 2,1
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 1,6 1,8 1,7 -14,2 2,3
Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 1,1 1,0 0,8 3,1 0,4
Суда (морские и речные) 1,1 1,4 0,8 39,8 2,1
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры 1,0 1,2 0,3 246,5 0,3
Оборудование для ЖКХ 0,8 0,9 0,4 71,8 0,5
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов 0,7 0,7 0,7 -16,8 0,5
Полиграфическое оборудование 0,4 0,4 0,2 70,1 0,2
Энергетическое оборудование 0,3 1,2 0,5 91,6 1,3
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,04 0,9 0,1 1395,4 0,30
Прочее оборудование 5,3 5,5 5,9 -25,8 3,8

* Без учета компаний Скания Лизинг и ВФС Восток.

** При оценке доли сегмента экспертно учтена и компания Росагролизинг.

Источник: «Эксперт РА» (RAEX), по результатам анкетирования ЛК

Жертвуя маржой

Главными вызовами для лизинговых компаний в 2014 году, как и прогнозировалось «Экспертом РА» годом ранее, стали удорожание кредитных ресурсов и снижение уровня платежеспособности клиентов.

Снижение ликвидности в банковском секторе, а также сокращение доступа к западным долговым рынкам, негативно сказались на стоимости пассивов для лизинговых компаний (см. график 3). Последние, столкнувшись с удорожанием и сокращением объемов фондирования, все чаще отказывают клиентам в финансировании долгосрочных проектов. В условиях нестабильности курса рубля и роста ставок по заемным средствам лизингодатели отдают предпочтение сделкам с короткими сроками и небольшими объемами финансирования, спрос на которые обеспечивают представители малого и среднего бизнеса. Из-за сворачивания крупных сделок и значительного удорожания длинных кредитов, наращивание сделок с МСБ, по оценке «Эксперта РА», продолжится и в 4 квартале 2014 года. Однако рост сделок с МСБ, по нашим прогнозам, не сможет изменить динамику рынка и не удержит его от дальнейшего сокращения. Кроме того, в случае рецессии экономики представители малого и среднего бизнеса будут испытывать серьезные проблемы с уплатой лизинговых платежей, что может привести к росту уровня проблемной задолженности на рынке.

 

Несмотря на повышение ставок по кредитам и рост объема просроченных платежей, около 60% компаний, участвовавших в исследовании, не ужесточили условия и не повышали ставки по лизинговым договорам в июле-сентябре текущего года. Как правило, к ним относятся лизингодатели, не испытывающие серьезных проблем с ликвидностью (госкомпании и дочерние компании банков). Компании с высоким уровнем маржи (см. график 4), частью которой они могут пожертвовать ради удержания старых и привлечения новых клиентов, также не пересматривали условия договоров.

По оценкам «Эксперт РА», наибольшую маржу имеют лизингодатели, у которых основная часть портфеля приходится на строительную технику, легковой и грузовой автотранспорт (максимальная маржа от 10% до 15%). Компании, предоставляющие в лизинг железнодорожную технику, продемонстрировали наименьшую маржу (минимальная маржа около 1,5%). Причина - невысокие тарифы на отдельные виды вагонов в условиях их профицита, а также преобладание в сегменте сделок между крупными лизингодателями и лизингополучателями. Между тем, несмотря на риски снижения рентабельности бизнеса, большинство лизинговых компаний не планирует сокращать издержки в ближайшей перспективе, ссылаясь на проведение оптимизации расходов после кризиса 2008-го года.

График 4. Средняя маржа в разрезе собственников лизингодателей



Источник: «Эксперт РА» (RAEX), по результатам анкетирования ЛК

В поисках фондирования

Сокращение банковского кредитования в финансировании крупных лизинговых проектов в связи с ограничением доступа госбанков к западным рынкам капитала, подтолкнуло лизингодателей к поиску альтернативных источников средств.

