Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Кредитный климат стран и территорий Ипотечные сертификаты участия Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
(по запросам СМИ и общим вопросам работы PR-службы)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1650)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1656)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

«RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

В легком минусе

Роман Романовский

За счет роста в 3-м квартале рынок лизинга немного отыграл падение 1-го полугодия: по итогам 9 месяцев 2013 новый бизнес сократился на 3% (за 6 месяцев – минус 17%). Наибольшее сокращение пришлось на сделки финансового лизинга, в то время как оперативный лизинг вырос вдвое (с 39 до 75 млрд руб., доля – с 4% до 8%). Оперлизинг уже играет заметную роль в авиатехнике и ж/д транспорте, однако пока это нишевый продукт и драйвером рынка он станет не ранее чем через 2-3 года. В отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике прирост рынка лизинга и в 2013, и в 2014 гг. вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии.  

В третьем квартале 2013 года лизинговый рынок немного отыграл падение первого полугодия. Если за январь-июнь сокращение рынка составило впечатляющие 17%, то по итогам трех кварталов оно снизилось примерно до 3%. Прирост новых сделок в 3-м квартале 2013г. составил 37% по отношению к 3 кварталу 2012г. Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2013 года составил 940 млрд. руб. (график 1).

Отыграли падение

Тройка лидеров рынка - «ВЭБ-лизинг» (159 млрд руб. новых сделок), «ТрансФин-М» и  «Сбербанк Лизинг» (таблица 1). Годом ранее в топ-3 компаний входили «ВЭБ-лизинг», ВТБ Лизинг и «Сбербанк Лизинг». Концентрация на рынке по итогам 9 месяцев 2013 уменьшилась: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 17% (за 9 месяцев 2012 года – 26%, 2011-го– 20%, 2010-го – 15%). Доля 10 крупнейших компаний наоборот подросла – на них пришлось 67% новых сделок (за 9 мес. 2012 – 65%, в 2011 – 68%, в 2010– 58%).

 

Определенный рост спроса в 2013 году наблюдался в части возвратного лизинга – его доля выросла с 1% за 9 мес. 2012 г. до 5% за 9 мес. текущего года. Повышению интереса к этому инструменту способствовала отмена налога на имущество с начала года – для ряда компаний, не так давно приобретавших новое оборудование, оказалось целесообразным реализовать его и приобрести вновь уже в лизинг. В то же время, три четверти объема сделок возвратного лизинга за 9 месяцев 2013 г. заняла одна сделка в сегменте ж/д техники, поэтому дальнейшей массовой активности в данном сегменте большинство лизингодателей не ожидает, а условием повышения спроса они видят скорее ухудшение экономической ситуации (что заставит клиентов искать дополнительные источники средств), нежели налоговую оптимизацию.

«Тенденцией 2013 года, которую необходимо отметить, является повышение интереса лизингодателей к сегменту госзакупок. Борьба за контракты на тендерах, проводящихся по 94-ФЗ и 223-ФЗ, значительно обострилась. Сегодня на конкурс может прийти до 5-6 лизингодателей, тогда как совсем недавно на тендеры приходили один, в лучшем случае два участника. ГТЛК уже давно участвует в различных тендерах, в том числе муниципальных, и обострение конкуренции на этом рынке мы оцениваем как положительное явление», - говорит Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании.

Снижение доли железнодорожной техники, отмеченное в 1 полугодии 2013 года, прекратилось: в третьем квартале тройка лидеров данного сегмента заключила новых сделок в сумме более чем на 100 млрд. руб. (график 2). В результате доля ж/д сегмента увеличилась с 34% за 1 пол 2013г. до 37% по итогам 9 мес. 2013г. Тем не менее, по отношению к аналогичному периоду 2012 года все еще наблюдается сокращение: доля ж/д сделок тогда составляла 54%. Отмеченные выше новые сделки ж/д лизинга, на наш взгляд, можно рассматривать скорее как разовое явление, и они пока еще не означают начало восстановления сегмента. 

Прочие сегменты рынка (без учета ж/д техники) суммарно выросли на 33%. Существенный вклад сегмента авиализинга в общий прирост рынка сохранился – доля сегмента за год увеличилась с 3% до 16%. Доли грузового и легкового автотранспорта также увеличились, в сумме они составили около 22% нового бизнеса за 9 месяцев 2013 года.

 

Оперативный лизинг набирает обороты

Сокращение рынка пришлось на финансовый лизинг, при этом оперативный лизинг за год увеличился вдвое - по итогам 9 месяцев 2013 года такие сделки заняли 8% рынка (график 3). Пока, однако, оперативный лизинг – это сегмент лишь нескольких игроков, сегодня в нем работают немногим более 20 компаний (таблица 2).

Важнейшими препятствиями для роста оперативного лизинга являются отсутствие развитого эффективного вторичного рынка имущества, законодательная неопределенность в отношении данного вида лизинга, низкая культура эксплуатации (более пренебрежительное отношение к «чужому» имуществу) и отсутствие налоговых  преференций участникам сделок оперативного лизинга.

«Важным сдерживающим фактором выступает российский менталитет: бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду, - комментирует Максим Агаджанов, генеральный директор ЗАО «Газпромбанк Лизинг». - Не стоит также забывать и о том, что группы влияния у лизингополучателя могут сопротивляться передаче сервисов по обслуживанию предмета лизинга (например, техобслуживания автомобиля) сторонней сервисной или лизинговой компании».

Несмотря на указанные ограничения, во время стагнации экономики возможен рост спроса на оперативный лизинг со стороны ряда лизингополучателей, опасающихся приобретать актив в собственность и предпочитающих взять оборудование в аренду под конкретный проект.

 

Таблица 2. Топ-10 лизингодателей по объему сделок оперативного лизинга

  Компания Сумма новых сделок оперативного лизинга за 9 мес. 2013г., млн. руб. Доля оперлизинга в новом бизнесе компании за 9 мес. 2013г.
1 "ТрансФин-М" 25 122,7 25,2%
2 "СБЕРБАНК ЛИЗИНГ" (ГК) 24 628,4 26,7%
3 Brunswick Rail 8 738,4 100,0%
4 "КАМАЗ-ЛИЗИНГ" (ГК) 5 196,4 56,2%
5 «Транслизинг-сервис» 2 535,0 100,0%
6 «Газтехлизинг» 912,6 3,9%
7 "МСП Лизинг" 298,2 16,6%
8 ЯрКамп Лизинг ГК 276,7 12,9%
9 "ЮГРА-ЛИЗИНГ" 233,2 3,7%
10 "Сибирская лизинговая компания" 215,7 5,6%

Источник: "Эксперт РА" по данным анкетирования ЛК

 

Становимся на крыло

Рост объемов  оперативного лизинга коррелирует с ростом доли авиасегмента в целом по рынку - значимую часть лизинга самолетов составляют сделки оперативного лизинга. Суммарно на сегменты ж/д и авиа техники пришлось 86% сделок оперативного лизинга. Снижение доли ж/д техники и одновременный значительный рост авиаконтрактов в оперативном лизинге – характерная тенденция последних пяти лет (график 4). Существенная доля сделок оперативного лизинга отмечена также в сегментах ж/д техники (традиционно), автобусов и микроавтобусов, деревообрабатывающего оборудования, легкового и грузового автотранспорта и недвижимости.

 

 

В сегменте авиатехники на оперативный лизинг пришлась почти пятая часть сделок (график 5). На наш взгляд, стимулирующие программы государства и активный выход на рынок после 2008 года дочерних компаний госбанков, имеющих доступ к относительно недорогому фондированию, повысили привлекательность отечественного финансового рынка для российских авиакомпаний, зачастую приобретавших воздушные суда у иностранных лизингодателей. Тем не менее, сегмент оперативного лизинга самолетов в 2013 году – фактически сегмент одного игрока, весь объем сделок пришелся на компанию «Сбербанк Лизинг».  В 2010 году (первое полугодие) сегмент делили пополам две компании – ОАО ВТБ Лизинг и «Ильюшин Финанс Ко» заключили за этот период примерно равный объем сделок.  По мнению участников рынка, спрос в данном сегменте ограничен - крупных финансово устойчивых авиакомпаний не много, и большинство из них свои текущие потребности в самолетах уже удовлетворили.