Крупные лизинговые компании присматриваются к банкам Азиатско-Тихоокеанского региона или Ближнего Востока. «ГТЛК уже вышла на азиатский рынок, и мы планируем активизировать свою работу в этом направлении. В октябре ГТЛК и Промышленный и коммерческий банк Китая заключили соглашение о финансировании приобретения трех новых Вoeing 777-300ER для «Аэрофлота». Также мы с интересом смотрим и на арабский рынок капитала», - говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора ГТЛК.

Небольшие «розничные» компании, компенсируя недостаток средств, все активнее участвуют в региональных программах по поддержке малого и среднего бизнеса и планируют в 2015 году расширять сотрудничество с МСП Банком. Все больше в финансировании сделок лизингодатели (без госучастия в структуре собственности) используют собственные средства (+7 п.п. по сравнению с 9 месяцами 2013г.).

Такой источник как облигации (в т.ч. обеспеченные) при текущей конъюнктуре долгового рынка выглядит непривлекательным. Однако, стоит отметить, что облигациями активно пользовался лидер рынка - ВЭБ-лизинг (за 9 месяцев компания привлекла около 24 млрд руб.). Если сравнивать структуру фондирования сделок в целом по рынку и без учета госкомпаний, то можно увидеть, что доля облигаций с учетом госкомпаний составила 13,3%, а без них 4,3%, что примерно соответствует прошлому году. Тем не менее, для выхода на долговой рынок большего количества лизинговых компаний, экономика России должна преодолеть стагнацию.

 

Укротить кредитный риск

При отсутствии проблем в банковском секторе лизингодатель при нехватке ликвидности, связанной с ростом просроченных платежей, может привлечь банковские кредиты. В текущих условиях, когда объемы фондирования сократились и стали дороже, невысокое качество лизингового портфеля может серьезно угрожать финансовой устойчивости лизинговой компании.    

Согласно данным анкетирования средняя доля проблемной задолженности по рынку составила не менее 10% на 01.10.2014, против 3,5% на 01.10.2013. Лизингополучателями, для которых характерен наибольший рост просроченной задолженности, в 2014 году выступают компании, основная деятельность которых - строительство и грузоперевозки. У первых проблемы связаны с завершением строительства крупных инфраструктурных объектов, а у вторых как со снижением объема грузоперевозок, так и с ответными санкциями России. «Одним из наиболее проблемных сегментов сегодня стали логистические перевозки. В связи с санкциями и ответными мерами российского Правительства большинство логистов столкнусь с рядом сложностей, - отмечает Владимир Добровольский. - Компании, которые занимались перевозкой польских яблок или мороженого мяса из Евросоюза, сейчас пытаются переориентироваться на азиатский рынок».

При сегодняшнем состоянии экономики недочеты в системах риск-менеджмента могут стать фатальными для лизинговых компаний в ближайшие годы. Для снижения кредитного риска актуальным становится вопрос обеспеченности сделки: получение дополнительных поручительств (например, собственников лизингополучателя), качество залога и его страхование. Надежным обеспечением для сделок также является недвижимость: из-за государственной регистрации сделок затруднен незаконный вывод такого обеспечения.

В случае дальнейшего нарастания проблемных активов худшим результатом может стать уход отдельных компаний с лизингового рынка либо продажа портфелей. Ряд лизингодателей, обладающих значительными объемами финансовой поддержки, уже присматриваются к портфелям других участников рынка. Наибольшей популярностью будут пользоваться портфели с высокой долей ликвидного имущества (в первую очередь автотранспорт), а также с оборудованием от надежных и крупных поставщиков, что сможет заложить основу партнерским отношениям для наращивания портфеля в будущем. Поэтому в лизинговой отрасли возможна консолидация активов в рамках отдельных сегментов оборудования уже в 2015 году.

Далеко не уедем

Согласно негативному прогнозу «Эксперт РА» на 2014г., новый бизнес не превысит 630 млрд руб.. Пессимистичный прогноз предполагает, что ключевой сегмент рынка – ж/д техника -  сократится на 35% по отношению к 2013г. По мнению Агентства, в четвертом квартале не произойдет значительного обновления парка вагонов, т.к. это невыгодно операторам в условиях снижения перевозок. В связи с ожиданиями рецессии в экономике страны и серьезным ослаблением курса национальной валюты «Эксперт РА» считает данный прогноз базовым.

Позитивный сценарий подразумевает сокращение нового бизнеса на 5%, при этом его объем составит не более 750 млрд руб. В этом случае предполагается рост автолизинга на 15% и сокращение ж/д сегмента на 20%.

Таблица 4. В 2014 году новый бизнес может сократиться на 20%

Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления сегмента Прогноз прироста на 2014 год (негатив./позитив. прогноз), % Прирост в абсолютном выражении, млрд рублей (негатив./позитив. прогноз) Влияние на общий прирост нового бизнеса (негатив. прогноз), п. п. Влияние на общий прирост нового бизнеса (позитив. прогноз), п. п.
Железнодорожная техника Субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого (Постановление № 41 от 20.01.2014). Вступление в силу технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011). Возможное субсидирование государством затрат на приобретение локомотивов посредством лизинга для ОАО «РЖД». Сокращение ж/д перевозок, насыщение рынка, продолжающееся падение грузоперевозок из-за снижения цен на сырьевую продукцию -35 / -20 -94,9 / -54,2 - 12,5 -5,6
Авиатехника Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление № 1212 и пр.), возможная замена и модернизация авиапарка Замораживание/прекращение сделок с иностранными авиахолдингами из-за введенных санкций (например, «Добролет») -15 / -10 -17,5 / -11,7 - 2,3 -1,2
Грузовые и легковые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов, обновление автопарков за счет скидок по утилизации и Тrade-In Снижение перевозок, продолжающееся падение объема продаж автомобилей -5 / 15 -9,7 / 29,2 - 1,3 3,0
Прочие сегменты Отсутствие крупных государственных инвестпрограмм, падение потребительского спроса и рост инфляционных ожиданий -15 /-6 -30,0 / -2,0 - 3,9 -1,2
Итого прирост по рынку -20,0 -5,0

Источник: «Эксперт РА» (RAEX)

При реализации негативного прогноза «Эксперт РА» на 2015 год темпы прироста нового бизнеса будут в пределах минус 10-25% (в случае дальнейшего падения доли  ж/д- и авиасегментов на 10-20% и 5-15% соответственно). Данный прогноз также подразумевает значительное снижение темпов роста автолизинга (до 5%), т.к. падение продаж автомобилей продолжится и в следующем году, несмотря на возобновление госпрограммы по утилизации старых автомобилей.

Позитивный прогноз на следующий год подразумевает снижение напряженности в банковском секторе (прекращение роста процентных ставок). На лизинговый рынок может благоприятно повлиять начало запуска крупных масштабных госпроектов (чемпионат мира по футболу 2018, газопровод «Сила Сибири», инфраструктурные объекты Крыма и пр.). При этом, несмотря на увеличение доли «розничных» сделок в структуре новых договоров, они не смогут компенсировать сокращение крупных сегментов рынка (ж/д- и авиатранспорт). В результате снижение нового бизнеса в 2015 году может составить не более 5-10%.

По оценке «Эксперт РА», точкой роста лизинговой отрасли в ближайшие 2-3 года мог бы стать лизинг импортозамещающего оборудования. Согласно анкетированию, в среднем доля импортного оборудования в новом бизнесе лизинговых компаний за 9 месяцев 2014 года составила около 55% (годом ранее около 60%), при этом в ряде отраслей его доля составляет не менее 70%. Обострение внешнеполитической ситуации и введение экономических санкций в отношении ряда стратегических отраслей России подтолкнули Правительство РФ и крупные госкомпании к разработке программ, направленных на развитие импортозамещающих производств. Однако лизинг импортозамещающего оборудования сможет оказать поддержку рынку не ранее конца 2015 года и только лишь при успешной реализации госпрограмм по развитию отечественного производства.

2 В январе – октябре 2014 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 12,7%, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!