В сегменте оперативного лизинга подвижного состава за 9 месяцев 2013 года активно заключали сделки 4 компании, при этом более 60% сделок пришлось на крупнейшего участника – компанию «ТрансФин-М» (таблица 3). «В сегменте железнодорожного транспорта есть несколько компаний, специализирующихся на оперативном лизинге, - комментирует Олег Литовкин, генеральный директор ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ». – Но то, как они осуществляют оперативный лизинг, на весь рынок никак не влияет, потому что это закрытый сегмент рынка. Чтобы быть эффективным в оперативном лизинге, необходимо иметь 10-20 тыс. вагонов. Чтобы только войти в этот бизнес, нужно иметь 6-7-летнюю историю. При этом новичков никто не ждет, там нет открытых ниш. Поэтому очень важно разделять оперативный лизинг подвижного состава и оперативный лизинг в других сегментах».

Таблица 3. Рэнкинг лизингодателей в сегменте оперативного лизинга подвижного состава

Место Компания Сумма новых сделок за 9 мес. 2013, млн. руб.
1 "ТрансФин-М" 25 122,7
2 Brunswick Rail 8 738,4
3 «Транслизинг-сервис» 2 535,0
4 Балтинвест 46,8

Источник: "Эксперт РА" по данным анкетирования ЛК

Сегмент оперативного лизинга грузового автотранспорта, хотя и оказался самым высококонкурентным с точки зрения числа компаний, сохраняет высокую концентрацию: около 85% сделок в нем пришлось на ЛК «КАМАЗ-ЛИЗИНГ».

Концентрация в сегменте оперативного лизинга легковых автомобилей, по нашей оценке, также высока. Доля сегмента была оценена нами экспертно, в связи с отсутствием среди респондентов исследования ведущих компаний данного сегмента, таких как ARVAL и ALD Automotive. Доля легковых автомобилей в структуре сделок оперативного лизинга, по нашей оценке, составляет  менее 4%. Согласно данным Leaseurope, в 2012 году в Европе в краткосрочную аренду было приобретено более 550 тысяч машин. Количество приобретаемых машин в оперлизинг  на отечественном рынке можно оценить примерно в 5-8 тыс. штук (за 9 месяцев 2013 года). Доля России в общеевропейском сегменте оперативного автолизинга таким образом составляет всего около 1,5%.

Сегмент, в котором можно ожидать быстрого развития оперативного лизинга – строительная техника, по данным анкетирования, пока не занимает даже 1% этого рынка. Потенциал развития оперативного лизинга в данном сегменте обусловлен как рядом проектов, для которых подрядчикам техника понадобится на время, так и растущими темпами жилищного строительства.

В целом лизингодатели видят активное развитие рынка оперативного лизинга лишь в отдаленной перспективе. Развивать же его в собственной деятельности в ближайшие два года собираются лишь 10-15% опрошенных компаний.

По прогнозам «Эксперт РА», в ближайшие 2-3 года развитие оперлизинга будет идти медленно из-за стагнации экономики, рывки за счет крупных сделок будут перемежаться с провалами. Но новый экономический подъем может совпасть с «созреванием» ряда вторичных рынков оборудования, ростом их ликвидности. В этот момент возможны высокие темпы роста оперативного лизинга уже в розничных сегментах.  Однако чтобы  «оседлать»  эту волну, нарабатывать соответствующие компетенции компаниям нужно уже сегодня. «Судя по конъюнктуре рынка и развитию российской экономики, в ближайшие 8 - 10 лет  действительно можно ожидать роста спроса на оперативный лизинг, - считает Дмитрий Ерошок, генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг».  - Наша компания уже прилагает усилия для работы в данном сегменте – в частности, в конце августа был заключен ряд важнейших соглашений с компаниями «ГСС» и «Иркут», достигнута договоренность о создании финансовой  инфраструктуры по продвижению на отечественном и мировом рынках самолетов Sukhoi Superjet 100 с использованием механизма операционного лизинга».

Не более 5%

По нашим оценкам, при оптимистичном сценарии рынок лизинга (новые сделки) в текущем году может вырасти до 5%, а его объем при этом составит 1,39 трлн. руб. Оптимистичный сценарий подразумевает, что доля сделок в ж/д сегменте в 4-м квартале 2013г. составит около 30% (от годового объема сегмента), в авиасегменте – около 25%. При пессимистичном сценарии сокращение рынка может составить до 8%, а его объем - 1,21 трлн руб. Пессимистичный сценарий предполагает, что сделки в сегменте авиализинга 4 квартале составят 7-10% от годового объема, а в сегменте ж/д техники доля сделок 4-го квартала составит около 20%.

В зависимости от того, успеют ли компании провести готовящиеся новые крупные сделки до конца года, темпы прироста нового бизнеса будут находиться в диапазоне от -8% до +5%, при этом базовый прогноз – нулевые темпы прироста рынка.

Таблица 4. В 2013 году сегмент ж/д техники тормозит развитие рынка

Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления сегмента Динамика сегмента за 9 мес 2013 г. Прогноз прироста на 2013г. Влияние на общий прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п.п. Влияние на общий прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п.п.
Железнодо­рожная техника Рост спроса на лизинг со стороны перевозчи­ков, ожидавших снижения цен на вагоны Падение ставок аренды ж/д состава, сокращение ж/д перевозок -33,2% -20% / -8,2 -4,0
Авиатехника Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление 1212 и пр.), новые контракты в рамках МАКС-2013 Конкуренция со стороны иност­ранных лизинговых компаний (нерезидентов) 412,8% +40% / +75% 3,4 6,5
Легковые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов Негативная динамика продаж легковых автомобилей 12,0% +10% / +15% 0,8 1,3
Грузовые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов Падение объемов перевозок, промышленного производства 16,4% +15% / +20% 1,6 2,2
Строительная техника Положительные темпы прироста жилищного строительства Высвобождение и выход на рынок строитель­ной техники, ранее задействованной в масштабных госпроектах 57,9% +40% / +60% 1,8 2,7
Прочие сегменты   Сокращение инвестпрограмм, объемов промышленного производства, сокращение масштабных проектов (окончание строительства к Олимпиаде и Универсиаде) -11% -30% / -15% -7,8 -3,9
Итого прирост по рынку -8,2 5,0

Источник: «Эксперт РА»

Поскольку динамика лизингового рынка следует за динамикой инвестиций, снижение активности в этой сфере обуславливает невысокие темпы прироста рынка лизинга. По прогнозу «Эксперт РА», темпы прироста новых сделок в 2014 году могут составить минус 5-12% (пессимистичный прогноз, в случае дальнейшего сокращения ж/д сегмента на 10-15%, и сокращения авиасделок в результате эффекта «высокой базы» на 20-30%), либо 0-5% (при неуменьшении объемов  ж/д и авиасегмента и небольшом росте автотранспортных сегментов (до 15%) - оптимистичный прогноз).  

«С учетом сложной макроэкономической ситуации в мире и в России в 2014 году мы рассчитываем на сохранение текущего уровня лизингового портфеля. С нашей точки зрения драйверами роста будут сегменты лизинга автотранспортных средств и дорожно-строительной техники, авиализинга, оборудования для нефтегазовой отрасли», – говорит Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО ВТБ Лизинг.

Доля оперативного лизинга в целом по рынку в 2014 году может составить до 10%, его развитие во многом будет зависеть от того, удастся ли отечественным лизингодателям переключить на себя внимание авиакомпаний, часто приобретающих самолеты у иностранных лизингодателей.

Журнал «Банки и деловой мир»


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!